Конкуренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:21, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение общих аспектов конкуренции, моделей рыночной структуры, а также роль и место конкуренции в современном хозяйственном механизме.

Содержание

Введение 3
1. Конкуренция, её сущность и значение. Виды конкуренции 5
1.1.Понятие конкуренции и её роль в экономике 5
1.2.Виды конкуренции 7
2. Типы рыночных структур 10
2.1. Механизм функционирования совершенной конкуренции 13
2.2. Монополистическая конкуренция 18
2.3. Олигополия 22
2.4. Монополия. Основные черты монополии 28
Заключение 38
Список использованной литературы 39

Работа содержит 1 файл

моя курсовая по конкуренции.docx

— 64.26 Кб (Скачать)

 

                                   Содержание

 

Введение 3

1. Конкуренция, её сущность и значение. Виды конкуренции 5

1.1.Понятие конкуренции и её роль в экономике 5

1.2.Виды конкуренции 7

2. Типы рыночных структур 10

2.1. Механизм функционирования совершенной конкуренции 13

2.2. Монополистическая конкуренция 18

2.3. Олигополия 22

2.4. Монополия. Основные черты монополии 28

Заключение 38

Список использованной литературы 39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Рыночная структура, или  специфическая конкурентная ситуация, оказывает доминирующее влияние на поведение фирмы и выбор ею рыночной стратегии и тактики. Поведение фирмы, в свою очередь, напрямую связано с основополагающими показателями результатов ее деятельности: ценой, прибылью, эффективностью. Поведение и результативность фирмы не могут не сказаться на функционировании и преуспевании всей отрасли, а состояние последней влияет на национальную экономику в целом. Таким образом, в силу высокой степени взаимообусловленности контрагентов в рыночной экономике организация, или структура рынка, имеет принципиальное значение не только для микро-, но и для макроэкономики.

Структура рынка в той  или иной стране может быть достаточно сложной и, более того, включать даже нерыночные элементы. Вместе с тем в ней присутствуют характерные принципиальные черты, позволяющие провести классификацию. В современной экономической теории принято выделять четыре типа рыночной структуры: совершенную конкуренцию, монополистическую конкуренцию, олигополию и чистую монополию. Первая и последняя модели представляют собой два противоположных полюса, две крайности, между которыми расположены промежуточные формы монополистической конкуренции и олигополии, называемые несовершенной конкуренцией. Строго говоря, монополия также относится к несовершенной конкуренции, хотя некоторые исследователи расценивают ее как отсутствие конкуренции вообще.

В основу выше названной  классификации положены следующие  признаки:

1) количество фирм в  отрасли;

2) контроль отдельной  фирмы над ценами;

3) свобода вхождения в  отрасль и выхода из нее;

4) характер продукта;

5) характер кривой спроса  на продукт фирмы.

На основе данных классификационных  признаков все четыре указанные  модели будут рассмотрены в последующих  главах.

На современном этапе  рыночных преобразований в России товарный дефицит уже в значительной мере преодолен. На первое место для потребителя  сегодня выходит уже не само наличие  дефицитного ранее товара, а его  характеристики, важнейшими из которых  являются качество и цена. Это совершенно по-новому определяет стратегию поведения  отечественных фирм-производителей, ведь в ситуации либерализации внешнеэкономической  деятельности им приходится выдерживать  значительную конкуренцию со стороны  иностранных фирм, работающих на соответственных  сегментах рынка.

Целью работы является рассмотрение общих аспектов конкуренции,  моделей  рыночной структуры, а также роль и место конкуренции в современном  хозяйственном механизме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Конкуренция, её сущность  и значение. Виды конкуренции

Наиболее  мощным фактором, диктующим общие  условия функционирования того или  иного рынка, является степень развития на нём конкурентных отношений.

Рыночной  конкуренцией называется борьба за ограниченный спрос потребителя, ведущаяся между  фирмами на доступных им частях (сегментах) рынка. Конкуренция это: а) соперничество  между участниками рыночного  хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. б) состязательная борьба между товаропроизводителями  за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники  сырья и одновременно весьма действенный  механизм регулирования пропорций  общественного производства. Она  порождается объективными условиями: хозяйственной обособленностью  каждого производителя, его зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством  с другими товаровладельцами  в борьбе за покупательский спрос.

Но понятие  конкуренции настолько многозначно, что оно не охватывается каким-либо определением. Это и способ хозяйствования, и такой способ существования  капитала, когда один капитал соперничает  с другим капиталом. В конкуренции  усматривается как одна сущностная черта, свойство товарного производства, так и способ развития. Кроме того, конкуренция выступает в роли стихийного регулятора общественного  производства.

1.1 Понятие конкуренции,  и её роль в экономике

Конкуренция в рыночной экономике выполняет  важнейшую функцию – она принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а значит и интересы общества в целом. В ходе конкуренции  рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удаётся продать, прочие же остаются невостребованными и производство их сокращается. Другими словами вне конкурентной среды индивидуум удовлетворяет свои интересы, не считаясь с чужими. В условиях же конкуренции единственным способом реализации собственного интереса становится учёт интересов других лиц. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы – что? как? для кого производить?

Развитие  конкурентных отношений тесно связано  с расщеплением экономической власти. Когда она отсутствует, потребитель  лишён выбора и вынужден либо полностью  согласится на диктуемые производителем условия, либо совсем остаться без необходимого ему блага. Напротив, когда экономическая  власть расщеплена и потребитель  имеет дело с множеством поставщиков  аналогичных товаров, он может выбрать  тот из них, который в наибольшей степени соответствует его нуждам и финансовым возможностям.

Конкуренция имеет важное значение в жизни  общества. Она стимулирует деятельность самостоятельных единиц. Через неё  товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя  приводит к снижению цен, Уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса. В то же время конкуренция  обостряет противоречия экономических  интересов, чрезвычайно усиливает  экономическую дифференциацию в  обществе, обуславливает рост непроизводительных издержек, побуждает создание монополий. Без административного вмешательства  государственных структур конкуренция  может превратиться в разрушительную силу для экономики. Для обуздания  и удержания её на уровне нормального  стимулятора экономики государство  в своих законах определяет "правила  игры" соперников. В этих законах  фиксируются права и обязанности  производителей и потребителей продукции, устанавливаются принципы и гарантии действий участников конкуренции.

Конкуренция одновременно имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Положительные стороны: а) она способствует развитию научно-технического прогресса, постоянно заставляя товаропроизводителя  применять лучшие технологии, рационально  использовать ресурсы. В ходе конкуренции  вымываются экономически-неэффективные  производства, устаревшая техника, некачественные товары; б) она чутко реагирует  на изменение спроса, ведёт к удешевлению  издержек производства, тормозит рост цен, а в ряде случаев к их снижению; в) выравнивает норму прибыли  на капитал и уровень заработной платы во всех отраслях национальной экономики.

К числу негативных сторон можно отнести: а) придаёт  бизнесу определённую нестабильность, создаёт условия для безработицы, инфляции и банкротства; б) ведёт  к дифференциации доходов и создаёт  условия для их несправедливого  распределения; в) её следствием может  быть перепроизводство товаров и  не догрузка мощностей в периоды  производственных спадов.

Конкуренция предполагает свободу вступления экономических  единиц в любую конкретную отрасль  и свободу выхода из неё. Эта свобода  необходима для того, чтобы экономика  могла надлежащим образом адаптироваться к изменениям вкусов потребителей, технологии или предложения ресурсов. Основное экономическое преимущество рыночной системы заключается в  её постоянном стимулировании эффективности  производства.

     

1.2. Виды конкуренции

По методам осуществления  конкуренцию можно подразделить на ценовую и неценовую.

Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров по более низким ценам, чем у конкурентов. Снижение цены теоретически возможно либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли. Мелкие и  средние фирмы, чтобы удержаться на рынке, часто соглашаются на небольшую  прибыль. Крупные предприятия могут  себе позволить на некоторое время  вообще отказаться от получения прибыли, чтобы с помощью дешевой продукции  разорить конкурентов и вытеснить  их с рынка. Такой метод вытеснения конкурентов с рынка (метод конкурентной борьбы) известен также под названием  «война цен».

Неценовая конкуренция основана на предложении товаров более  высокого качества, с большей надежностью  и сроками службы, на использовании  методов рекламы и других способов стимулирования сбыта.

По отраслевой принадлежности различают внутри- и межотраслевую  конкуренцию.

Внутриотраслевая конкуренция  — конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли.

Межотраслевая конкуренция  — это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли. Это  приводит к переливу капиталов из одних отраслей в другие: из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой.

Конкуренцию также подразделяют на совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую).

Для совершенной конкуренции  характерна свобода, от какой бы то ни было регламентации: свободный доступ к факторам производства, свободное  ценообразование и др. При этой конкуренции никто из участников рынка не может оказать решающего  влияния на условия реализации товаров.

Монополистическая конкуренция  отличается главным образом тем, что монополии имеют возможности  влиять на условия реализации товаров.

Подробнее эти два вида конкуренции будут рассмотрены  в следующих главах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Типы рыночных структур

Поведение фирмы  на рынке, установление цены на продукцию  и выбор объёма производства зависят  от типа рынка, на котором она действует. Наиболее сильным фактором, определяющим условия функционирования того или  иного рынка, является степень развития конкуренции и, как следствие  возможность фирмы контролировать цену на производимую продукцию. Рыночной конкуренцией называется борьба между  фирмами за ограниченный спрос потребителей.

В ходе конкурентной борьбы для достижения собственных  интересов приходится учитывать  интересы других, ибо рынок примет только те товары, которые нужны  потребителю и продаются по более  низким ценам.

Развитие  конкурентных отношений тесно связано  с силой экономической власти фирмы над рынком. Чем слабее конкуренция  на рынке, тем сильнее диктат производителя, и наоборот, чем больше производителей данного товара, тем больше возможность  у потребителя выбрать товар, который в наибольшей степени  соответствует его потребностям и бюджету.

По степени  развития конкурентности различают  рынки совершенной конкуренции  и рынки несовершенной конкуренции, которые в свою очередь, подразделяются на рынки монополии, олигополии и  монополистической конкуренции. Итак, существует четыре основных типа рынка:

1) рынок совершенной  конкуренции, при котором на  каждую фирму приходится небольшая  часть рынка;

2) рынок монополистической  конкуренции, который характеризуется  сочетанием монополии и конкуренции;

3) рынок олигополии, на котором небольшое число  фирм-продавцов взаимодействуют  с множеством покупателей;

4) рынок монополии,  характеризующийся наличием в  отрасли одной фирмы.

На рынке  совершенной конкуренции функционирует  множество мелких производителей, у  которых в силу их многочисленности, нет возможности навязывания  своей воли потребителям. На рынках несовершенной конкуренции степень  несовершенства, то есть возможности  диктовать свои условия потребителю, зависит от разновидности рынка. В условиях монополистической конкуренции  она относительно невелика, в условиях олигополии значительна, а в условиях монополии – почти полная.

В таблице  1. приведены характеристики каждого из типов рыночных структур по пяти основным чертам.

Таблица 1. Характерные  черты основных моделей рынка

Характерная черта

Совершенная конкуренция

Несовершенная конкуренция

монополистическая конкуренция

олигополия

монополия

Число фирм в отрасли

Очень много

Много

Несколько

Одна

Тип товара

Одинаковые изделия

Разная продукция сходного назначения (взаимозаменяемая)

Одинаковые или различные изделия

Уникальный товар, не имеющий заменителей

Доля рынка

Очень небольшая

Небольшая

Значительная

Контролирует 100% продаж

Возможность влиять на цены товаров

Отсутствует

Существует в узких рамках

Большая

Максимальная

Барьеры для входа в отрасль

Отсутствуют

Существуют, и сравнительно легко  преодолеть

Существуют, и преодолеть их трудно

Существуют, и преодолеть их часто  невозможно

Примеры

Рынки сельскохозяйственной продукции, товарная биржа, валютные рынки

Розничная торговля, производство одежды, обуви, книг и т.д.

Металлургическая, автомобильная, бумажная промышленность, бытовые приборы  и т.д.

Естественные монополии (газо-, электро-, водоснабжение, железнодорожные перевозки)


Некоторые отрасли производят одинаковую, т. е. стандартизированную  продукцию (например, металл, древесина, зерно). В других случаях продукция  является дифференцированной (например, различные марки автомобилей  или различные виды стирального  порошка).

Информация о работе Конкуренция