Краткосрочное и долгосрочное поведение монополии на рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 14:29, курсовая работа

Описание работы

Совершенная конкуренция и монополия – это противоположные крайние модели
рыночных структур. Однако могут существовать и промежуточные модели, которые
не являются полностью конкурентными, не контролируются единственным продавцом
и которые встречаются гораздо чаще. Монополии, владея даже 99% рынка, не
могут сохранить свою власть надолго. С течением времени происходят
многократные разделения и слияния, что в конечном итоге приводит к
конкуренции сильных соперников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
I. Классификация рынков. Совершенная и несовершенная конкуренции
II. Поведение предприятий в условиях совершенной конкуренции и чистой
монополии
1. Общие понятия
2. Фирма в условиях совершенной конкуренции
3. Фирма в условиях чистой монополии
III. Модель монополистической конкуренции
1. Определение и условия монополистической конкуренции
2. Определение цены и объема производства в условиях монополистической
конкуренции
а) Кривая спроса на продукцию монополистически конкурентной фирмы
б) Краткосрочный период. Прибыли и убытки
в) Долгосрочный период. Равновесие фирмы. Безубыточность
Прибыли: фирмы входят в отрасль
Убытки: часть фирм уходит
3. Отрицательные последствия. Экономическая неэффективность
а) Эффективность экономики
б) Чистая конкуренция и эффективность
в) Чистая монополия и эффективность
г) Монополистически конкуренция и эффективность
IV. Неценовая конкуренция – основной вид конкуренции
Дифференциация продукции
а) Качество
б) Мнимое качество
в) Условия и услуги
г) Реклама
Общие итоги по дифференциации продукции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа-(4).docx

— 97.79 Кб (Скачать)

совершенного (чистого) конкурента и монополиста, которые являются предельными

типами и оказывают  определяющие значение на промежуточный тип –

монополистическую конкуренцию (Рисунок 10).

б)   Чистая конкуренция и эффективность.

Экономисты придерживаются единого мнения, что чисто конкурентная экономика

представляет  собой наиболее эффективный способ использования ограниченных

(редких) ресурсов  общества. В экономике конкурентных  цен ограниченный объем

ресурсов, которым  располагает общество, распределяется таким образом, чтобы

максимально удовлетворить  потребности потребителей [1].

Вернемся к  равенству (12) определяющее состояние долговременного

равновесия в  условиях чистой конкуренции. Чтобы  лучше понять как условия

эффективности выполняются при совершенной конкуренции рассмотрим сначала

эффективность производства.

     Условие эффективности производства – цена равна минимуму средних общих

издержек. В долгосрочном периоде конкуренция вынуждает фирмы производить

такой объем  продукции, который приходится на точку  минимума средних общих

издержек, и устанавливать  такую цену, которая соответствует  этим издержкам.

Это, очевидно, наиболее предпочтительная ситуация для потребителей. Она

означает, что фирма должна использовать наилучшую  технологию из доступных,

иначе она не выживет  в конкурентной борьбе. Другими словами, в производстве

любого  данного количества продукта используется минимум ресурсов.

    

Р = min(AC) (13)
 

Это условии выполняется в соответствии с (12)

     Условие эффективности  распределения ресурсов  – цена равна  предельным

издержкам. Конкурентное производство любого набора товаров не

обязательно означает эффективное распределение ресурсов. Денежная цена любого

продукта –  продукта X – есть общественная мера, или показатель,

относительной предельной ценности этого продукта. Другими словами, цена

отражает предельную выгоду извлекаемую из продукта. Точно так же, вспомнив

понятие альтернативных издержек

[3], можно сказать, что предельные издержки производства

продукта  Х служат мерой стоимости, или относительной ценности, других

продуктов, которые  можно было бы произвести из ресурсов, используемых на

изготовление  дополнительной единицы продукта Х. То есть ценой продукта

оценивается предельная выгода, или удовлетворение, которые общество получает от

дополнительной  единицы продукта Х, а предельные издержки производства

продукта  Х показывают, каким количеством других продуктов жертвует общество,

используя ресурсы  для получения дополнительного  количества продукта Х

(т.е. каковы  общественные издержки такого  использования ресурсов).

    

Р = MC (14)
 

Это условии также выполняется в соответствии с (12)

в)   Чистая монополия и эффективность.

    

Из рисунка 9 ясно следует, что в отличие от чистой конкуренции фирма действующая

в условиях чистой монополии при тех же издержках достигнет намного

менее желательных  результатов. Чистый монополист будет  максимизировать прибыль,

производя объем продукции Q1 и назначая цену P1

. Можно увидеть,  что монополист сочтет выгодным  продавать меньший объем

продукции, но по большей цене, чего не сделал бы конкурирующий  производитель.

Максимизирующий прибыль объем продукции монополиста приводит к

недораспределению ресурсов (при объеме Q1 по рисунку 9 

Р1 > Р3 = MC); монополист считает выгодным

ограничение объема и, следовательно, использование меньшего количества

ресурсов, чем  оправдано с точки зрения общества. Кроме этого, учитывая то, что

монополист получает экономическую прибыль даже в  длительном периоде,

минимальное значение средних общих издержек не совпадает  с ценой, по которой он

реализует продукцию (Р1 > Р2 = AC). Таким

образом, не выполняется  ни условие (13) ни (14). Ни

производственная  эффективность, ни эффективность размещения ресурсов

недостижимы на монополистических рынках.

г)   Монополистически конкуренция и эффективность.

Обращаясь к  вышесказанному, вспомним, что экономическая  эффективность требует

выполнения тройного равенства Р = min(AC) = MC на основании (13) и

(14).

Монополистически  конкурентная фирма, с точки зрения экономической эффективности,

больше походит  на монополиста. Так же как и для  монополиста для нее не

выполняется тройное  равенство, определяемое (13) и (14). Однако,

конкуренция вносит свои коррективы. Если монополист может  получать долгосрочную

прибыль, то у  монополистического конкурента, как  уже отмечалось выше, дела

обстоят по-другому.

Из-за несовпадения точки долгосрочного равновесия с точкой минимума средних

затрат вытекает следующее [3]:

·         структура монополистической конкуренции  заставляет покупателей

переплачивать за товар. Плата за дифференциацию товара равна разнице между

равновесной ценой, устанавливаемой при монополистической  конкуренции, и ценой

при совершенной  конкуренции;

·         при монополистической конкуренции  устанавливается объем меньший,

чем объем производства при совершенной конкуренции;

·         тат как в точке долгосрочного  равновесия цена спроса выше

предельных затрат фирмы, то найдутся покупатели, которые  согласились бы

заплатить за дополнительную единицу продукции товара больше, чем были бы

затраты фирмы. С точки зрения покупателей, отрасль  недоиспользует ресурсы для

производства  нужного им товара. Однако увеличение выпуска сократит прибыли

фирмы, поэтому  они не будут этого делать.

Таким образом, чем выше степень дифференциация (различия, об этом речь пойдет

ниже) товара, тем  более несовершенна конкуренция  на рынке и тем значительнее

отклонение используемых мощностей, объемов производства и  цен от наиболее

эффективных. И  тем более монополистический  конкурент похож на монополиста. И

наоборот, чем  больше степень взаимозаменяемости продукции тем более

монополистический конкурент похож на совершенного конкурента. Но в любом

случае, при рассмотрении монополистической конкуренции, речь идет о

неэффективной экономике.

       
 
 
 
 
 

IV.   Неценовая конкуренция  – основной вид  конкуренции.

Под неценовой  конкуренцией понимают использование  экономических и

внеэкономических  методов борьбы на рынке за увеличение и поддержание

желательной величены спроса. Среди этих методов и приемов следует выделить:

улучшение качества изделий, рекламу, маркетинг, лоббизм  и т.п., тогда как

ценовая конкуренция  – это способы борьбы конкурентов  посредством снижения и

повышения цен [4].

Учитывая то, что монополистический конкурент  действует на рынке и как

монополист –  способен влиять на цену, производимого  им товара, - и то, что

кроме него на рынке, в его отрасли, присутствуют и  другие производители

неценовая конкуренция  становится основным способом борьбы и защиты своей доли

рынка.

Неценовая конкуренция  в современных условиях чаще базируется на

дифференциации  продукции. Так же особое внимание в  неценовой конкуренции

отводится рекламе [4].

Дифференциация  продукции.

Выпускаемый каждой фирмой, участвующей в монополистической  конкуренции, товар

чем-то отличается от изделий других компаний. Дифференциация товара приводит

к тому, что единый рынок распадается на отдельные, сравнительно

самостоятельные части – сегменты рынка.

Дифференциация  продукта возникает из-за существования  между ними различий в

качестве, сервисе, рекламе.

а)   Качество.

Качество не является одномерной характеристикой, т.е. не сводится только к

тому, плохой это  товар или хороший.  Даже простые  потребительские свойства

самых простых  продуктов удивительно разнообразны. Так, зубная паста должна:

a)   очищать зубы (это естественно – она же зубная паста);

b)   дезинфицировать полость рта;

c)   укреплять эмаль зубов;

d)   укреплять десны;

e)   быть приятной на вкус.

f)    и т.п.

И все эти  свойства лишь в порядке исключения могут быть гармонично объединены

в одном товаре. Во многих случаях выигрыш в одном  свойстве продукта ведет к

проигрышу в другом. Поэтому выбор приоритетов в основных потребительских

качествах продукта открывает возможности для широкого разнообразия продуктов.

И все они  становятся по своему уникальны и находят своего потребителя –

занимают свою нишу на рынке.

б)   Мнимое качество.

Основой дифференциации продуктов могут служить даже мнимые качественные

различия между  ними. Давно известен, в частности, тот факт, что значительный

процент курильщиков  на тестовых испытаниях оказывается  неспособным отличить

«свою» марку  от других, хотя в обычной жизни  преданно покупают только ее.

Обратим на это  обстоятельство особое внимание: с  точки зрения рыночного

поведения потребителя  не имеет значения, действительно  ли отличаются товары.

Главное – чтобы  ему так казалось.

в)   Условия  и услуги.

Различия в  сервисе объединяют вторую (после  качества) крупную группу факторов

дифференциации  продукции. Дело в том, что для  широкой группы продуктов, в

особенности для  технически сложных потребительских  товаров и многих товаров

Информация о работе Краткосрочное и долгосрочное поведение монополии на рынке