Конкуренция и ее роль в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 05:33, курсовая работа

Описание работы

Предметом данного исследования является роль конкуренции в рыночной экономике.
Целью данной работы является анализ возникновения конкуренции с развитием экономических теорий, выявить роль конкуренции в становлении рыночной экономике. Для достижения поставленной цели мы ставим следующие задачи: изучить сущность и функции конкуренции; охарактеризовать виды конкуренции; охарактеризовать модели совершенной и несовершенной экономики; определить роль конкуренции в рыночной экономике; проанализировать меры поддержки конкуренции в рыночной экономике.

Содержание

Введение
4
1 Конкуренция. Виды конкуренции
5
1.1 Понятие и условия возникновения конкуренции
5
1.2 Функции конкуренции
9
1.3 Виды конкуренции
11
2 Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции
17
2.1 Совершенная (чистая) конкуренция
17
2.2 Монополистическая конкуренция
20
2.3 Олигополия
20
2.4 Чистая монополия
20
3 Роль конкуренции в рыночной экономике и антимонопольное законодательство
25
3.1 Антимонопольное законодательство и меры поддержки конкуренции в России
25
3.2 Роль конкуренции в России
33
Заключение

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 85.64 Кб (Скачать)

РЕФЕРАТ

 

 

Курсовая  содержит 42 с., 3 рисунка, 21 источник.

 

 

Конкуренция, монополия, олигополия, монополистическая  конкуренция, неценовая конкуренция, ценовая конкуренция, чистая монополия, картель, синдикат, трест, концерн, пул, холдинг, патент, антимонопольное регулирование, антимонопольная политика, рыночное противоборство.

 

Объектом  данной работы является конкуренция. Целью  данной работы является анализ возникновения  конкуренции с развитием экономических  теорий, выявить роль конкуренции  в становлении рыночной экономике. Предметом данного исследования является роль конкуренции в рыночной экономике.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение 

4

1 Конкуренция. Виды конкуренции

5

   1.1 Понятие и условия возникновения конкуренции

5

   1.2 Функции конкуренции

9

   1.3 Виды конкуренции

11

2 Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции

17

   2.1 Совершенная (чистая) конкуренция

17

   2.2 Монополистическая конкуренция

20

   2.3 Олигополия

20

   2.4 Чистая монополия

20

3 Роль конкуренции в рыночной экономике и антимонопольное законодательство

25

3.1 Антимонопольное законодательство и меры поддержки конкуренции в России

25

   3.2 Роль конкуренции в России

33

Заключение

39

Библиографический список

41


 

 

Введение

 

 

Конкуренция – это состязание между производителями (продавцами) товаров, а в общем случае – между любыми экономическими, рыночными субъектами; борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод.

В системе  рыночных отношений покупатели свободно обмениваются благами на многих конкурентных рынках. Конкуренция является механизмом, который решает все экономические  проблемы общества.

Рыночный характер экономических  отношений означает свободу выбора для покупателя и продавца. Механизм рынка действует через соотношение спроса и предложения, что предполагает необходимую подвижность цен, конкуренцию товаров и, значит, товаропроизводителей. Конкуренция – это неотъемлемая частью рыночной среды, необходимое условие развития предпринимательской деятельности.

Объектом данной работы является конкуренция.

Предметом данного исследования является роль конкуренции в рыночной экономике.

Целью данной работы является анализ возникновения конкуренции с развитием экономических теорий, выявить роль конкуренции в становлении рыночной экономике. Для достижения поставленной цели мы ставим следующие задачи: изучить сущность и функции конкуренции; охарактеризовать виды конкуренции; охарактеризовать модели совершенной и несовершенной экономики; определить роль конкуренции в рыночной экономике; проанализировать меры поддержки конкуренции в рыночной экономике.

 

1 Конкуренция. Виды конкуренции

1.1 Понятие и условия  возникновения конкуренции

Конкуренция – это соперничество, экономическая борьба, состязательность между продавцами – производителями за право получения максимальной прибыли и между покупателями при покупке товаров за большую выгоду.

Конкурентная  борьба способствует эффективному использованию  ограниченных ресурсов. Ресурсы распределяются по отраслям и видам производства таким образом, чтобы продукция, полученная от этих ресурсов, приносила им прибыль. Она является регулирующей силой в условиях рынка. Адам Смит назвал ее «невидимой рукой» [1, c. 132].

Конкуренция выполняет в рыночной экономике важнейшую функцию - она принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удается продать. Прочие же остаются невостребованными, и производство их сокращается. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы: что, как и для кого производить?

Конкуренция играет важную роль в рыночных отношениях. Она стимулирует развитие экономики и самих работников, деятельность самостоятельных единиц. Через нее товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, развитию научно-технического прогресса.

Конкуренция представляет собой соперничество  субъектов хозяйственной деятельности для достижения наиболее высоких результатов в своих интересах. Как экономический закон конкуренция выражает причинно-следственную связь между интересами субъектов хозяйствования и результатами в развитии экономики.

При наличии  конкуренции на рынке производители  постоянно стремятся снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются издержки и компания получает возможность уменьшить цены. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Таким образом, производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. От этого выигрывает потребитель [5, c. 345].

Основные  условия возникновения конкуренции: полная хозяйственная (экономическая) обособленность каждого товаропроизводителя; полная зависимость товаропроизводителя от конъюнктуры рынка; противостояние всем другим товаропроизводителям в борьбе за покупательский спрос.

Конкуренция – важнейший элемент рынка, играющий роль в повышении качества продукции, работ и услуг, снижении производственных затрат, в освоении технических новинок и открытий.

Основными условиями возникновения и существования  конкуренции являются: существование на рынке неограниченного количества независимых производителей и покупателей товара или ресурсов; свобода производителей относительно выбора хозяйственной деятельности; абсолютно свободный доступ экономических субъектов к рынку и такой же свободный выход из него; определённое соответствие между спросом и предложением; отсутствие перепроизводства и дефицита; абсолютная мобильность материальных, трудовых, финансовых и других ресурсов; наличие у каждого участника конкуренции полной информации про спрос, предложение, цены, нормы прибыли и тому подобное [3, c. 256].

Исторически начала конкуренции появляются с  началом развития процесса обобществления труда. Так, соревновательность между товаропроизводителями стала реальным экономическим явлением уже при простой кооперации труда. Простая кооперация труда выражалась в объединении отдельных производителей в цехи, мастерские по профессиональному признаку. Каждый работал при помощи своих инструментов, производил из своего сырья, осуществлял все производственные операции, производимый продукт труда принадлежал своему производителю. Но трудились они вместе, в одном помещении, каждый виде, что и как делал другой, и сравнивал количество и качество результата работы, старался быть не хуже, а лучше остальных. На этапе простой кооперации (средневековые города) такой новый элемент производительных сил общества как соревновательность стал одним из факторов рост. Соревновательность, конкуренция стала фактором, содействующим развитию общественного производства.

В условиях простой кооперации, которая получила широкое распространение в средневековый период развития человечества, соревновательность ещё не приняла и не могла принять форму конкуренции в сегодняшнем её понимании. Так, если работник в цехе соответствовал требованиям, распространяемым на всех, и продукт его труда в принципе мог удовлетворять соответствующие потребности людей, то ему был обеспечен доход и гарантировано дальнейшее существование как товаропроизводителя. Это было связано с тем, что относительно низкий уровень развития производительных сил общества обеспечивал такое количество предлагаемых услуг, которое было меньше величины спроса на них. При этом всему произведённому гарантировался спрос, а всем производителям – возмещение затрат и доход. Поэтому для соревновательности не было характерно такое следствие конкуренции как разорение производителей. Хотя уже и на этапе простой кооперации производители, организованные в цехи, предпринимали меры, чтобы не допускать на своё «экономическое поле» - в свою рыночную нишу – чрезмерного количества производителей.

По мере насыщения рынка товарами и услугами, в процессе дальнейшего развития обобществления труда (мануфактура, крупное машинное производство, которые означали полное экономическое обособление каждого производителя) соревновательность приняла форму конкуренции со всем её противоречивым содержанием. Противоречие конкуренции состоит в том, что, с одной стороны, она способствует развитию производства, с другой стороны, разоряет производителей. В первом своём действии она имеет прогрессивное значение, во втором – регрессивное.

На современном  этапе развития рыночной экономики  конкуренцию определяют как процесс  использования уже известных (вышеназванных) условий и открытия и использования новых условий развития.

В своём  развитии конкуренция прошла сложный эволюционный путь - от простых до сложных современных форм [19, c. 76].

Современными  факторами развития конкуренции  можно считать: общеэкономические – общий уровень и динамика производства; состояние деловой активности; состояние рынков; наличие и структура ресурсов; развитие кредитно-финансовой системы; технологические – отраслевая структура экономики; уровень распространения современных технологий; наличие в экономике технологического лидера; восприятие экономики к инновациям; институционально-социальные – наличие юридических норм экономической деятельности; создание рыночных институтов; цели государственной политики; степень вмешательства государства в экономические процессы; национальные традиции; менталитет и духовные ценности народа; общая и профессиональная культура; политическая, экономическая и социальная стабильность в обществе; международные – деловая активность на международных рынках; действия международных экономических организаций; стабильность мировой финансовой системы.

Конкуренция является сложной и многогранной категорией рыночной экономики. Познать  её без глубокого анализа структуры, то есть видов, из которых она состоит  и которые взаимодействуют между  собой, очень тяжело. Для этого следует разделить конкуренцию на виды по определённым критериям [8, c. 345].

1.2 Функции конкуренции

Конкуренция направляет ограниченные ресурсы в  те отрасли и виды деятельности, на продукцию и услуги которых  имеется спрос. Это называется аллокационной функцией или функцией размещения.

Инновационная функция конкуренции заключается  в стимулировании внедрения достижений науки и техники, новых технологий, выпуска новых видов продукции  и услуг, повышения качества продукции и услуг, и так далее.

Функция конкуренции, заключающаяся в создании условий для получения доходов и прибыли наиболее успешными предприятиями и приводящая к банкротству предприятия, чья продукция и услуги не востребованы потребителем, называется распределительной.

Конкуренция является инструментом (средством), которое  препятствует возникновению и существованию устойчивой монопольной власти на рынке. Например, монополист может назначить цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена. То есть конкуренция обладает контролирующей функцией.

Конкуренция способствует установлению равновесной  цены, уравнению спроса и предложения. На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции, имеют настолько небольшую часть от общего объёма производства, что увеличение или уменьшение её выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на цену товара. Производитель, равно как и покупатель, всегда должен ориентироваться на рыночную цену. Таким образом, конкуренция способствует достижению компромисса между продавцами и покупателями. Здесь можно отметить и то, что конкуренция создаёт тождество частных и общественных интересов. Фирмы и поставщики ресурсов, добивающиеся увеличения собственной выгоды и действующие в рамках остро конкурентной борьбы, одновременно как бы направляемые «невидимой рукой» – способствуют обеспечению государственных, или общественных интересов.

Конкуренция поддерживает общественно нормальные условия производства и реализации товаров и услуг. Она как бы подсказывает товаропроизводителям, сколько капитала они должны вложить в производство того или иного товара. Предположим, что один продавец затратил на производство какого-нибудь товара больше средств, чем другой. При такой ситуации, когда на рынке установится равновесная цена на данный вид товара, больше прибыли будет иметь последний продавец, то есть тот, кто произвёл товар по более низкой себестоимости. А при избытке данного вида товара произойдёт, как уже отмечалось, резкое падение цен, и продавец, затративший на производство много средств, понесёт убытки. Таким образом, конкуренция поддерживает нормальные для всего общества условия производства. Макконнелл отмечает, что «в условиях чистой конкуренции руководствующиеся мотивом прибыли предприниматели будут производить каждый товар до той точки, в которой цена и предельные издержки уравниваются». Из этого следует вывод, что в условиях конкуренции ресурсы распределяются эффективно.

Конкуренция стимулирует научно-технический  прогресс и повышение эффективности производства. Так как конкуренция служит «уравнительницей» цен, то можно сделать вывод, что при рыночном соперничестве будет побеждать тот, кто имеет товары высокого качества и максимально низкой себестоимостью. А для этого необходимо постоянно обновлять условия производства, затрачивать большие капиталовложения на совершенствование техники. В настоящее время встречается много находчивых предпринимателей, которые готовы пойти на риск при производстве товаров с применением новой технологии. Следовательно, при развитии конкуренции с каждым годом повышается эффективность производства.

Информация о работе Конкуренция и ее роль в экономике