Кредитно-денежная политика государства и ее особенности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 20:46, курсовая работа

Описание работы

Целью написания работы является раскрытие сущности денежно-кредитной политики. адачами служат изучение целей и инструментов денежно-кредитной политики, а также особенности ее осуществления в России. Это обусловило структуру курсовой работы.
В первой главе курсовой работы отражена сущность денежно-кредитной политики, а также инструменты, регулирующие ее. А так же виды кредитно-денежной политики.
Вторая глава посвящена инструментам, целям и направлениям денежно-кредитной политики в России. Так же во второй главе раскрываются проблемы денежно-кредитной

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1.Кредитно-денежная политика и ее роль в экономике
1.1 Содержание и инструменты кредитно-денежной политики
1.2 Виды кредитно-денежной политики и ее влияние на экономику
Глава 2. Особенности современной кредитно-денежной политики в России
2.1Кредитно-денежная политика в России: цели, инструменты, направления
2.2 Проблемы кредитно-денежной политики в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

KR_GOTOV_J_33__33.docx

— 57.32 Кб (Скачать)

Политика  «дорогих» денег имеет своей  целью ограничение денежного  предложения, с тем чтобы сократить совокупные расходы и снижать темпы инфляции. Она включает следующие мероприятия:

1) повышение учетной ставки процента, что выступает антистимулом для заимствований коммерческих банков у центрального банка;

2) продажа центральным банком  государственных ценных бумаг на открытом рынке;

3)  увеличение нормы резервных  требований, что сократит избыточные  резервы и уменьшит мультипликатор  денежного предложения.

Помимо общих  методов денежно-кредитного регулирования, влияющих на весь денежный рынок в  целом, центральные банки используют и селективные методы, предназначенные  для регулирования конкретных видов  кредита (например, прямое ограничение размеров банковских кредитов на потребительские нужды, под биржевые ценные бумаги, установление пределов ссуд для одного заемщика и т.п.).

Моральное воздействие  — рекомендации, заявления, собеседования  традиционно играют важную роль в  денежно-кредитной политике многих развитых стран.4

 Разумный банковский надзор — различные методы контроля за функционированием банков с точки зрения обеспечения их безопасности на основе сбора информации, требования соблюдения определенных балансовых коэффициентов.5

Контроль  за рынком капиталов — порядок выпуска акций и облигаций, включая стандартные правила-требования, очередность эмиссии, официальный предел внешних заимствований относительно самофинансирования, квоты выпуска облигаций и др.

Допуск к  рынкам — регулирование открытия новых банков, разрешение операций иностранным банковским учреждениям. Количественные ограничения — потолки  ставок, прямое ограничение кредитования, периодическое «замораживание»  процентных ставок. Регулирование конкретных видов кредита в целях стимулирования или сдерживания развития определенных отраслей называется селективным контролем.

 Валютные  интервенции — купля-продажа  валюты для воздействия 'на  курс и, следовательно, на спрос  и предложение денежной единицы  (наличные и срочные сделки, свопы). Непременно учитывается связь  валютных операций с денежным  обращением, в частности, практикуется  «стерилизация» интервенций, т.е.  одновременно проводятся кре-гдитные мероприятия для нейтрализации негативного воздействия.

Управление  государственным долгом. Эмиссия  гособлигаций нейтрализует ликвидность банков, связывает их средства, и поэтому масштабы госдолга, техника его эмиссии, форма размещения имеют большое значение для контроля за денежным обращением. Так, выпуск долговых обязательств сверх реальных потребностей может использоваться для изъятия избыточной ликвидности, а активное сальдо бюджета и погашение части долга вместо рефинансирования равнозначно увеличению ликвидности банковской системы.

Таргетирование — установление целевых ориентиров роста одного или нескольких показателей денежной массы.

Регулирование форвардных и фьючерсных операций путем  установления обязательной маржи, т.е. реально вносимой суммы по сделке.

Указанные и  другие инструменты денежно-кредитной  политики, будь то политика «дорогих» (рестриктивная политика) или «дешевых» (экспансионистская политика) денег, могут быть эффективными только в условиях тесной увязки с фискальной политикой, законодательством.

Денежная  политика, так же как и фискальная, имеет свои плюсы и минусы. К  ее сильным сторонам можно отнести  быстроту и гибкость, меньшую по сравнению с фискальной политикой  зависимость от политического давления, ее большую консервативность в политическом отношении.

Выше уже  были упомянуты политика дорогих  денег (рестрикционная) и политика дешевых денег (экспансионистская). В этом разделе мы увидим, в чем она заключается и каков механизм реализации той или иной.

     Пусть экономика столкнулась  с безработицей и со снижением  цен. Следовательно, необходимо  увеличить предложение денег. Для достижения данной цели применяют политику дешевых денег, которая заключается в следующих мерах.

 Во-первых, центральный банк должен совершить  покупку ценных бумаг на открытом  рынке у населения и у коммерческих  банков. Во-вторых, необходимо провести  понижение учетной ставки и,  в-третьих, нужно нормативы по  резервным отчислениям.

 В результате  проведенных мер увеличатся избыточные  резервы системы коммерческих  банков. Так как избыточные резервы  являются основой увеличения  денежного предложения коммерческими  банками путем кредитования, то  можно ожидать, что предложение  денег в стране возрастет. Увеличение  денежного предложения понизит  процентную ставку, вызывая рост  инвестиций и увеличение равновесного  чистого национального продукта.

Из вышесказанного можно заключить, что в задачу данной политики входит сделать кредит дешевым и легко доступным  с тем , чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость.

 В ситуации, когда экономика сталкивается  с излишними расходами, что  порождает инфляционные процессы, центральный банк должен попытаться  понизить общие расходы путем  ограничения или сокращения предложения  денег. Чтобы решить эту проблему, необходимо понизить резервы  коммерческих банков. Это осуществляется  следующим образом. Центральный  банк должен продавать государственные  облигации на открытом рынке  для того, чтобы урезать резервы  коммерческих банков. Затем необходимо  увеличить резервную норму, что  автоматически освобождает коммерческие  банки от избыточных резервов.

Третья мера заключается в поднятии учетной  ставки для снижения интереса коммерческих банков к увеличению своих резервов посредством заимствования у  центрального банка.

Приведенную выше систему мер называют политикой  дорогих денег. В результате ее проведения банки обнаруживают, что их резервы  слишком малы, чтобы удовлетворить  предписываемой законом резервной  норме , то есть их текущий счет слишком велик по отношению к их резервам. Поэтому, чтобы выполнить требование резервной нормы при недостаточных резервах, банкам следует сохранить свои текущие счета, воздержавшись от выдачи новых ссуд, после того как старые выплачены. Вследствие этого денежное предложение сократится, вызывая повышение нормы процента, а рост 6процентной ставки сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая инфляцию.

 Цель  политики заключается в ограничении  предложения денег, то есть  снижения доступности кредита  и увеличения его издержек  для того, чтобы понизить расходы  и сдержать инфляционное давление.

Необходимо  отметить сильные и слабые стороны  использования методов денежно-кредитного регулирования при оказании воздействия  на экономику страны в целом.

В пользу монетарной политики можно привести следующие  доводы.

Во-первых, быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой. Известно, что применение фискальной политики может быть отложено на долгое время из-за обсуждения в  законодательных органах власти.

 Иначе  обстоит дело с денежно-кредитной  политикой. Центральный банк и  другие органы, регулирующие кредитно-денежную  сферу, могут ежедневно принимать  решения о покупке и продаже  ценных бумаг и тем самым  влиять на денежное предложение  и процентную ставку.

 Второй  немаловажный аспект связан с  тем, что в развитых странах  данная политика изолирована  от политического давления, кроме  того, она по своей природе  мягче, чем фискальная политика  и действует тоньше и потому  представляется более приемлемой  в политическом отношении.

 Но существует  и ряд негативных моментов. Политика  дорогих денег, если ее проводить  достаточно энергично, действительно  способна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов. А это означает ограничение предложения денег.

 Политика  дешевых денег может обеспечить  коммерческим банкам необходимые  резервы, то есть возможность  предоставления ссуд, однако она  не в состоянии гарантировать,  что банки действительно выдадут  ссуду и предложение денег  увеличится. При такой ситуации  действия данной политики окажутся  малоэффективными. Данное явление  называется цикличной асимметрией, причем она может оказаться серьезной помехой денежно-кредитного регулирования во время депрессии. В более нормальные периоды увеличение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и, тем самым, к росту денежного предложения.

Другой негативный фактор, замеченный некоторыми неокейнсианцами, заключается в следующем. Скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым тормозя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, то есть когда предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, весьма вероятно падение скорости обращения денег. Иными словами, при дешевых деньгах скорость обращения денег снижается, при обратном ходе событий политика дорогих денег вызывает увеличение скорости обращения.

А нам известно, что общие расходы могут рассматриваться  как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег. И, следовательно, при политике дешевых денег, как  было сказано выше, скорость обращения  денежной массы падает, а, значит, и  общие расходы сокращаются, что  противоречит целям политики. Аналогичное  явление происходит при политике дорогих денег.7

 

Глава II. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ.

 

2.1. Кредитно- денежная политика в России: цели, инструменты, направления.

 

Особенностью  современной денежно-кредитной политики России является то, что эта политика осуществляется в переходный период от плановой экономики к рыночной.

Денежно-кредитная  политика 1992-1993 г.г. характеризуется  отсутствием постоянных целевых  ориентиров.8 Активно проводилась денежная экспансия. Правительство и Банк России действовали несогласованно. В 1994 г. основными инструментами денежно-кредитной политики стали: рефинансирование коммерческих банков, процентная политика, нормативы обязательных резервов, операции с государственными ценными бумагами. Приобрела острый характер проблема стабилизации курса рубля, являющегося национальной валютой РФ.9

Главным итогом 1995 г. стал перелом негативных инфляционных процессов. Банк России установил предел прироста денежной массы и границы  курса рубля по отношению к  доллару. В то же время, интенсивные  внутренние заимствования правительства  тормозили процесс снижения процентных ставок. Это препятствовало формированию условий для экономического роста. В 1996 г. работа по сдерживанию инфляции продолжилась.

 Оценивая  эффективность денежно-кредитной  политики в 1997 г., следует отметить, что впервые за 6 лет реформ  российская экономика преодолела  нулевой барьер в основных  макроэкономических показателях.  ВВП впервые вырос на 0,4%. Банк России был вынужден проводить валютные интервенции.

 В 1998 г.  ЦБ РФ проводил денежно-кредитную  политику, направленную на поддержание  стабильности внутренней и внешней  покупательной способности рубля.  Поддержание заявленного курса  рубля сопровождалось сокращением  золото-валютных резервов.

 В августе  1998 г. государство отказалось  от политики валютного коридора. В 1999 г. промежуточной целью  денежно-кредитной политики стало  поддержание темпов роста денежной  массы. ВВП вырос на 5,4%. Рост  индекса потребительских цен  составил 36,59%. В 2000 г. в связи  с отсутствием реальной инфляционной  угрозы не предпринималось мер,  направленных на ограничение  прироста денежной массы.

 В этом  году денежно-кредитная политика  приблизилась к принципу целевой  инфляции. Ее темп составил 20,1% в  год. Рост ВВП 9%. В 2001 г. политика  ценовой инфляции продолжилась. ЦБ РФ начал накапливать золото-валютные резервы. Инфляция составила 18,6%, рост ВВП 5%.10 Денежно-кредитная политика в 2002-2003 г.г. характеризуется продолжением применения принципа целевой инфляции и использование прироста денежной массы в качестве ориентира развития экономики. В 2004 г. продолжается рост экономической активности. Объем ВВП увеличился на 7,4%. На 30,4 млрд. долларов США увеличились золотовалютные резервы. В 2005 г. рост мировых цен на сырье, поставляемой РФ за рубеж, продолжился. Темп роста промышленного производства составил 4%, инфляция составила 7,1%.11

Инфляция  в РФ с 1 января по 16 октября 2006 года составила 7,4%. Об этом сообщил 24.10.06 глава  МЭРТ Герман Греф на совещании президента РФ Владимира Путина с членами кабинета министров.12

Инфляция  в России к 29 декабря 2008 года составила 13,3 процента. Об этом говорится в  сообщении Росстата. Ранее Минэкономразвития  ожидало роста потребительских  цен по итогам 2008 года на уровне 11,8 процента. Причиной роста цен стали последствия  глобального финансового кризиса, вызвавшего увеличение инфляции и во многих других странах мира. 13

Эволюция  целей денежно-кредитной политики России в 1992-2006 г.г. выглядит следующим  образом:

1992 г. – сохранение управляемости  в народном хозяйстве, поддержание  ликвидности предприятий и противодействие  инфляционному давлению;

1993 г. – сокращение инфляции  и ограничение темпов спада  в экономике;

1994 г. – снижение инфляции, создание  условий для стабилизации производства  и осуществление институциональных  и структурных изменений;

1995 г. – снижение инфляции  в среднем на 4% в месяц в  течение года, соответствие динамики  предложения денег задаче проведения  антиинфляционного экономического  курса;

Информация о работе Кредитно-денежная политика государства и ее особенности в России