Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 05:33, курсовая работа
Предметом данного исследования является роль конкуренции в рыночной экономике.
Целью данной работы является анализ возникновения конкуренции с развитием экономических теорий, выявить роль конкуренции в становлении рыночной экономике. Для достижения поставленной цели мы ставим следующие задачи: изучить сущность и функции конкуренции; охарактеризовать виды конкуренции; охарактеризовать модели совершенной и несовершенной экономики; определить роль конкуренции в рыночной экономике; проанализировать меры поддержки конкуренции в рыночной экономике.
Введение
4
1 Конкуренция. Виды конкуренции
5
1.1 Понятие и условия возникновения конкуренции
5
1.2 Функции конкуренции
9
1.3 Виды конкуренции
11
2 Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции
17
2.1 Совершенная (чистая) конкуренция
17
2.2 Монополистическая конкуренция
20
2.3 Олигополия
20
2.4 Чистая монополия
20
3 Роль конкуренции в рыночной экономике и антимонопольное законодательство
25
3.1 Антимонопольное законодательство и меры поддержки конкуренции в России
25
3.2 Роль конкуренции в России
33
Заключение
При противоборстве субъектов рынка усиливается их социально-экономическое расслоение. В конкуренции участвует множество мелких собственников, которые только начинают вести свою хозяйственную деятельность. Многие из них, не имея достаточного капитала, современных средств производства и других ресурсов, не могут выдержать этого соперничества и через некоторое время терпят убытки, разоряются. И лишь немногие из них наращивают свою экономическую мощь, расширяют предприятия и становятся полноправными и довольно значимыми и уважаемыми субъектами рынка [8, c. 348].
Конкуренцию можно разделить по трем признакам: по методам осуществления; по отраслевой принадлежности; по степени свободы.
По методам
осуществления конкуренцию
По отраслевой принадлежности различают внутри- и межотраслевую конкуренцию. Внутриотраслевая конкуренция – это экономическое соперничество субъектов хозяйствования, функционирующих в рамках основной отрасли [8, c. 350].
Объектами внутриотраслевой конкуренции являются: сырьё и материалы, необходимые для производства продукции данной отрасли по приемлемым для производителя ценам; элементы технико-технологической основы производства (станки, машины, оборудование), способные обеспечить высокие производительность труда работников и качество производимой продукции; квалифицированная рабочая сила, которая могла бы создавать конкурентоспособную продукцию; банковские кредиты под данный вид деятельности; средства страховых компаний, обслуживающих данный вид производства; налоговые льготы для конкретных предприятий; источники транспортных услуг; каналы сбыта продукции; доходы потребителей.
Таким образом, внутриотраслевая конкуренция ведётся за наиболее выгодные условия производства, продажи товаров, а также доходы потребителей продукции отрасли, которые являются источником доходов производителей.
Результатами внутриотраслевой конкуренции являются: развитие данной отрасли, что проявляется во внедрении достижений научно-технического прогресса в производство, совершенствовании технологии создания товаров и оказания услуг, развитии методов и форм организации производства, повышении качества товаров и расширении их ассортимента; формирование рыночной цены на конкретный товар; разорение неэффективных предприятий, то есть таких, у которых индивидуальные затраты на производство продукции оказались выше рыночной цены, а также тех, чей товар не соответствовал требованиям потребителей с точки зрения качества, привлекательности, надёжности; выбрасывание на рынок труда рабочей силы, которая не выдерживает постоянного соревнования в рыночной системе хозяйства, причём это касается и предприятий процветающих (избавляется от неквалифицированной или недостаточно квалифицированной рабочей силы) и тем более предприятий-банкротов, которые увольняют своих работников в связи с прекращением деятельности.
В последствиях внутриотраслевой конкуренции уже в полной мере проявляется противоречивость содержания конкуренции: с одной стороны, она способствует совершенствованию производства, с другой стороны, приводит к разорению товаропроизводителей, появлению излишней рабочей силы – безработицы [2, c. 428].
Внутриотраслевая конкуренция имеет важное социально-экономическое следствие: начинаются качественные изменения в общественном хозяйстве – разорение слабых предприятий и обогащение сильных объективно приводит к концентрации производства.
Концентрация производства – объективное явление в условиях конкуренции: чтобы выжить, необходимо самим предприятием создавать себе гарантии возмещения своих затрат производства и получения прибыли, следовательно, необходимо иметь соответствующий экономический «вес», чтобы влиять на рыночную цену товаров и услуг. Экономический вес, в свою очередь, определяется объёмом производимой продукции, поскольку рыночная цена ориентируется на индивидуальные затраты тех производителей, которые создают основную массу товаров данного вида. Именно поэтому субъекты хозяйствования и должны внедрять достижения научно-технического прогресса, расширять масштабы производства.
Межотраслевая конкурентная борьба – это экономическое соперничество субъектов хозяйствования, функционирующих в различных отраслях хозяйства.
Объектом межотраслевой конкурентной борьбы являются отрасли более выгодного приложения капитала.
Критериями выгодности отрасли для приложения капитала (инвестирования) являются: состояние спроса на продукцию данной отрасли – так, если существует тенденция роста спроса на продукцию данного вида, то это производство привлекательно для приложения капитала; соотношение между спросом и предложением на рынке данного товара – если имеет место отставание темпов роста предложения товаров от темпов роста спроса на них, то это означает, что на рынке есть свободная ниша, куда могут устремиться дополнительные капиталы; скорость оборота капитала – чем выше в отрасли, тем отрасль привлекательнее для капиталовложений; соотношение между такими частями затрат, которые идут на здания, сооружения, станки, машины и теми, которые идут на сырьё, материалы, рабочую силу, должно быть в пользу последних, так как это значительно ускоряет и увеличивает оборот капитала; стабильность цен на основные факторы производства в данной отрасли; благоприятный налоговый климат для данного вида деятельности; наличие содействующей кредитной политики.
Межотраслевая конкуренция неразрывно связана с внутриотраслевой конкурентной борьбой.
Результатами
межотраслевой конкуренции
Межотраслевая конкуренция приводит к такому социально-экономическому следствию, как концентрация производства в тех отраслях экономики страны, которые производят продукцию, пользующуюся спросом, и приносят доход. Отрасли же, не приносящие доход, будут сокращаться и в перспективе – постепенно вытесняться из хозяйства страны [11, c. 146].
В связи
с этим, если внутриотраслевая конкуренция
через механизм разорения
Объективным путём дальнейшего развития внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции является международная конкурентная борьба.
Международная (межстрановая) конкурентная борьба – это экономическое соперничество субъектов хозяйствования на мировом рынке.
Концентрация производства объективно приводит к увеличению производства товаров, в том числе и сверх внутренних потребностей в них – возникает ситуация, когда появляется возможность предложить товар мировому рынку. Одновременно насыщение внутреннего рынка определёнными товарами объективно снижает внутренний спрос на них. Это обуславливает объективную необходимость поиска новых рынков сбыта своей продукции, в том числе и путём вывоза товаров в зарубежные страны, на мировой рынок. Но доход на мировом рынке также ограничен и никто не гарантирует ни одному субъекту внешнеэкономической деятельности его получение. В связи с этим, возникает экономическое соперничество за этот доход – международная конкуренция.
Объектами
международной конкуренции
Результатами международной конкурентной борьбы являются: формирование мировых цен на товары и услуги; ускоренное развитие стран, привлекших в свою экономику иностранный капитал, иностранные инвестиции; ускоренное развитие тех отраслей и предприятий, производство которых соответствует спросу на мировом рынке; экономическая дифференциация стран; депрессивное состояние экономики стран, из которых вывозится капитал, мигрирует рабочая сила, особенно квалифицированная, по причине социально-экономической нестабильности, неопределённости.
Социально-экономическим следствием международной конкуренции является концентрация самых доходных видов хозяйственной деятельности в наиболее развитых странах. Эти страны сосредотачивают у себя высокие технологии, высококвалифицированную рабочую силу, способную разрабатывать и создавать современную, наукоёмкую продукцию, которая в настоящее время приносит максимальный доход [4, c. 132].
По степени свободы подразделяют на совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую). Совершенная конкуренция – это свобода от какой бы то ни было регламентации: свободный доступ к факторам производства, свободное ценообразование и другие. При этой конкуренции никто из участников рынка не может оказать решающего влияния на условия реализации товаров. В условиях монополистической конкуренции количество фирм 25 – 70. Каждая фирма выпускает свой собственный продукт, а все вместе – товары одной товарной группы. Товар, выпускаемый каждой фирмой, несколько отличается от товаров той же группы, выпускаемых другими фирмами. Это, как правило, товары или услуги одного назначения – прохладительные напитки, лекарства, бензин разных марок и тому подобное. Товары группы являются близкими заменителями, но отличаются один от другого качеством исполнения, упаковкой, дизайном, товарным знаком, послепродажным обслуживанием и тому подобное и почти не различаются ценой. Каждая фирма является единственным производителем своего товара и в этом смысле монополистом [21, c. 234].
Взаимодействие между продавцами и покупателями происходит на рынке. Решение продавцов и покупателей относительно цены, объемов производства, закупок товара будут существенно различаться для разных типов (моделей) рынка.
По степени развития конкуренции экономическая теория выделяет четыре основные модели рынка [20, c. 89].
Рисунок 1 – Виды конкуренции
К совершенной
(чистой) конкуренции относятся
По количеству производителей и покупателей на рынке, типу продукции, возможности контролировать цену, использовать методы неценовой конкуренции, легкости вхождения в отрасль новых фирм можно выделить рынки чистой конкуренции, олигополии, чистой монополии. Последние характеризуются как рынки несовершенной конкуренции.
Совершенная (чистая) конкуренция – это рыночная ситуация, когда многочисленные, независимо действующие производители продают идентичную (стандартизированную) продукцию, причем ни один из них не в состоянии контролировать рыночную цену.
Основные характеристики совершенной (чистой) конкуренции: на рынке большое количество покупателей и продавцов, каждый занимает относительно малую долю рынка данных товаров; тождественная, стандартизированная продукция, товары однородны с точки зрения потребностей покупателей и, соответственно, продавцов; свободный доступ к рынкам новых продавцов и возможность такого же свободного выхода из них, вход и выход из отраслей абсолютно свободен; наличие полной и доступной информации для участников обмена о ценах и их изменениях, о продавцах и покупателях; экономические субъекты должны располагать одинаковым объемом информации о рынке [15, c. 112].
Позитивные явления конкуренции: снижение издержек; быстрое внедрение НТП; гибкое приспособление к спросу; высокое качество продукции; препятствует завышению цен.
Негативные явления конкуренции: разорение многих субъектов рыночной экономики; анархия и кризис производства; чрезмерная эксплуатация ресурсов; неблагоприятное влияние на экологию.
Недостатки рынка совершенной конкуренции: в долгосрочном периоде отсутствует экономическая прибыль, как главный источник НТП; способствует унификации и стандартизации продукта, что не отвечает требованиям современного покупателя; не может распространяться на производство общественных благ; вытесняется монополиями и олигополистическими структурами [9, c. 231].
Монополистическая конкуренция – это рыночная ситуация, когда многочисленные продавцы продают схожие товары, стремясь придать им реальные или мнимые уникальные качества.
Монополистическая конкуренция – самый распространенный тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции. Возможность для отдельной фирмы контролировать цену (рыночную власть) здесь незначительная.
Основные характеристики монополистической конкуренции: относительно большое число некрупных (мелких) фирм; эти фирмы производят разнообразную продукцию, продукт каждой фирмы в чем-то специфичен, потребитель легко может найти товары-заменители и переключить свой спрос на них; сохраняются возможности относительно легкого вступления в отрасль новых производителей.