Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 20:10, курсовая работа
Целью курсовой работы является углубленное изучение таких институтов кредитно-банковской системы, как коммерческие и центральные банки.
Данная цель может быть достигнута путем решения ряда задач:
Раскрыть понятие «коммерческие банки» и «центральные банки»;
Особое внимание уделить их роли в экономике;
Рассмотреть виды в зависимости от различного рода критериев;
Изложить основные принципы деятельности коммерческих и центральных банков;
Подробно рассмотреть и охарактеризовать основные операции коммерческих и центральных банков и оказываемые ими услуги, а именно:
Введение…………………………………………………………………………….3
Пункт 1. Коммерческие банки и центральные банки, их функции, виды и роль в экономике 6
Пункт 2. Основные операции коммерческих и центральных банков 19
Пункт 3. Коммерческие и центральные банки Украины 31
Заключение………………………………………………………………………….42
Литература…………………………………………………………………………..45
Возникновение и функции центрального банка.
В XIX в. в большинстве стран кредитная система была одноуровневой и состояла из коммерческих банков (КБ) и определенного набора специальных кредитных учреждений. В ряде стран в XIX в., а в большинстве государств — в XX в. сформировалась двухуровневая кредитная система. Это произошло в результате централизации банкнотной эмиссии.
Центральный банк- чаще всего государственный банк, хотя в некоторых странах он является коммерческим, акционерным банком, где главным акционером выступает государство (например, Швейцарский банк). Особую структуру имеет центральный банк США, называемый FRS (Федеральная резервная система), состоящий из 12 штатных центральных банков.
Централизация банкнотной эмиссии
Вплоть до XIX в. все коммерческие банки были одновременно эмиссионными, т. е. занимались выпуском банкнот (банковских билетов). Первоначально банкнота представляла собой вексель эмитировавшего его банка, который, однако, непосредственно не был связан с какой-либо кредитной сделкой на определенный срок, хотя выпускался банком в обмен на учтенные или заложенные клиентами у него коммерческие векселя и подлежал по предъявлению размену на металлические деньги.
Такова исходная природа банкноты как кредитного орудия обращения, которая позже существенно модифицировалась. Но долгое время банкнотное обращение было тесно увязано с товарным обращением, поскольку, как отмечалось, эмиссия банкнот осуществлялась банком под учет или залог коммерческих векселей его клиентуры, а сами банкноты разменивались по предъявлению в банк на металлические деньги, хранившиеся в его запасниках. При этом сначала банкноты не играли значительной роли, так как преобладало металлическое обращение. Но по мере углубления товарно-денежных отношений их место в товарно-денежном обращении расширялось. Однако развитию товарно-денежных отношений серьезно мешала множественность банкнотной эмиссии, т. е. то, что свои банкноты выпускал каждый коммерческий банк.
Во-первых, банкноты большинства банков пользовались доверием клиентов только в регионе их деятельности, что затрудняло расчеты в банкнотах разных банков за пределами распространения влияния последних.
Во-вторых, многие коммерческие банки в условиях отсутствия государственного контроля за масштабами банкнотной эмиссии, которую нельзя наладить при ее децентрализации, выпускали чрезмерную массу банкнот в погоне за прибылью и в результате нередко оказывались неспособными разменять их на металлические деньги по предъявлению. Следствием этого становилось еще большее недоверие к банкнотам, сужавшее возможности использования столь экономичного орудия обращения.
Единственным выходом из этой ситуации была централизация банкнотной эмиссии. Последнее было возможно только путем выделения государственным актом из общего числа коммерческих банков особого, центрального банка или его специального учреждения.
Становление центральных банков
Несмотря на то, что необходимость в создании центральных (эмиссионных) банков определялась степенью развития банкнотного обращения, практическое создание их зависело и от других факторов, в том числе субъективного характера. Например, в США попытка централизовать банкнотную эмиссию была предпринята еще в конце XVIII в., однако ее успешному осуществлению мешало сопротивление коммерческих банков. И только с созданием федеральных резервных банков по закону 1913 г. банкнотная эмиссия была централизована. С этих пор роль центрального банка в данной стране выполняет федеральная резервная система, состоящая из 12 федеральных резервных банков, руководимых советом управляющих.
К началу XX в. централизация банкнотной эмиссии была завершена в основном только в странах Европы. Эмиссионные банки имелись в некоторых странах Азии и Африки. В большинстве же стран эмиссионные банки были созданы в XX в., главным образом в период между двумя мировыми войнами, а в бывших колониях — после Второй мировой войны с завоеванием ими политической независимости.
Эмиссионные банки создавались на основе специальных банковских законов. В отдельных случаях законом предоставлялось крупнейшему коммерческому банку страны преимущественное право банкнотной эмиссии, в результате чего он постепенно превращался в центральный эмиссионный банк. Таким путем, например, превратился в эмиссионный (центральный) Банк Англии. Но, как правило, закон предусматривал создание банка как эмиссионного центра страны с самого начала его организации.
По форме организации эмиссионные банки подразделяются на акционерные и государственные. В качестве акционера нередко выступает и государство. В одних странах эти банки с самого начала создавались как государственные, в других они стали государственными в результате их национализации путем выкупа государством акций на выгодных для акционеров условиях. После Второй мировой войны центральные банки были национализированы в большинстве стран, в том числе в Англии и Франции.
Однако для определения политики, которой руководствуются центральные банки в своей деятельности, форма организации не имеет значения. Денежно-кредитная политика акционерных эмиссионных банков определяется не интересами их акционеров, а потребностями развития народного хозяйства. Акционерные банки всегда находятся под контролем государства, и форма управления ими мало чем отличается от формы управления государственными банками. Состав правления акционерных банков полностью или частично формируется из представителей государства. При частичном формировании состава правления банка должность председателя и его заместителей занимают представители государства.
Кредитная
система, если под ней
В дореволюционной России уже наблюдалась тенденция формирования двухуровневой кредитной системы. Уже существовал центральный эмиссионный банк в лице Государственного банка России, который стал единым эмиссионным центром страны после денежной реформы 1897 г. Однако Госбанк России одновременно оставался еще и коммерческим кредитным учреждением, что противоречит назначению центрального банка, если его рассматривать с позиции современной кредитной системы развитых стран. Революция прервала процесс становления двухуровневой кредитной системы. В период военного коммунизма кредит был фактически ликвидирован. После проведения денежной реформы 1922 — 1924 гг. кредитные отношения стали возрождаться, но вместе с крушением нэпа они были огосударствлены и, по сути, превращены в разновидность бюджетного финансирования, поскольку командно-административная экономика не нуждалась в столь тонком механизме, каким является двухуровневая кредитная система.
С начала 30-х годов Госбанк стал в нашей стране не только эмиссионным центром и центром управления денежным обращением и кредитом, но и расчетно-кассовым центром, осуществляя непосредственно расчетно-кредитное обслуживание промышленной и торговой клиентуры, что подрывало его заинтересованность в эффективном регулировании денежного обращения и кредита, особенно в условиях прямой подчиненности исполнительным институтам государственной власти. Лишь долгосрочное кредитование и экспортно-импортные операции осуществлялись специализированными банками, чья деятельность тоже всецело задавалась административными структурами. С 1932 г. у нас было 4 спецбанка долгосрочных вложений, а с 50-х годов остался лишь один. Но эти изменения, как и создание в 1987 г. 5 специализированных банков, нисколько не устранили главного недуга кредитной системы — государственного монополизма в банковском деле, который выхолащивал само его функциональное предназначение.
Начиная только с 1990 г. началось осуществление реальных мероприятий по созданию двухуровневой кредитной системы. С одной стороны, стали учреждаться акционерные и кооперативные коммерческие и иные банки, а с другой — проводились меры по акционированию государственных специализированных банков. Но самое важное состояло в том, что в декабре 1990 г. был принят закон СССР о государственном банке и банковской системе, который предполагал создание двухуровневой кредитной системы по типу американской. Наряду с коммерческими банками и специальными кредитными учреждениями, долженствовавшими по данному закону образовать нижний уровень кредитной системы, намечалось сформировать федеральную резервную систему, состоящую из национальных (республиканских) банков и возглавляемую Госбанком СССР. Но политические события пошли таким путем, который не позволил воплотиться этому закону в жизнь. Сегодня во всех странах СНГ создана двухуровневая кредитная система со своими центральными банками. В нашей стране роль центрального банка выполняет Национальный банк Украины (НБУ), который, помимо прочего, является эмиссионным центром государства.
Функции центрального банка.
К основным
функциям центрального банка
относятся следующие.
Центральный банк организует расчеты между коммерческими банками через корреспондентские счета, которые открываются этими банками в расчетно-кассовом центре (РКЦ) Центрального банка. Центральный банк по традиции является хранителем официальных золотовалютных резервов страны. Кредитование коммерческих банков со стороны центрального банка характерно прежде всего для социалистической экономики с ее государственной монополией на кредитную деятельность, для переходного периода с его нехваткой средств у частных финансово-кредитных институтов. Менее характерно оно для развитой рыночной экономики, где подобные кредитование существует преимущественно в периоды финансовых трудностей. Предоставление кредитов и выполнение расчетных операций для правительственных органов осуществляются следующим образом. В государственных бюджетах аккумулируется до половины и больше ВВП стран. Эти средства накапливаются на счетах в центральных банках и расходуются с них. Поэтому центральные банки ведут счета правительственных учреждений и организаций, местных органов власти, аккумулируют на этих счетах средства и проводят выплаты с них. Кроме того, они осуществляют операции с государственными ценными бумагами; предоставляют государству кредит в форме прямых краткосрочных и долгосрочных ссуд или покупки государственных облигаций. Центральные банки также проводят по поручению правительственных органов операций с золотом и иностранной валютой. Безналичные расчеты, основанные на зачете взаимных требований и обязательств, т.е. клиринге, являются важной функцией центрального банка. В ряде стран центральный банк ведет операции по общенациональному клирингу, выступая посредником между коммерческими банками, расположенными в разных районах страны. Примером общенациональной расчетной палаты служит Федеральная резервная система США. Совокупность мероприятий денежной политики (она прежде всего регулирует изменения денежной массы) кредитной политики(нацелена на регулирование объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей рынка ссудных капиталов)получила название денежно-кредитной политики.
ЦБ имеет
практически неограниченные возможности
делать декретные деньги. Однако отсюда
совсем не следует возможность
Банк, защищая
и реализуя интересы государства
осуществляет монопольную эмиссию
банкнот, тем самым является банком
банков; является банкиром правительства;
проводит денежно-кредитное
Центральному
банку принадлежит
Регулирование и контроль за деятельностью коммерческих банков и защиты интересов кредиторов, Центральный банк устанавливает ряд обязательных нормативов деятельности коммерческих банков. В число таких нормативов входят минимальный размер уставного капитала, предельное соотношение между размером собственных и средств и суммой активов этих банков, показатель ликвидности баланса, размер обязательных минимальных резервов, которые размещаются коммерческими банками в Центральном банке, а также предельно допустимые размеры риска на одного заемщика. Коммерческие банки обязаны предоставлять финансовые отчеты и финансовые документы Центральному банку.
В связи с широким развитием в условиях рыночной экономики коммерческих банков, важной функцией Центрального банка стало лицензирование, то есть выдача разрешений на деятельность коммерческих банков. Законом определено, на каких условиях и какие документы должны быть предоставлены для лицензирования коммерческих кредитных учреждений. Центральный банк ведет общегосударственную книгу регистрации банков. Иностранные банки, их филиалы могут осуществлять банковские операции также только с момента их регистрации в этой книге.
Являясь «банком банков» и организатором всей кредитной системы в стране, Центральный банк, разумеется, имеет право при обнаружении нарушений коммерческими банками установленных нормативов их деятельности применять соответствующие меры воздействия. Так, в случае систематических нарушений нормативов, неисполнения предписаний в отношении сроков у условий проведения банковских операций, при подведении итогов года с убытками, при возникновении положения, которое угрожает интересам клиентов коммерческого банка о финансовом оздоровлении банка , о его реорганизации и даже полной ликвидации такого банка. В качестве санкции при наступлении обстоятельств, предусмотренных выше, может быть назначена временная администрация по управлению банком на период финансового оздоровления (санации).
Информация о работе Коммерческие и центральные банки Украины