Конкуренция и её виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 20:27, курсовая работа

Описание работы

По определению рынок – это организованная структура, где "встречаются" производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определённой цене) и предложения производителей (предложение – это количество товара, которое производители продают по определённой цене) устанавливаются и цены товаров, и объёмы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар.

Содержание

Введение 2
1. Теоретические аспекты понятия «конкуренция» 5
1.1 Сущность конкуренции. 5
1.2 Типы рыночных структур 10
1.3 Общие принципы поведения фирмы на рынке. 13
2. Анализ состояния конкуренции в России и Республике Татарстан 15
2.1 Оценка конкурентной среды в Российской Федерации 15
2.2 Состояние конкуренции в Республике Татарстан 21
2.3. Проблемы конкуренции и пути их решения 25
Заключение 27
Список литературы 29

Работа содержит 1 файл

onkurencia.docx

— 62.82 Кб (Скачать)

Второй моделью несовершенной  конкуренции является монополистическая  конкуренция. Ее отличительные признаки:

  • существует достаточно большое число фирм, что ограничивает контроль каждой над ценой, отсутствует взаимная зависимость, и тайный сговор фактически невозможен;
  • продукты характеризуются реальными и мнимыми различиями и различающимися условиями их продажи;
  • экономическое соперничество влечет за собой и ценовую, и неценовую конкуренцию;
  • вступление в отрасль является относительно легким. Легкое вступление и массовый выход фирм вызывает тенденцию к получению ими нормальной прибыли в долговременном периоде;
  • тип продукта – дифференцированный. [1, с. 264 - 265]

На практике предприниматель, действующий  в условиях монополистической конкуренции, стремится к такой особой комбинации цены, продукта и стимулирующей сбыт политики, которая будет максимизировать  его прибыль. Монополистическая  конкуренция утверждается там, где  эффективными могут быть и небольшие  предприятия и особенно там, где  много возможностей изменения товара (его модификации, качества, внешнего вида и т.д.).

Третья модель несовершенной конкуренции  – олигополия. Ее признаки, характерные  черты:

  • наличие нескольких фирм (продавцов);
  • тип продукта – стандартизированный или дифференцированный;
  • контроль над ценой: ограниченный взаимной зависимостью, значительный при тайном сговоре;
  • наличие существенных препятствий при вступлении в отрасль;
  • очень типична неценовая конкуренция (особенно при дифференциации продукта).

Олигополия как тип рыночной структуры получила большее распространение  в отраслях, где эффективнее крупное  производство и отсутствуют широкие возможности дифференциации отраслевого товара. [19, с. 199 - 200]

Олигополистическими структурами  являются многие отрасли обрабатывающей промышленности (производство нефтехимикатов, алюминия, сигарет). В современных  условиях олигополия является преобладающей  формой рыночной структуры 

В зависимости от типа продукции  различают чистую и дифференцированную олигополию. Предприятия чистой олигополии производят однородный стандартизированный  продукт: алюминий, цемент, продукцию  химической или сталелитейной промышленности. Идентичность этих товаров определяет и единую цену на них. Дифференцированные олигополии обычно специализируются на выпуске товаров потребительского назначения (автомобили, покрышки и  камеры, электробытовая техника, сигареты). [2, с. 102 - 103]

1.3 Общие принципы  поведения фирмы на рынке.

В современных условиях эффективность  работы компании определяется тем, насколько  пользуется спросом ее продукция. Любая  фирма стремиться расширить свою долю рынка и удержать ее, так  как от ее величины зависит размер доходов компании. Соответственно, поведение фирмы имеет конечной целью захват большей части рынка, а для этого фирме необходимо разработать модель своего поведения. [14, с. 308]

Поведение фирмы на рынке непосредственно  связана с концепциями маркетинга. В соответствии с ними фирма может  выбрать любую из перечисленных  ниже поведений (концепций):

1. Совершенствование производства. Данная стратегия поведения фирмы опирается на то, что потребители будут благожелательны к товару, который широко распространен и доступен по цене. Поэтому для успешного продвижения товара следует совершенствовать производство, тогда снизятся затраты на изготовление продукции, цена станет значительно ниже, соответственно товар станет доступен всем покупателям. Однако данная стратегия справедлива лишь в ситуации, когда спрос на товар значительно больше предложения и когда есть резервы снижения себестоимости выпускаемой продукции.

2. Совершенствование товара. Стратегия предполагает, что потребители предпочитают более качественную продукцию, с лучшими характеристиками. Поэтому производитель должен улучшать свою продукцию, при этом фирме потребуется увеличить затраты на обеспечение качества, но покупатель готов платить больше за такой особенный товар. Недостаток данной концепции заключается в том, что совершенству есть свой предел и производитель зацикливается на своем товаре, а потребитель может выбрать что-то альтернативное.

3. Интенсификация коммерческих усилий. Концепция строится на том, что производитель стремиться стимулировать сбыт продукции, не задумываясь о ее качестве, то есть производитель манипулирует общественным сознанием через рекламу, внедряет убеждение, что его товар необходимо покупать.

4. Концепция, наделенная на нужды клиентов. Данная стратегия утверждает, что залогом успеха фирмы должен стать анализ потребительского рынка. Эти потребности фирма должна удовлетворить способами лучшими и более эффективными, чем у конкурентов. А полученная прибыль станет наградой фирмы за удовлетворение потребностей потребителей.

5. Социально-этическая концепция, которая утверждает, что задача предприятия – укреплять благополучие общества. Удовлетворить потребности клиентов стремятся экологическими средствами и главным аспектом должно стать безопасность выпускаемого продукта. [25, с. 158 - 159]

Таким образом, фирма, вступая на рынок, выбирает свою модель поведения, придерживаясь  которой стремиться захватить большую  часть рынка и увеличивать  за счет этого свою прибыль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ состояния  конкуренции в России и Республике Татарстан.

2.1 Оценка конкурентной  среды в Российской Федерации

В течение 1990-х годов в Российской Федерации было сделано многое для  развития конкуренции:

-принято конкурентное законодательство;

-осуществлено разделение монопольных и конкурентных секторов в отраслях естественной монополии;

-проведена приватизация;

-снижено административное давление.

Обзор макроэкономических показателей, характеризующих состояние конкурентной среды в российской экономике, и  опросы предпринимателей об их оценках  состояния конкуренции в экономике  позволяют сделать выводы, что  участники рынков в Российской Федерации  реально ощущают конкуренцию; причем оценка конкуренции как значимого  фактора для деятельности предприятий  со временем увеличивается.

Высокая степень открытости для  импорта товаров и услуг привели  к формированию условий, в которых  с высокой вероятностью возникает  конкурентная борьба участников рынка; в период 2004 – 2007 гг. произошло существенное усиление конкуренции с импортом, хотя основным источником конкуренции  для российских производителей по-прежнему являются отечественные компании.

Происходит сближение показателей  концентрации производства в российской экономике со сравнимыми показателями развитых зарубежных стран: в высококонцентрированных  отраслях промышленности в рассматриваемый  период концентрация снижается, в то время как в низкоконцентрированных – растет. [20]

Большинство предпринимателей считает  вектор изменений, которые происходили  в конкурентной среде за 2007 год, положительным (42% «+» и 22% «–»);

Конкуренция является важным фактором инноваций. Эмпирические исследования показывают, что испытывающие конкуренцию  предприятия (особенно те, которые уже  давно существуют на рынке) активно  инвестируют в НИОКР и технологии. Конкуренция (особенно с поставщиками из дальнего зарубежья) повышает выпуск и производительность труда.

В тоже время существуют и негативные тенденции:

1) Ряд отраслей российской экономики являются избыточно концентрированными (например, производство первичного алюминия, синтетического каучука, отдельных видов продукции черной металлургии) в сравнении с уровнем концентрации в сопоставимых отраслях развитых стран. В добыче полезных ископаемых и металлургии наблюдается завышенный уровень рентабельности, свидетельствующий о недостатке конкуренции. На рынках металлургической промышленности предприниматели отмечают значительное снижение конкуренции.

2) Несмотря на достаточный уровень интенсивности конкуренции с производителями из дальнего зарубежья на рынках машиностроения и легкой промышленности, все большее число предприятий считает, что они не испытывают зарубежного конкурентного давления, что может свидетельствовать об их вытеснении неконкурентные сектора, в которых отсутствует зарубежное предложение. Ряд компаний – от 10 до 20%, по разным обследованиям - не сталкивается с конкуренцией, что говорит о сохранении в экономике страны угрозы монополизма, даже если поведение этих компаний в настоящее время является конкурентным (состязательным).

3) Количество предприятий сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства, обрабатывающих производств (за исключением целлюлозно-бумажного производства, издательской и полиграфической деятельности), по производству машин и оборудования неуклонно сокращается, то есть возможности для развития конкурентных отношений в этих сферах с годами уменьшаются.

4) Особую опасность представляет гипертрофированный рост крупнейших российских компаний. Высокий удельный вес крупнейших российских компаний в отношении к ВВП страны позволяет предположить наличие у таких компаний возможности антиконкурентного влияния на рынки. [13]

Вопросы конкурентоспособности изучаются  сегодня не только в научных и  бизнес кругах, но и органами государственной  власти.

Майкл Портер, в своей работе «Международная конкуренция» еще в 1990 году писал, что  общепринятого определения конкурентоспособности  не существует. В 90-е гг. при анализе  конкурентоспособности внимание уделяется  совершенствованию инвестиционного  климата и созданию благоприятной  бизнес-среды. По рекомендации международных  организаций многие страны провели  экономические реформы, которые  не дали ожидаемого результата. Это  потребовало новых методологических подходов к оценке экономического роста. В число факторов были включены инфраструктура, безопасность, макроэкономическая ситуация, развитие финансовых институтов, инновационная  деятельность, человеческий капитал.

Исследования показали, что, несмотря на различные подходы к оценке конкурентоспособности, все компоненты предлагаемых методик важны для  оценки развития национальных экономик, однако, в каждой отдельной стране, решающими или сдерживающими  могут выступать свои факторы. Как  опыт показал, успешными обычно  оказываются те страны, которые могли  создать свои собственные уникальные институты, а не те, которые просто скопировали зарубежный опыт. Такой  вывод потребовал разработки инструментов регулярного мониторинга за состоянием экономике. [3, с. 99 - 200]

В апреле – июне 2011 года Минэкономразвития  России совместно с российскими  бизнес-ассоциациями («Деловая Россия», ТПП; «ОПОРА РОССИИ»; РСПП) проводилось  исследование «Интенсивность конкуренции  на региональных рынках Российской Федерации». Исследование пилотное, в качестве респондентов выступали в основном предприятия малого и среднего бизнеса, по результатам:

  • 58 % респондентов отмечают интенсивную конкуренцию на своих рынках;
  • 62 % респондентов считает, что интенсивность конкуренции выросла за год;
  • 76 % респондентов отметили, что снижали цены за последний год в целях привлечения покупателей.

Однако во многом конкуренция растет в связи с объективными макроэкономическими  процессами. Оценки в контексте международного сопоставления показывают достаточно негативную тенденцию.

Так, по данным международного сравнительного исследования ВЭФ «Глобальная конкурентоспособность 2011», место Российской Федерации  за год в рейтинге снизилось на 3 позиции с 63 на 66 место из 142 стран  мира, участвующих в исследовании. По показателю «интенсивность конкуренции» на товарных рынках положение России в рейтинге опустилось со 115 места  в 2010 году до 124 места в 2011 году, по показателю «уровень доминирования на рынке» - опустилось с 88 до 101 места, по показателю «эффективность антимонопольной политики» - опустилась со 108 до 111 места. Среди  стран БРИКС Россия занимает последнее  место, после Китая (26 место), ЮАР (50 место), Бразилии (53 место) и Индии (56 место).

Конкуренция задает тон экономике страны, формирует инвестиционный климат, а для большинства отраслей является главным внутренним стимулом развития.

На заседании президиума правительства  Федеральная антимонопольная служба представила доклад о состоянии  конкуренции в России. Состояние конкуренции – принципиально важный вопрос для любого правительства. Российский кабинет министров отмечает «болевые точки» в этой области. На рынке нефтепродуктов, продовольствия и сбытовой сектора электроэнергетики порой наблюдается полное отсутствие конкуренции. А расплачиваются за монополизм граждане.

«Эти проблемы не решаются за один день. Но и отказываться от их решения, переносить «на потом» - мы не вправе. Нам нужна логичная, взвешенная государственная  политика по поддержке конкуренции», - подчеркнул Владимир Путин.

Вместо искусственно созданной  конкуренции «на бумаге», нужно  обеспечить реальные условия для  ведения честной борьбы. Первым шагом  в этом направлении должно стать  снятие административных «входных барьеров». Уже давно не новость, что прежде чем начать работать и тем более  – получать прибыль, предприниматели  проходят громоздкие процедуры регистрации. Некоторые требования премьер назвал «надуманными» и указал на необходимость  ликвидировать обременительные  сборы. Чем труднее новым компаниям  выйти на рынок, тем меньше будет  появляться новых продуктов и  услуг. [8]

Информация о работе Конкуренция и её виды