Краткосрочное и долгосрочное поведение монополии на рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 14:29, курсовая работа

Описание работы

Совершенная конкуренция и монополия – это противоположные крайние модели
рыночных структур. Однако могут существовать и промежуточные модели, которые
не являются полностью конкурентными, не контролируются единственным продавцом
и которые встречаются гораздо чаще. Монополии, владея даже 99% рынка, не
могут сохранить свою власть надолго. С течением времени происходят
многократные разделения и слияния, что в конечном итоге приводит к
конкуренции сильных соперников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
I. Классификация рынков. Совершенная и несовершенная конкуренции
II. Поведение предприятий в условиях совершенной конкуренции и чистой
монополии
1. Общие понятия
2. Фирма в условиях совершенной конкуренции
3. Фирма в условиях чистой монополии
III. Модель монополистической конкуренции
1. Определение и условия монополистической конкуренции
2. Определение цены и объема производства в условиях монополистической
конкуренции
а) Кривая спроса на продукцию монополистически конкурентной фирмы
б) Краткосрочный период. Прибыли и убытки
в) Долгосрочный период. Равновесие фирмы. Безубыточность
Прибыли: фирмы входят в отрасль
Убытки: часть фирм уходит
3. Отрицательные последствия. Экономическая неэффективность
а) Эффективность экономики
б) Чистая конкуренция и эффективность
в) Чистая монополия и эффективность
г) Монополистически конкуренция и эффективность
IV. Неценовая конкуренция – основной вид конкуренции
Дифференциация продукции
а) Качество
б) Мнимое качество
в) Условия и услуги
г) Реклама
Общие итоги по дифференциации продукции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа-(4).docx

— 97.79 Кб (Скачать)

производственного назначения свойственен долговременный характер

взаимодействия  продавца и покупателя. Дорогая машина должна исправно работать

не только в  момент покупки, но и на протяжении всего срока службы.

Полный цикл сервиса включает в себя предпродажное  обслуживание; сервис в

момент покупки  и послепродажное обслуживание. Каждая из этих операций может

выполняться в  разном объеме (или вообще не выполняться). В результате один и

тот же продукт, как бы разлагается на целый спектр разновидностей, резко

отличающихся по своим сервисным характеристикам и поэтому превращающихся

вроде бы в совершенно разные товары.

г)   Реклама.

Третья крупная  группа факторов дифференциации продукта связана с рекламой.

Например, по данным «Финансовой газеты», более 10 отечественных  фирм тратят

только на рекламу  в прессе более 1 млн. рублей. Это  такие фирмы как «Партия»,

«Вист», «Самос» и другие [3].

Во-первых, реклама, подобно фотореактивам, проявляет  скрытые в товаре отличия

от аналогичных. Редкий потребитель, например, выберет  сам правильно сорт

пасты из многих сотен присутствующих на рынке.

Во-вторых, как  продолжение первого, реклама носит  просто информационную

функцию. Она  является  способом предоставления информации о наличии того или

иного товара на рынке, его стоимости и качестве.

В-третьих, она  способствует формированию новых потребностей. Вспомним

популярный на нашем телеэкране ролик: многие ли ощущали  потребность иметь

«салон-шампунь  и кондиционер в одном флаконе», а не, скажем, в двух, пока

удобство этого  не объяснила реклама («я просто мою волосы и иду»)?

В-четвертых, реклама  создает дифференциацию продукта там где действительной

разницы между  ними нет. Как уже отмечалось, на рынке сигарет многие

качественные  отличия носят мнимый характер. Так  вот за мнимыми отличиями

качества очень  часто скрываются вполне реальные отличия  в рекламной подаче

товара, хотя потребитель  об этом может и не подозревать.

Общие итоги  по дифференциации продукции.

Подводя итог рассмотрения возможностей по дифференциации продукции  можно

отметить следующие  основные принципы:

·         товары разного качества – это  разные товары;

·         товары, которые кажутся потребителю  разными – это разные товары;

·         товары, продаваемые в различных  условиях – это разные товары;

·         по-разному рекламируемые товары – это разные товары. 
 

Дифференциация  продукции обеспечивает фирмам известные  монополистические

преимущества. Но у ситуации есть и еще одна интересная сторона. Теперь можно

уточнить одно свойство, определяющее монополистически конкурентный рынок:

выход на такой  рынок не блокирован ни какими барьерами, за исключением

препятствий связанных  с дифференциацией продукции. Иными  словами,

дифференциация  продукта не только создает для фирмы  преимущества, но помогает

защитить их от конкурентов: не так-то легко точно  повторить тонкий вкус

изысканного ликера или хотя бы найти равноценный  ответ на удачную рекламную

компанию.

Хочется отметить, что все расходы фирм, связанные  с неценовой конкуренцией,

включаются в  издержки производства и соответственно в цену и, следовательно,

оплачиваются  конечным потребителем-покупателем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 

Являясь промежуточным  типом таких рыночных структур, таких  как совершенная

(чистая) конкуренция  и чистая монополия, монополистическая  конкуренция

впитала в себя черты их обеих. Эти черты отражаются как в определении условий

ее существования, так и в особенностях поведения. Но все же, являясь

самостоятельной структурой монополистическая конкуренция  приобрела и свои

собственные свойства, например, использование, в качестве основных, неценовые

методы конкуренции.

И наконец, стоит  отметить три особенности, возникающие  в реальном мире,

вносящем свои коррективы в любую теоретическую  основу, в том числе и

рассмотренную – модель монополистической конкуренции [1]:

1)   Некоторые  фирмы могут выпускать продукцию,  которую чрезвычайно сложно

воспроизвести. Например, бензозаправочная станция  занимает единственное

доступное место  на самом оживленном перекрестке  в городе. Или фирма имеет

патент, который  дает ей более или менее долговременное преимущество перед

соперником. Такие  фирмы способны получать небольшие  экономические прибыли

даже в долговременном периоде.

2)   Надо  вспомнить, что вхождение в  отрасль все же имеет некоторые

ограничения. Поскольку  продукция дифференцирована, возникают  более

значительные  финансовые проблемы, чем в других случаях.

3)   В результате  дифференциации с точки зрения  размещения и доступности

убытки и прибыль  ниже нормальной могут сохраняться в долговременном периоде.

Например, владельцы  неудачно расположенной закусочной могут примириться с

невысоким доходом  и не переключаться на более прибыльны бизнес из-за того,

что их деятельность является для них привычным образом  жизни.

      
 
 
 
 
 

ЛИТЕРАТУРА. 
 

1.   «ЭКОНОМИКС»,  К.Р.Макконел,  С.Л.Брю, Москва, ИНФРА-М, 2000г.

2.   «Основы  экономической теории», под ред.  М.К. Асташкина, А.А.Плотникова.

Саратов, 1997.

3.   Учебник  по основам экономической теории. М. 1995

4.   «Экономика»,  М.Ф.Гуськова, Москва, «ВЛАДОС», 1999г.

5.   «Свободная  конкуренция, но по закону»  Экономика и жизнь, 1995 №5

6.   Лифанчиков А.«Разумный протекционизм и здоровая конкуренция» Экономика и

жизнь, 1996, № 7

7.   «Курс  по экономической теории», Москва, ИНФРА-М, 1997г.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Тихоокеанский государственный университет" 

 Кафедра «Экономическая теория и

национальная  экономика» 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

Тема: «Краткосрочное и долгосрочное поведение монополии  на рынке». 

Выполнил  студент__________________

Специальность_____________________

Курс(год обучения)_________________

Номер зачетной книжки_____________

Фамилия__________________________

Имя______________________________

Отчество__________________________ 
 
 
 
 

Хабаровск 2011

Информация о работе Краткосрочное и долгосрочное поведение монополии на рынке