Конкурентные и не конкурентные рынки в микроэкономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 11:25, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является характеристика и определение места конкурентных и неконкурентных рынков, а также актуальность исследования этих рынков. Данная цель достигается посредством решения ряда конкретных задач: рассмотрения условий совершенной и несовершенной конкуренции и определения место и роль предприятий на этих рынках.
Считаю необходимым, рассмотреть положение предприятия и их поведение в условиях различных структур рынка. Рассмотреть вопросы, связанные с особенностями структур рынка, определить основные понятия, осветить особенности совершенной и несовершенной конкуренции, дать общую оценку олигополистических структур, какие методы предпринимаются против монополии.
Под структурой рынка понимается его характеристика с точки зрения воздействия как рынка на положение и поведение отдельных товаропроизводителей, так и отдельных предприятий на состояние рынка.
Знание структуры рынка необходимо для того, чтобы определить возможные объемы продаж при различных уровнях цен, и как поведут себя фирмы-конкуренты под воздействием предпринимаемых шагов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 1.Рынок, его функции и структура.
2.Конкурентный рынок
2.1. Механизм ценообразования и его эффективность 3. Несовершенная конкуренция
3.1.Монополия
3.2.Антимонопольное законодательство
3.3. Модели поведения олигополии
3.4. Монополистическая конкуренция, её эффективность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по Микроэкономике.docx

— 84.47 Кб (Скачать)

Кроме того, эта закономерность выражается и  в специфике кривой спроса. Из предпосылки, что в условиях чистой конкуренции  предприятие не в состоянии влиять на уровень цен, следует вывод: каждая дополнительная единица продукции после реализации приносит одну и ту же величину дохода. А так как каждая единица продается по одной и той же цене, то и средний доход равен рыночной цене. Таким образом, в результате того, что цена продукции равна одновременно и среднему и предельному доходу, на графике кривая спроса отдельно взятого предприятия представляет и цену, и средние, и предельные доходы. [ 3.С. 24-25]

Когда предельный доход превышает предельные издержки, продажа дополнительной единицы  товара увеличивает прибыль. Если предельный доход опускается ниже предельных издержек, продажа дополнительной единицы  снижает прибыль. Изменение прибыли  от продажи дополнительной единицы - это разница между предельным доходом и предельными издержками:

MP=MR-MC                           (1)

где MP-предельная прибыль. 

Из формулы (1) видно, что, пока предельная прибыль  положительна, дополнительное производство не только целесообразно, но и выгодно.

Сама же величина максимально получаемой прибыли  будет измеряться произведением  разности между ценой и средними общими издержками на объем выпуска  продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам (MC= MC). Данное равенство можно модифицировать путем подстановки вместо предельного дохода цены, которая равна также и среднему доходу.

С проблемой  максимизации прибыли по критерию предельных величин связана и проблема минимизации  убытков.

Если у  фирмы увеличиваются постоянные издержки производства, то увеличиваются  и средние, но при этом остаются без  изменений кривые средних переменных и предельных издержек. При максимизирующем  прибыль объеме производства цена будет  меньше, чем средние издержки. Эта  разница будет составлять убытки производства. В краткосрочном периоде  фирма может работать с убытками, потому что, во-первых, она рассчитывает на получение прибыли в будущем по мере роста цены или снижения издержек, во-вторых, если бы она прекратила операции, то понесла бы потери в размере постоянных издержек. Фирма решит закрыть производство, когда цена её товаров меньше минимальных средних переменных издержек. В данной ситуации прибыль от производства не покроет переменных издержек и убытки возрастут.

     В долгосрочном периоде в  условиях совершенной конкуренции производятся однородные товары, часто являющиеся  совершенно идентичными. Для покупателя не имеет значения, у какой фирмы их покупать, если  цена  одинаковая.  При  любой  цене,  превышающей  рыночную,  спрос  равен  нулю,  поскольку  покупатель  не  заинтересован  в  приобретении  товара  дороже,  чем  он  может  заплатить.  Таким  образом, спрос на продукцию отдельного продавца абсолютно эластичен.  К  рассматриваемой  ситуации  можно  подойти  и  с  другой  стороны.  Если  фирма  является  ценополучателем,  то  она  может  продать  по  рыночной  цене  любое  количество  продукции.  В  любом  случае  ее  поставки  на  рынок  принципиально  не  изменяют  общий  объем  отраслевого  предложения. Продавать дешевле нет смысла, если можно все  продать  по данной  рынком цене.  Продавать  дороже фирма  не  сможет: в  этом  случае  спрос  на  ее  продукцию  сразу  же  упадет до  нуля (ведь  потребители с легкостью  могут купить такие же  товары у других  производителей по  рыночной цене). Таким  образом, рынок примет  продукцию фирмы только по рыночной цене. В  связи  с  этим  кривая  спроса  на  продукцию  фирмы  будет  представлять  собой  горизонтальную  прямую, отстоящую от горизонтальной оси на высоту, равную рыночной цене продукта (рис. 1.1). Интересно отметить,  что эта же  прямая  будет одновременно  и графиком  среднего  и предельного доходов фирмы.  С каждой  новой единицы проданного  продукта  доход фирмы будет возрастать на  величину, равную цене этого продукта. Средний доход,  приходящийся  на  единицу продукта, также будет равен его цене. Таким образом, D=MR=AR (рис. 1.2).  Что касается совокупного дохода фирмы, то его легко можно подсчитать по формуле P•Q.

 

 

 

     Под  равновесием совершенно конкурентной фирмы, как и любого другого экономического  субъекта,  понимается  ситуация, когда  предприятие  не имеет  никаких побудительных  мотивов  для  изменения  своего  состояния,  и  любое  нарушение  равновесия  может  только  ухудшить  её  положение (снизить доход). Было  бы  ошибочным  полагать,  что  фирма (в  краткосрочном  периоде)  всегда  получает  экономическую  прибыль.  Более  того,  далеко  не  всегда  фирма  может  получить  нормальную  прибыль. Ситуация на  рынке  может  оказаться неблагоприятной, а  рыночная цена – настолько  низка,  что  общие  средние  издержки  не  будут  целиком  компенсироваться,  следовательно,  не  будет и нормальной прибыли.  В  краткосрочном  периоде  совершенно конкурентная  фирма сможет  работать  либо  с прибылью,  либо  с убытками.  Этот факт  объясняется тем,  что краткосрочный период  по  сути  своей является  недостаточным временным интервалам  для того,  чтобы расширить или сократить производство ( в том числе каким-либо  образом оказывать влияние на  изменение уровня постоянных издержек производства, являющихся в некоторых отраслях определяющими в отношении принятия решения о начале либо продолжении ведения бизнеса в данной отрасли),  а также для того,  чтобы покинуть  отрасль.  Тот промежуток  времени,  в течении которого  это удастся сделать, сам по себе  уже не  будет краткосрочным, а будет либо среднесрочным,  либо  долгосрочным.  Получение нулевой прибыли возможно  как частный случай,  поэтому предприятие стремится максимизировать  прибыль  или  минимизировать  убытки.  В  обоих  случаях  речь  идет  о  выборе  оптимального  объема  выпуска  продукции.

Долгосрочный период отличается от краткосрочного тем, что, во-первых, производитель  может увеличить производственные мощности (поэтому все издержки становятся переменными) и, во-вторых, число фирм на рынке может измениться. Иначе  говоря, фирма может свернуть производство (выйти из дела) или начать производить  новые виды продукции (войти в  дело), причем в условиях совершенной  конкуренции вход и выход на рынок  новых фирм абсолютно свободны. Отсутствуют, какие бы то ни было, барьеры юридического или экономического характера.

Свободный вход в отрасль и столь  же свободный выход из неё –  одна из основных черт рынка совершенной  конкуренции. Свобода входа, разумеется, не означает, что фирма может войти  в отрасль, не неся никаких издержек. Это значит, что она сделала  все необходимые для вхождения  в отрасль вложения и конкурирует  с уже существующими предприятиями. На пути новых фирм в такой ситуации не стоят новые ограничения, связанные  с действием патентов и лицензий, с наличием явного или скрытого сговора. Аналогичным образом свобода  выхода означает, что фирма, пожелавшая покинуть отрасль, не встретит на своем  пути никаких барьеров, препятствующих закрытию предприятия или переносу его деятельности в другой регион. При этом, когда фирма покидает отрасль, она либо находит своим  постоянным активам новое применение, либо без ущерба для себя продает  их.

Если фирма в краткосрочном  периоде имеет экономическую  прибыль, то её производство становится более привлекательным для других производителей. На рынок конкурентного  товара приходят новые фирмы, отвлекая на себя часть платежеспособного  спроса. Чтобы успешно продавать, данное предприятие вынуждено снижать  цены или нести дополнительные издержки по поддержке сбыта. Прибыль снижается, приток конкурентов уменьшается.

В случае убыточного производства картина  обратная: отдельные фирмы будут  вынуждены покинуть отрасль, что  приведет к повышению цены спроса для остальных фирм. Этот процесс  будет продолжаться до тех пор, пока цена не будет по крайней мере покрывать  средние издержки оставшихся в отрасли  фирм, т.е. Р=АТС. Если процесс выхода фирм из отрасли продолжается, то рост цены приведет к её превышению над  средними издержками для оставшихся в отрасли фирм и, следовательно, к получению этими фирмами  экономической прибыли, что в  свою очередь послужит сигналом для  входа в отрасль новых фирм.

Процесс входа и выхода прекратится  только тогда, когда экономическая  прибыль будет отсутствовать. У  фирмы, получающей нулевую прибыль, нет никакого стимула выйти из дела, а у других фирм отсутствует  заинтересованность войти в дело. Экономическая прибыль отсутствует  тогда, когда цена совпадает с  минимумом средних издержек, т.е. фирма относится к «предельному»  типу. В данном случае речь идет о  долгосрочных средних издержках (LAC).

Долгосрочные средние издержки – это издержки производства единицы  продукции в долгосрочном периоде. Каждая точка(LAC) соответствует минимуму краткосрочных единичных издержек (ATC) при любом размере предприятия (объеме выпуска). Характер кривой долгосрочных издержек связан с понятием эффекта  масштаба, который описывает зависимость  между масштабом производства и  величиной издержек. Положительный  эффект масштаба характеризуется нисходящей ветвью LAC и характеризует обратную зависимость средних долгосрочных издержек от размеров фирмы (рисунок 2). Отрицательный эффект масштаба (на рисунке – восходящая ветвь LAC) выражает прямую зависимость между этими  величинами. Минимум долгосрочных издержек определяет оптимальный размер предприятия. В случае, если цена равна минимуму долгосрочных единичных издержек, прибыль  фирмы в долгосрочном периоде  равна нулю.

 

 

P

LMC

LAC

     
           

Pe

P=MR

     
   

E

     
           
           

0

Qe

Q

     

Рис.2 Долгосрочное равновесие.


 

Таким образом, условие долгосрочного  равновесия фирмы – равенство  цены минимуму долгосрочных единичных издержек (P= min LAC).

Производство при минимальных  средних издержках означает производство при наиболее эффективной комбинации ресурсов, т.е. фирмы используют факторы  производства и технологию наилучшим  образом. Это, безусловно, явление положительное, прежде всего для потребителя. Оно  означает, что потребитель получает максимальный объем продукции по самой низкой цене, которую допускают  единичные издержки. [4.С.150-152]

 

 

3. Несовершенная конкуренция

 

     Несовершенная конкуренция - это рыночная ситуация, когда на рынке присутствуют продавцы такого количества товаров, которое влияет на его цену. Несовершенная конкуренции, в зависимости от степени нарушения свободной конкуренции, в свою очередь подразделяется на подвиды: чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренции.

     Если в условиях совершенной или свободной конкуренции цена выступает как результат стихийного соотношения спроса и предложения независимо от сознательных усилий отдельных фирм, то в условиях несовершенной конкуренции монополии получают возможность влиять на формирование цены.

     Монополистом является единственный производитель в своей отрасли. Его продукт уникален и не имеет близких заменителей. В условиях монополии производитель способен полностью контролировать объём предложения товара, что позволяет ему выбирать любую цену из возможных в соответствии с кривой спроса, рассчитывая при этом получить максимальную прибыль.

     Олигополией называют господство на рынке нескольких крупных фирм, чаще от 3 до 5 (автомобильные гиганты, добыча и переработка нефти).

     Монополистическая конкуренция – это такое состояние рынка, когда имеется достаточно большое количество производителей (20-70 фирм), предлагающих похожую, но не идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию. Эта форма конкуренции наиболее близка к совершенной или чистой конкуренции. Здесь фирма становится своеобразным монополистом своей марки товара (например, шоколад «Сникерс», зубная паста «Колгейт»). Здесь контроль фирмы над ценой небольшой, почти невозможен тайный сговор фирм в отношении объёма производства и цен.[5.С. 50-54]

 

 

3.1. Монополия

Монополия - это тип рыночной структуры, который характеризуется наличием только одного продавца и множества покупателей. Слово «монополия» образовано от двух греческих слов: «монос» - один и «полео» - продаю. Рассмотри модель простой монополии, то есть предположим, что не существует диверсификации цен (продажи разным потребителям продукции по разной цене), то есть предположим, что монополист всю продукцию продает по одинаковой  (большей или меньшей) цене.

К основным признакам монополии следует  относить:

1) на рынке  действует только одна фирма,  производящая данный продукт.  Следовательно, поведение фирмы - монополиста аналогично поведению отрасли в целом;

2) монополист  производит уникальный продукт,  не имеющий заменителей. Покупатели  либо покупают его, либо обходятся  без него;

3) фирма - монополист воздействует на рыночную цену. Кривая спроса у монополиста имеет отрицательный наклон. Монополист «ищет» ту цену, которая приносит ему максимальную прибыль. Поэтому его называют «искателем цены», или «диктующим цену». Но это не означает, что монополист может назначить сколь угодно высокую цену: например, если монопольный издатель какой- то книги устанавливает цену на неё, равную 1 млн. руб., то просто никто её не купит и издательство разорится;

4) вступление  в отрасль заблокировано, то  есть существуют экономические,  технические, юридические и другие  барьеры вступления в отрасль;

5) существуют  ограничения в доступности информации. Например, технологические, когда  фирма держит в секрете технологию  производства своей продукции.

Различают следующие  виды монополии:

1) Естественная  монополия. Отрасль является естественной  монополией, когда производство  любого объема продукта одной  фирмой обходится дешевле, чем  его производство двумя или  более фирмами. Основная причина  существования естественной монополии  – это экономия от масштаба  производства (центральное водоснабжение,  газоснабжение, отопление и так  далее). К естественным монополиям  такого типа в России относятся  компания «Газпром», Единая энергетическая  система России (РАО ЕЭС), железные  дороги, почта и так далее. Если  бы эти отрасли были конкурентными,  то они несли бы убытки. Естественная  монополия является той рыночной  структурой, которая минимизирует  издержки в отрасли и даже  получает положительную экономическую  прибыль. С естественными монополиями  тесно связаны монополии, которые  базируются на владении уникальными  природными ресурсами (например, монополия владеющая минеральной  водой из источника «Баржоми»).

2) Закрытая  монополия. Правительства большинства  стран в целях ускорения научно-технического  прогресса предоставляют изобретателям  права на временные монополии  путем выдачи патентов (так выросли  всемирно известные фирмы «Ксерокс», «Полароид», «Джилетт» и другие) и лицензий (например, направо торговли оружием или право на телевещание).

Информация о работе Конкурентные и не конкурентные рынки в микроэкономике