Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 16:13, реферат
Целью реферата является рассмотрение понятия конкуренции, ее видов, функций в экономике и показать, что существуют различные виды борьбы между товаропроизводителями.
Введение 3
Глава 1. Понятие конкуренции 4
Глава 2. Совершенная и несовершенная конкуренция 8
Глава 3. Ценовая и неценовая конкуренция 22
Заключение 25
Список использованной литературы 26
Министерство
образования Российской Федерации
Кафедра
гуманитарных и социально – экономических
наук
Реферат по дисциплине
Экономическая теория
На тему:
«Конкуренция
и её виды»
Выполнила:
студентка 2 курса
Казань,
2011г.
Введение 3
Глава 1. Понятие конкуренции 4
Глава 2. Совершенная и несовершенная конкуренция 8
Глава 3. Ценовая и неценовая конкуренция 22
Заключение 25
Список использованной литературы 26
Актуальность выбранной нами темы заключается в том, что в настоящее время конкуренция играет основополагающую роль в экономике любой страны. Каждый человек ежедневно сталкивается с конкуренцией.
Целью реферата является рассмотрение понятия конкуренции, ее видов, функций в экономике и показать, что существуют различные виды борьбы между товаропроизводителями.
Содержание реферата составляют введение, 3 главы и заключение. В первой главе мы рассмотрели сущность конкуренции, характеристику её роли на рынке и рассмотрели её классификацию. Во второй главе речь пошла о совершенной и несовершенной конкуренции. Мы разобрали такие виды конкурентной борьбы, как монополия, монополистическая конкуренция и олигополия. Наибольшее внимание мы уделили монополии, где расписали ее характерные черты, классификацию, правила установления монопольных цен и осуществление ценовой дискриминации. В третьей главе мы рассмотрели методы конкурентной борьбы и показали, что реклама играет важную роль в неценовой конкуренции.
В
написании данной работы были использованы
книга Макконнелла и Брю «
Глава 1. Понятие конкуренции.
Конкуренция – (от лат. concurrere – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это соперничество между товаропроизводителями за лучшие, экономически более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли1.
Это
экономический процесс
Конкуренция определяется как соперничество экономических субъектов. Вот наиболее типичные определения:
Конкуренция выступает в качестве силы, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения, уравновешивающей рыночные цены. В результате соперничества продавцов и покупателей устанавливается общая цена на однородные товары и конкретный вид кривых спроса и предложения. Конкуренция обеспечивает функционирование рыночного механизма ценообразования.
Следствием конкуренции является, с одной стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой – повышение эффективности хозяйственной деятельности, ускорение НТП.
Рассмотрев сущность конкуренции, перейдём к характеристике её роли на рынке.
Во-первых, конкуренция способствует установлению равновесной цены, уравнению спроса и предложения. На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции, имеют настолько небольшую часть от общего объёма производства, что увеличение или уменьшение её выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на цену товара. Таким образом, конкуренция способствует достижению компромисса между продавцами и покупателями.
Во-вторых, конкуренция поддерживает общественно нормальные условия производства и реализации товаров и услуг. Она как бы подсказывает товаропроизводителям, сколько капитала они должны вложить в производство того или иного товара.
В-третьих,
конкуренция стимулирует
В-четвёртых, при противоборстве субъектов рынка усиливается их социально-экономическое расслоение. В конкуренции участвует множество мелких собственников, которые только начинают вести свою хозяйственную деятельность. Многие из них, не имея достаточного капитала, современных средств производства, не могут выдержать этого соперничества и разоряются. И лишь немногие из них наращивают свою экономическую мощь, расширяют предприятия.
Существует множество критериев и подходов к классификации конкуренции.
Функциональная
Видовая конкуренция – следствие того, что имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но различающиеся каким-то важным параметром. Таковы, например, легковые 5-и местные автомобили одного класса, но с разными по мощности двигателями.
Предметная
Вывод: Конкуренция – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это соперничество между товаропроизводителями за лучшие, экономически более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли. По состоянию рынка конкуренция бывает регулируемой, совершенной и несовершенной, а по способам соперничества ценовой и неценовой.
Конкуренция может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей состояния рынка. Основными показателями являются:
Вышеизложенные характеристики рыночных структур можно записать кратко в следующей таблице2:
Структура рынка | Количество
продавцов и покупателей |
Характер
продукции |
Условия входа/выхода на рынок | Информация и мобильность |
1.Совершенная конкуренция | Множество мелких продавцов и покупателей | Однородная | Просто. Никаких затруднений | Равный доступ ко всем видам информации |
Несовершенная
конкуренция:
2. Монополия |
Одна фирма-продавец и множество покупателей | Однородная | Барьеры на входе | Полная информация и мобильность |
3. Монополист.
конкуренция |
Множество покупателей; большое, но ограничен. число продавцов | Разнородная | Отдельные препятствия на входе | Полная информация и мобильность |
4.Олигполия | Ограничен-ное число продавцов и множество покупателей | Разнород-ная и однородная | Возможны отдельные препятствия на входе | Некоторые ограничения по поводу информации и мобильности |
Совершенная конкуренция.
Рассмотрим характерные черты совершенной конкуренции.
1.
Основной чертой чисто
2.
Конкурирующие фирмы
3.
На совершенно конкурентном
4.
Новые фирмы могут свободно
входить, а существующие фирмы
– свободно покидать
P
P1
(P
– уровень рыночной цены, Q – количество
товара)
Рис.
1. Кривая спроса на продукцию фирмы при
совершенной конкуренции
На
графике (рис. 1) видно, что совершенно конкурентная
фирма может продать, сколько она хочет,
не оказывая при этом влияния на рыночную
цену. Следовательно, линия спроса D на
ее продукцию горизонтальна.
Несовершенная конкуренция
Несовершенная конкуренция существовала всегда, но особенно обострилась в конце XIX – начале XX в. в связи с образованием монополий. В этот период происходит концентрация капитала, возникают акционерные общества, усиливается контроль за природными, материальными и финансовыми ресурсами.