Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 18:41, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение понятия конкурентоспособности организации, ее оценки, а также способы достижения конкурентных преимуществ.
1. Введение………………………………………………………...стр.2-3
2. Конкурентоспособность организации: понятие, оценка……..стр.4-14
2.1 Понятие конкуренции и конкурентоспособности
организации…………………………………………………….....стр.4-5
2.2 Оценка конкурентоспособности товара……………………..стр.5-14
3. Способы достижения конкурентных преимуществ………….стр.15-28
3.1 Источники конкурентного преимущества…………………...стр.15-21
3.2 Удержание конкурентных преимуществ………………….....стр.21-26
3.3.Студенческая конференция «Достижение конкурентного
преимущества в бизнесе»………………………………………...стр.27-28
4. Заключение……………………………………………………...стр.29-31
5. Список используемой литературы…………………………….стр.32
Содержание
1.
Введение……………………………………………………….
2.
Конкурентоспособность организации: понятие,
оценка……..стр.4-14
2.1 Понятие конкуренции и конкурентоспособности
организации…………………………………
2.2
Оценка конкурентоспособности товара……………………..стр.5-14
3.
Способы достижения конкурентных преимуществ………….стр.15-28
3.1
Источники конкурентного преимущества…………………...стр.15-
3.2
Удержание конкурентных преимуществ………………….....стр.21-
3.3.Студенческая
конференция «Достижение
преимущества
в бизнесе»………………………………………...стр.
4.
Заключение……………………………………………………
5.
Список используемой литературы…………………………….стр.32
1.Введение.
Один из основополагающих принципов рыночной экономики - свободная конкуренция товаропроизводителей.
Конкуренция
возникла одновременно с товарным производством,
однако лишь при капитализме она
превратилась в главный рычаг
рыночного регулирования
В условиях формирующегося рынка преобладает стихийное начало конкуренции, сопровождающееся разрушительными процессами – банкротствами, кризисами и т.п. В условиях сформированного рынка конкуренция становится организованной.
Конкуренция имеет важное значение в механизме рынка. Она стимулирует деятельность производителей. Через конкуренцию они как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно - технического прогресса. Но следует учитывать, что конкуренция обостряет противоречия экономических интересов производителей, обуславливает рост непроизводственных издержек, побуждает создание монополий. Без вмешательства государства конкуренция превращается в разрушительную силу для экономики.
Переход
от командно-административной к рыночной
модели управления экономикой поставил
предприятия в сложное
Основными направлениями применения результатов оценки потенциала на предприятии является выработка стратегии поведения его на рынке.
Развитие экономической системы любого государства связано с нахождением наиболее оптимального пути использования имеющихся ресурсов. Каждое предприятие следует своей собственной конкурентной стратегии для завоевания рынка, внутренней поддержки и возможностей. Если в стране отсутствует конкурентная среда, если предприятие не ориентировано на деятельность в условиях конкуренции, рассчитывать на завоевание и удержание рынка не приходится. Большинство крупных белорусских предприятий не перестроили свою работу, а усилия производственного менеджмента зачастую концентрируются не на финансовых результатах, а на решении непроизводственных задач.
Однако у Республики Беларусь есть потенциал для благоприятного развития. Занимая в мире 0,15% территории, располагая 0,18% численности населения, республика производит 11% мирового производства калийных удобрений, 0,6% химических волокон и нитей, 0,15% стали и цемента, 1,3% холодильников, 0,4% телевизоров, 1,8% шерстяных тканей, 0,8% обуви, 8,7% льноволокна, 0,4% мяса в убойном весе, 1,1% молока. Вхождение республики в мировую экономику неизбежно потребует ее вовлечения в процесс глобализации, использования прямых иностранных инвестиций и опыта транснациональных корпораций. [1, c.425]
Целью
данной курсовой работы является определение
понятия конкурентоспособности
организации, ее оценки, а также способы
достижения конкурентных преимуществ.
2.
Конкурентноспособность
организации: понятие,
оценка.
2.1 Понятие конкуренции
и конкурентоспособности
организации.
Понятие
"конкурентоспособность
Конкуренция - экономическое соперничество обособленных товаропроизводителей за долю рынка. Конкуренция является главным элементом рыночного механизма регулирования спроса и предложения товаров, выступает как форма социально-экономических отношений и взаимодействия рыночных субъектов хозяйствования в процессе производства, приложения труда и капитала, купли и продажи товаров. Исходными средствами конкуренции являются цена и качество товара, соотношение цены и качества, сервис, престижность, торговая марка предприятия [2, с.245].
Конкуренция выполняет следующие важнейшие функции:
утверждение суверенитета потребителей;
постоянная адаптация производства к изменяющимся условиям рынка;
стимулирование товаропроизводителей и потребителей;
обеспечение
экономической свободы
саморегулирование товаропроизводителей;
дифференциация товаропроизводителей;
распределение ресурсов среди товаропроизводителей.
Реализация функций конкуренции приводит к необходимости создания в экономике конкурентной среды как в интересах товаропроизводителей, так и потребителей, а также связывает функции конкуренции с конкурентными преимуществами и конкурентоспособностью предприятий и товаров.
Конкурентное преимущество предприятия - какая-либо эксклюзивная ценность, которой оно обладает и которая дает ему превосходство на рынке перед конкурентами. Конкурентные преимущества предприятия позволяют ему не только выживать в конкурентной борьбе, но и побеждать в ценовой и неценовой конкуренции. Совокупность конкурентных преимуществ (от 1 до n) позволяет дать интегральную оценку всех конкурентных преимуществ (например, предприятия или товара) и в конечном итоге обеспечить связь понятий "конкурентные преимущества предприятия" или "конкурентные преимущества товара" с понятиями "конкурентоспособность предприятия" или "конкурентоспособность товара".
Конкурентоспособность
предприятия (КП) - это его способность
производить и реализовывать на рынке
востребуемый товар или услугу. Конкурентоспособность
предприятия определяется его конкурентными
преимуществами по отношению к конкурентам
на конкретном рынке (внутреннем или внешнем),
которые (преимущества) проявляются в
процессе конкуренции предприятий на
рынках (где они позиционируют свой товар
или производственные, интеллектуальные,
информационные ресурсы). [3, c.306]
2.2. Оценка конкурентоспособности
товара.
По своей сущности товар (работа, услуги) является единственным средством получения прибыли и тем самым основным орудием конкурентной борьбы, ее материальной основой. Везде, где развертывается соперничество за повышение качества продукции и максимизацию прибыли, снижение издержек производства, важное значение приобретает комплексная оценка конкурентоспособности товара,
К основным факторам этой оценки следует отнести:
Обеспеченность
трудовыми и материальными
Искусство конкуренции сегодня в большей мере, чем раньше, состоит в умелом уходе от нее. Выигрывает не тот, кто без оглядки бросается в острую конкурентную борьбу, а тот, кто, выбрав верную позицию, умеет избежать жестокой и бессмысленной конкуренции.
В рамках коммерческой деятельности для любого самостоятельного предприятия или фирмы ключевыми факторами успеха в конкурентной борьбе являются: завоевание устойчивого финансового положения на рынке; наличие передовой технологии и высокого потенциала собственных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок; умение проводить и эффективно использовать маркетинговые исследования; способность к маневрированию за счет изменения качественных и ценовых характеристик реализуемого товара, а также оказания комплекса услуг, включающих инжиниринговые, консалтинговые, технического обслуживания, услуги транспорта, связи, посреднические и др.; наличие собственной сети снабжения и сбыта, обслуживаемых опытными специалистами; реализация действенной рекламы и системы связи с общественностью; анализ слабых и сильных сторон основных фирм-конкурентов на основе объективной информации.
Выпуская
конкурентоспособные товары, производитель
обеспечивает для себя прочное место
на рынке. В борьбе за конкурентоспособность
выпускаемых товаров
Как было отмечено ранее, ценовые методы строятся на извлечении дополнительной прибыли путем уменьшения издержек производства и реализации, снижения цен без изменения ассортимента и качества продукции. Снижая цену, можно захватить отдельные сегменты рынка. Эти методы используются часто бизнесменами Японии. При выходе на новые рынки сбыта они зачастую снижают уровень цен на 10% и более, а нередко используют и демпинговые цены, вопреки резкому недовольству своих конкурентов и установленным запретам в международном торговом законодательстве (элемент нечестной конкуренции).
Есть понятие и скрытой ценовой конкуренции. Ее используют в случае, когда товар продается по такой же цене, как у конкурентов, но более высокого качества. К показателям скрытой ценовой конкуренции следует отнести: сокращение издержек потребления за счет повышения экономичности товара в силу уменьшения энергопотребления, увеличения срока службы изделия, более широкого объема бесплатного послепродажного сервиса по доставке, сборке, наладке, обслуживанию и т.д.
Под влиянием научно-технической революции рыночный успех новых товаров, в отличие от традиционных, может достигаться и при сравнительно высоких ценах, имеющих в этом случае меньшее влияние на спрос, чем потребительские свойства товаров (качество, новизна, надежность, дизайн и т.п.). Это относится к возрастающей концепции роли неценовых форм конкуренции.
Неценовая конкуренция предполагает изменение свойств продукции, придание ей качественно новых свойств, создание новых изделий для удовлетворения тех же потребностей, предложение продукции, не существовавшей раньше, обновление свойств товара, являющихся символом моды, престижа, совершенствование комплекса услуг, сопутствующих товару (демонстрация товара, предложение комплекса сопутствующих дополнительных услуг и (или) товаров, увеличение срока гарантийного ремонта и т.д.).
Важным фактором неценовой конкуренции являются экономичность и минимизация сроков поставки, которые могут соблюдаться в условиях доставки нужной продукции заданного качества в обозначенные договорными (контрактными) условиями место и время с учетом минимальных совокупных затрат по вывозу и завозу продукции. При этом продавец обладает возможностью, применяя новейшую погрузочно-разгрузочную технику и мобильные транспортные средства, получать повышенную прибыль. Но отечественные предприниматели, к сожалению, часто по доставке товаров и оказанию услуг не укладываются в короткие сроки, не могут грамотно и быстро заключать договора и контракты и соблюдать их условия.