Конкуренция и ее виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 16:13, реферат

Описание работы

Целью реферата является рассмотрение понятия конкуренции, ее видов, функций в экономике и показать, что существуют различные виды борьбы между товаропроизводителями.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие конкуренции 4
Глава 2. Совершенная и несовершенная конкуренция 8
Глава 3. Ценовая и неценовая конкуренция 22
Заключение 25
Список использованной литературы 26

Работа содержит 1 файл

Копия РЕФЕРАТ.doc

— 163.50 Кб (Скачать)

     Большинство случаев несовершенной конкуренции  можно объяснить двумя основными  причинами. Во-первых, есть тенденция  к уменьшению количества продавцов  в тех отраслях, для которых  характерны значительные экономии от масштаба и уменьшаются издержки. В этих условиях крупным фирмам производство обходится дешевле, и они могут продавать свои продукты по более низкой цене, чем мелкие, что приводит к "вытеснению" последних из отрасли.

     Во-вторых, рынки имеют тенденцию к несовершенной конкуренции, когда существуют трудности для вступления новых конкурентов в отрасль. Так называемые "барьеры входа" могут возникать в результате государственного регулирования, ограничивающего количество фирм. В других случаях может быть просто слишком дорого для новых конкурентов "прорваться" в отрасль.

       В теории выделяют различные виды рынков с несовершенной конкуренцией (по степени убывания конкурентности): монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.

     Рассмотрим характерные черты монополии

     1. Монополия есть отрасль, состоящая  из одной фирмы. Одна фирма  является единственным производителем  данного продукта или единственным  поставщиком услуги.

     2. Продукт монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей. С точки зрения покупателя это означает, что нет приемлемых альтернатив. Покупатель должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него.

     3. Фирма – монополист осуществляет значительный контроль над ценой, т.к. он выпускает и контролирует общий объем предложения. При нисходящей кривой спроса на свой продукт монополист может вызвать изменение цены продукта, манипулируя количеством предложенного продукта.

     4. Существование монополии зависит  от существования барьеров для вступления. Будь они экономическими, техническими, юридическими или другими, определенные препятствия должны существовать, чтобы удерживать новых конкурентов от вступления в отрасль, если монополия собирается продолжать свое существование. 

     В случае фирмы - несовершенного конкурента (рис. 2) кривая спроса D имеет отрицательный наклон, поскольку, чем больше количество товаров, которое намерена продать фирма, тем ниже должна быть цена, которую он установит.

     Различия  в цене отражают в этом случае не столько какие-либо различия в качестве или издержках производства товара для покупателей, сколько способность монополии произвольно устанавливать цены.

 

     

                                     P

     

                                                           D 

                1. Q

      (P – уровень рыночной цены, Q – количество товара) 

     Рис.2 Кривая спроса на продукцию фирмы  в условиях чистой монополии

     В разных странах в разные периоды в экономике возникают различные виды монополий. Этот вид рыночной структуры можно классифицировать по следующим признакам.

     1. С учетом степени охвата экономики  выделяются такие виды монополистических организаций:

а) чистая монополияединственный поставщик однородного товара, так что границы фирмы расширяются до масштабов отрасли. В этом случае действует один продавец, доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт, продавец имеет полный контроль над количеством товара, предназначенного для продажи, и его ценой. Примером чистой монополии может служить “Водоканал” – организация, снабжающая водой потребителей в России;

б) монопсониячистая монополия одного покупателя ресурсов, товаров. Примером монопсонии является случай, когда государство выступает единственным покупателем ракетно-космической продукции.

     2. В зависимости от характера и причин возникновения различают следующие виды монополий:

     а) естественная монополия, которой обладают собственники и хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно невоспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники и др.). К естественным монополиям также относят целые отрасли инфраструктуры, имеющие важное стратегическое значение для всего общества (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т.п.).

     Существование естественных монополий в значительной мере оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства (эффект экономии). Здесь создаются товары с меньшими затратами ресурсов по сравнению с теми, которые потребовались бы на более мелких аналогичных фирмах;

     б) легальные монополии, образующиеся на законном основании (их называют «защищенными» от конкуренции). Большинство монополистов создаются правительством через один из его видов деятельности, в том числе:

• патентную  систему. Под патентом понимается свидетельство, выданное правительством страны изобретателю на право исключительного пользования сделанным изобретением. Патентом также именуется документ, выданный на право занятия промыслом, торговлей;

• охрану авторских прав, согласно которым  авторы получают исключительное право продавать или тиражировать свои произведения в течение всей жизни или в какой-то период;

• государственную  регистрацию торговых знаков – специальных  рисунков, названий, символов, которые  позволяют идентифицировать товар, услугу или фирму (конкурентам запрещается использовать зарегистрированные торговые знаки);

     в) искусственные монополии – объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод. Эти монополии намеренно меняют структуру рынка:

• создают  барьеры для вхождения в отрасль  новых фирм;

• ограничивают доступ к источникам сырья и энергоносителям;

• создают  очень высокий уровень технологии;

• применяют  более крупный капитал, дающий большой  эффект от роста масштабов производства;

• организуют дорогостоящую рекламную кампанию.

     Господствующие  на рынке фирмы используют в качестве основного инструмента манипулирования монопольную цену. Монопольная цена– особый вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше или ниже (в случае монопсонии) общественной стоимости или равновесной цены в целях получения монопольного дохода.

     Рассмотрим  следующие правила установления монопольной цены.

     Первое  правило. Фирма устанавливает монопольно высокую цену на свою продукцию, превышающую общественную стоимость или возможную равновесную цену. Это достигается тем, что монополисты преднамеренно создают зону дефицита, сокращая объем производства и искусственно создавая повышенный покупательский спрос. Такое поведение можно проследить на графике.

     

                      P 

                     P1 

      

                         P2                                                                    E                 S

                                                                                                               D 
 

                        0                   Q1                                                              Q2                 Q

     (Где Р – цена продукта, Q- объем выпуска)

Рис. 3. Цена и выпуск продукции в условиях конкуренции и монополии

     Предположим, что в какой-то отрасли до захвата  ее монополией цена равновесия Ре образовалась на уровне точки равновесия Е, где пересекаются кривые спроса и предложения. При этом равновесный объем выпуска продукции составил величину Qе. Но затем монополия, учитывая эластичный спрос, сокращает объем выпуска до величины Qm. Это в конце концов позволяет установить монопольно высокую цену Pm.

     Второе правило. Фирмы-монополисты преднамеренно сдерживают совершенствование техники и технологии, чтобы не подорвать искусственно поддерживаемый дефицит, а значит, и не лишиться монополистических выгод. Они скупают новейшие патенты и, как говорится, “кладут их под сукно” – не допускают их применения в производстве. Значит, поведение фирм-монополистов наносит ущерб использованию производственных возможностей страны. Поэтому даже в правовом демократическом государстве не может не возникать противодействие монополизации рынков.

В целях  получения дополнительного дохода монополии могут применять ценовую дискриминацию, т.е. продажу одного и того же товара на разных рынках за разную цену.

     В зависимости от способа осуществления  ценовой дискриминации ее делят  на три категории (степени).

     1. Ценовая дискриминация первой степени (совершенная ценовая дискриминация) – продажа каждой единицы товара по своей цене, равной цене спроса на нее, ведущая к изъятию монополистом всего излишка покупателя.

     В чистом виде совершенная ценовая  дискриминация трудноосуществима. Приближение к ней возможно в условиях индивидуального производства, когда каждая единица продукции выпускается по заказу конкретного потребителя, а цены устанавливаются по договорам с заказчиками.

     При проведении ценовой дискриминации первой степени (рис.4) монополист продает первую единицу товара   Q 1 по ее резервированной цене P1, то же самое касается и второй (Q 2 продается по цене P2), и последующих единиц товара. Другими словами, из каждого покупателя «выжимается» максимум того, что он готов заплатить. Тогда кривая MR совпадает с кривой спроса D, а объем продаж, максимизирующий прибыль, соответствует точке Q n,т.к. именно в точке Е кривая предельных издержек (MC) пересекается с кривой спроса D(MR) дискриминирующего монополиста.                                      

 

     

                                       P  

                                        P1

                                                

                                        P2

                                              

                       P n                                             E     MC                                                                                                     

                                              D(MR)          

                                                                   0       Q 1        Q 2              Q n             Q

     Рис. 4. Совершенная ценовая дискриминация 

Информация о работе Конкуренция и ее виды