Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 11:25, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является характеристика и определение места конкурентных и неконкурентных рынков, а также актуальность исследования этих рынков. Данная цель достигается посредством решения ряда конкретных задач: рассмотрения условий совершенной и несовершенной конкуренции и определения место и роль предприятий на этих рынках.
Считаю необходимым, рассмотреть положение предприятия и их поведение в условиях различных структур рынка. Рассмотреть вопросы, связанные с особенностями структур рынка, определить основные понятия, осветить особенности совершенной и несовершенной конкуренции, дать общую оценку олигополистических структур, какие методы предпринимаются против монополии.
Под структурой рынка понимается его характеристика с точки зрения воздействия как рынка на положение и поведение отдельных товаропроизводителей, так и отдельных предприятий на состояние рынка.
Знание структуры рынка необходимо для того, чтобы определить возможные объемы продаж при различных уровнях цен, и как поведут себя фирмы-конкуренты под воздействием предпринимаемых шагов.
ВВЕДЕНИЕ 1.Рынок, его функции и структура.
2.Конкурентный рынок
2.1. Механизм ценообразования и его эффективность 3. Несовершенная конкуренция
3.1.Монополия
3.2.Антимонопольное законодательство
3.3. Модели поведения олигополии
3.4. Монополистическая конкуренция, её эффективность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
3) Открытая монополия. Ими часто являются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией, «товаром - пионером». Но с течением времени часто на рынке появляются конкуренты и монополия превращается в олигополию.
Некоторые фирмы могут одновременно относиться как к естественной монополии, так и к закрытой: например, фирма, обслуживающая систему телефонной связи, имеет как государственную лицензию, так и эффект экономии от масштаба производства. В то же время закрытая монополия со временем может стать открытой (когда истечет срок действия патента). Естественная монополия тоже может стать открытой, так как в корне может измениться технология производства и эффект экономии от масштаба может быть сведен на «нет».
3.2. Антимонопольная политика.
Большая часть предприятий действует в условиях несовершенной конкуренции. Государства посредством антитрестовского законодательства стремятся поддержать конкуренцию. Первый антитрестовский закон был принят в США в 1890 г. По инициативе сенатора Шермана. Закон объявлял недействительными договоры, объединения и соглашения, ограничивающие торговлю и формирующие монополию. Судебная практика стала считать монополистом всякую фирму, картель или трест, которые продавали на рынках свыше 50% того или иного товара. Попытки монополизировать рынок наказывались тюремным заключением на срок от одного года или крупным денежным штрафом. В соответствии с законом Шермана в сталелитейной, алюминиевой, табачной промышленности принудительно разделили немало компаний. В 1914 г. В США был принят еще один антитрестовский акт-закон Клейтона, запрещавший корпорации приобретать акции и активы других фирм, если это вело к существенному ослаблению конкуренции. В 1961 г. Правительство США возбудило иск против ряда крупнейших электротехнических компаний, в частности против «Дженерал Электрик» и «Вестингауз». Во Франции в 1986г. Вышло постановление о ценовой конкуренции в промышленности, запретившее создание всякого рода союзов производителей, в рамках которых можно было бы принимать соглашение об уровне минимальных цен, ниже которых потребитель не смог бы приобрести продукцию. Антимонопольным законодательством не допускается деятельность объединений, способных оказывать давление на установление уровня цен. Запрещены, например, союзы оптовых и розничных торговцев. Существует государственный совет по конкуренции, декретом которого может быть приостановлено чрезмерное повышение цен, введены временные меры, обусловленные кризисной ситуацией. В стране существует также национальный совет по потреблению, финансовый трибунал, имеющий право на строгие санкции к нарушителям антимонопольного законодательства. [6.С.104]
В России основным фактором, под воздействием которого формировалась антимонопольная политика, является открытие экономики для иностранной конкуренции и установление единого курса рубля по отношению к доллару. Закон РФ «О конкуренции» предусматривает дополнительный меры противодействия антиконкурентной практике предпринимательских фирм, в частности, признаются незаконными такие действия:
- изъятие
товаров из обращения, а также
ограничение или прекращение
производства товара с целью
создания искусственного
- предварительный
сговор об искусственном
- соглашение
о территориальном делении
- приобретение
фирмой акций предприятий
В РФ также принят Федеральный закон «О естественных монополиях» (17.08.95 № 147-Ф3), определяющий правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий и направленный на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий.
Законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий в следующих сфера: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче тепловой и электрической энергии; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи.
Госрегулирование в этих сферах, согласно закону, предусматривает установление цен и тарифов или их предельного уровня, централизованное определение группы потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию. Государство будет контролировать любые сделки по приобретению прав собственности, капиталовложения, продажу или сдачу в аренду основных фондов этих предприятий. [7.С. 99-101]
Антимонопольное законодательство в Республике Беларусь состоит из:
Конституции Республики Беларусь (статья 13), норм Гражданского кодекса Республики Беларусь, Закона от 10 декабря 1992 года № 2034—XII (в редакции Законов Республики Беларусь от 10 января 2000 года № 364—З, от 2 декабря 2002 года № 154—З) «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»; Закона Республики Беларусь от 16 декабря 2002 года № 162—З «О естественных монополиях» и других актов законодательства, а также международных договоров, участницей которых является Республика Беларусь.
Акты антимонопольного законодательства
Республики Беларусь действуют в
соответствии с вертикальной иерархией
норм о конкуренции и ограничении
монополистической
3.3. Модели поведения олигополии.
Олигополия - это тип рыночной структуры, при котором на рынке господствует несколько фирм, каждая из которых способна оказывать влияние на рыночную цену своими собственными действиями. К олигополии относятся такие отрасли, как производство алюминия, меди и стали, автомобильная промышленность, производство холодильников, пылесосов, стиральных и швейных машин, телефонных аппаратов и так далее, то есть к олигополистическому рынку (как и к монополистическому конкурентному) относится множество реально существующих рынков.
Выделяют следующие основные черты олигополии:
1) небольшое число фирм, господствующих на рынке. На рынке автомобилей в России - это «ВАЗ», «ЗИЛ», «ГАЗ», «КамАЗ»;
2) продукция может быть однородной (производство алюминия) или дифференцированной (производство автомобилей);
3) ограничение доступа на рынок, что делает сложным и даже невозможным выход на рынок новых фирм.
К естественным преградам относятся:
- эффект масштаба, который может сделать неприбыльным сосуществование многих фирм на рынке (нужны большие финансовые средства), тогда речь идет об естественной олигополии;
- патентование и лицензирование технологии производства.
Могут быть и стратегические действия фирм для затруднения вступления новых фирм в отрасль. Например, фирмы могут угрожать, что переполняет рынок товарами и снизят тем самым цены. Но время от времени приток новых фирм все-таки происходит.
4) каждая фирма своими действиями способна оказывать влияние на рыночную цену, причем это влияние зависит от взаимодействия фирм. Очень значительно можно влиять на цену при тайном сговоре.
5) всеобщая взаимозависимость фирм, олигополист должен предвидеть реакцию конкурента на изменение ценовой стратегии фирмы, учитываю при этом, что соперники также постараются предвидеть его реакцию на свои действия. Зависимость поведения каждой фирмы от реакции конкурентов называется олигополистической взаимосвязью. Именно всеобщая взаимозависимость- отличительная черта олигополии.[ 9.С.130-131]
Общей модели поведения олигополиста при выборе оптимального объема производства, максимизирующего прибыль, не существует. Так как выбор зависит от поведения фирмы в ответ на изменения действий конкурентов, то могут возникать различные ситуации. В связи с этим различают следующие основные модели олигополии:
- модель Курно;
- олигополия, основанная на тайном сговоре;
- олигополия,
не основанная на тайном
- молчаливый сговор: лидерство в ценах.
Модель Курно
(дуополии) была представлена в 1838 году
французским экономистом А.
[10.С.150]
Кривая реакции каждой фирмы говорит о том, сколько она будет производить при том или ином предполагаемом объеме производства своего конкурента. При равновесии каждая фирма устанавливает объем производства в соответствии со своей кривой реакции. Поэтому равновесный уровень объема производства находится на пересечении двух кривых реакции. Это равновесие называется равновесием Курно. При нем каждый дуополист устанавливает объем производства, который максимизирует его прибыль, при данном объеме производства своего конкурента. Равновесие Курно является примером того, что в теории игр называется равновесием Нэша (когда каждый игрок делает наилучшее, что можно, при заданных действиях оппонентов, в итоге- ни у одного игрока нет стимула, чтобы изменить свое поведение) (теория игр была описана Джоном Нейманом и Оскаром Моргенштерном в работе «Теория игр и экономическое поведение» в 1944 году).
Тайный сговор - это фактическое соглашение между фирмами в отрасли с целью установления фиксированных цен и объемов производства. Такое соглашение называется картелем. Широко известен международный картель ОПЕК, объединяющий страны-экспортеры нефти. Во многих странах тайный сговор считается незаконным, а в Японии, например, он получил большое распространение. К факторам, способствующим тайному сговору, относятся:
- наличие правовой базы;
- высокая концентрация продавцов;
- примерно одинаковые средние издержки у фирм в отрасли; - невозможность проникновения новых фирм на рынок.
Предполагается, что при тайном сговоре каждая фирма будет выравнивать свои цены и при понижении, и при повышении цен. При этом фирмы производят однородную продукцию и имеют одинаковые средние издержки. Тогда при выборе оптимального производства, олигополист максимизирующий прибыль ведет себя подобно чистому монополисту. Если две фирмы сговорились, то они строят кривую контракта (рис.3)
[11.С.127]
Q
Рис.3 Кривая контракта при тайном сговоре
Она показывает различные сочетания объемов производства двух фирм, которые максимизируют прибыль. Тайный сговор значительно выгоднее для фирм, чем не только совершенное равновесие, но и равновесие Курно, так как они будут производить меньше продукции, а цену установят выше.
Если же тайного сговора нет (а в большинстве стран он является незаконным), то олигополисты при установлении цены сталкиваются с дилеммой заключенных. Это классический пример теории игр в экономике: двух заключенных обвинили в совместном совершении преступления. Они находятся в отдельных тюремных камерах и не могут поддерживать связь друг с другом. Если оба сознаются - каждый получит срок наказания 5 лет. Если оба не сознаются - дело не будет доведено до конца и каждый получит по 2 года. Если один сознается, а другой нет- то первый получит 1 год наказания, а другой- 10 лет.
Олигопольные фирмы часто сталкиваются с дилеммой заключенных. Предложим, что две фирмы - единственные продавцы на рынке. Они сталкиваются с дилеммой: какую цену установить, высокую или низкую? Если договорятся и оба установят высокую цену, то получат по 20 млн. руб., если установят оба относительно низкую цену- то по 15 млн. руб., если одна из фирм установит высокую цену, а другая- низкую, то первая фирма получит 10 млн. руб., а вторая- 30 (за счет первой), это значит есть стремление к обману. Очевидно, что каждой фирме выгодно назначить относительно низкую цену, независимо от того, как поступит конкурент. Поэтому фирмы назначат низкие цены и получат по 15 млн. руб.
Существует еще одна модель поведения олигополистов, основанная на молчаливом тайном соглашении: это «лидерство в ценах», когда доминирующая на рынке фирма меняет цену, а все другие сделают этому изменению. Ценовому лидеру с молчаливого согласия остальных отводится ведущая роль в установлении отраслевых цен. Ценовой лидер может объявить об изменении цены, и, если его расчет верен, то остальные фирмы также увеличивают цены. В результате отраслевая цена изменяется без тайного сговора. Например, «Дженерал Моторс» в США устанавливает на свою новую модель определенную цену, а «Форд» и «Крайслер» назначают на свои новые автомобили того же класса примерно ту же цену. Если же другие фирмы не поддерживают лидера, то он отказывается от увеличения цены, причем при частом повторении подобной ситуации происходит смена лидера на рынке. [12. С.70-71
Информация о работе Конкурентные и не конкурентные рынки в микроэкономике