Конкуренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:21, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение общих аспектов конкуренции, моделей рыночной структуры, а также роль и место конкуренции в современном хозяйственном механизме.

Содержание

Введение 3
1. Конкуренция, её сущность и значение. Виды конкуренции 5
1.1.Понятие конкуренции и её роль в экономике 5
1.2.Виды конкуренции 7
2. Типы рыночных структур 10
2.1. Механизм функционирования совершенной конкуренции 13
2.2. Монополистическая конкуренция 18
2.3. Олигополия 22
2.4. Монополия. Основные черты монополии 28
Заключение 38
Список использованной литературы 39

Работа содержит 1 файл

моя курсовая по конкуренции.docx

— 64.26 Кб (Скачать)

Отрицательные черты:

1) Нерациональное  распределение ресурсов. Оно происходит, когда в погоне за сверхприбылями  монополисты искусственно ограничивают  производство и поднимают цены. Тем самым нарушается механизм  рыночного регулирования эффективности  экономики, действующей в условиях  конкуренции. 

2) Усиление  неравенства доходов в обществе  также связано с монопольно  завышенными ценами и сверхприбылями, ибо получение последних означает  относительное уменьшение доходов  остальной части населения. 

3) Экономический  застой и торможение Научно-технического Прогресса. Монополисты не испытывают давления конкурентов и часто могут иметь высокие прибыли и без дополнительных усилий, благодаря своей рыночной власти. Это не подталкивает их к совершенствованию производства, повышению его эффективности, улучшению качества продукции. Кроме того, они заинтересованы в полном физическом использовании работающего оборудования, внедрение же новых машин угрожает ему быстрым моральным износом.

4) Опасность  для политической демократии. Экономическая  власть позволяет монополистам  активно влиять на политику  в своих интересах. Финансируя  политические партии и предвыборные  кампании, они проводят в парламенты  и правительства своих людей,  добиваются принятия нужных решений,  получают выгодные контракты,  налоговые льготы, субсидии и  другие привилегии, ущемляя права  и интересы других людей. 

Необходимость сдерживания и регулирования  монополизма передовые общества осознали ещё в конце XIX в., так в 1890 г., монополизация производства и торговли объявлялась незаконной и преступной. Современная антимонопольная политика направлена на:

 а) использование  преимуществ естественной монополии  под контролем общества и государства.  б) недопущение или ограничение  искусственной монополии. В этих  целях применяются меры против  чрезмерной концентрации экономической  мощи, искусственных дефицитов, ценовых  злоупотреблений, стимулируется  конкуренция в экономике и  т. п.                                                      

Заключение

Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но как любое  явление имеет свои плюсы и  минусы.

Положительные черты конкуренции  очевидны. При наличии конкуренции  на рынке производители постоянно  стремятся снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются издержки и компания получает возможность уменьшить цены. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Т. е. производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. От этого выигрывает потребитель.

Тип рынка определяется следующими основными факторами: количеством фирм, характером выпускаемой продукции, наличием или отсутствием ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступностью информации.

В данной курсовой работе детально рассмотрено понятие  конкуренции, представлен анализ четырех основных типов рынка: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия.

В данной работе конкуренция выступает не только как непримиримое соперничество  за право лидерства на рынке в  погоне только за личной выгодой, но и  представляется как конкуренция  гуманная, честная, справедливая, партнёрская  и созидательная.

Список использованной литературы

  1. Экономическая теория : Учебник /  Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой , Л.С. Тарасевича – М.: ИНФРА-М, 2000.
  2. Экономическая теория (политэкономия) : Учебник/ Под общей ред. Заслуженных деятелей науки Российской Федерации, профессоров В.И Видяпина, Г.П.Журавлевой. – М.: Изд-во Рос. Экон.акад., 2000.
  3. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям/Под редакцией А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. - М.:ИТД "КноРус", 1999.
  4. Экономическая теория: Учебник. 2-е изд. перераб. и доп./Н.И. Базылев, А.В. Бондырь, С.П. Гурко и др.; Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. - Мн.: БГЭУ, 1997.
  5. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебно-практическое пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Ассоциация авторов и издателей "Тандем", издательство "ГНОМ-ПРЕСС", 1998.
  6. Экономика: Учебник/ Под ред. доц. А.С, Булатова. 2-е изд., перераб. и доп.  – М.: Издательство БЕК, 2000.
  7. Лебедев О.Т., Каньковская А.Р., Филиппова Т.Ю. Основы экономики/Учеб. пособ. под ред. д-ра эконом. наук, проф. О.Т. Лебедева. Изд. 2-е, доп.-СПб.: ИД "МиМ", 1997.
  8. Носова С.С. Экономическая теория: Учеб. для вузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
  9. Камаев В.Д. и коллектив авторов. Учебник по основам экономической теории (экономика). - М.: "ВЛАДОС", 1997.
  10. Лебедев О.Т., Каньковская А.Р., Филиппова Т.Ю. Основы экономики/Учеб. пособ. под ред. д-ра эконом. наук, проф. О.Т. Лебедева. Изд. 2-е, доп.-СПб.: ИД "МиМ", 1997
  11. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юристъ, 2002

Информация о работе Конкуренция