Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 11:25, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является характеристика и определение места конкурентных и неконкурентных рынков, а также актуальность исследования этих рынков. Данная цель достигается посредством решения ряда конкретных задач: рассмотрения условий совершенной и несовершенной конкуренции и определения место и роль предприятий на этих рынках.
Считаю необходимым, рассмотреть положение предприятия и их поведение в условиях различных структур рынка. Рассмотреть вопросы, связанные с особенностями структур рынка, определить основные понятия, осветить особенности совершенной и несовершенной конкуренции, дать общую оценку олигополистических структур, какие методы предпринимаются против монополии.
Под структурой рынка понимается его характеристика с точки зрения воздействия как рынка на положение и поведение отдельных товаропроизводителей, так и отдельных предприятий на состояние рынка.
Знание структуры рынка необходимо для того, чтобы определить возможные объемы продаж при различных уровнях цен, и как поведут себя фирмы-конкуренты под воздействием предпринимаемых шагов.
ВВЕДЕНИЕ 1.Рынок, его функции и структура.
2.Конкурентный рынок
2.1. Механизм ценообразования и его эффективность 3. Несовершенная конкуренция
3.1.Монополия
3.2.Антимонопольное законодательство
3.3. Модели поведения олигополии
3.4. Монополистическая конкуренция, её эффективность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
2.Конкурентный рынок
2.1. Механизм ценообразования и его эффективность
3.1.Монополия
3.2.Антимонопольное законодательство
3.3. Модели поведения олигополии
3.4. Монополистическая конкуренция, её эффективность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Введение
Целью данной курсовой работы является характеристика и определение места конкурентных и неконкурентных рынков, а также актуальность исследования этих рынков. Данная цель достигается посредством решения ряда конкретных задач: рассмотрения условий совершенной и несовершенной конкуренции и определения место и роль предприятий на этих рынках.
Считаю необходимым,
Под структурой рынка понимается его характеристика с точки зрения воздействия как рынка на положение и поведение отдельных товаропроизводителей, так и отдельных предприятий на состояние рынка.
Знание структуры рынка необходимо для того, чтобы определить возможные объемы продаж при различных уровнях цен, и как поведут себя фирмы-конкуренты под воздействием предпринимаемых шагов.
Можно сказать, что структура рынка определяет степень его конкурентности. В настоящее время по данному критерию выделяют следующие типы рынков: совершенной конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции и олигополии. За исключением чистой или совершенной конкуренции, все другие структуры характеризуют рынок несовершенной конкуренции.
Условия, в которых протекает рыночная конкуренция, иными словами, рыночная структура, могут быть разными. Структура рынка определяется количеством и размерами фирм, характером продукции, легкостью входа на рынок и выхода из него, доступностью информации. Характеристика структуры рынка дает возможность сформулировать теорию предложения и теорию максимизации прибыли.
Чтобы понять состояние фирмы в условиях конкуренции, необходимо рассмотреть четыре типа рыночных структур: совершенной конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции и олигополии.
В зависимости от ситуации, складывающейся на рынке, фирма избирает свою модель поведения, которая приводит к оптимальному режиму деятельности. То есть фирма определяет объем выпуска и цену, при которой прибыль будет максимальной.
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. В первой главе дается общая характеристика природы рынка, его функции, структура, субъекты и объекты рынка. Выяснению того, что представляет собой рынок совершенной конкуренции и каков механизм, обеспечивающий получение фирмой максимальной прибыли на таком рынке, посвящена вторая глава. В третьей общая характеристика рынка несовершенной конкуренции, виды и особенности рынка, а также антимонопольная политика которая ведется в различных странах.
1.Рынок, его функции рынка и структура.
Рынок — совокупность экономических отношений между субъектами рынка по поводу движения товаров и денег, которые основываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции. Впервые детальное описание и анализ свободного рынка предпринял испанский и перуанский юрист и экономист Хуан де Матьенсо во второй трети XVI века. В своей теории субъективной стоимости он различает элементы спроса и предложения внутри рынка. Матьенсо использует термин «конкуренция», чтобы описать соперничество внутри свободного рынка. Через это он определяет понятие публичных торгов. Рынок оказывает огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд экономических функций.
Самая важная функция рынка - регулирующая. В рыночном регулировании большое значение имеет соотношение спроса и предложения, влияющее на цены. Растет цена — сигнал к расширению производства, падает — сигнал к сокращению. В современных условиях экономика управляется не только "невидимой рукой", о которой писал еще А.Смит, но и государственными рычагами. Однако регулирующая роль рынка продолжает сохраняться, во многом определяя сбалансированность экономики. Рынок выступает регулятором производства, спроса и предложения. Через механизм закона стоимости, спроса и предложения он устанавливает необходимые воспроизводственные пропорции в экономике. Рынок выполняет стимулирующую функцию. Посредством цен он стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и повышение ее качества, расширение ассортимента товаров и услуг. Следующей функцией рынка является информационная. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Он дает, в частности, информацию о количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются. Наличие информации позволяет каждой фирме сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка. Посредническая функция рынка заключается в том, что в нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя. Рынок выполняет санирующую функцию. Он очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, наоборот, поощряет развитие эффективных, предприимчивых, перспективных фирм. Рынок позволяет решать также проблемы уровня жизни, структуры и эффективности производства. Рынок позволяет пользоваться общечеловеческими ценностями. Сам рынок является достоянием мировой цивилизации. Свои возможности он демонстрирует в развитых странах, в развивающихся государствах, причем вне зависимости от национальных, идеологических и других особенностей. Механизм рынка освобождает экономику от дефицита товаров и услуг. И в теории, и на практике рыночная экономика преимущественно без дефицитна в пределах тех ресурсов (включая импорт), которыми располагает страна. Дефицит противоречит экономическим интересам участников рынка. Расхождения между появлением потребности и ее удовлетворением возможны. Они обусловлены имеющимся в обществе научно-техническим потенциалом, наличием ресурсов, носят временный характер. На рынке осуществляются реализация стоимости и доведение товаров до потребителя. Рынок служит связующим звеном между производством и потреблением. Рынок влияет на все фазы воспроизводства — производство, распределение, обмен и потребление. В этом смысле рынок есть саморегулирующаяся система воспроизводства, все звенья которой находятся под постоянным воздействием спроса и предложения. Через социальную функцию рынок дифференцирует производителей. Он предоставляет государству лучшие возможности для достижения социальной справедливости в национальной экономике, что не могло быть достигнуто в условиях тотального огосударствления. Основными принципами функционирования рыночной экономики являются: свобода экономической, хозяйственной, предпринимательской деятельности личности, социальной группы; примат потребителя: появляется особый вид ответственности перед потребителем, и потребитель диктует свою волю, желания, вкус производителю; рыночное ценообразование: цена на рынке формируется в результате торга продавца и покупателя, взаимодействия спроса и предложения; договорные отношения; конкуренция; государственное регулирование рынка и рыночных отношений. В качестве инструментов регулирования рынка выступают государственные программы, налогообложение, финансово-кредитная и банковская система; открытость экономики: хозяйственные организации и предприниматели обладают правом осуществления внешнеэкономических операций при соблюдении определенных условий и ограничений; обеспечение социальной защищенности населения. В рынок включены элементы, непосредственно связанные с обеспечением производства, а также элементы материального и денежного обращения. Он связан как с производственной, так и духовной сферой. В соответствии с этим рынок имеет многообразную структуру. По объектам обмена различают рынок товаров, рынок услуг, рынок капиталов, рынок ценных бумаг, рынок труда, валютный рынок, рынок информации и научно-технических разработок. В пространственном разрезе выделяют местный (локальный) рынок, который ограничивается одним или несколькими районами страны; национальный рынок, который охватывает всю национальную территорию; мировой рынок, охватывающий все страны мира. По механизму функционирования различают свободный (регулируется на основе свободной конкуренции независимых товаропроизводителей); монополизированный (условия производства и обращений определяет группа монополий, между которыми сохраняется монополистическая конкуренция); регулируемый (важная роль принадлежит государству, которое использует экономические инструменты воздействия) рынки. Иногда выделяют и планово-регулируемый рынок. Здесь ведущую роль в обеспечении основных пропорций производства и обращения играет план, существует централизованное регулирование ценообразования, финансово - кредитного и денежного обращения. В соответствии с действующим законодательством той или иной страны различают легальный, или официальный, и нелегальный, теневой, рынки. По степени насыщенности выделяют равновесный (спрос и предложение примерно совпадают); дефицитный (спрос превышает предложение); избыточный (предложение превышает спрос) рынки. В экономике существуют не только отдельные, изолированные рынки, но и единая рыночная система, все элементы которой находятся в определенных соотношениях друг с другом.
Инфраструктура рынка - это система учреждений и организаций,
обеспечивающих свободное
Субъектами рыночных отношений являются участники рыночных сделок, сделок купли-продажи. Это, во-первых, покупатели, продавцы, предприниматели или физические лица. Во-вторых, это юридические лица, к которым относятся разного рода предприятия и объединения, организации, ассоциации, кооперативы, акционерные общества, фирмы, государство.
Для классификации субъектов рыночных отношений используются разные подходы. С позиций выполняемых на рынке функций субъекты рыночный отношений делятся на продавцов и покупателей, с позиций форм собственности - на субъекты, функционирующие в рамках государственной собственности; на субъекты, функционирующие в рамках коллективной и групповой собственности, и на субъекты, хозяйствующие на базе индивидуальной, частной собственности.
В состав рынка входят и предприниматели, и работники, продающие свой труд, и конечные потребители, и владельцы ссудного капитала, собственники ценных бумаг. Основных субъектов рыночного хозяйства принято подразделять на три группы: домашние хозяйства, бизнес (предприниматели) и правительство.
Домашние хозяйства являются собственниками и поставщиками факторов производства в рыночной экономике. Полученные от продажи услуг труда, капитала деньги идут на удовлетворение личных потребностей (а не для наращивания прибыли). В рамках домашнего хозяйства потребляются конечные продукты сферы материального производства и сферы услуг.
Бизнес - это деловое предприятие, функционирующее с целью получения дохода (прибыли). Бизнес предполагает вложение в дело собственного или заемного капитала и является поставщиком товаров и услуг.
Правительство представлено главным образом различными бюджетными организациями, которые реализуют функции государственного регулирования экономики. Кроме того, правительство предоставляет на рынок товары и услуги предприятий, находящихся в собственности государства. Один и тот же человек может быть в составе домашнего хозяйства, бизнеса и правительственного учреждения. Например, работая по найму государственным служащим, он является представителем правительственной организации; владея ценными бумагами какой-либо корпорации, он представляет бизнес; расходуя свой доход на цели личного потребления, он является членом домашнего хозяйства.
Объекты рынка все то, по поводу чего возникают отношения купли-продажи. Это материальные и нематериальные блага и услуги, факторы производства - средства производства; рабочая сила, капиталы (фонды), технические новшества и идеи.
Основными принципами функционирования рыночной экономики являются принципы:
- свободы экономической, хозяйственной, предпринимательской деятельности личности, социальной группы;
- примата потребителя: появляется особый вид ответственности перед потребителем, и потребитель диктует свою волю, желания, вкус производителю;
- рыночного ценообразования: цена на рынке формируется в результате торга: продавца и покупателя, взаимодействия спроса и предложения;
- договорных отношений;
- конкуренции;
-государственного регулирования рынка и рыночных отношений.
В качестве инструментов регулирования рынка выступают государственные программы, налогообложение, финансово-кредитная и банковская система;
- открытости экономики: хозяйственные организации и предприниматели обладают правом осуществлять внешнеэкономические операции при соблюдении определенных условий и ограничений;
- обеспечения социальной защищенности населения.
2.Конкурентный рынок
2.1. Механизм ценообразования, эффективность.
Анализ характеристик рынка составляет его конкурентную модель, показывающую, как фирмы, движимые целью максимизации прибыли, реагируют на изменение цен и используемые факторы производства.
Исходной
моделью для экономистов
Исследование рынка чистой конкуренции имеет особое теоретическое и практическое значение в силу не только большой роли в экономической жизни общества (модель совершенной конкуренции без глубоких модификаций применима лишь в сельскохозяйственной отрасли), но и раскрытия методологии познания других структур рынка для того чтобы конкурентная модель имела хотя бы один уровень цен и необходимый объем производства для фирмы, стремящейся максимизировать прибыль и минимизировать издержки, необходимо ввести два предположения:
1) фирма производит только один продукт;
2) возможна
максимизация прибыли от
Конкурентные модели рынка наглядно показывают, как идеально фирма выбирает оптимальный объем производства, который позволяет получить максимальную прибыль. При этом необходимо помнить, что в небольших фирмах прибыль действительно доминирует во всех решениях. В более крупных фирмах руководители при принятии решения имеют некоторую свободу в управлении фирмой и могут до известной степени уклоняться от задачи максимизации прибыли. Нередко руководители крупных фирм преследуют цель максимизации доходов, чтобы добиться их роста или выплаты дивидендов. Максимизация прибыли в долгосрочном периоде представляет интерес для акционеров, а для руководителей фирм большой интерес представляет прибыль в краткосрочном периоде. Однако стремление руководителей к достижению иных целей, чем максимизация прибыли в долгосрочном периоде, ограничено определенными рамками. Во-первых, фирмы не ставящие целью максимизацию прибыли, имеют мало шансов на выживание. Во-вторых, акционеры или совет директоров могут сместить руководителя и передать фирму новому руководителю. Поэтому имеет смысл предположение о максимизации прибыли в конкурентных моделях не только совершенной, но и монополистической конкуренции, олигополии и монополии. [ 2. С. 182 ]
Для того чтобы проанализировать механизм установления равновесной рыночной цены, вначале необходимо построить кривую спроса для конкретной фирмы, который совершенно эластичен при рыночной цене. Затем следует проследить за изменением объема производства по мере изменения издержек, цен или других факторов, влияющих на выпуск продукции. С этой целью для отдельного конкурентного производства строится кривая предложения, после чего кривые предложения отдельных фирм объединяют и получают кривую совокупного предложения отрасли. В отличие от краткосрочного периода, где для максимизации прибыли фирмы выбирают объем работ или производства, в долгосрочном они не только определяют объем производства, но и решают, стоит ли вообще оставаться на рынке.
В экономической
литературе известны два способа
максимизации прибыли в краткосрочном
периоде, основанные на информации о
доходах и издержках. Первый способ
состоит в сопоставлении
Оптимизация объема производства связана с предельными издержками, отражающими выпуск каждой последующей дополнительной единицы продукции. Предельные издержки - это всегда предельные переменные издержки, динамика которых определяется действием законов производительности. Взаимосвязь предельных и средних издержек выражается в закономерности, согласно которой кривые средних переменных издержек и средних общих пересекаются с кривой предельных издержек в точках их минимальных значений. До точки пересечения значения средних переменных и средних общих издержек сокращаются.
Информация о работе Конкурентные и не конкурентные рынки в микроэкономике