Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 16:13, реферат
Целью реферата является рассмотрение понятия конкуренции, ее видов, функций в экономике и показать, что существуют различные виды борьбы между товаропроизводителями.
Введение 3
Глава 1. Понятие конкуренции 4
Глава 2. Совершенная и несовершенная конкуренция 8
Глава 3. Ценовая и неценовая конкуренция 22
Заключение 25
Список использованной литературы 26
2. Ценовая дискриминация второй степени – продажа различных объемов товара (услуг) по разным ценам, так что цена единицы товара (услуги) дифференцируется в зависимости от величины партии. К ценовой дискриминации второй степени относится также применение кумулятивных скидок в зависимости от времени реализации товара (услуги).
3. Ценовая дискриминация третьей степени (сегментация рынка) – продажа единицы товара (услуги) по разным ценам на различных сегментах рынка. Сегментация или разделение рынка на отдельные подгруппы покупателей, каждая со своими особыми характеристиками спроса, позволяет фирмам проводить стратегию дифференциации продукта, чтобы удовлетворить потребности различных групп покупателей, увеличивая возможности сбыта своей продукции3.
MC
D1 MR1 MR2 D2
Q Q1 0 0 Q2 Q
а) б)
Рис. 5. Ценовая дискриминация третьей степени
На рис. 5 показаны рынки, на которых действует дискриминирующий монополист: случай а и б. Предположим, что предельные издержки MC одинаковы при продажи продукции по разным ценам. Пересечение кривых MC и MR определяет уровень цены. Поскольку ценовая эластичность на «дорогом» и «дешевом» рынке разная, постольку и цены на них окажутся различными в результате ценовой дискриминации. На «дорогом» рынке монополист установит цену P1 и объем продаж составит Q1. На «дешевом» рынке цена будет на уровне P2 и объем продаж Q2. Валовой доход во всех случаях показан прямоугольниками.
Возможность заниматься ценовой дискриминацией не является легкодоступной для всех продавцов. Вообще ценовая дискриминация осуществима, когда реализуются три условия.
1. Продавец должен обладать некоторой степенью монопольной власти, то есть способностью контролировать производство и ценообразование.
2.
Продавец должен быть способен
выделять покупателей в
3. Первоначальный покупатель не может перепродавать товар или услугу. Если те, кто покупает на участке рынка с низкими ценами, могут легко перепродать на участке рынка с высокими ценами, происходящее в результате снижение предложения увеличило бы цену на участке рынка с высокими ценами. Политика ценовой дискриминации, таким образом, была бы подорвана. Это верно означает, что отрасли услуг, например, отрасль перевозок или юридические и медицинские услуги, особенно восприимчивы к ценовой дискриминации4.
Таким образом, можно выделить основные плюсы и минусы монополии. Главный плюс состоит в том, что масштабы производства позволяют снижать издержки и в целом экономить ресурсы; продукция монополистических компаний отличается высоким качеством, что и позволило им завоевать господствующее положение на рынке. Основной же минус заключается в том, что монополисты имеют склонность завышать цены и занижать объем производства.
Монополистическая конкуренция подразумевает такую рыночную ситуацию, при которой относительно большое число небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию.
Из наличия такого числа фирм вытекает несколько важных признаков монополистической конкуренции. Во-первых, каждая фирма обладает относительно небольшой долей всего рынка, поэтому она имеет очень ограниченный контроль над рыночной ценой. Кроме того, наличие сравнительно большого числа фирм к тому же гарантирует, что тайный сговор, согласованные действия фирм с целью ограничения объема производства и искусственного повышения цен, почти невозможен. Наконец, при многочисленности фирм в отрасли нет ощущения взаимной зависимости между ними; каждая фирма определяет свою политику, не учитывая возможную реакцию со стороны конкурирующих с ней фирм. Реакцию конкурентов можно не учитывать, потому что влияние действий одной фирмы на каждого из ее многочисленных соперников настолько мало, что у этих конкурентов не будет причины реагировать на действия фирмы.
Одним из различий между монополистической и чистой конкуренцией является дифференциация продукта. Фирмы в условиях чистой конкуренции производят стандартизированную, или однородную, продукцию; производители в условиях монополистической конкуренции выпускают разновидности данного продукта. При этом дифференциация продукта может принимать ряд различных форм.
1.
Качество продукта. Продукты могут
различаться по своим
2. Услуги. Услуги и условия, связанные с продажей продукта, являются важными аспектами дифференциации продукта. Обходительность и услужливость служащих магазина, репутация фирмы по обслуживанию покупателей или обмену ее продуктов, наличие кредита являются аспектами дифференциации продукта, связанными с услугами.
3.
Размещение. Продукты могут также
быть дифференцированы на
4. Стимулирование сбыта и упаковка. Дифференциация продукта может также являться результатом – в значительной степени – мнимых различий, созданных посредством рекламы, упаковки и использования торговых знаков и торговых марок.
Из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что в условиях монополистической конкуренции экономическое соперничество сосредоточивается не только на цене, но также и на таких неценовых факторах, как качество продукта, реклама и условия, связанные с продажей продукта.
Олигополия – рыночная структура, при которой большая часть выпускаемой продукции производится горсткой крупных фирм, каждая из которых достаточно велика для того, чтобы оказывать влияние на весь рынок своими собственными действиями. Отдельные олигополисты могут сами влиять на цену, как и при монополии, но цена определяется действиями, предпринимаемыми всеми продавцами, как и при совершенной конкуренции. Это обусловливает большую сложность решений олигополистов по сравнению с решениями фирм в других рыночных структурах.
Олигополисты делают больший упор на неценовую конкуренцию. Это объясняется следующими причинами:
Олигополии
могут быть однородными или
На олигополистических рынках обычно существуют некоторые барьеры вхождения в отрасль, но они не столь жестки для того, чтобы сделать его абсолютно невозможным. Высокие барьеры вхождения в отрасль связаны, прежде всего, с экономией на масштабах производства.
Вывод: по степени убывания конкурентности структуры рынка можно перечислить в следующем порядке: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия. В зависимости от деятельности предприятия, существует наиболее выгодная как для нее, так и для потребителя структура рынка. Главный плюс монополии состоит в том, что масштабы производства позволяют снижать издержки и в целом экономить ресурсы. Основной же минус заключается в том, что монополисты имеют склонность завышать цены и занижать объем производства. В условиях монополистической конкуренции экономическое соперничество сосредоточивается не только на цене, но также и на неценовых факторах. Олигополии могут быть однородными или дифференцированными и в своей деятельности они делают большой упор на неценовую конкуренцию.
В экономике принято разделять конкуренцию по ее методам на ценовую и неценовую.
Ценовая конкуренция
Ценовая конкуренция — это конкурентная борьба за счет снижения цен до более низкого относительно конкурентов уровня. При этом за счет улучшения с точки зрения потребителя соотношения цена/качество повышается конкурентоспособность продукта на рынке. В зависимости от реакции других участников рынка (ответят они адекватным снижением цен или нет) либо компания увеличивает свои продажи, оттягивая на свой продукт часть их потребителей, либо снижается средняя рентабельность (а значит и инвестиционная привлекательность) отрасли.
Основное условие ведения успешной конкурентной борьбы с помощью цен – постоянное совершенствование производства и снижение себестоимости. Выигрывает только тот предприниматель, который располагает реальными шансами снижения издержек производства.
Механизм
ценовой конкуренции действует
следующим образом. Фирма-производитель
устанавливает на свою продукцию
цены ниже рыночных. Конкуренты, не имеющие
возможности последовать этой инициативе,
не могут удержаться на рынке и
уходят с него или разоряются. Однако
всегда находится конкурент, который выведет
фирму из трудного положения, переживет
“войну цен” и дождется нового повышения
цен на продукцию. Так что на выигрыш может
рассчитывать только та фирма, которая
имеет действительно сильное положение
на рынке по сравнению с конкурентами.
Если же конкурирующие фирмы находятся
в примерно равных условиях, то “ценовая
война” не просто расточительна, но и
бессмысленна.
Неценовая конкуренция
При неценовой конкуренции роль цены нисколько не уменьшается, однако на первый план выступают уникальные свойства продукта, его техническая надежность, высокое качество. Именно это, а не снижение цены, позволяет привлечь новых покупателей и повысить конкурентоспособность товара.
Основными формами неценовой конкуренции в условиях монополистической конкуренции являются дифференциация продукта, улучшение его качественных и потребительских свойств, реклама. Дифференциация продукта позволяет предложить покупателям самые разнообразные по типу, стилю, марке, качеству товары и услуги.
Другой формой неценовой конкуренции является совершенствование конкурентами выпускаемых продуктов и предлагаемых услуг. Улучшение качественных характеристик или потребительских свойств товара обеспечивает расширение рынка реализации продукции и вытеснение конкурентов, которые не заботятся о совершенствовании своей продукции.