Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 09:44, курсовая работа
Конкурентоспособность турфирмы сегодня - это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности.
Конкурентоспособность включает в себя три основные составляющие.
Качество выполняемых турфирмой услуг.
Политику сбыта и качественного сервиса по предоставлению туристических услуг (предпочтения потребителя).
Предпочтения потребителя (выход фирмы на целевой рынок потребителя, определение своей ниши на рынке (сегмента)).
Введение 2
1.1 Понятие о конкурентоспособности предприятия 3
1.2. Конкурентная среда туристского рынка. Конкурентная карта рынка. 15
2.1.Общая характеристика турфирмы «Мега Мир» 24
2.2.Исследование конкурентной среды туристического рынка 26
2.3. SWOT анализ ООО «Мега Мир» 30
Заключение 34
Список литературы 35
1.2. Конкурентная среда туристского рынка. Конкурентная карта рынка.
Общая цель исследования рынка состоит в определении условий, при которых обеспечивается наиболее полное удовлетворение спроса населения в туристских услугах и создаются предпосылки для эффективного их сбыта. В соответствии с этим первоочередной задачей изучения рынка является оценка текущего соотношения спроса и предложения на туристские услуги, т.е. конъюнктуры рынка.
Таблица.1 Оценка конкурентоспособности предприятия по показателю доли рынка
Оценка рыночной доли | Критерии оценки |
Высокая рыночная доля | Доля предприятия находится на уровне или превышает рыночную долю двух-трех крупнейших конкурентов |
Средняя рыночная доля | Доля предприятия равна средней доле ведущих конкурентов |
Пониженная рыночная доля | Доля предприятия несколько ниже доли ведущих конкурентов |
Низкая рыночная доля | Доля предприятия значительно ниже доли ведущих конкурентов |
Текущее наблюдение за развитием конъюнктуры предполагает сбор, хранение, проверку, корректировку, систематизацию и первичную обработку получаемых данных о состоянии изучаемого рынка.
С помощью
рассмотренных показателей
Очевидно, что с ростом рыночной доли позиции предприятия выглядят все более устойчивыми. Дело в том, что доля фирмы на рынке наибольшим образом влияет на норму получаемой прибыли.
Анализ целевого рынка необходим не только для определения предполагаемых на ближайшее время объемов сбыта и получаемой прибыли, но и изучения перспектив развития данного вида услуг.
Для предпринимательской
деятельности в сфере туризма
в большинстве случаев
«Конкуренты туристического оператора - это другие, ведущие активную деятельность субъекты туристического рынка, ориентированную на сегмент потребителей, в качественном и эффективном удовлетворении потребностей которого туристический оператор имеет наибольшие возможности. Однако при работе на современном рынке услуг (неотъемлемой частью которого является и туристический рынок) необходимо учитывать и факт того, что тур является типичной услугой, т. е. товаром, требующих от своего покупателя взамен не только денежных средств, (любая услуга имеет рыночную цену), но и часть его свободного времени (любая услуга, в том числе и организованные поездки процессуальные, имеют длительность во времени). В связи с тем, что свободное время, как и материальный достаток каждого потребителя, конечен, условия конкурентной борьбы туроператоров выходят за пределы туристического рынка. В постиндустриальной экономической системе конкурентами туристических операторов являются и предприятия сферы услуг, производящие нечем не связанные с турпоездками услуги. Например, оператор вполне может считать своими конкурентами библиотеки, учебные заведения, тренажерные залы, Интернет услуги и т. д., поскольку отнимают у потенциальных путешественников, прежде всего, свободное время, которое они могли бы потратить на совершение поездки. Условно, предприятия не туристической сферы услуг, негативно воздействующие на возможности потребителей в совершении туров (наличие необходимых денежных средств и свободного времени) и тем самым затрудняющих работу туроператора можно назвать косвенными конкурентами. Способом борьбы с косвенными конкурентами является только пропаганда туристического образа жизни, которую проводят множество крупных туроператоров наряду с рекламными кампаниями своих туров». [1]
С точки зрения предприятия, такой целью является максимизация прибыли за счет завоевания предпочтений потребителя.
Степень развития рынка, сложность работы на нем во многом диктуются особенностями конкурентной среды туристской фирмы. Являясь наиболее чувствительным индикатором активности предприятия, она определяет многие маркетинговые характеристики: объем и условия продаж, цены, методы рекламы, стимулирования сбыта и т.д. Кроме того, через призму взаимоотношений между конкурентами наиболее быстро и четко проявляются изменения, происходящие на рынке, так как именно соперничество является основным двигателем рыночных процессов. На силу конкурентной борьбы в сфере туризма влияет множество факторов. Однако некоторые из них повторяются чаще других. Рассмотрим наиболее важные.
1. Борьба
усиливается, когда число
2. Конкурентная
борьба усиливается тогда,
3. Конкуренция на туристском рынке усиливается тем, что спрос на туристские услуги отличается значительными сезонными колебаниями.
4. Конкурентная
борьба усиливается, если
5. Соперничество возрастает в соответствии с размером отдачи от успешных стратегических маневров. Чем больше отдача от стратегии, тем больше вероятность, что другие фирмы будут склонны принимать тот же стратегический маневр. Отдача существенно зависит от скорости реакции конкурентов. Если ожидается, что конкуренты будут реагировать медленно или не реагировать совсем, фирма - инициатор новых конкурентных стратегий может получить преимущество во времени, которое труднопреодолимо для соперников.
6. Борьба имеет тенденцию к усилению, когда уход из отрасли становится дороже, чем продолжение конкуренции.
7. Конкуренция
принимает острый и
Совокупность
субъектов рынка и их отношений,
складывающихся в ходе конкурентной
борьбы и определяющих интенсивность
конкуренции, представляют собой очень
важное с практической точки зрения
направление маркетинговых
Оценка состояния конкурентной борьбы осложняется тем, что чрезвычайно сложно проводить анализ деятельности всех конкурентов, работающих на рынке. Поэтому выделяются стратегические группы конкурентов.
Существующие прямые конкуренты - это предприятия, которые в прошлом и настоящем выступали и выступают как таковые.
Среди
потенциальных конкурентов
- существующие
предприятия, которые
- новые
фирмы, вступающие в
Так, различные конкуренты должны быть подвергнуты анализу с разным уровнем глубины. Те, которые оказывают или могли бы оказать существенное влияние на деятельность фирмы, исследуются особо тщательно. Однако, как уже отмечалось, потенциальные «новички» на рынке зачастую несут не меньшую угрозу, чем прямые конкуренты.
Сбор всех данных, необходимых для анализа конкурентов, на практике очень сложен. Поэтому часто используется схема исследований, предложенная американским ученым М Портером. Эта схема заключается в четырех основных элементах, характеризующих конкурентов: цели на будущее, текущие стратегии, представления о себе и возможности.
Проведение анализа деятельности конкурентов связано с систематическим накоплением соответствующей формации. Всю информацию можно подразделить на две группы.
- количественная или формальная информация;
- качественная информация.
Количественная информация является объективной и отражает фактические данные о деятельности конкурентов. Комплексную оценку деятельности конкурентов можно получить используя специальные таблицы, в которых содержатся данные об основных конкурентах. Анализ материалов этих таблиц позволяет правильно и своевременно реагировать на:
- смену основных конкурентов;
- специфические
особенности стратегий
Количественная информация:
- Организационно-правовая форма
- Численность персонала
- Активы
- Доступ к другим источникам средств
- Объемы продаж
- Доля рынка
- Рентабельность
- Руководители фирмы
- Наличие и размеры филиальной сети
- Перечень основных видов услуг
-Другие количественные данные (например, стоимость услуг, расходы на рекламу и т.д.)
Качественная информация:
- Репутация конкурентов
- Известность, престиж
- Опыт руководства и сотрудников
- Частота трудовых конфликтов
- Приоритеты на рынке
- Гибкость маркетинговой стратегии
- Эффективность продуктовой стратегии
- Работа в области внедрения на рынок новых продуктов
- Ценовая стратегия
- Сбытовая стратегия
- Коммуникационная стратегия
- Организация маркетинга
- Контроль маркетинга
- Уровень обслуживания клиентов
- Приверженность клиентов
- Реакция конкурентов на изменение рыночной ситуации
Результаты анализа показывают:
- где сильные места у конкурентов и где они слабее;
- чему
конкуренты отдают
- как быстро можно ожидать реакции конкурентов;
- какие существуют барьеры для выхода на рынок;
- каковы
перспективы выстоять в
Информация о конкурентах, сгруппированная по определенным показателям, дает возможность построить конкурентную карту рынка.
Заключительным этапом маркетинговых исследований конкурентов является построение конкурентной карты рынка. Она представляет собой классификацию конкурентов по занимаемой ими позиции на рынке.
Информация о работе Конкурентоспособность турфирмы ООО «Мега Мир»