Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 05:33, курсовая работа
Предметом данного исследования является роль конкуренции в рыночной экономике.
Целью данной работы является анализ возникновения конкуренции с развитием экономических теорий, выявить роль конкуренции в становлении рыночной экономике. Для достижения поставленной цели мы ставим следующие задачи: изучить сущность и функции конкуренции; охарактеризовать виды конкуренции; охарактеризовать модели совершенной и несовершенной экономики; определить роль конкуренции в рыночной экономике; проанализировать меры поддержки конкуренции в рыночной экономике.
Введение
4
1 Конкуренция. Виды конкуренции
5
1.1 Понятие и условия возникновения конкуренции
5
1.2 Функции конкуренции
9
1.3 Виды конкуренции
11
2 Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции
17
2.1 Совершенная (чистая) конкуренция
17
2.2 Монополистическая конкуренция
20
2.3 Олигополия
20
2.4 Чистая монополия
20
3 Роль конкуренции в рыночной экономике и антимонопольное законодательство
25
3.1 Антимонопольное законодательство и меры поддержки конкуренции в России
25
3.2 Роль конкуренции в России
33
Заключение
Основные направления на повышение конкуренции в России на современном этапе: делать ставку на повышение национальной эффективности и развитие конкуренции, на улучшение инвестиционного климата и большую свободу для бизнеса; завершить разработку правил недискриминационного доступа потребителей к услугам естественных монополий – морских и речных портов, почтовой связи, инфраструктуре железнодорожного транспорта; четко регламентировать процедуры закупок в таких монополиях и компаниях, которые мы называем компаниями с государственным участием; регионам следует разработать собственные планы демонополизации локальных рынков [12].
Приоритеты деятельности ФАС России, отраженные в Докладах о результатах и основных направлениях деятельности службы, соответствуют заявленным ориентирам.
К числу основных задач по реализации конкурентной политики в Российской Федерации, поставленных на среднесрочный период, относятся: создание условий для развития конкуренции в сферах деятельности хозяйствующих субъектов, не являющихся субъектами естественных монополий; предотвращение и пресечение антиконкурентного вмешательства органов государственной власти и местного самоуправления в функционирование рынков, повышение эффективности использования бюджетных средств; обеспечение равного доступа к товарам (работам, услугам), реализуемым субъектами естественных монополий, и развитие конкуренции в потенциально конкурентных видах деятельности субъектов естественных монополий; создание условий для эффективной реализации государственной политики в области контроля привлечения иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение.
В рамках создания условий для развития конкуренции посредством предупреждения и пресечения антиконкурентных действий актуальным является решение задачи создания благоприятной правовой и информационной среды путем совершенствования конкурентного законодательства, а также задачи адвокатирования конкуренции.
Совершенствование конкурентного законодательства предполагает разработку, введение в действие и последовательное совершенствование нормативной и методической базы, удовлетворяющей современным условиям развития российской экономики и направленной на создание правовой среды для равной, добросовестной конкуренции. Как следствие, необходимо добиваться повышения доли исполненных в полном объеме мер административной ответственности за нарушения законодательства и минимизировать число случаев наложения мер административной ответственности, отменяемых впоследствии судом или вышестоящим должностным лицом.
В части
адвокатирования конкуренции
Задача снижения уровня недобросовестной конкуренции реализуется через защиту потребителей и участников рынков от действий, не вписывающихся в нормы деловой этики и прямо противоречащих законодательству, в частности, пресечение недобросовестной конкуренции, связанной с приобретением и использованием исключительных прав на средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг и предотвращение и пресечение фактов недобросовестной конкуренции, в том числе: распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации; введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара или его изготовителей; некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов; продажа, обмен или иное введение в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг.
Задача снижения количества нарушений антимонопольного законодательства, совершенных хозяйствующими субъектами, предполагает обеспечение условий для своевременного принятия обоснованных решений антимонопольными органами в процессе рассмотрения дел о нарушений антимонопольного законодательства, в том числе: проведение исследований товарных и финансовых рынков, необходимых для рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, разработки рекомендаций и предложений по совершенствованию нормативной базы и практики ее применения; проведение анализа экономической концентрации в рамках государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства при создании, ликвидации, реорганизации или смене собственников организаций.
При этом предполагается повышение оперативности деятельности антимонопольных органов за счет повышения квалификации их сотрудников, развития методологии анализа и автоматизации работы во всех областях их компетенции при снижении уровня текучести кадров.
В плане защиты потребителей и участников рынков от искусственных барьеров, ограничивающих конкуренцию, необходимо: пресечение и предупреждение злоупотреблений доминирующим положением хозяйствующих субъектов; пресечение и предупреждение заключения антиконкурентных соглашений и согласованных действий хозяйствующих субъектов; выявление сделок, иных действий иностранных лиц и организаций, совершаемых за рубежом, которые могут привести к ограничению конкуренции в Российской Федерации; обеспечение выполнения предписаний антимонопольных органов, направленных на устранение нарушений антимонопольного законодательства.
Задача
предупреждения и пресечения нарушений
антимонопольного законодательства со
стороны органов
Реализация
данной задачи предполагает контроль
за предоставлением
Для предупреждения и пресечение нарушений законодательства о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд необходимо обеспечить прозрачность и открытость государственных и муниципальных закупок, расширить возможности для участия физических и юридических лиц в размещении государственных и муниципальных заказов и стимулировать такое участие, совершенствовать деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, оперативно выявлять и пресекать факты нарушений законодательства о размещении государственных и муниципальных заказов.
Задача обеспечения равного доступа к товарам и услугам, производимым субъектами естественных монополий, и развития конкуренции в их потенциально конкурентных видах деятельности, заключающаяся в защите потребителей и участников рынков от действий естественных монополий, ограничивающих доступ к услугам естественных монополий и препятствующих развитию конкуренции в потенциально-конкурентных отраслях и создании условий для развития конкуренции в сфере деятельности субъектов естественных монополий, предусматривает: контроль деятельности субъектов естественных монополий (в части государственного контроля за экономической концентрацией); определение перечня потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию субъектами естественных монополий; выявление и пресечение случаев злоупотребления доминирующим положением на рынке, случаев дискриминации доступа к услугам субъектов естественных монополий, случаев нарушения требований об обязательности заключения договоров субъектами естественных монополий; выявление и пресечение действий естественных монополий или действий с их участием, сдерживающих экономически оправданный переход рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.
Задача создания условий для эффективной реализации государственной политики в области контроля иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение, предусматривает: рассмотрение ходатайств и уведомлений иностранных инвесторов, осуществляющих инвестиции в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны и безопасности государства; проведение проверок исполнения обязательств, возложенных на иностранного инвестора в соответствии с заключенным Соглашением об обеспечении выполнения им обязательств при осуществлении иностранных инвестиций.
Основное внимание уделяется так же качественным параметрам экономического развития: повышению качества жизни, защите окружающей среды и другое.
Отсюда можно сделать вывод, что антимонопольное законодательство закрепляет основополагающие правила деятельности на рынке хозяйствующих субъектов [16].
Рыночное
противоборство – мощная сила с
многофункциональным назначение
Рассмотрим важнейшие направления действия закона конкуренции.
Первое направление: конкуренция способствует установлению равновесной цены.
Как нам известно, рыночная цена может устанавливаться на уровне, значительно превышающим точку равновесия. В этом случае предложение товаров превышает их спрос. Поэтому на рынке образуется зона избытка производственных благ.
В сложившихся условиях обостряется ситуация на фронте противоборства продавцов. Все они стремятся продать свои продукты подороже. Однако, когда соперничество между ними обостряется, то побеждает (удаётся больше реализовать) тот, кто сбывает товары подешевле, чтобы стимулировать спрос. Возникает своеобразная цепная реакция: сначала какая-то часть продавцов, а затем и все вынуждены снизить цены.
Цена начинает движение к точке равновесия.
Рисунок 3 – Динамика положения России в рейтингах глобальной конкурентоспособности, рассчитанных ВЭФ, за 2006-2009 годы
В целом динамика России относительно положения в рейтинге за последние годы немного позитивна, но в последнем анализируемом году ключевые преимущества были подвергнуты отрицательному влиянию кризиса. [6, c. 7].
Результат
конкуренции среди
На рынке возможен и прямо
противоположный случай: рыночная цена
опускается ниже равновесной точки.
Тогда спрос превышает
В данной ситуации очень напряжённой становится обстановка на фронте противоборства покупателей. Последние всегда стремятся приобрести вещи по меньшей цене. Когда же между ними разгорается острая борьба, то побеждает (покупает больше) тот, кто предложил более высокую цену. Возникает другая цепная реакция: отдельные лица, а затем и все покупатели вынуждены приобретать товар по более высокой цене. Цена продвигается к точке равновесия с иной стороны.
Итог
соперничества покупателей
Стало быть, конкуренция – сильное средство уравнения спроса и предложения и достижения равновесной цены.
Второе направление: конкуренция поддерживает общественно нормальные условия производства и реализации товаров.
Благодаря конкуренции в любой отрасли производства в каждый данный момент на рынке устанавливается общая (равная) цена на однородные продукты, обладающие одинаковым качеством. Это заставляет всех товаропроизводителей следовать единой линии хозяйственного поведения, или, как говорится, руководствоваться общими «правилами игры».