Конкуренция и её виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 20:27, курсовая работа

Описание работы

По определению рынок – это организованная структура, где "встречаются" производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определённой цене) и предложения производителей (предложение – это количество товара, которое производители продают по определённой цене) устанавливаются и цены товаров, и объёмы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар.

Содержание

Введение 2
1. Теоретические аспекты понятия «конкуренция» 5
1.1 Сущность конкуренции. 5
1.2 Типы рыночных структур 10
1.3 Общие принципы поведения фирмы на рынке. 13
2. Анализ состояния конкуренции в России и Республике Татарстан 15
2.1 Оценка конкурентной среды в Российской Федерации 15
2.2 Состояние конкуренции в Республике Татарстан 21
2.3. Проблемы конкуренции и пути их решения 25
Заключение 27
Список литературы 29

Работа содержит 1 файл

onkurencia.docx

— 62.82 Кб (Скачать)

По статистике ФАС за 2009-2010 годы в тех секторах, где конкуренция  традиционно развита, увеличилось  и число вновь созданных компаний. Это такие отрасли как операции с недвижимостью, ЖКХ, оптовая и  розничная торговля, транспорт и  связь.

Снижается и доля крупнейших компаний в экономике. Так, в 2005 году 10% ВВП  создавалось 10 компаниями, в 2007 году - 16 компаниями, в 2008 году - 25 хозяйствующими субъектами, а в 2009 году - 32 крупнейшими  компаниями. За ценами на основную группу товаров ФАС ведет постоянный мониторинг цен и фиксирует их повышение - зачастую необоснованное. Этот процесс объясняется довольно просто – компании, имеющие на рынке  доминирующе положение, стремятся  воспользоваться этим. Правительство  и дальше намерено реагировать на эти факты предельно жестко. Цены должны формироваться максимально прозрачно. В первую очередь – на товары первой необходимости.

Очевидно, что любая коммерческая структура нацелена на прибыль. Но, по мнению премьер-министра, рынок кончается  тогда, когда начинаются монопольные  сверхдоходы. Задирание цен или  занижение качества жизненно важных товаров вряд ли соотносится с  рыночными принципами. Российский потребитель  должен иметь возможность приобретать  качественные товары – по разумным, обоснованным ценам.

Рыночная экономика может быть эффективной только если сопровождается мерами по защите конкуренции. Иначе  последуют застойные явления  в целых отраслях, и даже их  деградация, продолжил глава ФАС  Игорь Артемьев. Попытка построить  монополию сначала дает хороший  результат, но следующим этапом неизменно  будет застой и падение качества. [22]

2.2 Состояние конкуренции  в Республике Татарстан

У нас в республике задача повышения  конкурентоспособности является приоритетной. Для её решения разрабатываются  и принимаются республиканские  программы  развития различных сфер жизнедеятельности. Кроме того, на сегодняшний  день системы индикаторов, направленные на решение одной задачи (одномерное ранжирование стран по уровню конкурентоспособности), весьма различны.

2011 год сформировался  как завершающий в процессах  реструктуризации секторов татарстанской  экономики, обусловленной ее реакцией  на вызовы глобального финансового  кризиса 2008-2009 гг., а также корректировкой  векторов развития по отдельным  секторам экономики и социальной  сферы. В условиях неопределенности  на мировых финансовых рынках  и сегодня нельзя утверждать, что республика вернулась к  устойчивым трендам экономического  развития, которые были свойственны  докризисному периоду времени. Вместе с тем Татарстан в сложные кризисные годы сумел сохранить основные системообразующие сектора экономики и одновременно продолжить формирование новых точек экономического роста.

В 2011 году развитие экономики  Республики Татарстан характеризуется  положительной динамикой. Среди  позитивных факторов социально-экономического развития Республики Татарстан можно  отметить рост показателей в  промышленности, прежде всего в обрабатывающих производствах, начавшееся восстановление сельскохозяйственного  производства, рост инвестиций в наиболее высокотехнологичные сектора экономики, заметный рост прибыли в реальном секторе, расширение строительства, рост заработной платы и доходов населения, замедление инфляционных процессов.

Анализ результатов ежемесячного опроса руководителей промышленных организаций свидетельствует об улучшении экономической конъюнктуры, росте спроса на продукцию, и, как результат – выпуска основного вида продукции. Также отмечается улучшение ситуации с обеспеченностью производственными мощностями относительно ожидаемого спроса на ближайшие полгода.

Сегодня экономическая ситуация в республике оценивается как  стабильная, общая тенденция –  это рост. Объем валового регионального  продукта в январе-сентябре 2011 года составил 942,1 млрд. рублей и превысил в сопоставимых ценах уровень соответствующего периода предыдущего года на 4,6%.

Объем отгруженной продукции  предприятий республики за 10 месяцев 2011 года достиг 1042,1 млрд. рублей, индекс промышленного производства составил 105,8% к уровню января-октября 2010 года.

Рост промышленности в  основном обеспечили обрабатывающие производства (111,6% к уровню января-октября 2010 года). Наибольшие темпы роста сохраняются  на предприятиях машиностроительного  комплекса: в производстве машин и оборудования – 123,3% к январю-октябрю прошлого года, транспортных средств и оборудования – 117,9%, электрооборудования, электронного и оптического оборудования – 115,9%. Также высокие темпы отмечены в производстве прочих неметаллических минеральных продуктов – 121%, пищевых продуктов – 109,2%. Положительную динамику демонстрируют предприятия нефтегазохимического комплекса: индекс производства резиновых и пластмассовых  изделий составил 114,9%, нефтепродуктов – 114,8%, химического производства – 108,4%.

Индикатором благоприятных  изменений деловой активности в  промышленности являются также показатели роста грузооборота – 110,1% к уровню 2010 года.

Сохраняется положительная  динамика в строительстве - 106,5% в  январе-октябре 2011 г. к уровню соответствующего периода 2010 г. Введено  1900,3 тыс. кв.м жилья, что выше уровня соответствующего периода предыдущего года на 25,3%.

В январе-сентябре 2011 года на развитие экономики и социальной сферы в Республике Татарстан  использовано инвестиций в основной капитал в сумме 216,3 млрд. рублей, что превышает уровень соответствующего периода предыдущего года на 5,6%.

Объем сельскохозяйственного  производства на 40,2% превысил уровень  января-октября 2010 года (в сопоставимых ценах), что обусловлено, прежде всего, высокими показателями в растениеводстве.

Оборот розничной торговли составил 419,2 млрд. рублей, превысив уровень  соответствующего периода предыдущего  года на 5,9%. Росту потребительского спроса способствовало расширение потребительского кредитования (в структуре оборота  розничной торговли удельный вес  непродовольственных товаров составил 52,9%). Кредиты населению выросли  с начала года на 37,4% и составили 96,9 млрд. рублей.

Индекс потребительских  цен в октябре 2011 года по отношению к декабрю 2010 года составил 104,6%. Цены на продовольственные товары выросли на 2,7%, на непродовольственные - на 5,1%, на услуги - на 7,5%.

Внешнеторговый оборот Республики Татарстан в  январе-сентябре 2011 года  составил 18,7 млрд. долларов США и увеличился по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 33,9%. Экспортировано товаров на сумму 16,3 млрд. долларов США, что на 33,9% больше, чем в январе-сентябре 2010 года. Импорт увеличился за тот же период на 33,7%, составив 2,3 млрд. долларов США. В структуре внешнеторгового оборота на долю экспорта приходилось 87,4%, импорта – 12,6%.

На фоне роста экономики  наблюдался рост показателей, характеризующих  уровень и качество жизни населения. В январе-октябре 2011 года средняя заработная плата составила 19018,6 рубля и возросла на 14,7% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года. Реальная заработная плата увеличилась на 5,7% по сравнению с уровнем января-октября 2010 года.

Денежные доходы на душу населения в январе-октябре 2011 года составили 18847,8 рубля и превысили  в номинальном выражении уровень  предыдущего года на 8,3%. Реальные денежные доходы составили 100% к соответствующему периоду 2010 года.

Состояние рынка труда  в октябре 2011 года характеризовалось  снижением численности безработных  на 3,6% за месяц. Уровень безработицы  также снизился с 1,34% до 1,29% на начало ноября 2011 года. [22]

Так же немалую долю вносит и правительство  республики в развитие конкуренции. В Министерстве экономики прошло согласительное совещание членов Межведомственной рабочей группы, на котором был окончательно одобрен разработанный ею проект программы развития конкуренции в Республике Татарстан.

Подготовленный документ будет  представлен на днях на утверждение  в Правительство республики.

Разработчиками документа проведены  анализ и оценка конкурентной среды  на республиканских рынках товаров  и услуг, здесь представлены основные направления и инструменты развития конкуренции на татарстанских товарных рынках, рейтинг субъектов России, основанный на оценке конкурентной устойчивости региона, оценка конкурентной позиции  Республики Татарстан, названы первоочередные меры по развитию конкуренции. Для осуществления  комплексной системы мониторинга  состояния конкурентной среды, а  также постоянного анализа и  оценки воздействия на конкурентную среду решений, принимаемых органами власти, разработана специальная  система количественных и качественных показателей.

Следует отметить, что по оценке конкурентной устойчивости регионов Российской Федерации  Татарстан вошел в группу сильных  регионов, наряду с городами Москва, Санкт-Петербург, Тюменской, Свердловской, Московской, Самарской областями, Красноярским и Пермским краями, Республикой Башкортостан.

2.3. Проблемы конкуренции и пути их решения

Основные проблемы в России напрямую связанные с конкуренцией являются, прежде всего: монополистические объединения, которые устанавливают высокие  экономические барьеры для вхождения  на рынок других конкурентов. Кроме  того плохие условия конкурентного  климата не способствуют развитию предпринимательства, а значит и высокого уровня конкуренции.

Также, низкая эффективность нашего монопольного законодательства не способствует эффективной антимонопольной политики.

Так для решения конкурентных проблем  в России необходимо активно предпринимать следующие меры:

1. Внести изменения в Минэкономразвития и Федеральную антимонопольную службу, в частности законодательства и наказания за нарушения.

2. Формировать стимулы для улучшения конкурентного климата в регионах страны. За последний год при участии Минэкономразвития все регионы приняли программы развития конкуренции и начали их реализацию. Некоторые из программ требуют более содержательного наполнения. Одновременно, необходимо стимулировать регионы путем ежегодного их рейтингования на основании оценки состояния конкуренции.

3. Выстраивать систему наднационального контроля в рамках ЕЭП. ЕЭП - это принципиально новая реальность для конкуренции. В настоящее время по данным Минфина России, более 400 российских компаний перерегистрировались на территории Казахстана, что показывает, насколько в ситуации общего рынка важно выравнивание условий конкуренции. Следует ждать существенного изменения границ рынков, долей участников и более масштабных нарушений, которые будет невозможно пресечь силами национальных регуляторов. В 2010 году с подписанием Соглашения о конкуренции были заложены ключевые основы этой системы и теперь нужно обеспечить действенность санкций и контроль.

4. В отраслевом аспекте необходимо сконцентрироваться на устранении инфраструктурных барьеров входа на рынок. Прежде всего, это касается создания условий для развития конкуренции на розничном рынке электроэнергии, совершенствования существующей системы подключения к электрическим сетям.

5. Использовать разнообразные инструменты конкурентной политики, не ограничиваясь полномочиями антимонопольной службы. Особенно это актуально в сфере металлургии и нефтяной промышленности. Меры антимонопольного принуждения в случае этих отраслей дают лишь кратковременный и недостаточный эффект. Для таких рынков одним из оптимальных механизмов является сбалансированная таможенно-тарифная политика.

6. Создание специальной комиссии по развитию конкуренции. [23, с. 161 - 162]

Анализ правоприменительной практики зарубежных антимонопольных органов  показывает, что количество дел, рассматриваемых  ФАС России ежегодно, значительно  превышает количество дел, рассматриваемых  антимонопольными органами США, Великобритании, Германии и Еврокомиссией вместе взятыми. Так, согласно данным ФАС России, суммарное количество возбужденных дел составило в 2010 году 11431 дело Для сравнения, за тот же период суммарное количество дел, возбужденных Офисом справедливой торговли и Министерством юстиции США составило 67 дел; Офисом справедливой торговли Великобритании – 11 дел, Бундескартельамт ФРГ суммарно с ведомствами земель – 242 дела а Европейской Комиссией – 14 дел.При этом для Российской Федерации характерно, что основную долю дел составляют дела о злоупотреблении доминирующим положением и антиконкурентные действия органов власти. Количество дел по фактам антиконкурентных соглашений составляет 607 дел. Структура нарушений в названных странах напротив, смещена в сторону дел по пресечению картелей. [4, с. 181 - 182]

Также важны вопросы превентивных мер, к которым относится оценка регулирующего воздействия (ОРВ), а также политика по продвижению ценностей конкуренции.

В прошлом году Минэкономразвития  России внедрило механизм ОРВ нормативно-правовых актов на состояние экономики. За год рассмотрено 676 актов, из которых  более чем на одну треть выданы отрицательные заключения. Необходимо рассмотреть возможность включение  в предмет ОРВ проекты актов, создающих риски дискриминации  одних хозяйствующих субъектов  по отношению к другим. В части  информационной политики необходимо вовлечение общественности и предпринимательского сообщества в формирование новой общественной культуры, для которой будет характерна нетерпимость к антиконкурентному поведению и активное участие в выработке наиболее эффективных механизмов регулирования. [16, с. 154 - 155]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Конкуренция является необходимым  и определяющим условием нормального  функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет  свои плюсы и минусы. К положительным  чертам можно отнести: активизацию  инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, внедрение новых  технологий, реализацию принципом оплаты по количеству и качеству труда, возможность  регулировки со стороны государства. К негативным чертам можно отнести: "победа" одних, "поражение" других, различие в условиях деятельности, что ведёт к нечестным приёмам, чрезмерная эксплуатация природных  ресурсов, экологические нарушения  и другое.

Информация о работе Конкуренция и её виды