Конкуренция и её виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 20:27, курсовая работа

Описание работы

По определению рынок – это организованная структура, где "встречаются" производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определённой цене) и предложения производителей (предложение – это количество товара, которое производители продают по определённой цене) устанавливаются и цены товаров, и объёмы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар.

Содержание

Введение 2
1. Теоретические аспекты понятия «конкуренция» 5
1.1 Сущность конкуренции. 5
1.2 Типы рыночных структур 10
1.3 Общие принципы поведения фирмы на рынке. 13
2. Анализ состояния конкуренции в России и Республике Татарстан 15
2.1 Оценка конкурентной среды в Российской Федерации 15
2.2 Состояние конкуренции в Республике Татарстан 21
2.3. Проблемы конкуренции и пути их решения 25
Заключение 27
Список литературы 29

Работа содержит 1 файл

onkurencia.docx

— 62.82 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 2

1. Теоретические аспекты понятия «конкуренция» 5

1.1 Сущность  конкуренции. 5

1.2 Типы рыночных  структур 10

1.3 Общие принципы  поведения фирмы на рынке. 13

2. Анализ состояния конкуренции  в России и Республике Татарстан 15

2.1 Оценка  конкурентной среды в Российской  Федерации 15

2.2 Состояние  конкуренции в Республике Татарстан 21

2.3. Проблемы  конкуренции и пути их решения 25

Заключение 27

Список литературы 29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современная рыночная экономика  представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвлённой  системы правовых норм бизнеса, и  объединяемых единым понятием – рынок.

По определению рынок  – это организованная структура, где "встречаются" производители  и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители  могут купить по определённой цене) и предложения производителей (предложение  – это количество товара, которое  производители продают по определённой цене) устанавливаются и цены товаров, и объёмы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка  определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих  в процессе обмена всеобщего эквивалента  стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и  потребителей, характер и структура  отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.

Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений является понятие конкуренция. Конкуренция- это центр тяжести всей системы  рыночного хозяйства, тип взаимоотношений  между производителями по поводу установления цен и объёмов предложения  товаров на рынке. Это конкуренция  между производителями. Аналогично определяется конкуренция между  потребителями как взаимоотношения  по поводу формирования цен и объёма спроса на рынке. Стимулом, побуждающим  человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве  на рынках речь идёт о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба это динамический (ускоряющий движение) процесс обеспечения рынка товарами.

В то же время для любого хозяйствующего субъекта характерно стремление к монополии, к вытеснению конкурента с рынка, к расширению сферы своей  деятельности. Приобретая и усиливая рыночную власть предприниматели стремятся  установить контроль над ценами и  факторами определяющими деятельность предприятия на рынке. Во имя сохранения своей рыночной власти и контроля за ситуацией на рынке могут совершаться  действия ограничивающие конкуренцию, создаваться искусственные барьеры  для входа на рынок, заключаться  антиконкурентные соглашения, например об ограничениях объёма продаж, фиксации цен, разделе рынка. В свою очередь  ограничение конкуренции существенно  искажает действие рыночных сил, приводит к нерациональному распределению  общественных ресурсов, негативно сказывается  на хозяйственной деятельности.

Из всего этого можно  понять, что проблема конкуренции  очень актуальна в наше время.

Разработанность проблемы. В свое время конкуренцию изучали  А. Смит, Д. Рикардо, Дж. Ст. Милль, Ж.-Б. Сэй, К. Маркс, Дж. Кейнс и другие.

Цель данной работы –  рассмотреть понятие конкуренции, её влияние на поведение фирмы  и на экономику в целом, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости  от уровня конкуренции на них.

Для достижения поставленной цели нужно решить ряд задач:

- исследовать сущность  конкуренции;

- ознакомиться с типами  рыночных структур и с общими  принципами поведения фирмы на  рынке.

Объект исследования: микроэкономика.

Предмет данной работы: конкуренция.

Структура работы: работа состоит  из введения, двух глав, заключения и  списка литературы.

В первой главе работы рассматриваются теоретические основы: сущность конкуренции и виды её проявления на рынке.

Во второй рассмотрено состояние конкуренции в Российской Федерации и в Республике Татарстан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические аспекты понятия «конкуренция»

1.1 Сущность конкуренции.

Конкуренция (лат. — сталкиваюсь, соревнуюсь, как экономическая категория) — борьба (в том числе соревнования, столкновенье, взаимодействие) между  производителями (продавцами) за наивыгоднейшие условия производства и сбыта  товаров и услуг, за присвоение максимальных прибылей. [11, с. 374]

Впервые теория конкуренции  была обобщена известным экономистом  Адамом Смитом в работе «Исследование  о природе и причине богатства  народов». Новизна теории конкуренции  А. Смита заключается в том, что  он впервые:

1) сформулировал понятие конкуренции как соперничества, повышающего цены (при сокращении предложения) и уменьшающего цены при избытке предложения;

2) сформулировал главный принцип конкуренции - принцип «невидимой руки», в соответствии с которым «дергая» за ниточки марионеток – предпринимателей, «рука» заставляет их действовать в соответствии с неким «идеальным» планом развития экономики, безжалостно вытесняет фирмы, занятые производством ненужной рынку продукции;

3) разработал теоретически очень тонкий и гибкий механизм конкуренции, который объективно уравновешивает отраслевую норму прибыли;

4) определил основные условия создания эффективной конкуренции;

5) разработал модель усилия и развития конкуренции, доказал, что в условиях рыночных отношений возможно максимальное удовлетворение потребностей потребителей и наилучшее использование ресурсов общества в масштабе общества в целом. [10, с. 168 - 169]

Понятие конкуренции является фундаментальным в экономической  теории рыночных отношений. Конкуренция  проявляется на всех уровнях капиталистической  экономики — от микроуровня (фирма) до мировой экономической системы. Даже творцы социализма, осуждая некоторые  формы конкуренции, пытались заложить ее и в социалистическую экономику, назвав «социалистическим соревнованием».

Экономический успех (а часто  и выживание) субъекта рыночной экономики  в первую очередь зависит от того, насколько хорошо он изучил законы конкуренции, ее проявления и формы, и насколько он готов к конкурентной борьбе. [7, с. 65]

Тема конкуренции нашла  отражение и в ежегодном послании Президента Российской Федерации Медведева  Д.А. Федеральному собранию РФ, с которым  он выступил 30 марта с.г. Президент  отметил: «Основным смыслом развития страны, главной идеей нашего вхождения  в XXI век должно стать повышение  конкурентоспособности российской экономики. Все действия Президента, Федерального Собрания, Правительства, каждого министерства и ведомства, каждого политика должны оцениваться  не с точки зрения соответствия либеральным  или антилиберальным взглядам, а  по единственному критерию — способствуют ли эти действия укреплению или ослаблению конкурентоспособности страны». Конкуренция  на самом деле имеет большое значение в экономической жизни общества. В связи с этим данный термин должен подвергаться тщательному изучению как на уровне фирмы, так и в  пределах всей страны.  В данной главе  будет рассмотрено отражение  конкуренции в экономической  науке, трактовка термина «конкуренция»  различными теоретическими школами, сущность, основные условия существования  конкуренции. [18, с. 240 - 241]

Конкуренция представляет собой  процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для  достижения победы или других целей  в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в  естественных условиях. Конкуренция является сегодня движущей силой развития субъектов и объектов управления, общества в целом, рыночного хозяйства страны. [12, с. 190 - 191]

В случае столкновенья интересов  отдельных производителей или продавцов  товаров и услуг каждый из них  старается довести свои преимущества, обеспечить выгоднее и стабильнее положение, в том числе за счет послабления  или даже банкротства конкурирующих предприятий. [21, с. 97]

Сущность конкуренции  полнее раскрывается в ее функциях. Она оказывает содействие:

1) расширению предприятия, масштабов производства, повышению производительности работы и за счет этого снижению расходов производства на единицу продукции, а итак и цены;

2) экономии ресурсов (естественных, материальных, трудовых, финансовых и др.);

3) внедрению достижений науки и техники в производство, которое предопределяет рост производительности работы;

4) улучшению качества продукции и обслуживание (в том числе послепродажного) потребителей;

5) перераспределения капитала между областями и выравниванию нормы прибыльности в разных сферах и областях экономики;

6) созданию условий для банкротства предприятий, росту на этой основе безработицы;

7) возникновению экономических  кризисов;

8) усилению процесса дифференциации товаропроизводителей, т.е. обогащению одних и обедненности других;

9) монополизации экономики. [24, с. 120 - 121]

Итак, конкуренция имеет  как положительные, так и отрицательные  стороны. их соотношения зависит  от видов и форм конкуренции, влияния  на нее регулирующей деятельности государства.

Положительные стороны конкуренции:

1. Конкуренция заставляет постоянно искать и использовать в производстве

новые возможности;

2. Конкуренция требует совершенствовать технику и технологии;

3. Конкуренция стимулирует повышение качества товара;

4. Конкуренция заставляет снижать затраты (и цены);

5. Конкуренция требует от поставщиков товаров (продавцов) снижать цены на предлагаемый товар;

6. Конкуренция ориентирует на ассортимент товаров повышенного спроса;

7. Конкуренция повышает качество продукции (клиент всегда прав);

8. Конкуренция вводит новые формы управления.

Отрицательные стороны конкуренции:

1. При конкуренции наблюдается беспощадность и жестокость по отношению к неудачнику;

2. Многочисленность «жертв» в виде банкротств и безработицы. [26, с. 302 - 303]

Любой товар или услуга в большей или меньшей степени  конкурентоспособна. На конкурентоспособность  влияют следующие факторы:

a) при его производстве:

  • производительность труда;
  • уровень налогообложения;
  • внедрение научно-технических разработок;
  • размеры прибыли предприятия;
  • величина оплаты труда.

б) при его потреблении:

  • продажная цена товара;
  • качество;
  • новизна;
  • послепродажное обслуживание;
  • -уровень предпродажной подготовки. [15, с. 201 - 202]

1.2 Типы рыночных  структур

 Структура рынков- сложное понятие, имеющее множество аспектов. Одним из них является степень свободы конкуренции – совершенная или несовершенная конкуренция. [9, с. 34]

Совершенная конкуренция как тип  рыночной структуры (модель рынка) –  это соперничество многочисленных фирм-производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной продукции. Для нее характерны следующие  черты:

  • наличие большого числа фирм (множества продавцов), производящих один и тот же вид товара. Фирма должна быть относительно небольших размеров и объем производства в производимой продукции должен быть незначителен, так что она не имеет возможности влиять на рыночную цену;
  • возможность свободного доступа в различные производственные секреты;
  • однородность продукции, производимой различными предприятиями в рамках одного производственного сектора, состоящего из множества фирм;
  • хорошее знание рынка покупателями и продавцами, т.е. все субъекты купли-продажи должны знать цены на рынке, спрос и предложение на товары. [5, с. 72 - 73]

Совершенная, или свободная, конкуренция  в экономике развитых стран типична  была до середины XIX века. Во второй половине XIX – начале XX века появляются крупные  предприятия и их объединения. Эти  процессы привели к существенному изменению конкурентной борьбы на рынках. Наряду с совершенной конкуренцией реальностью стала несовершенная конкуренция.

Несовершенная конкуренция в отличие  от свободной, совершенной конкуренции  ограничена влиянием монополий и  государства. Существуют три модели несовершенной конкуренции –  монополия, монополистическая конкуренция, олигополия. [17, с. 68]

Первая модель несовершенной конкуренции  – монополия. Ей присущи следующие  черты:

  • единственный продавец, т.е. одна фирма или отрасль является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги;
  • нет близких заменителей. Продукт монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей. С точки зрения покупателя это означает, что он должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него, т.е. нет приемлемых альтернатив;
  • диктуемая цена: чистая монополия диктует цены или осуществляет значительный контроль над ценой;
  • заблокированное вступление: вступление в отрасль конкурентов в условиях чистой монополии ограничено непреодолимыми барьерами (патенты, монополия на источники сырья, транспортные средства и тому подобное). [6, с. 402 - 403]

Монополия снижает уровень риска  в процессе конкуренции. Это обусловлено  тем, что, во-первых, она обладает довольно точной информацией о потребителях и конкурентах; во-вторых, ей более  доступна реклама; в-третьих, монополия  через каналы финансовых и политических связей оказывает влияние на заказчика  в лице государственных учреждений.

Информация о работе Конкуренция и её виды