Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 01:23, курсовая работа
Моя работа состоит из двух частей. В первой части кратко разобраны каждая из четырех основных рыночных моделей: чистая конкуренция, чистая монополия (в том числе естественная монополия, монополистическая конкуренция и олигополия). Также там есть глава, полностью посвященная практическим вопросам ведения конкурентной борьбы. В этой главе разобраны множество примеров по этому вопросу.
Введение
Часть 1 Четыре основные модели рынка
Глава 1 Чистая конкуренция
Глава 2 Конкурентная стратегия
Структурный анализ отраслей
Позиция в отрасли
Типовые стратегии
Источники конкурентного преимущества
Цепочка ценности
Система ценности
Как создается преимущество
Важно быстро среагировать на изменение структуры отрасли
Заметить новое и внедрить его
Удерживать преимущество
Глава 3 Монополия и ее виды
Глава 4 Олигополия
Глава 5 Монополистическая конкуренция
Часть 2 Антимонопольное законодательство. Проблемы демонополизации в современном обществе
Глава 1 Антимонопольное законодательство и регулирование экономики
Глава 2 Антитрестовская политика в США
Глава 3 Теория общественного выбора
Глава 4 Антитрестовская политика и мировая экономика
Глава 5 Проблемы демонополизации в экономике Республики Молдова
Глава 6 Будущее антитрестовского законодательства
Заключение
Список литературы
Глава 2
Антитрестовская политика в США
В реальной экономической жизни США антитрестовская политика федеральных органов власти определяется не только антитрестовским законодательством. Дело в том, что, как я писал выше, указанные законодательные положения и нормы сформулированы достаточно широко. Конгресс США оставил за судебной властью право решать, что составляет “попытку монополизации”, “существенное уменьшение конкуренции на свободном рынке”, “нечестные методы ведения конкурентной борьбы” и т. д. Два основных государственных органа- Федеральная торговая комиссия и антитрестовский отдел Министерства Юстиции- также обладают широкими полномочиями в этой сфере.
Далее рассмотрим трансформацию средств и методов воплощения антимонопольных мероприятий в экономическую жизнь США с течением времени по следующему ряду узловых вопросов: фиксация цен, слияние фирм и предприятий и ограничения в этой сфере, дискриминация цен.
Фиксация цен. Закон Шермана считает практику фиксации цен на товар незаконной. Конкурирующие фирмы обязаны вести самостоятельную и независимую ценовую политику, а попытки любого рода кооперации в этом вопросе должны немедленно пресекаться. Современная юридическая практика рассматривает фиксацию цен как нарушение закона само по себе. Это означает, что судебным властям нет необходимости доказывать успешность такого рада попыток, либо неразумность определенной цены- достаточно доказать факт наличия договора о координировании цен, чтобы выиграть дело. Более того, обвиняемые по этой статье закона не могут защищаться на том основании, что их действия могли повлечь за собой какие- либо благоприятные последствия для экономической жизни.
Наряду с тем, что признается незаконным сам факт фиксации цен, закон распространяет свои полномочия и на другие виды совместных действий, могущих даже косвенно повлиять на цены. Некоторые виды предпринимательской активности, как- то: соглашения по ограничению выпуска продукции, разделении рынков сбыта, обмен информации о ценах между конкурирующими предприятиями,- также приближаются по своей сути к прямым соглашениям о ценообразовании, однако суды в данном случае не всегда рассматривают такие действия как нарушение закона.
Слияния. Первоначальный вариант закона Клейтона содержал в себе механизмы, направленные против подобной практики. Однако они оказались малоэффективными и трудно реализуемыми в экономической действительности. И только после принятия поправки к нему (Закон Селлера 1950 года) контроль за слиянием фирм и предприятий стал возможен. Более того, такого рода деятельность стала основной частью антитрестовских программ правоохранительных органов. С этого времени все подобные операции оказались “под прицелом” контролирующих органов. Кроме стандартных возражений против практики горизонтальных слияний, в законодательном порядке нередко опротестовывались и вертикальные слияния (т. е. слияния фирм, имевших отношения типа “поставщик- покупатель”, как, например, автомобильная фирма и концерн по производству покрышек). Иногда даже рассматривались дела о конгломератных слияниях различных фирм (т. е. слияния фирм, оперирующих на непересекающихся сегментах рынка, как, например, нефтяная компания и сеть розничных магазинов).
Текущая практика надзора за слияниями. Хотя Закон Селлера не отменен и по сей день, нынешняя политика федерального правительства несколько смягчилась по сравнению с 50- 60- ми годами. Частично это возможно объяснить некоторой трансформацией экономической теории, произошедшей за эти годы. Дело в том, что ныне ведущие экономисты не полностью разделяют господствовавшее ранее мнение о росте концентрации рынка как о пагубном последствии для его функционирования. Более того, с точки зрения эффективности слияния компаний способны представить ряд потенциальных преимуществ. Ранее эффект слияний рассматривался экономистами в весьма узком аспекте- лишь относительно вероятной экономии на масштабе производства. Теперь общепринятый взгляд на перераспределение границ фирм и деловых предприятий, происходящее в рамках слияния компаний, постулирует, что этот процесс способен сильно сократить непроизводственные затраты, и, кроме того, положительно сказаться на рыночном процессе с позиций предпринимательства и повышения статической эффективности процесса. Далее, слияния компаний и корпораций рассматриваются сегодня как важный механизм, посредством которого держатели акций способны оказывать влияние и некоторым образом “дисциплинировать” управляющих и членов советов директоров фирм и предприятий. И последнее: если прежде практика слияний рассматривалась исключительно в контексте внутренней экономической системы, то сейчас учитывается международная конъюктура и конкуренция. Иногда слияние нескольких национальных компаний может только усилить их конкурентноспособность на мировом рынке, приводя к возрастанию, а не к уменьшению конкуренции на транснациональном уровне.
Ряд директивных документов 1982- 1984 годов, принятых Министерством Юстиции США, позволили провести такие мероприятия в этой области, которые ранее, вне всякого сомнения, были бы единодушно приняты не соответствующими духу и букве антимонопольного законодательства.
Для определения законности практики горизонтальных слияний в качестве оценочного параметра обычно используется индекс Герфиндаля. Федеральные органы власти (суд, министерство юстиции) как правило не возражают против слияний, если индекс Герфиндаля по реализации этих намерений не превышает 1000 пунктов. Такое мероприятие будет признано вполне законным для рынка, на котором оперирует 10 равноценных фирм.
На более насыщенных рынках слияния, которые приводят к росту индекса Герфиндаля на 100 и более пунктов, уже могут оспариваться в законодательном порядке, если не существует иных факторов, указывающих на то, что подобная мера не грозит потребителям неприятными последствиями. Во внимание принимаются следующие обстоятельства:
менее охотно слияния признаются в тех отраслях промышленности, которые выпускают более однородную продукцию;
более охотно слияния признаются в тех отраслях промышленности, которые сталкиваются с наличием на рынке товаров- субститутов;
более охотно слияния признаются в тех отраслях промышленности, претерпевающих активные и быстрые технологические изменения;
менее охотно слияния признаются в тех отраслях промышленности, где ранее было доказано существование тайных соглашений между различными группами предпринимателей.
Инструкция 1984 года разрешает слияния крупных фирм и корпораций, если “имеются явные и убедительные доказательства повышения в этом случае эффективности производства, сокращения непроизводственных затрат, либо в случае близкого краха одной из фирм”. Так, например, решение о слиянии корпораций “Крайслер” и “Америкен Моторс” не было опротестовано, несмотря на то, что в этом случае индекс Герфиндаля для объединенной фирмы намного превышал 2000, поскольку “Америкен Моторс” был признан “гибнущей фирмой”. Однако в том же 1987 году слияние компаний “Кока- Кола” и фирмы “Доктор Пеппер” было блокировано, так как суд не увидел к этому “соответствующих обстоятельств”. Вертикальным и конгломератным слияниям в меньшей мере грозит запрет и децентрализация, нежели горизонтальным объединениям фирм приблизительно равной величины. Однако ряд факторов может препятствовать и этим процессам. К ним относятся: слияние, создающее искусственные барьеры для выхода на рынок; препятствия для новых фирм с целью ограничения конкуренции с их стороны; тенденции по заключению тайных сделок и соглашений относительно раздела рынка.
Ограничения вертикальных связей. Подобно вертикальным слияниям ограничения вертикальных связей в торгово- промышленном комплексе распределяются на отношения “поставщик- потребитель”. В данном случае пристального внимания заслуживали следующие вертикальные связи: соглашение о поддержке цены продажи товара; экслюзивные права торгующих организаций на реализацию на рынке определенного вида товаров; соглашение о продаже товара с принудительным (по выбору продавца) ассортиментом; территориальное деление рынков.
Подобно вертикальным слияниям в понятие ограничения вертикальных связей включаются любые соглашения между поставщиком и потребителем. От горизонтальных ограничений (фиксирование цен, рассмотренное в начале главы, которое содержало в себе соглашение между прямыми конкурентами) они отличаются весьма разительным образом. Многие из указанных выше ограничений вертикальных связей становились предметом судебных разбирательств, основанных на существующем антитрестовском законодательстве, хотя эти попытки далеко не всегда были успешными для органов юстиции.
Соглашения о поддержке цены продажи товара предусматривают некий договор между розничными торговцами и фирмами о запрещении снижения цены товара ниже определенного уровня, что рассматривается как незаконное ограничение торговли посредством затруднения чековой конкуренции. На практике преследование таких действий в законодательном порядке весьма не просто, что доказывает обширный опыт последних лет. Аналогичная ситуация складывается и при анализе существующих территориальных делений рынка сбыта среди розничных торговцев.
Далее закон Клейтона признает незаконным соглашение о продаже товаров с принудительным ассортиментом, если результатом этих мер является значительное сокращение конкуренции. Так, например, Верховный Суд США признал незаконным требования корпорации “IBM”, выставленные покупателям персональных компьютеров этой фирмы, об обязательном приобретении дополнительного периферийного оборудования (“в нагрузку”).
При заключении эксклюзивных соглашений по реализации на рынке определенного вида товаров производитель товаров заручается поддержкой представителей торговой сети о продаже через эту сеть исключительно продукции данной конкретной фирмы. В ряде отраслей промышленности подобная практика весьма прочно укоренилась.
Хотя большинство ограничений вертикальных связей в сути своей являются противоречащими Закону Клейтона, официальные органы менее ретиво преследуют практику их заключений. Дело в том, что ныне широко признается тот факт, что ряд этих мероприятий зачастую имеет весьма позитивный эффект сокращает непроизводственные затраты и усиливает контроль за экономической добросовестностью.
Бытует мнение о том, что покупателю не особенно страшны любые виды соглашений между производителями и розничными торговцами до тех пор, пока существует институт конкурирующих производителей. В этих условиях некоторые производители могут принять на вооружение одну рыночную стратегию- высокие цены, высококачественные услуги, тогда как другие воспользуются иным механизмом- низкие цены, минимальное количество услуг. Реализация этих схем предоставляет покупателю широчайшие возможности выбора в стихии рынка.
Дискриминация цен. Закон Клейтона определил дискриминацию цен как незаконное деяние, однако, первоначально внедрение этих статей закона в повседневную экономическую жизнь столкнулось с рядом трудностей. Положение вещей изменилось только в 1936 году, когда к Закону Клейтона была принята поправка Робинсона- Патмана. Ее основная цель состояла в запрещении использования различных торговых скидок при отсутствии ясных и недвусмысленных доказательств отражения этих скидок как реальной экономии издержек и непроизводственных затрат, либо попыток соответствия конкуренции.
Заметим, что Федеральная торговая комиссия, а также Министерство Юстиции США имеют право возбудить судебное дело на основании поправки Робинсона- Патмана, хотя практически все бремя полностью несет на себе Федеральная торговая комиссия; при нарушении положений, предусмотренных поправкой Робинсона- Патмана, также предусматривается возбуждение исков частными лицами и последующая компенсация нанесенного им ущерба.
Эта поправка вызывала и вызывает наиболее ожесточенные споры среди всех антимонопольных законов. Суть в том, что этот закон из средства, способствующего усилению конкуренции, может быть с легкостью обращен в орудие защиты от конкуренции извне. В связи с этими обстоятельствами, сферы применения данной поправки ныне несколько сокращены, а в 1976 году была сделана попытка- справедливости ради, безуспешная- добиться ее полной отмены.
Глава 3
Теория общественного выбора
Сторонники теории общественного выбора анализируют антитрестовское законодательство с несколько иной точки зрения. Опираясь на сложившуюся в указанных сферах систему воззрений, представители этого круга экономистов утверждают, что экономическая и социальная политика, проводимая в жизнь государственными органами, далеко не всегда отвечает общенациональным и общенародным интересам, а антитрестовские мероприятия защищают интересы узкого круга предпринимателей, власть предержащих бюрократов и прочих немногочисленных, но влиятельных групп.
Однако такая точка зрения вряд ли находит опору в анализе исторического развития антитрестовского законодательства. Вспомним, что закон Шермана был принят в ту эпоху, когда неоклассическая экономика с ее понятиями только- только начала формироваться. Американцы враждебно относились к “трестам” не потому, что они были неэффективны в процессе производства товаров и услуг, но потому, что тресты были богаты, мощны и определяли реальную власть в стране. А их эффективность лишь способствовала процветанию и усилению мощи трестов. Вышеизложенное весьма наглядно иллюстрирует цитата из решения Верховного Суда США от 1891 года: “Крупные фирмы могут временно (а иногда и постоянно) снижать цены производимого или реализуемого ими товара за счет сокращения затрат на организацию и управление компаниями, создаваемыми с этой целью. В данных обстоятельствах свободная торговля и коммерция могут в большей степени ограничиваться за счет того, что из деловых сфер будут вытеснены мелкие предприниматели, жизнь которых до этого момента была посвящена такой деятельности и которые возможно не смогут найти свое место, применяясь к новым условиям. За простое уменьшение цены товара можно дорого заплатить разорением или уничтожением целого класса”.