Кейнсианская теория эффективного спроса

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 20:40, курсовая работа

Описание работы

Становление макроэкономики, развитие современных моделей макроэкономического равновесия в условиях несовершенной экономики, роли государства в достижении этого равновесия во многом связаны с появлением нового течения в истории экономической мысли - кейнсианства.

Содержание

Содержание.
Введение.
1. Методологические основы кейнсианской теории.
2. Эффективный спрос в кейнсианской теории.
3. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия «утечки и инъекции»
3.1. Понятие «утечек и инъекций»
3.2. Определение равновесного объема
производства методов сопоставления инвестиций и сбережений (модель « утечки-инъекции»)
Заключение.
Список литературы.
Приложение.

Работа содержит 1 файл

Кейнсианская теория эффективного спроса.doc

— 456.50 Кб (Скачать)
r>---

3. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия «утечки и инъекции»

3.1. Понятие «утечек и инъекций»

Весь национальный доход перемещается прямо из домашних хозяйств на рынки продуктов в виде расходов на потребление. Из потоков доходов и расходов на потребление ничего не уходит, но ничего к ним и не добавляется. На рис.4 в эту схему вводятся некоторые совершенно новые потоки. Во-первых, существует три способа использования денежных средств, которые непосредственно не приводят к приобретению товаров и услуг, произведенных для внутреннего рынка. Таковыми являются чистые налоги, поступающие в распоряжение правительства, сбережения, попадающие на финансовые рынки, и компенсационные платежи по импорту, которые просто уходят за границу в «иностранный сектор». Эти три способа расходования денежных средств носят название «утечек» из кругооборота продуктов и доходов. Сумма общей величины указанных трех «утечек» и величины расходов на потребление всегда равна национальному доходу (что следует из определения сбережений, которые, как известно, равны остаточному доходу после покупки домашними хозяйствами товаров и услуг и выплаты налогов). Во-вторых, существует три таких вида расходов на товары и услуги, произведенные внутри страны, которые непосредственно не являются расходами внутренних потребителей. К их числу относятся инвестиции, государственные закупки и платежи по экспорту. Такие потоки называются «инъекциями», производимыми в кругооборот. [20, с 86-89]

         Сумма величин всех «инъекций» плюс расходы на потребление всегда равны национальному продукту, который равен национальному доходу.

Самым значимым элементом совокупных расходов является личное потребление, которое составляет около 2/3 всех поку­пок товаров и услуг. Располагаемый доход (Yd) — доход, остаю­щийся после всех налоговых выплат, — Кейнс рассматривал как первостепенный фактор, определяющий величину потреби­тельских расходов.

    Выраженная в процентах доля любого данного располагаемого дохода, идущая на потребление, называется средней склон­ностью к потреблению (арс); доля располагаемого дохода, идущая на сбережения, — средней склонностью к сбережению(aps):

арс=С/Yd                          aps=S/Yd

 

Кейнс сформулировал так называемый основной психологический закон, характеризующий поведение потребителей. В соответствии с ним с увеличением располагаемого дохода арс  падает, а арs возрастает. Потребляемая доля располагаемого дохо­да уменьшается, и, соответственно, возрастает доля сбережений. Поскольку располагаемый доход либо потребляется, либо сбе­регается, сумма потребляемой и сберегаемой долей должна поглотить всю величину располагаемого дохода любого уровня:

apc+aps=С/Yd + S/Yd=(C+S)/Yd=Yd/Yd=1

 

Тот факт, что домохозяйства потребляют определенную долю данного располагаемого дохода, еще не гарантирует, что они будут потреблять ту же долю при изменении его величины. Для прироста (сокращения) располагаемого дохода, идущая на потребление, называется предельной склонностью к потреблению ( mpc). Другими слвами, это отношение любого изменения в потреблении к вызвавшему его изменению в располагаемом доходе:

mpc=∆C/∆Yd

Доля любого прироста (сокращения) располагаемого дохода, идущая на сбережения, называется предельной склонностью к сбережению ( mps). Это отношение любого изменения в сбережениях к вызвавшему его изменению в располагаемом доходе:

 

mps=∆S/∆Yd

            Сумма mрс и mрs для любого изменения в располагаемом до­ходе всегда должна быть равна единице (mрс + mрs = 1). То есть прирост дохода может идти либо на потребление, либо на сбережения; непотребляемая доля любого изменения в вели­чине дохода, по существу, идет на сбережения. Поэтому mрс и mрs должны поглотить весь прирост дохода.

Для упрощения графической интерпретации функций по­требления и сбережения в дальнейшем величины mрс и mрs будем считать постоянными. Это означает, что графики функ­ций потребления и сбережения — прямые линии.

Алгебраически mрс — это числовое значение тангенса угла наклона линии потребления, а mps— линии сбережений. На­клон любой кривой определяется отношением ее вертикально­го смещения от одной точки к другой к горизонтальному сме­щению.

C=mpc*Yd+Ca

 

где Сa — автономное потребление (т.е. величина потребления при нулевом располагаемом доходе). [ 2, с 53-83]

Взаимосвязь располагаемого дохода и потребления может быть вражена в виде функции потребления (рис.3.5)

Автономное потребление существует за счет, во-первых, ранее сделанных сбережений, во-вторых, займов под залог имущества, в-третьих, продажи иных активов домохозяйств.

Дж.М.Кейнс отметил три свойства, которыми характеризуется функция потребления.

Во-первых, значение предельной склонности к потреблению находится между нулем и единицей и меньше средней склонности к потреблению. Во-вторых, средняя склонность к потреблению уменьшается по мере роста дохода, приближаясь к величине mpc. В-третьих, доход является основным фактором, определяющим потребление.

Функцию сбережений можно представить как

S=mps*Yd-SL,

где SL – величина прошлых сбережений, равная  – Ca (рис 3.6)

 

Для того, чтобы понять различия в линиях наклона функции сбережений и функции потребления, целесообразно сравнить рис1 и рис 2. Поскольку mpc больше mps, угол наклона по отношению к оси располагаемого дохода кривой функции потребления больше угла наклона к той же оси кривой функ­ции сбережений. [12, с 64-101]

Инвестиции являются вторым элементом структуры совокупных расходов (первый — потребление). Под инвестициями в экономической теории подразумевают вложение средств в создание новых производственных мощностей. Различают ва­ловые и чистые инвестиции. Валовые — это суммарная величи­на выпуска продукции, добавляемая к основному капиталу и за­пасам товарно-материальных ценностей в течение данного года. Чистые инвестиции меньше валовых на величину амортизации.

В макроэкономическом толковании инвестиций важны два момента. Во-первых, они подразумевают только прирост, уве­личение капитала (его изменение). Для макроэкономического анализа существенным является не абсолютное значение инвес­тиций, а изменения их величины. Во-вторых, в состав инвести­ций входят затраты прежде всего на приобретение новых ма­шин и оборудования, жилищное строительство и изменение запасов готовой продукции, сырья и материалов. Движение цен­ных бумаг не означает изменения величины инвестиций, так как их продажа или покупка связаны с передачей прав соб­ственности, а не с созданием новых дополнительных капита­ловложений или изменением их качества. [ 9, с 33-48]

Таким образом, прирост инвестиций оказывает влияние на рынок благ (товарный рынок). При этом данные изменения, происходящие в краткосрочном периоде, способствуют увели­чению совокупного спроса, а объем предложения остается неиз­менным. В долгосрочном периоде инвестирование изменяет и совокупный спрос, и совокупное предложение.

Сбережения и инвестиции влияют на объем совокупного спроса в различных направлениях. Сбережения способствуют сокращению спроса, а инвестирование, напротив, его увеличе­нию. Если сбережения осуществляют домашние хозяйства, то инвестирование — частные фирмы (бизнес-структуры). Поэто­му сбережения можно назвать утечкой из потребления, а инве­стиции рассматривать как инъекции в развитие экономики. В системе координат кейнсианской модели «расходы— дохо­ды» инвестиции представляются независимой от уровня дохода величиной. Поскольку уровень дохода не влияет на инвести­ции, их прирост выражен параллельным смещением прямой I1 в положение I2 (рис. 3.7).

 

 

 

 

Основным фактором, влияющим на изменения инвестиций, является ставка процента (I=I (i)). Но в отличие от классичес­кой теории, в которой норма процента зависит от объемов про­изводства, в кейнсианской она определяется денежным рын­ком. Объем инвестиций зависит также и от ожиданий инвесто­ров. Результативность инвестирования определяется отноше­нием ожидаемой выручки от капиталовложений к соответству­ющим затратам и называется предельной эффективностью капитала. [10, с 67-70]

Рациональное поведение инвестора основано на постоянном сравнивании предельной эффективности капитала с нормой процента. При осуществлении капиталовложений инвесторы сначала вкладывают средства в проекты с самой высокой пре­дельной эффективностью, а по мере роста инвестирования — в менее эффективные. При этом, как правило, планируется по­лучить прибыль, достаточную для покрытия процентных ста­вок (г) по займам и возмещения первоначальной стоимости ос­новных фондов. Чем выше предельная эффективность капита­ла по сравнению с нормой процента, тем больше стимул к ин­вестированию. В противном случае выгоднее приобретать цен­ные бумаги (рис. 3.8).

Если величина процентной ставки равна 5 % , то прибыль­ными становятся инвестиции в объеме I1 . Если процентная ставка возрастает до 15 %, то величина прибыльных инвести­ций сокращается до I2 .

В отличие от краткосрочного периода в долгосрочном важ­ную роль играют неопределенные факторы и ожидания, оказы­вающие влияние на инвестиционные планы предпринимате­лей.

Последние формируются, опираясь на будущие продажи, будущую прибыль и рентабельность, поэтому объем капиталов­ложений подвержен серьезным колебаниям, зависящим от сте­пени риска и неопределенности.

В экономической теории принято следующее деление инве­стиций: 1) автономные, не зависящие от размера дохода и связанные с неравномерным развитием научно-технического про­гресса; 2) индуцированные, подверженные влиянию изменений совокупного дохода. [17, с 104-178]

Между изменениями автономных инвестиций и совокуп­ного дохода существует устойчивая зависимость. Количественное соотношение инвестиций и совокупного дохода отражает мультипликатор инвестиций — числовой коэффициент, показывающий увеличение дохода, которое вызвано ростом ин­вестиций. [16]

По утверждению Дж. Кейнса, принцип мультипли­катора позволяет дать ответ на вопрос, каким образом незначи­тельные колебания инвестиций, составляющих относительно небольшую долю совокупного дохода, способны вызвать коле­бания занятости и дохода, характеризующиеся гораздо боль­шей амплитудой. Впервые в экономическом анализе данный коэффициент был применен Р. Каном. Используемый им муль­типликатор занятости объясняет, причину, по которой даже незначительное увеличение занятости в результате проведения политики общественных работ в период безработицы даст боль­шой эффект. Это связано с тем, что к так называемой первич­ной занятости (задействованным на общественных работах) до­бавляется вторичная, поскольку производство потребительс­ких товаров будет возрастать, чтобы соответствовать увеличи­вающимся расходам, связанным с зарплатой и прибылью от первичной занятости. Эффект распространения действует в производстве потребительских товаров с уменьшающейся ин­тенсивностью.

 

 



 

3.2. Определение равновесного  объема

производства методов сопоставления инвестиций и сбережений (модель « утечки-инъекции»)

Рассмотрев, как формируются основные компоненты совокупных расходов потребительский спрос и инвестиционные расходы, — легко построить
кейнсианскую функцию совокупного спроса. Она определяется как сумма
планируемых домашними хозяйствами и фирмами расходов на товары, услуги и факторы производства для каждого из уровней совокупного дохода страны.    [6, с 63]

Данное определение существенно отличается от того, которое было дано при рассмотрении модели АD-АS. Там совокупный спрос был представлен в виде кривой, показывающей, объем национального производства домашние хозяйства и фирмы купить при различных уровнях цен. Такая трактовка базируется на классическом понимании экономики, в которой господствует гибкое ценообразование и уровень цен может принимать любые значения. Кейнсианская же модель описывает экономику в краткосрочном периоде, для которой характерны жесткие цены, и поэтому здесь совокупный спрос интерпретируется по-иному.             
Из сказанного следует, что при описании механизма взаимодействия спроса
и предложения в кейнсианской модели традиционный график АD-АS (рис. 2.3), в котором по вертикальной оси откладывался уровень, а по горизонтальной — объем национального производства, использоваться не может.

Жестокость цен в экономике означает, что уравновешивание спроса и предложения происходит не за счет изменения уровня цен, а за счет того, что объем продаж и изменение величины запасов дают фирмам информацию о  том, что и сколько хотят иметь покупатели. Модель АD-АS, таким образом, может только обозначить равновесный объем производства, но не может показать, как это равновесие достигается. Поэтому для описания равновновесия в экономике с жесткими ценами придется построить график отражающий зависимость величины спроса и предложения от объема национального дохода. Такой график носит название "кейнсианский крест" и представляет собой интерпретацию модели совокупного спроса— совокупного предложения в условиях жесткого ценообразования. [14, c 496-497]

На рис. 3.9 по горизонтальной оси отражается национальный доход У, совпадающий по величине с объемом национального выпуска, а по вертикальной – объем совокупного спроса.

Поскольку совокупный спрос равняется сумме спроса на потребительские  и инвестиционные товары, то в графическом изображении он может быть представлен суммированием графиков потребления и инвестиций при
каждом уровне дохода.             

Информация о работе Кейнсианская теория эффективного спроса