Конкурентные и не конкурентные рынки в микроэкономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 11:25, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является характеристика и определение места конкурентных и неконкурентных рынков, а также актуальность исследования этих рынков. Данная цель достигается посредством решения ряда конкретных задач: рассмотрения условий совершенной и несовершенной конкуренции и определения место и роль предприятий на этих рынках.
Считаю необходимым, рассмотреть положение предприятия и их поведение в условиях различных структур рынка. Рассмотреть вопросы, связанные с особенностями структур рынка, определить основные понятия, осветить особенности совершенной и несовершенной конкуренции, дать общую оценку олигополистических структур, какие методы предпринимаются против монополии.
Под структурой рынка понимается его характеристика с точки зрения воздействия как рынка на положение и поведение отдельных товаропроизводителей, так и отдельных предприятий на состояние рынка.
Знание структуры рынка необходимо для того, чтобы определить возможные объемы продаж при различных уровнях цен, и как поведут себя фирмы-конкуренты под воздействием предпринимаемых шагов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 1.Рынок, его функции и структура.
2.Конкурентный рынок
2.1. Механизм ценообразования и его эффективность 3. Несовершенная конкуренция
3.1.Монополия
3.2.Антимонопольное законодательство
3.3. Модели поведения олигополии
3.4. Монополистическая конкуренция, её эффективность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по Микроэкономике.docx

— 84.47 Кб (Скачать)

 

 

3.4. Монополистическая конкуренция, её эффективность.

       Монополистическая конкуренция - это такой тип рыночной структуры, при котором множество фирм производят дифференцированные товары. Продукция этих фирм является близкой, но не полностью взаимозаменяемой, то есть каждая из множества мелких фирм производит продукт, несколько отличающийся от продукции её конкурентов. Количество фирм на рынке может достигать 25, 40, 60 и так далее. Сюда относятся рестораны, пекарни, станции технического обслуживания, производство зубной пасты, мыла, дезодорантов, стирального порошка, рынок лекарств, лыж, велосипедов и другие.

Теория монополистической  конкуренции была впервые описана  в работе Эдварда Чемберлина «Теория  монополистической конкуренции» (1933 г.) и независимо от него - Джоан Робинсон в работе «Экономическая теория несовершенной  конкуренции». Как видно из названия, модель монополистической конкуренции  совмещает в себе монополистические и конкурентные аспекты. К основным чертам монополистической конкуренции относятся:

1) как и  в условиях чистой монополии,  монополистическая конкурентная  фирма сталкивается с убывающей  кривой спроса, то есть является  «искателем цены»;

2) как и  в условиях совершенной конкуренции,  доступ других фирм на рынок  свободен, а потенциальная возможность  получить прибыль привлекает  новые фирмы с конкурирующими  марками товаров, снижая экономические  прибыли до нуля;

3) здесь отсутствует  взаимная зависимость фирм, а  тайный сговор практически невозможен;

4) экономическое  соперничество влечет за собой  как ценовую, так и неценовую  (товарную) конкуренцию.

Именно убывающая  кривая спроса, отражающая существование  дифференциации продукта, отличает монополистическую  конкуренцию от совершенной. Если монополистический  конкурент снизит свою цену, то спрос  на его продукцию возрастет, так  как некоторые покупатели переключатся на его товар с продукции других продавцов. Но так как продукция  различается, то не все покупатели переключатся (как было бы в условиях совершенной конкуренции). Многие являются приверженцами продукции определенной марки, предпочитают своего парикмахера и массажиста, кому- то нравится именно эта продавщица и он приходит именно в этот магазин (или, может быть, он расположен недалеко от дома или работы). Таким образом, продукт может дифференцироваться по качеству, по услугам, по размещению, могут быть и мнимые различия, созданные посредством рекламы, упаковки, использования торговый марки.

Следует отметить, что цена на продукцию фирмы - монополистического конкурента все же превышает предельные издержки, то есть фирма еще будет обладать монопольной властью (например, её фирменная марка является уникальной). Это приводит к чистым убыткам общества, но, подобно монополисту, монополистически конкурентная фирма не снизит цену, чтобы повысить объем спроса за пределы той точки, в которой предельный доход ровняется предельным издержкам. При монополистической конкуренции фактический объем производства фирмы меньше того, который минимизирует средние издержки (то есть цена больше минимальных средних издержек). Это означает, что фирмы имеют резервные производственные мощности, которые являются неэффективными. Если бы в отрасли было меньше фирм и каждая производила бы большее количество продукции, то такое же количество товаров можно было бы произвести при более низких средних издержках. [13.С.30-34]

Исходя из этих предположений некоторые экономисты утверждают, что монополистическая  конкуренция выражается в слишком  большом количестве заправочных  станций, супермаркетов, ресторанов и  так далее, функционирующих вполсилы и запрашивающих неэффективно высокие  цены. Но, несмотря на высокие цены, каждый получает лишь минимальную прибыль, необходимую для продолжения  бизнеса.

Возникает вопрос: является ли монополистическая конкуренция  социально нежелательным явлением? Есть две причины, которые компенсируют указанные издержки монополистической  конкуренции.

Во-первых, на большинстве рынков монополистической  конкуренции монопольная власть невелика. Высокоэластичный характер спроса говорит о том, что цена и объем производства не слишком отличаются от тех, которые бы существовали при совершенной конкуренции.

Во-вторых, нельзя игнорировать ценность разнообразия продуктов, свойственного монополистической  конкуренции. Ведь чем больше разнообразие товаров, тем больше вероятность  того, что будут полностью удовлетворены  вкусы покупателей. Да, если бы сортов мороженого или шоколада было бы меньше, цены были бы ниже, но некоторые люди не смогли бы купить свое любимое мороженое  или шоколад. В развитом обществе потребители согласны платить больше за разнообразие. Как показывает действительность, польза от разнообразия товара легко  перевешивает издержки от нерентабельности и неэффективности. По мере развития экономики и роста богатства  людей увеличение разнообразия становится более эффективным, так как увеличивается  спрос на все блага. В очень  бедной стране для удовлетворения спроса на многих рынках может быть вполне достаточно продукции только одного типа или одной фирмы. Дифференциацию и совершенствование товара считают  благом общества, а также большим  преимуществом перед рынком свободной  конкуренции.

[ 14.С. 332]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

      Из всего рассмотренного можно подвести следующие итоги - считается, что все многообразие рыночных структур охватывается четырьмя теоретическими моделями : l ) совершенно конкурентный рынок ; 2) монополия ; 3) монополистическая конкуренция ; 4) олигополия.

      Рассмотрев конкурентные и неконкурентные рынки можно сделать некоторые выводы. Конкурентный рынок характеризуется моделью совершенной конкуренции, т.е. существованием на рынке множества мелких фирм, производящих однородную продукцию; вход в отрасль и выход их нее абсолютно свободный, каждая фирма имеет свободный доступ к информации; доля каждой фирмы на рынке настолько мала, что ее решение о повышении или понижении цены не отразится на рыночной цене, поэтому она является для фирмы заданной извне. Особенностью совершенной конкуренции является равенство предельного дохода и цены. На конкурентном рынке ни один покупатель и ни один продавец не в состоянии влиять на спрос и предложение так, чтобы, изменяя количество товаров, повышать их цены и получать большой доход. Здесь доля отдельных покупателей и продавцов в товарном потоке незначительна, что не позволяет влиять на цены и собственные доходы. При этом препятствий для вступления на конкурентный рынок и ухода с него не существует. Чистая монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем данной продукции, не имеющей аналогов. Монополист полностью контролирует ее цену и объем выпуска. Фактором, ограничивающим монопольную власть на рынке, является эластичность рыночного спроса. Чем выше эластичность, тем меньше монопольная власть, и наоборот. На степень монопольной власти влияют также количество фирм на рынке, концентрация, конкурентная стратегия.

В реальной жизни чистая монополия, так же как  и совершенная конкуренция, встречается  достаточно редко. Реальные рынки очень  разнообразны и характеризуются  условиями монополистической конкуренции, постепенно переходящей в олигополию.

Под олигополией  следует понимать ситуацию на рынке, когда число фирм в отрасли  настолько мало, что каждая при  формировании своей ценовой политики должна принимать во внимание реакцию  со стороны конкурентов. Об олигополии обычно говорят тогда, когда малое  число фирм господствует на рынке  однородного или дифференцированного  продукта. Такое положение обычно характерно для обрабатывающей, добывающей, нефтеперерабатывающей, электротехнической промышленности, а также для оптовой  торговли.

При монополистической  конкуренции множество мелких фирм производят разнообразную дифференцированную продукцию; вступление новых фирм в  отрасль не сложно. Легкое вхождение  новых фирм в отрасль приводит к тенденции получения нормальной прибыли в долгосрочном периоде, когда экономическая прибыль  стремится к нулю. На практике предприятие, действующие в условиях монополистической  конкуренции, стремится к такой  особой комбинации цены, объема производства и стимулирующей сбыт деятельности, которая будет максимизировать  его прибыль. Монополистическая  конкуренция утверждается там, где  эффективными могут быть и небольшие  предприятия, где много возможностей изменения товара (его модификации, качества, внешнего вида).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

  1. Экономическая теория. / Под. ред. Базылева Н.И., Гурко С.П. - Мн.: БГЭУ, 2001.
  2. Камаева В.Д. Учебное пособие по Экономической теории. - Мн., 1999.
  3. Казаков А.П., Минаева Н.В. Экономика (микро-, макро- и прикладная экономика).учебный курс по основам экономической теории. Москва 1996.
  4. Плотницкий М.И., Лобкович Э.И., Муталимов М.Г. и др. Курс экономической теории. - Мн., 2003.
  5. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. Курс экономической теории. Учебник для вузов. Киров, 2000.
  6. Борисов Е.Ф. Основы экономической теории 2 издание. Москва, 1996.
  7. Яковлевой М. Микроэкономика - СПб., 1998.
  8. Лутохиной Э.А. Основы микроэкономики. - Мн., 1999.
  9. Михайлушкин А.Н., Шимко П.Д., Экономика. Учебник для вузов, Москва 2004.
  10. Симкина Л.Г., Корнейчук Б.В. Микроэкономика. С.-Пб., 2002.
  11. Хорошун К. Н. Микроэкономика – Минск: БГЭУ, 2005.
  12. Давыденко Л.Н. Экономическая теория. Минск, 2002.
  13. Клюни В.Л., Новиковой И.В. Экономическая теория. - Мн. 2001.
  14. Базылев Н.И. и др. Экономическая теория. Практикум. Под ред. Базылева Н.И., Воробьевой Л.В. 2-е изд. - Мн. БГЭУ, 2000.
  15. http://economictheory.narod.ru
  16. Велетминский И., Смольякова Т., «Росиийская газета».Статья «От монополиста слышу…» // Федеральный выпуск №3620 от 03.11.2004.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Монополия. Таблица 1 - концентрация в европейской пивоваренной промышленности с разбивкой по странам

 

страна

Кол-во конкурентов

Доля рынка

%

Дания

1

75

Голландия

1

65

Италия

2

57

Бельгия

2

72

Франция

2

71

Великобритания

5

80

Испания

5

87


Из таблицы видно, что пивоваренная отрасль отличается более высокой  степенью монопольной власти в Дании, Голландии, Италии, Бельгии и Франции, высокая степень концентрации наблюдается  в пяти ведущих компаниях Великобритании и Испании, и более разделенный  рынок - в Западной Германии. Из Таблицы 2 видно, что на долю ведущих 5 пивоваренных компаний приходится почти 32% общего объема продаж в Европе.[15.16]

            олигополия

производитель

Доля % за 1996 г.

Группа VW

17.1

General Motors

12.5

Peugeot

12.0

Ford

11.7

Fiat

11.2

Renault

10.1

BMW

6.2

Mercedes-Benz

3.6

Volvo

1.5

Все японские производители

10.8




 


Информация о работе Конкурентные и не конкурентные рынки в микроэкономике