Конкуренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:21, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение общих аспектов конкуренции, моделей рыночной структуры, а также роль и место конкуренции в современном хозяйственном механизме.

Содержание

Введение 3
1. Конкуренция, её сущность и значение. Виды конкуренции 5
1.1.Понятие конкуренции и её роль в экономике 5
1.2.Виды конкуренции 7
2. Типы рыночных структур 10
2.1. Механизм функционирования совершенной конкуренции 13
2.2. Монополистическая конкуренция 18
2.3. Олигополия 22
2.4. Монополия. Основные черты монополии 28
Заключение 38
Список использованной литературы 39

Работа содержит 1 файл

моя курсовая по конкуренции.docx

— 64.26 Кб (Скачать)

Процесс концентрации, централизации и обобществления производства является сложным и  разнообразным за своим характером и результатами. Все это находит  свое отображение и в существовании  разных форм монополий, а также разных степеней монополизации общественного  производства.

Разграничение монополий носит достаточно условный характер, поскольку некоторые фирмы  могут принадлежать одновременно к  нескольким видам монополий.

- Естественная  монополия — вид монополии,  занимающий привилегированное положение  на рынке в силу технологических  особенностей производства (в связи  с эксклюзивным обладанием необходимыми  для производства ресурсами, крайне  высокой стоимостью или исключительностью  материально-технической базы). Чаще  всего, естественные монополии  — это фирмы, управляющие трудоёмкими  инфраструктурами, повторное создание  которых другими фирмами экономически  неоправданно или технически  невозможно (например: системы водоснабжения,  системы электроснабжения, железные  дороги).

- Государственная  монополия — монополия, созданная  в соответствии с законодательством,  определяющим товарные границы  монопольного рынка, субъекта  монополии (монополиста), формы контроля  и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего  органа.

- Чистая  монополия — ситуация, когда на  рынке присутствует только один  поставщик данного вида товаров  и услуг.

- Закрытая  монополия. Она защищена от  конкуренции: юридическими ограничениями,  патентной защитой, институтом  авторских прав.

- Открытая  монополия — монополия, при  которой одна фирма, по крайней  мере на определенное время,  является единственным поставщиком  продукта, однако не имеет специальной  защиты от конкуренции. В подобном  положении нередко находятся  фирмы, которые впервые вышли  на рынок с новой продукцией.

В научных  трудах и учебниках определяют такие  основные формы монополий:

1) Картель - это объединение нескольких предприятий одной отрасли производства, которое не ликвидирует их производственной или коммерческой самостоятельности, но предусматривает соглашение между ними по отдельным вопросам: распределению рынков сбыта, уровня цен, квотирования производства и тому подобное.

2) Синдикат - организует совместный сбыт продукции и единые закупки сырья в определённых количествах и по определённым ценам. Эта форма характерна для фирм, договаривающихся о единой реализации своей продукции с крупными торговыми компаниями. Таким образом, оставляя за собой производственную независимость, члены синдиката теряют коммерческую.

3) Трест - акционерное общество, члены которого теряют как производственную, так и коммерческую независимость. Управление ведется советом директоров. Может охватывать предприятия разных отраслей промышленности.

4) Концерн - это объединение юридически независимых предприятий разных отраслей промышленности через систему контрольных пакетов акций.

Чистая монополия:

Чистая монополия  существует, когда одна фирма является единственным производителем продукта или услуг, у которых нет близких  заменителей. Чистые монополии в  настоящее время - редкое явление. Чаще встречаются рынки, на которых конкурируют  друг с другом несколько фирм. Чистые монополии, как правило, могут существовать только при покровительстве государства. Причем они присущи скорее местным  рынкам, нежели общенациональным. Более  того, понятие чистой монополии является абстракцией. Имеется много товаров, у которых нет заменителей.

Характерные черты чистой монополии:

- Единственный  продавец, абсолютный монополист  его фирма единственная в отрасли  производящий товар или услугу.

- Товар монополии  уникален в том смысле, что  нет близких или хороших заменителей  этого товара.

- Совершенная  информированность.

- Монополия  самостоятельно устанавливает (диктует)  цену на товар (услугу), а покупатель  либо вынужден покупать товар  по данной цене, либо обходиться  без него.

- Отсутствие  конкуренции (неценовая конкуренция).

- Вхождение  в отрасль заблокировано. Входные  барьеры:

1) экономия  от масштаба (один из наиболее  распространенных видов барьеров  входа);

2) правовые  ограничения: патенты, тарифы  и квоты в международной торговле;

3) высокие  издержки входа - экономические  препятствия. В некоторых отраслях (например в авиационной промышленности) начало производства может стоить  очень дорого;

4) реклама  и дифференциация продуктов. Рекламная  деятельность способствует формированию  уверенности и уважения покупателей  по отношению к известным торговым  маркам. Дифференциация продуктов,  или сама по себе, или в сочетании  с расширенной рекламой, способна  усиливать рыночную власть существующих  производителей и создавать барьеры  входа

5)контроль  монополистом источников поступления  необходимого сырья или других  специализированных ресурсов;

6)высокие  транспортные расходы, способствующие  формированию изолированных местных  рынков, в результате чего единая  в технологическом смысле отрасль  может представлять множество  локальных монополистов;

Естественная  монополия:

В ряде отраслей народного хозяйства экономия обусловлена  ростом масштаба производства, а конкуренция  фактически просто неосуществима или  максимально затруднена. Такие отрасли  и являются отраслями естественных монополий (или в них существует естественная монополия как объективное  явление).

Это отличает данную монополию от чистой монополии. «Единицей» измерения первой выступает, как правило, отрасль, где фактически действует один экономический субъект, «единицей» измерения второй является часть отраслевого рынка (или  рынков), на котором (которых),крупные  капиталы оказывают серьезное влияние  на продажные и покупные цены.

К отраслям естественной монополии во многих странах  относят большинство видов деятельности, продукция которых является «предметом общественного пользования», — коммуникации, линии электропередач, нефте- и газопроводы, железнодорожный транспорт, кабельное телевидение, системы связи, водоснабжение и канализация и др. К сферам деятельности субъектов естественных монополий относят такие виды деятельности: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировка газа по трубопроводам, услуги по передаче электрической и тепловой энергии, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов, услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Еще одной  особенностью естественных монополий  является существование очень высоких  входных барьеров в отрасль. Наличие  единственного производителя, у  которого эффект от масштаба производства слишком велик, определяет тот размер капитала, который нужен для вхождения  в отрасль. Общество чаще всего просто не может выдержать второго такого производителя (значительны постоянные затраты). Для данных видов деятельности размер эффективного предприятия, как  правило, равен или максимально  близок к 100% от объема внутреннего потребления  данных благ.

Плюсы и минусы  естественной монополии:

Плюсы:

- возможность  максимально использовать эффект  от масштаба производства, что  приводит к снижению издержек  на производство единицы продукции;

- возможность  мобилизации значительных финансовых  ресурсов для поддержания средств  производства на должном уровне;

- возможность  использования достижений научно-технического  прогресса;

- возможность  следования единым стандартам  на производимую продукцию и  предоставляемые услуги;

- возможность  замены рыночного механизма, т.  е. рыночной экономической организации;

- внутрифирменной  иерархией и системой контрактных  отношений, что позволит сократить  потери, связанные с риском и  неопределенностью.

Минусы:

- возможность  определять уровень продажной  цены, создавать искушение переложить  издержки в значительной мере  на конечного потребителя, который  не в состоянии оказывать обратного  влияния на производителя;

- возможность  блокировать технический прогресс;

- возможность  «экономить» за счет снижения  качества производимой продукции  и предоставляемых услуг;

- возможность  принимать форму административного  диктата, подменяющего экономический  механизм.

Видно, что  у естественной монополии достоинства  становятся недостатками и наоборот. Эта форма экономической организации  глубоко противоречива. Не возможно однозначно определить, что перевешивает — плюсы или минусы. Однако общество не может жить в условиях такой  неопределенности, зависимости от естественных монополистов. Рыночная форма экономической  организации не в состоянии преодолеть или даже ослабить действия негативных факторов естественной монополии. Рыночный механизм распределения ресурсов в  данном случае не работает. Разрешить  существующие противоречия общество может  только одним способом — регулированием естественной монополии.

Способы регулирования  естественной монополии:

1.Прямое  государственное регулирование  (возможности и границы)

Считается, что прямое государственное регулирование  посредством определения тарифов  или решающего влияния на них  естественных монополистов достаточно простой и понятный способ, позволяющий  снизить роль негативных факторов, существующих в их деятельности. В  частности, в российском законодательстве данному способу уделяется первостепенное внимание.

При реализации данного подхода возникают сразу  же несколько проблем: 1) необходимость  создания органа государственного контроля за деятельностью естественного  монополиста или придания таковых  функций уже действующей антимонополистической  структуре, 2) сложность точного определения  реальных издержек производителя услуг  — естественной монополии.

2. Торги за  франшизу (возможность использования  и эффективность в различных  условиях)

Другой способ регулирования естественной монополии  связан с использованием механизма  экономической организации. Это  торги за франшизу (право на ведение  такой деятельности). Торги за франшизу позволили в США решить проблемы с некоторыми естественными монополиями, причем лучшим способом по сравнению  с другими способами их регулирования. Это относится к дерегулированию  грузовых автоперевозок, к организации  работы местных авиалиний, почтовой службы, к работе кабельных телевизионных  сетей, в ряде случаев — к работе коммунальных служб, к проблеме дерегулирования  железных дорог.

3. Ценовая  дискриминация

Естественные  монополии достаточно часто прибегают  к практике ценовых дискриминаций  для максимизации своего чистого  дохода. Для этого они сегментируют рынок. Примером такого подхода может  быть практика установления более высоких тарифов на электроэнергию, газ, услуги связи, коммунальные услуги для предприятий и организаций и, соответственно, пониженных тарифов — для граждан. Однако этот же механизм может быть задействован не только естественным монополистом, но и обществом, которое стремится облегчить бремя, связанное с монополией. Оно может устанавливать понижающиеся тарифы для социально незащищенных групп населения (пенсионеров, инвалидов и др.). Например, широко применяемая практика льготных тарифов на различные виды услуг, предоставляемых естественными монополистами. Здесь важным является источник покрытия этих льгот. Очень часто в России он или не определяется, или без соответствующих расчетов, безосновательно, перекладывается на производителя. Самый распространенный пример — льготы за коммунальные услуги. Количество льготников уже сопоставимо с количеством людей, льгот не имеющих. Это не способствует ни стабилизации социальной обстановки, ни нормальному воспроизводству капитала предприятия естественного монополиста.

Практика  использования ценовой дискриминации  может быть применена обществом  не только в случае прямого государственного регулирования естественной монополии, но и в случае торгов за франшизу. Таким образом, ценовая дискриминация  становится «обоюдоострым орудием», которое с успехом может быть использовано и естественной монополией, и обществом для достижения своих  целей. В результате возникает определенный «баланс интересов» и острота  проблемы со стороны естественной монополии  смягчается

Четыре фактора, способствующих возникновению монополий:

  1. Исключительный контроль над важнейшими вводимыми факторами производства.
  2. Экономия, обусловленная ростом масштаба производства.
  3. Патенты.
  4. Государственные лицензии или привилегии.

«Плюсы и минусы» монополий  и её регулирование.

Положительные стороны монополии:

 Во-первых, в определённых отраслях она  более эффективна и даёт экономию  затрат.

 Во-вторых, по сравнению с конкурентным  сектором у моно- и олигополистов  больше средств и  стимулов  для развития Научно-технического Прогресса.

Дело в  том малые фирмы обычно стеснены в финансах и озабочены текущей  доходностью, а не будущими возможными выгодами от нововведений. Так же, новые  идеи быстро копируются конкурентами, и получается, что затраты на их осуществление несут одни, а выгода делится на всех. У крупных же монополистических фирм и финансовые возможности шире, и вся прибыль  от новшеств достаётся их авторам.

Информация о работе Конкуренция