Краткосрочное и долгосрочное поведение монополии на рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 14:29, курсовая работа

Описание работы

Совершенная конкуренция и монополия – это противоположные крайние модели
рыночных структур. Однако могут существовать и промежуточные модели, которые
не являются полностью конкурентными, не контролируются единственным продавцом
и которые встречаются гораздо чаще. Монополии, владея даже 99% рынка, не
могут сохранить свою власть надолго. С течением времени происходят
многократные разделения и слияния, что в конечном итоге приводит к
конкуренции сильных соперников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
I. Классификация рынков. Совершенная и несовершенная конкуренции
II. Поведение предприятий в условиях совершенной конкуренции и чистой
монополии
1. Общие понятия
2. Фирма в условиях совершенной конкуренции
3. Фирма в условиях чистой монополии
III. Модель монополистической конкуренции
1. Определение и условия монополистической конкуренции
2. Определение цены и объема производства в условиях монополистической
конкуренции
а) Кривая спроса на продукцию монополистически конкурентной фирмы
б) Краткосрочный период. Прибыли и убытки
в) Долгосрочный период. Равновесие фирмы. Безубыточность
Прибыли: фирмы входят в отрасль
Убытки: часть фирм уходит
3. Отрицательные последствия. Экономическая неэффективность
а) Эффективность экономики
б) Чистая конкуренция и эффективность
в) Чистая монополия и эффективность
г) Монополистически конкуренция и эффективность
IV. Неценовая конкуренция – основной вид конкуренции
Дифференциация продукции
а) Качество
б) Мнимое качество
в) Условия и услуги
г) Реклама
Общие итоги по дифференциации продукции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа-(4).docx

— 97.79 Кб (Скачать)

учитывает вид  своей функции и издержек и  величину заданной рынком цены);

     2.    фирма, максимизирующая прибыль в условиях чистой монополии,

определяет одновременно значения двух параметров – объема выпуска и цены (фирма

учитывает вид  своей функции и издержек и  кривой спроса с отрицательным

наклоном).

            
 
 
 

III.    Модель монополистической  конкуренции 

Если представить  различные рыночные структуры в  виде точек на оси координат,

то крайние  позиции будут занимать совершенная  конкуренция и чистая монополия

(рассмотренные  выше), модели, которых лучше всего  разработаны в экономической

теории. На промежуточном  интервале расположатся так называемые несовершенные

конкуренты, относящиеся  к таким специфическим типам  рыночных структур, такие

как монополистическая  конкуренция и олигополия (рисунок 10.)

                               

Экономисты стали  рассматривать несовершенные формы  конкурентного рынка

сравнительно  недавно, лишь с 30-х г. ХХ в [7].

Под несовершенной  конкуренцией понимается такая рыночная ситуация, при

которой продавцы получают большую свободу в назначении рыночной цены и,

следовательно, большую рыночную власть, чем при  совершенной конкуренции, но

не являются единственными производителями  на рынке конкретного товара или

услуги, как при  монополии.

Перейдем к  рассмотрению монополистической конкуренции.

1.   Определение  и условия монополистической  конкуренции.

Монополистическую конкуренцию можно определить как  особую рыночную структуру,

при которой большое количество производителей предлагает на рынок схожую, но

неоднородную  продукцию, имеющую отличия по качеству, дизайну или какому-либо

другому признаку [7].

Основные черты  рынка монополистической конкуренции [3]:

·         Товар каждой фирмы, торгующей на рынке (дифференцированный товар),

является несовершенным  заменителем товара, реализуемого другими  фирмами.

Дифференциация  продуктов возникает из-за различия в потребительских

свойствах, качестве, сервисе, рекламе. Часто потребитель платит не только за

качество, но и  за торговую марку.

·         На рынке существует относительно большое  число продавцов, каждый из

которых удовлетворяет небольшую, но и не слишком маленькую долю рыночного

спроса на общий  тип товара, реализуемого фирмой и  ее соперниками. Доля должна

быть более 1%. В типичном случае – от 1% до 10% продаж на рынке в течение

года. Ни одна из фирм не имеет решающих преимуществ  перед другими.

·         Продавцы на рынке не считаются с  реакцией своих соперников, когда

выбирают, какую  установить цену или сколько производить. Это следствие того,

что количество продавцов большое и решение  одного из них мало влияет на

положение других.

·         На рынке есть условия для свободного входа и выхода. Свободно могут

прийти новые  фирмы, однако уже существующие фирмы  имеют преимущество и вновь

приходящие будут  испытывать трудности, так как завоевать  репутацию новой

торговой марке  или новым услугам нелегко.

     2.   Определение цены и объема производства в условиях монополистической

                                 конкуренции                                

Из выше перечисленного следует, что монополистическая  конкуренция похожа на

монополию, так  как отдельные фирмы могут  контролировать цену, однако она же

похожа на совершенную конкуренцию, так как каждый товар продается многими

фирмами и на рынке существует свободный вход и выход.

а)   Кривая спроса на продукцию монополистически конкурентной фирмы.

Поскольку каждый конкурент продает отличную от всех других разновидность

определенного блага, то он выступает как монополист по отношению к своей

группе постоянных покупателей. Поэтому кривая спроса имеет отрицательный

наклон, и он сам определяет объем своего предложения  и цену. Но поскольку

продукция, производимая монополистическими конкурентами, легко

взаимозаменяема, то спрос на продукцию отдельного конкурента зависит не

только от цены на его продукцию, но и от цен на продукцию других конкурентов.

    

Рисунок 11 демонстрирует  различия в поведении предприятий  в условиях монополии и

монополистической конкуренции. Линия AB является графиком спроса при

полной монополии, тогда как ломанная CDEK - кривая спроса при

монополистической конкуренции.

Производитель чувствует себя монополистом лишь на отрезке Q2Q3. Если он

решит снизить  объем до Q1, с тем, чтобы цена была P`1, часть

покупателей уйдет  к конкурентам и цена установится на уровне P1.

Соответственно  при установлении низкой цены P4 производитель

рассчитывает  производить Q`4, однако его конкуренты тоже снизили цену и

ему приходится увеличить объем до Q4  [3].

Рассматривая  монопольно конкурентную фирму, действующую  на отрезке Q2Q3,

и возвратясь к равенству (9), становится очевидно, что поведение этой

фирмы, ставящей перед собой цель максимизацию прибыли, в краткосрочном периоде

идентично поведению  монополиста (Рисунок 9.).

б)   Краткосрочный  период. Прибыли и убытки.

В краткосрочном  периоде фирма будет максимизировать  свои прибыли (или

минимизировать  убытки), производя объем продукции, обозначенный пересечением

кривых предельных издержек и предельной выручки, в  соответствии с формулой

(10).

Фирма, производя  выпуск объема Q1 и назначая цену P1 способна

получить монопольную  прибыль, если конечно P1>P` (Рисунок 9.). В

этом случае ее прибыль характеризуется закрашенным  прямоугольником  (как и в

противном случае (Рисунок 12.) может нести убытки, которые она способно

минимизировать  в соответствии с той же формулой (10). В этом случае

P1<P`).

    

Таким образом, фирма при монополистической  конкуренции в коротком периоде

ведет себя как  монополист, стремясь максимизировать  прибыль (минимизировать

убытки).

в)   Долгосрочный период. Равновесие фирмы. Безубыточность.

Однако на рынке  монополистической конкуренции  это долго продолжаться не может.

Прибыли: фирмы  входят в отрасль.

В случае получения  прибылей в краткосрочном периоде (Рисунок 9 и Рисунок 13а)

можно ожидать, что экономические выгоды привлекут  новых конкурентов, поскольку

вхождение в  отрасль является относительно простым. Что приведет к увеличению

предложения. Когда  новые конкуренты войдут в отрасль, кривая спроса, с которым

сталкивается  типичная фирма, сдвинется влево, потому что в этом случае каждая

фирма станет обладать меньшей долей совокупного спроса и конкурирует с большим

числом продуктов, представляющих собой близкие заменители. Это в свою очередь

приводит к  исчезновению экономических прибылей

[1]. Когда кривая спроса является касательной к кривой средних

издержек при  максимизирующем прибыль объеме производства, фирма просто

покрывает свои издержки, т.е. безубыточна. При объеме производства равном Q

, фирма достигает  состояния равновесия (Рисунок 13в.). Любое отклонение от этого

объема повлечет за собой возникновение средних  издержек, которые превысят цену

производства  и, следовательно, приведут фирму к  убыткам.

    

Более того, в  ходе конкуренции исчезают экономические  прибыли и стимул для

вхождения в  отрасль большего числа фирм.

Убытки: часть  фирм уходит.

Когда в отрасли  наступает краткосрочный период убытков (Рисунок 13б), некоторые

фирмы постепенно покидают отрасль. Столкнувшись с меньшим  количеством

продуктов-заменителей  и увеличившейся долей совокупного  спроса, выжившие фирмы

видят, что их убытки прекращаются и постепенно уступают место нормальной

прибыли[2]. (Для

простоты мы предположили постоянство цен; смещение ценовых кривых, по мере того

как фирмы приходят и уходят, слегка бы усложнило рассмотрение вопроса, но не

изменило бы выводов [1]).

Таким образом, для фирм, действующих при монополистической  конкуренции, в

долгосрочном  периоде существует тенденция к получению нормальной прибыли, или

к возникновению  безубыточности. Эти тенденции, основанные на наличии свойств

«чистых конкурентов» и «чистых монополистов», и определяют цены и объемы

производства  в рассматриваемых нами условиях.

3.   Отрицательные  последствия. Экономическая неэффективность.

а)   Эффективность  экономики.

     Экономическая эффективность – отношение между затратами редких ресурсов и

производимым  в результате их использования объемом  товаров или услуг [1].

Эффективное использование  ограниченных ресурсов требуется соблюдение двух

условий: эффективности распределения ресурсов и эффективности

производства.

Для достижения эффективность распределения ресурсов они должны быть

распределены между фирмами и отраслями таким образом, чтобы обеспечить

производство  определенного ассортимента продуктов, которые более всего нужны

обществу (потребителям). Эффективность распределения ресурсов достигается,

когда невозможно как-либо изменить структуру совокупного  продукта, чтобы при

этом получать чистую выгоду для общества.

     Эффективность производства – требует, чтобы каждый товар, входящий в этот

оптимальный ассортимент  продуктов (достигаемый при эффективном  распределении

ресурсов), производился наименее дорогостоящим способом.

С целью определить эффективна или неэффективна экономика монопольного

конкурента определим  критерии ее эффективности и обратимся  к экономикам

Информация о работе Краткосрочное и долгосрочное поведение монополии на рынке