Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:21, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение общих аспектов конкуренции, моделей рыночной структуры, а также роль и место конкуренции в современном хозяйственном механизме.
Введение 3
1. Конкуренция, её сущность и значение. Виды конкуренции 5
1.1.Понятие конкуренции и её роль в экономике 5
1.2.Виды конкуренции 7
2. Типы рыночных структур 10
2.1. Механизм функционирования совершенной конкуренции 13
2.2. Монополистическая конкуренция 18
2.3. Олигополия 22
2.4. Монополия. Основные черты монополии 28
Заключение 38
Список использованной литературы 39
Процесс концентрации, централизации и обобществления производства является сложным и разнообразным за своим характером и результатами. Все это находит свое отображение и в существовании разных форм монополий, а также разных степеней монополизации общественного производства.
Разграничение монополий носит достаточно условный характер, поскольку некоторые фирмы могут принадлежать одновременно к нескольким видам монополий.
- Естественная
монополия — вид монополии,
занимающий привилегированное
- Государственная
монополия — монополия,
- Чистая
монополия — ситуация, когда на
рынке присутствует только
- Закрытая
монополия. Она защищена от
конкуренции: юридическими
- Открытая
монополия — монополия, при
которой одна фирма, по
В научных трудах и учебниках определяют такие основные формы монополий:
1) Картель - это объединение нескольких предприятий одной отрасли производства, которое не ликвидирует их производственной или коммерческой самостоятельности, но предусматривает соглашение между ними по отдельным вопросам: распределению рынков сбыта, уровня цен, квотирования производства и тому подобное.
2) Синдикат - организует совместный сбыт продукции и единые закупки сырья в определённых количествах и по определённым ценам. Эта форма характерна для фирм, договаривающихся о единой реализации своей продукции с крупными торговыми компаниями. Таким образом, оставляя за собой производственную независимость, члены синдиката теряют коммерческую.
3) Трест - акционерное общество, члены которого теряют как производственную, так и коммерческую независимость. Управление ведется советом директоров. Может охватывать предприятия разных отраслей промышленности.
4) Концерн - это объединение юридически независимых предприятий разных отраслей промышленности через систему контрольных пакетов акций.
Чистая монополия:
Чистая монополия
существует, когда одна фирма является
единственным производителем продукта
или услуг, у которых нет близких
заменителей. Чистые монополии в
настоящее время - редкое явление. Чаще
встречаются рынки, на которых конкурируют
друг с другом несколько фирм. Чистые
монополии, как правило, могут существовать
только при покровительстве
Характерные черты чистой монополии:
- Единственный
продавец, абсолютный монополист
его фирма единственная в
- Товар монополии
уникален в том смысле, что
нет близких или хороших
- Совершенная информированность.
- Монополия
самостоятельно устанавливает (
- Отсутствие
конкуренции (неценовая
- Вхождение
в отрасль заблокировано.
1) экономия
от масштаба (один из наиболее
распространенных видов
2) правовые
ограничения: патенты, тарифы
и квоты в международной
3) высокие
издержки входа - экономические
препятствия. В некоторых
4) реклама
и дифференциация продуктов.
5)контроль
монополистом источников
6)высокие
транспортные расходы,
Естественная монополия:
В ряде отраслей народного хозяйства экономия обусловлена ростом масштаба производства, а конкуренция фактически просто неосуществима или максимально затруднена. Такие отрасли и являются отраслями естественных монополий (или в них существует естественная монополия как объективное явление).
Это отличает данную монополию от чистой монополии. «Единицей» измерения первой выступает, как правило, отрасль, где фактически действует один экономический субъект, «единицей» измерения второй является часть отраслевого рынка (или рынков), на котором (которых),крупные капиталы оказывают серьезное влияние на продажные и покупные цены.
К отраслям
естественной монополии во многих странах
относят большинство видов
Еще одной особенностью естественных монополий является существование очень высоких входных барьеров в отрасль. Наличие единственного производителя, у которого эффект от масштаба производства слишком велик, определяет тот размер капитала, который нужен для вхождения в отрасль. Общество чаще всего просто не может выдержать второго такого производителя (значительны постоянные затраты). Для данных видов деятельности размер эффективного предприятия, как правило, равен или максимально близок к 100% от объема внутреннего потребления данных благ.
Плюсы и минусы естественной монополии:
Плюсы:
- возможность
максимально использовать
- возможность
мобилизации значительных
- возможность
использования достижений
- возможность следования единым стандартам на производимую продукцию и предоставляемые услуги;
- возможность
замены рыночного механизма, т.
- внутрифирменной
иерархией и системой
Минусы:
- возможность
определять уровень продажной
цены, создавать искушение
- возможность
блокировать технический
- возможность
«экономить» за счет снижения
качества производимой
- возможность
принимать форму
Видно, что
у естественной монополии достоинства
становятся недостатками и наоборот.
Эта форма экономической
Способы регулирования естественной монополии:
1.Прямое государственное регулирование (возможности и границы)
Считается,
что прямое государственное регулирование
посредством определения
При реализации
данного подхода возникают
2. Торги за франшизу (возможность использования и эффективность в различных условиях)
Другой способ
регулирования естественной монополии
связан с использованием механизма
экономической организации. Это
торги за франшизу (право на ведение
такой деятельности). Торги за франшизу
позволили в США решить проблемы
с некоторыми естественными монополиями,
причем лучшим способом по сравнению
с другими способами их регулирования.
Это относится к
3. Ценовая дискриминация
Естественные монополии достаточно часто прибегают к практике ценовых дискриминаций для максимизации своего чистого дохода. Для этого они сегментируют рынок. Примером такого подхода может быть практика установления более высоких тарифов на электроэнергию, газ, услуги связи, коммунальные услуги для предприятий и организаций и, соответственно, пониженных тарифов — для граждан. Однако этот же механизм может быть задействован не только естественным монополистом, но и обществом, которое стремится облегчить бремя, связанное с монополией. Оно может устанавливать понижающиеся тарифы для социально незащищенных групп населения (пенсионеров, инвалидов и др.). Например, широко применяемая практика льготных тарифов на различные виды услуг, предоставляемых естественными монополистами. Здесь важным является источник покрытия этих льгот. Очень часто в России он или не определяется, или без соответствующих расчетов, безосновательно, перекладывается на производителя. Самый распространенный пример — льготы за коммунальные услуги. Количество льготников уже сопоставимо с количеством людей, льгот не имеющих. Это не способствует ни стабилизации социальной обстановки, ни нормальному воспроизводству капитала предприятия естественного монополиста.
Практика
использования ценовой
Четыре фактора, способствующих возникновению монополий:
«Плюсы и минусы» монополий и её регулирование.
Положительные стороны монополии:
Во-первых,
в определённых отраслях она
более эффективна и даёт
Во-вторых,
по сравнению с конкурентным
сектором у моно- и олигополистов
больше средств и стимулов
для развития Научно-
Дело в том малые фирмы обычно стеснены в финансах и озабочены текущей доходностью, а не будущими возможными выгодами от нововведений. Так же, новые идеи быстро копируются конкурентами, и получается, что затраты на их осуществление несут одни, а выгода делится на всех. У крупных же монополистических фирм и финансовые возможности шире, и вся прибыль от новшеств достаётся их авторам.