Кредитная система в Республике Казахстан в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 12:29, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – это изучение развития кредитной системы в Казахстане и ее характеристика на современном этапе.
В соответствии с поставленной целью были разработаны задачи исследования, подлежащие разработке:
- раскрытие теоретических аспектов применения банковских заемных
средств;
- анализ развития кредитной системы в Республике Казахстан;
- выявление проблем развития кредитной деятельности и разработка мероприятий по их устранению.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Понятие и основные элементы кредитной системы…………………4
Понятие кредитной системы, ее структура……………………4
1.2 Кредитная система и виды кредитных институтов…………....7
Кредитная система в Республике Казахстан в современных
условиях……………………………………………………………….13
Анализ развития банков второго уровня в Казахстане……...13
Основные проблемы развития кредитной системы в настоящее время……………………………………………………………18
Основные направления совершенствования кредитной системы РК в современных условиях…………………………………..20

Заключение……………………………………………………………….24
Список использованной литературы…………………………………....27

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ!!!!.doc

— 213.50 Кб (Скачать)

      1.2 Кредитная система и виды кредитных институтов 

      Под системой вообще понимается нечто целое, представляющее собой единство закономерно  расположенных и находящихся во взаимной связи частей1. Термин «система» в переводе с греческого языка означает  «целое, составленное из частей».

      Любая система, таким образом, представляет собой целостную органичную связь  между ее элементами (субъектами). Взаимодействие элементов системы может иметь  формы не только горизонтального (например, в форме реализации договорных отношений между ними), но и вертикального характера (например, в форме односторонне-властного контроля и надзора одного элемента над другим). Наличие взаимосвязи между элементами системы позволяет также иметь представление о системе не просто как о совокупности отдельных ее элементов, но и как органически цельной структуре.

      Понятие кредитной системы необходимо раскрывать через призму этих и других свойств  системы вообще.

      Иерархичность кредитной системы означает наличие  в ней подсистем.

      Например, подсистемами кредитной системы являются система государственных органов, осуществляющих регулирование, контроль и надзор; система лиц, непосредственно осуществляющих банковскую деятельность и пр. В свою очередь, сама кредитная система представляет собой часть (или подсистему) финансовой системы страны.

      Целостность кредитной системы означает затруднительность  или невозможность функционирования всей кредитной системы без наличия  какого-либо ее элемента. Существование  какого-либо элемента в отрыве от связи  с другими элементами в рамках данной системы теряет смысл. Так, невозможно представить себе реализацию функций Национального банка или Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций без наличия банков второго уровня.

      В то же время, отдельные элементы в своей совокупности создают качественно новое образование - систему. Как справедливо отмечают Д.Г. Алексеева, С. В. Пыхтин, Е.Г. Хоменко, «целостность означает принципиальную невозможность сведения свойств системы к сумме свойств ее элементов. Банковская система - не сумма признаков, характеризующих правовой статус ее элементов; кредитная система - качественно новое образование, имеющее особые свойства, которыми не обладает каждый ее элемент, взятый в отдельности»2 .

      Свойство  структурности кредитной системы позволяет выявить не только уровни кредитной системы, но и все элементы, входящие в состав этих уровней. Хотя вопрос о составе элементов кредитной системы не получил однозначного разрешения в юридической литературе, заметим, что, по меньшей мере, Закон «О банках» относит к элементам кредитнообанковской системы Республики Казахстан Национальный Банк Республики Казахстан (первый уровень) и иные банки (второй уровень, за исключением Банка Развития Казахстана). На наш взгляд, установленный законом перечень элементов является неполным, о чем будет сказано ниже.

      Как указывалось выше, Закон «О банках» относит к субъектам банковской системы Республики Казахстан Нацбанк и иные банки.

      Однако  не следует ограничивать субъектный состав банковской системы только указанными лицами. Круг субъектов банковской системы Республики Казахстан должен быть дополнен, как минимум, следующими лицами.

      1. Агентство Республики Казахстан  по регулированию и надзору  финансового рынка и финансовых  организаций, по нашему мнению, входит в состав первого (верхнего) уровня банковской системы Республики Казахстан наряду с Национальным Банком Республики Казахстан.

      Агентство, обладая установленными Законом  целями и задачами, занимает самостоятельное  место в государственном механизме регулирования, контроля и надзора за банковской деятельностью. Такая самостоятельность требует определить место Агентства не только в системе государственных органов, но и в банковской системе страны. Является ли Агентство частью банковской системы либо оно вообще находится вне нее?

      Думается, что исключение Агентства из банковской системы было бы ошибкой, поскольку, как указывалось выше, любая система - это нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных  и находящихся во взаимной связи частей. Частями банковской системы (то есть ее элементами) являются все субъекты, которых связывает единая сфера - банковская.

      Функционирование  элементов системы невозможно без  начальной стадии ее построения и  организации. В свою очередь, построение и организация предполагают наличие управленческих и контрольно-надзорных отношений и, следовательно, особых субъектов - носителей управленческих и контрольно-надзорных полномочий.

      Применительно к банковской системе сказанное  означает, что элементами банковской системы являются не только банки и другие организации, непосредственно осуществляющие банковскую деятельность, но и госорганы специальной компетенции, являющиеся субъектами управленческих и контрольно-надзорных отношений в рамках банковской системы - Нацбанк и Агентство.

      Исключение  Агентства из банковской системы означало бы нарушение ее целостности, так как вне функционирования банковской системы оказался бы целый ряд отношений, участником которых является Агентство (отношения по созданию, лицензированию банков, применения к ним санкций и пр.).

      Поэтому легальное определение первого  уровня банковской системы, указывающее  в своем составе только лишь на Национальный Банк, в настоящее время является неверным. Оно не учитывает реформирование системы государственного управления банковской деятельностью в республике, связанное с принятием Закона «О государственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организаций» от 4 июля 2003 г. и созданием нового государственного органа - Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций.

      2. Ко второму уровню банковской  системы Республики Казахстан  относятся (помимо банков) также  организации, осуществляющие отдельные  виды банковских операций. К ним  относятся, в частности, Национальный оператор почты, кредитные товарищества, клиринговые организации и др.

      Указанные субъекты, хотя и не обладают статусом банков, тем не менее, осуществляют часть банковской деятельности. Их предпринимательская деятельность в конечном итоге удовлетворяет потребности общества в финансовых услугах.

      3. Ряд российских авторов предлагает  включать в понятие банковской  системы также объединения юридических лиц в форме ассоциации (союзов), поскольку они представляют собой важный элемент механизма самоуправления банковской системы3.

      Норма статьи 10 Закона «О банках» допускает образование банками ассоциаций и союзов для координации своей деятельности, защиты и представления общих интересов, осуществления совместных проектов и решения иных общих задач. Ассоциации (союзы) являются некоммерческими организациями. Юридические лица, являющиеся членами ассоциации (союза), не утрачивают своей самостоятельности.

      Ассоциации (союзы) банков не могут использоваться в целях ограничения конкуренции  в банковской системе, манипулирования ставками вознаграждения, условиями предложения кредитов и иных банковских услуг.

      Применительно к казахстанской банковской системе  к таким объединениям можно отнести  Ассоциацию финансистов Казахстана, Ассоциацию банков Казахстана. Общеизвестна активная позиция Ассоциации финансистов Казахстана в нормотворческом процессе: обсуждения проектов нормативных правовых актов, организация банковских конференций, круглых столов и пр. - все это, несомненно, оказывает влияние на развитие банковской системы республики. Поэтому включение ассоциаций в состав банковской системы представляется нам вполне оправданным.

      4. В состав банковской системы  следует также включить крупных  участников банков, банковские холдинги  и банковские конгломераты, поскольку они в той или иной мере оказывают влияние на деятельность банков и сами в той, или иной мере выступают объектом банковского контроля и надзора.

      Итак, субъектами (участниками) банковской системы  Республики Казахстан являются:

      Национальный  Банк Республики Казахстан;

      Агентство Республики Казахстан по регулированию  и надзору финансового рынка  и финансовых организаций;

      банки второго уровня, их филиалы и представительства; Банк Развития Казахстана;

      организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций; ассоциации финансовых организаций (в том числе банков);

      крупные участники банков, банковские холдинги и банковские конгломераты.

      Систему субъектов (участников) банковской системы  Республики Казахстан схематично можно  представить следующим образом (рисунок 1).  

      Банк  Развития Казахстана (Банк Развития) занимает особое положение в казахстанской  банковской системе. Закон «О банках»  не включает его в состав второго  уровня банковской системы.

      Особенности статуса Банка Развития отражены в специальном законодательном акте - Законе Республики Казахстан «О Банке Развития Казахстана» от 25 апреля 2001 года.

      Законодательство  Республики Казахстан, регулирующее деятельность акционерных обществ, банковскую деятельность и иные лицензируемые виды деятельности, применяется к Банку развития в части, не урегулированной указанным Законом.  
 
 

      В советское время банки понимались как: 1) учреждение; 2) предприятие. Это видение банков сейчас устарело, т.к. учреждение ныне выполняет управленческие и пр. функции; предприятие по действующему гражданскому законодательству является уже не субъектом, а объектом права.

      Ст. 1 Закона РК «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» содержит в  себе легальное определение банка, как юридического лица, являющегося коммерческой организацией и правомочной осуществлять банковскую деятельность. Однако это определение не отображает всей сущности банка, его отграничение от других смежных институтов (кредитных товариществ, клиринговых организаций и прочих организаций, которые также осуществляют отдельные виды банковской деятельности).

      Действительно, банкам должно быть присуще то, что  отличает их от иных организаций.

      Нами  предлагается следующее понятие  банка.

      Банк - это коммерческая организация, которая  на основании лицензии вправе в совокупности привлекать вклады (депозиты), выдавать денежные займы, осуществлять платежи и переводы денег, выполнять другие банковские операции в отношении неограниченного круга лиц, а также совершать иные сделки, не противоречащие закону и уставным целям4.

      Из  этого определения вытекают признаки банка:

      1. Банк - это коммерческая организация, т.е. организация, самостоятельно осуществляющая на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли.

      2. Эта организация создана именно для осуществления банковских операций.

      3. Банк осуществляет банковскую деятельность на основании лицензий.

      4. Операции банками осуществляются в отношении неограниченного круга лиц.

      5. Осуществление именно в совокупности трех функций: привлечение вкладов (депозитов), выдача займов в денежной форме и осуществление платежей и переводов денег.

      Последний отличительный признак был обоснован еще М.М. Агарковым и нашел почти единодушное одобрение в юридической литературе (легальное определение банка в российском законодательстве также применяет предложенный М.М. Агарковым принцип разграничения банков от иных финансовых институтов). Агарков М.М. указывал на характерные для банков функции: 1) собирание чужих средств; 2) оказание кредита и 3) содействие платежному обороту5.

      Действительно, смежные институты также осуществляют отдельные виды банковских операций, действуя либо в силу прямого дозволения закона, либо в силу лицензии, например, кредитные товарищества, ипотечные  организации, клиринговые организации и пр. Почему бы их также не называть банками? Видимо есть нечто, что позволяет разграничить банки от этих институтов. Каждый из этих институтов совершает в отдельности банковские операции, но они не осуществляют в совокупности функции привлечения денег, их размещения в виде займа и платежей и переводов денег для неограниченного круга лиц.

      Так, ипотечная организация осуществляет выдачи займов в денежной форме, но не осуществляет привлечение денег  во вклады и переводы денег. Клиринговая  организация участвует в платежном обороте, но не осуществляет привлечение денег во вклады и кредитование.

Информация о работе Кредитная система в Республике Казахстан в современных условиях