Конкуренция и ее роль в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 05:33, курсовая работа

Описание работы

Предметом данного исследования является роль конкуренции в рыночной экономике.
Целью данной работы является анализ возникновения конкуренции с развитием экономических теорий, выявить роль конкуренции в становлении рыночной экономике. Для достижения поставленной цели мы ставим следующие задачи: изучить сущность и функции конкуренции; охарактеризовать виды конкуренции; охарактеризовать модели совершенной и несовершенной экономики; определить роль конкуренции в рыночной экономике; проанализировать меры поддержки конкуренции в рыночной экономике.

Содержание

Введение
4
1 Конкуренция. Виды конкуренции
5
1.1 Понятие и условия возникновения конкуренции
5
1.2 Функции конкуренции
9
1.3 Виды конкуренции
11
2 Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции
17
2.1 Совершенная (чистая) конкуренция
17
2.2 Монополистическая конкуренция
20
2.3 Олигополия
20
2.4 Чистая монополия
20
3 Роль конкуренции в рыночной экономике и антимонопольное законодательство
25
3.1 Антимонопольное законодательство и меры поддержки конкуренции в России
25
3.2 Роль конкуренции в России
33
Заключение

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 85.64 Кб (Скачать)

В них отражаются те требования общественно  нормального хозяйствования, которые предписывают объективные экономические законы.

Уровень равновесной цены выступает для  товаропроизводителей как норматив рационального хозяйствования. При  нарушении такого норматива предприятие, установившее, допустим, очень высокую  цену на свою продукцию ради получения большего дохода, может оказаться в тупиковой ситуации. Спрос на дорогостоящие товары упадёт, они не будут раскупаться. Тогда придётся снижать цены или даже прибегать к распродаже изделий по низким ценам и теперь из-за этого убытки.

Так конкуренция  даёт наглядный урок всем, кто не учитывает общественно нормальные условия производства и реализации товаров.

Третье  направление: рыночное соперничество  стимулирует научно-технический  прогресс и повышение эффективности  производства.

Как было установлено, конкуренция  ведёт к уравнению рыночных цен. В таких условиях большой доход  может получить лишь тот товаропроизводитель, который затрачивает меньше ресурсов на единицу продукции. Он создаёт товары с низкой индивидуальной ценой, а реализует их по более высокой рыночной цене.

Если повнимательнее присмотреться  к конкурентам, то среди них можно заметить смелых предпринимателей, которые, рискуя своим имуществом, делают своего рода открытия большого хозяйственного значения. Они изобретают и внедряют новинки техники и технологии, находят более эффективные формы организации труда и производства, способы экономного использования ресурсов. Тем самым для всех прокладывается дорога к научно-техническому и экономическому прогрессу. Лауреат Нобелевской премии Ф. Хайек сделал важное обобщение: «Общества, полагающиеся на конкуренцию... успешнее других достигают своих целей. Вот вывод... замечательно подтверждённый всей историей цивилизации. Конкуренция... показывает, как можно эффективнее производить вещи...».

Четвёртое направление: противоборство агентов  рынка усиливает их социально-экономическое расслоение.

В конкуренции участвуют товаропроизводители, имеющие неодинаковую экономическую силу. Естественно, что не выдерживают суровое испытание на прочность, как правило, многие мелкие предприятия. Они не имеют достаточного количества денег, современных средств производства и других хозяйственных ресурсов. Конкуренции свойственна тенденция к углублению сначала неравенства, а затем и пропасти между мелкими и крупными собственниками.

В современных  условиях в развитых странах имеется  множество мелких предпринимателей, создающих свои крошечные предприятия (семейные магазины и фермы, бензоколонки и тому подобное). Однако подавляющая часть из них не в состоянии продолжительное время нормально существовать и выдержать конкуренцию с более крупными предприятиями. К тому же постоянно растёт тот минимум денежных средств, который позволяет быть конкурентоспособным.

Рыночное соперничество порождает  не только неудачников, но и счастливых соперников, преумножающих своё богатство. Они расширяют хозяйство, нанимая на работу тех, кто отчуждён от средств производства.

Пятое направление: конкуренция способствует продвижению  рыночного хозяйства к монополии.

Не по чьему-то умыслу, а стихийно и объективно соперничество продавцов и покупателей  существенно меняет всю структуру  рыночного пространства. Эти структурные  перемены обусловлены следующими обстоятельствами.

Конкуренция устраняет с рыночной арены все  остальные и неэффективные хозяйства. Эта санация (оздоровление) экономики сопровождается обычно некоторым сокращением численности хозяйственных субъектов, особенно заметным в ряде отраслей.

Рыночное соперничество, как известно, укрепляет позиции крупного производства. Один промышленный гигант по объёму выпуска продукции можно сопоставить с суммарной производственной мощностью нескольких сотен и даже тысяч мелких предприятий. Поэтому рыночное хозяйство быстрее всего увеличивается за счёт абсолютного и относительного усиления роли крупных собственников [7, c. 54].

Главный фронт сражения на рыночном поприще проходит между армиями продавцов и армией покупателей, стоящих на противоположных позициях в отношении уровня цены. Какая же армия может уверенно выиграть сражение? Разумеется, та, которая больше сплочена и в итоге может навязать противнику свою цену. Выходит – как это ни покажется парадоксальным – победу в крупном конкурентном сражении может дать монополистическое объединение противоборствующих сил.

 

Заключение

 

 

Достигнув поставленной цели и задачей  можно сделать выводы, что конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики.

Конкуренция одновременно имеет и  положительные и отрицательные  стороны.

Позитивное влияние конкуренции  на экономику заключается в следующем: она способствует развитию научно-технического прогресса, постоянно заставляя товаропроизводителя применять лучшие технологии, рационально использовать ресурсы. Благодаря конкурентной борьбе вымываются экономически неэффективные производства, устаревшая техника, некачественные товары; она чутко реагирует на изменение спроса, ведет к удешевлению издержек производства, тормозит рост цен, а в ряде случаев ведет к их снижению; в известной мере выравнивает норму прибыли на капитал и уровень заработной платы во всех отраслях национальной экономики.

К числу негативных сторон можно  отнести: придает бизнесу определенную нестабильность, создает условия для безработицы, инфляции и банкротства; ведет к дифференциации доходов и создает условия для их несправедливого распределения; ее следствием может быть перепроизводство товаров и недогрузка мощностей в периоды производственных спадов.

Чем ожесточеннее конкуренция на внутреннем рынке, тем лучше национальные фирмы  оказываются подготовленными к  борьбе за рынки за рубежом, и тем в более выгодном положении оказываются потребители на внутреннем рынке и по уровню цен, и по качеству продукции. Ведь конкурентоспособная продукция должна иметь такие потребительские свойства, которыми бы она выгодно отличалась от сходной продукции других конкурентов.

Поддержание конкурентной среды в  РФ, как и во всех развитых странах в настоящее время, стало важной задачей государственного регулирования экономики. А значит, изучение конкуренции, ее роль в развитии рыночных отношений является в настоящий момент важнейшей задачей экономических исследований в нашей стране.

Библиографический список

 

 

  1. Аткинсон, Э. Лекции по экономической теории : учеб. / Э. Аткинсон, Д. Стиглиц; ред. Л.Л. Любимова. - М.: Аспект Пресс, 2008. – 640 с.
  2. Базылев, Н.И. Экономическая теория : учеб. / Н.И. Базылев, М.Н. Базылева. - М.: Норма, 2006. – 764 с.
  3. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория в вопросах и ответах: учеб. пособие / Е.Ф. Борисов. - М.: Проспект, 2008. – 461 с.
  4. Добрынин, А.И. Экономическая теория / ред.А.И. Добрынин, А.С. Тарасевич. - Питер.: Проспект, 2001. – 546 с.
  5. Журавлева, Г.П. Экономическая теория / Г.П. Журавлева. - М.: ИНФА, 2009. – 366 с.
  6. Журавская, Е. Конкуренция – значительно меньшее зло / Е. Журавская, И. Трунин // Российская газета. - 2009. - № 11. – С. 7.
  7. Козлова, Е. Конкуренция в России / Е. Козлова, О. Кутафин. - М.: ИНФА, 2008. – 387 с.
  8. Кураков, Л.П. Курс экономической теории / Л.П. Кураков, Г.Е. Яковлева. ‒ М.: Гелиос АРВ, 2005. – 654 с.
  9. Макконелл, К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика / К.Р. Макконел, С.Л. Брю. - М.: Инфра-М, 2006. – 895 с.
  10. Нейман, Дж. Теория игр и экономическое поведение / Дж. Нейман - М.: Проспект, 2007. – 456 с.
  11. Нуреев, Р.М. Курс микроэкономики: учеб. / P.M. Нуреев. - М.: Норма, 2008. - 576 с.
  12. Путин, В.В. О деятельности Правительства Российской Федерации в Государственной Думе [Электронный ресурс]: - 20.04.2010. – Режим доступа:  http://premier.gov.ru/events/news/10291/ - 20.01.2011.
  13. Робинсон, Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. / Дж. Робинсон. – М.: Прогресс, 1986. – 489 с.
  14. Симкина, Л.Г. Экономическая теория / Л.Г. Симкина. – Питер.: Проспект, 2003. – 448 с.
  15. Стеклов, П.А. Роль конкуренции в экономике: учеб. / П.А. Стеклов. - Питер.: Проспект, 2008. – 345 с.
  16. Федеральная антимонопольная служба [Электронный ресурс]: офиц. сайт. – 15.05.2006. – Режим доступа: http://www.fas.gov.ru/about/list-of-reports/list-of-reports_30001.html - 20.01.2011.
  17. Чемберлин, Э. Теория монополистической конкуренции / Э. Чемберлин. – М.: ИЛ, 1959. – 458 с.
  18. Юданов, А.Ю Конкуренция: теория и практика / А.Ю. Юданов. - М.: Гном-Пресс, 2001. –245 с.
  19. Янова, В.В. Экономика / В.В. Янова. - М.: Экзамен, 2005. – 697 с.
  20. Янова, В.В. Экономика: учеб. / В.В. Янова. - М.: Феникс, 2007. – 478 с.



Информация о работе Конкуренция и ее роль в экономике