Качество услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 19:35, доклад

Описание работы

Госрасходы на здоровье в России даже меньше, чем в странах, имеющих значительно более низкий или сходный с РФ уровень подушевого ВВП, например в Коста-Рике, на Кубе, в Литве, Турции, Чили. При этом, подсчитала ВОЗ, до 90% средств на здравоохранение растрачиваются в РФ впустую.

Работа содержит 1 файл

Качество услуг.docx

— 43.69 Кб (Скачать)

 Именно  образование дает России стратегический шанс на достойный вход в новую  экономику. В экономике XXI века не машина, а профессионально образованный человек будет составлять главную  часть капитала любой фирмы. У  нас есть шанс «перепрыгнуть» несколько  этапов экономического развития, сосредоточившись на так называемых «мягких технологиях»: инновационной деятельности, образовании, фундаментальной науке. 

 Текущую ситуацию в сфере образования  охарактеризовал Президент России Д.А. Медведев. "С передовых позиций  мы откатились", - признал он. "Слабость образовательной системы - это угроза конкурентоспособности страны в  целом" (4). С этой общей оценкой  состояния дел в сфере образования  надо согласиться. Более конкретная оценка положения сферы образования  затруднительна в связи с тем, что качественная официальная статистика состояния качества образования  в России фактически отсутствует.

   Глубокие корни пустила коммерциализация  высшего образования России. В  государственных вузах 54% студентов  учатся на платной основе и  46% - за счет бюджета (5), в то  время как в Германии за  счет бюджета учатся 90% студентов.  Противостоят идее введения платного  обучения Дания, Норвегия, Финляндия,  Швеция (6) - подлинно социальные государства. 

   Известный педагог-математик Игорь  Шарыгин называл сферу образования последним рубежом обороны, за которым кончается Россия (7) Ситуацию недооценки роли науки и учёных в сфере образования усугубляют усиливающиеся потоки слов о необходимости модернизации, череда принимаемых реформ, концепций, доктрин, решений и постановлений о "дальнейшем развитии" образования. И всё это на фоне реального ухудшения дел в этой сфере.

   Общий уровень школьной подготовки  стал ниже требуемого в настоящее  время. Наиболее заметным оказалось  ухудшение знаний по русскому  языку (8), литературе (9), математике, физике и химии. В 2008 году  число неудовлетворительных оценок  по математике составило 23,5%, по  литературе - 25,3%, а по русскому  языку - 11,2%. Средней отметкой по  большинству предметов стала  "тройка". Лишь по ряду дисциплин  - обществознанию, информатике, английскому  и французскому языкам большинство  получило "четверку" (10).

   В 2009 году Рособрнадзор в целях самосохранения снизил требования к аттестации выпускников школ, после чего статистика ЕГЭ заметно улучшилась. Но качество образования от этого лучше не стало. Оно продолжает ухудшаться (11). Ректор МГУ В.А.Садовничий призывает остановить это снижение, иначе будет падать и уровень университетской подготовки, так как мы не можем перепрыгнуть через барьер незнаний (12).

   Примерно треть, а где и половина  учащихся, не усваивают в должной  мере содержание учебных программ  общего среднего образования  в школах. Существенно подорвана  мотивация учащихся к получению  подлинных знаний. Это снижение  теперь не компенсируется в  должной мере работой учителей; их зарплата уже много лет  находится ниже уровня, необходимого  для нормальной жизни, трудовой  деятельности и профессионального  развития. Эта зарплата не идёт  ни в какое сравнение с довоенным  уровнем в СССР, когда наблюдался  настоящий взлёт образования.  Зарплата профессорско-преподавательского  состава вузов уже давно не  привлекает способных молодых  людей к работе в российских вузах. Некоторые уехали преподавать в зарубежных вузах. Неутешительны и рейтинги лучших вузов мира. В некоторых из них российских вузов нет вообще.

   Фактически разрушенной оказалась  система начального и среднего  специального профессионального  образования. "...Мы её так долго  критиковали, - отметил Д.А.Медведев, и когда появилась возможность, мы камня на камне не оставили от этой системы", - сказал Медведев. Он напомнил, что часть ПТУ была закрыта, а часть -перепрофилирована" (13).

   Качество выпускаемых школьных  учебников, даже по официальному  признанию, низкое. Их нельзя пускать  в школу. Сравнения с зарубежными  учебниками многие из этих  учебников не выдерживают. Устарели  формы и содержание образования.  Классно-урочная форма, утвердившаяся  в качестве ведущей в семнадцатом  веке, остаётся в России основной  и сейчас, в XXI-ом веке. Хотя  во многих странах мира больший  удельный вес приобретают личностно-ориентированные  формы адаптивного образования,  новые образовательные технологии, массированное применение в учебном  процессе технологичных и эффективных  заданий в тестовой форме, проводятся  коллоквиумы и множество других  творческих форм развития и  саморазвития личности.

   Не видно конца и технологическому  отставанию от США в сфере  образования. Анкетирование экспертов  показало, что в России, в ближнесрочной перспективе, соотношение чисто очного, полностью через Интернет и комплексного (смешанного) обучения составит соответственно 54.7% - 13.7% - 31.6% (14). Для сравнения, в США аналогичные данные составляют 20%-20%-60% (15).

   Дмитрий Медведев поручил Правительству  РФ в самое ближайшее время  разработать новые принципы работы  школ, а также их проектирования, строительства и формирования  материально-технической базы. "При  этом необходимо в полной мере  использовать результаты, полученные  при реализации Нацпроекта "Образование".

   Причины ухудшения народного  образования 

   В предыдущих докладах автора (16) была показана связь образовательной  стратегии с образовательной  и социальной политикой правительства  РФ.

   Довольно точный диагноз состояния  школы дал бывший министр образования  РФ Э.Днепров. Он считает, что у школьного кризиса три источника и три составные части: коллапс школьной экономики, паралич образовательной политики и катастрофическое отставание школьного образования от потребностей современной жизни. Изменился тип образовательной политики, с ее явным административно-бюрократическим характером, с её закрытостью, оторванностью от потребностей жизни, от образовательного общества и социума в целом. Это и стало причиной стагнации самой сферы образования.

   Произошла ведомственная приватизация  образовательной политики, что обеспечило  господство в образовании ведомственных  интересов над государственными и общенациональными. Отсюда и бурно набирающий силу ведомственный бюрократический реванш, и ведомственная коррупция на ниве образования - в сфере, например, лицензирования образовательных учреждений, учебного книгоиздания (17).

   Действительно, в основе ухудшения  качества образования лежит нехватка  финансирования образования, вызванная  несправедливым перераспределением  средств, сверхизбыточным экономическим  неравенством между основной  массой населения и примерно 5-10 процентами зажиточной части  населения страны. В России стремительно  увеличивается число миллионеров  (18), при этом расходы госбюджета  на душу населения оказались  в 43 раза меньше, чем в Финляндии,  в реальном социальном государстве  (19) Недостаточная зарплата школьных  учителей и профессоров вузов  заметно снизила мотивацию их  труда. 

   Новые образовательные технологии  не пришли на смену утомительному  труду педагогов. Вследствие этого  разрыв в качестве массового  образования между странами с  хорошим образованием и Россией  год от года увеличивался, и  продолжает расти сейчас. На фоне  усиления ведомственной образовательной  политики сильно укрепился бюрократический  аппарат, который нередко занимается  самоуправством (20). Такая политика  обрекает Россию на вечное  отставание.

   В высшей и средней школе  появились деньги, зарабатываемые  на оказании платных образовательных  услуг, аренде помещений и территорий. По мнению И. Шарыгина, эти деньги привлекают малограмотных жуликов и проходимцев, которые быстро и надежно вытесняют из системы образования истинных профессионалов, подвижников и бессребреников. А без них образование существовать не может (21).

   Единый государственный  экзамен (ЕГЭ) ухудшает  качество образования  в России 

   Большие надежды в деле модернизации  образования Правительством РФ  возлагались на проведение ЕГЭ.  Установление ЕГЭ с 2009 г. как  основной формы государственной  (итоговой) аттестации в ГУ ВШЭ  оценивают как одно из самых  серьезных институциональных изменений  на переходе школа-вуз. При  этом отмечается, что введение  ЕГЭ остаётся предметом дискуссий,  прежде всего вследствие несовершенства  его механизма, допускающего возможности  нарастания коррупционных явлений  (22).

   Используемые в ЕГЭ показатели  оказались некачественными, а  потому и получаемая по ним  информация оказалась непригодной  даже для общей ориентации  в вопросах качества образования.  Например, по данным ЕГЭ, озвученным  Олегом Смолиным, уровень знаний  русского языка у выпускников  школ выше у учащихся национальных  республик и автономий. Москва  и Санкт-Петербург по этому  "показателю" оказались во втором  десятке списка. Кто верит в  такую смещённую статистику? Никто.  Но тогда какой смысл тратить  миллиарды рублей на такие  данные?

   Недавно высокая кремлёвская  комиссия объявила, что ЕГЭ эффективен (23). И это при том, что ЕГЭ,  по общему мнению, усилил коррупцию,  ухудшил качество образования,  усилил власть бюрократии в  сфере образования, продолжает  ломать и примитивизировать школьное образование, подчиняя его логике  некачественного контроля. А каков контроль, таково и образование.

   В ЕГЭ используются эклектические  формы оценивания, когда составляющие  интегральной оценки знаний не  стыкуются между собой, а их  содержание не соответствует  требованиям государственных образовательных  стандартов. Поэтому в методах  ЕГЭ нет объективных тестов  и иных компонентов подлинных  педагогических измерений (24), в  оценках много субъективизма,  а подтасовки результатов приобрели  массовый характер в угоду  ложно понимаемому местному патриотизму.  О какой же эффективности ЕГЭ  можно при этом говорить (25)?

   ЕГЭ создал неравные условия  для выпускников, заканчивающих  школы на языках народов России. В федеративном государстве пора  обратить внимание на этот  фактор национального неравенства. 

   В ряде исследований автора  данного доклада было показано, что результаты ЕГЭ необъективны, несправедливы, ненадёжны (26) Они  непригодны для научно обоснованного  вывода об уровне образованности  личности, о качестве работы учителя  и образовательного процесса. Получается, что ЕГЭ эффективен, но в отрицательном,  разрушительном смысле. Можно и  дальше делать вид, что в  ЕГЭ проблем нет, но от такого  поведения власти дела в сфере  образования не улучшатся. 

   Другая комиссия - Совета Федерации  Федерального собрания РФ по  изучению и оценке результатов  эксперимента по введению ЕГЭ  - показала, что существующие на  данный момент технологии проведения  ЕГЭ не гарантируют исключения  манипулирования его результатами. В том числе подтасовки результатов,  подмены участников ЕГЭ, приобретения  фальшивых сертификатов с высокими  баллами и другие нарушения ....".

   Этой же комиссией сделан вывод  о том, что перевод ЕГЭ в  штатный режим функционирования  без полномасштабного обсуждения  и подведения итогов эксперимента  является преждевременным (там  же, с.19). ЕГЭ в его нынешнем  виде, как однократный контрольный  срез знаний, не может служить  адекватной и объективной формой  оценки качества знаний и достаточным  основанием для зачисления в  вуз (27).

   Министерство образования и науки  РФ по поводу этих и других  критических материалов хранит  ледяное молчание. Очевидно, такая  тактика управления образованием  ущербна; она отделяет мир чиновников  от мира граждан. Одновременно  образовательное ведомство стремится  осуществить полный надзор за  качеством образования. Но тем  самым оно стремится контролировать  результаты своей же работы, а  это ошибочно и опасно для  любого государства. В то время  как за рубежом контролем качества  образования занимаются многочисленные  общественные ассоциации педагогов. 

 Информация  о системе общего образования  в городском округе город Уфа  Республики Башкортостан  

   Формирование современной системы  образования является одним из  приоритетных направлений деятельности Управления образования Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Оно осуществляется в соответствии с Концепцией модернизации российского образования, Приоритетным национальным проектом «Образование», Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» и реализуемой в ее рамках Городской целевой программой развития образования на 2011-2015 годы «Столичное образование – 2015».

Информация о работе Качество услуг