Теория потребителя. Эластичность спроса по цене и доходу на рынках конкретных товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 10:52, контрольная работа

Описание работы

Проблема потребительского выбора в рыночной экономике одна из центральных. Она непосредственно связана с изучением поведения потребителя и того влияния, которое потребительский выбор оказывает на принятие предпринимательский решений в условиях ограниченности ресурсов и необходимости их эффективного использования для удовлетворения растущих потребностей. В этом смысле теория потребительского выбора служит исходным пунктом микроэкономического анализа как основы принятия жизненно важных решений. К их числу можно отнести, например, принятие решений по вопросам: что из множества товаров и услуг можно производить и потреблять, как, сколько и для кого производить и т.д.

Содержание

Введение...........................................................................................................................3
1. Теория потребителя.....................................................................................................4
2. Эластичность спроса...................................................................................................6
3. Эластичность спроса по доходу.................................................................................8
4. Применение теории эластичности...........................................................................10
Заключение.....................................................................................................................12
Список использованных источников...........................................................................13

Работа содержит 1 файл

ЭкТеория.doc

— 113.00 Кб (Скачать)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и  ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ –  ФИЛИАЛ  РАНХиГС

ЦЕНТР  ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

 

 

 

Кафедра __________________________________________________________________

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

 

 

по дисциплине: _____«Экономическая теория»_________________________________

 

Тема:

_______ Теория потребителя. Эластичность спроса по цене и доходу на рынках___ конкретных товаров_____________________________________________________

______________________________________________________________________

 

 

 

 

Выполнил          ____Несонов А.А._________________

(Ф.и.о. студента)

_____ГМУ_________________________

(специальность)

______11202________________________

(№ группы)

 

Проверил

   ____________________________

(звание, должность преподавателя)

___Казанцев Ю.Ю._________________

                                                                              __________________________________

Новосибирск 2012 г.

 

Содержание

 

Введение...........................................................................................................................3

1. Теория потребителя.....................................................................................................4

2. Эластичность спроса...................................................................................................6

3. Эластичность спроса  по доходу.................................................................................8

4. Применение теории  эластичности...........................................................................10

Заключение.....................................................................................................................12

Список использованных источников...........................................................................13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблема потребительского выбора в рыночной экономике одна из центральных. Она непосредственно связана с изучением поведения потребителя и того влияния, которое потребительский выбор оказывает на принятие предпринимательский решений в условиях ограниченности ресурсов и необходимости их эффективного использования для удовлетворения растущих потребностей. В этом смысле теория потребительского выбора служит исходным пунктом микроэкономического анализа как основы принятия жизненно важных решений. К их числу можно отнести, например, принятие решений по вопросам: что из множества товаров и услуг можно производить и потреблять, как, сколько и для кого производить и т.д.

Любое принятие решения  предполагает, с одной стороны, альтернативность выбора, с другой – тщательность анализа, прежде всего микроэкономических аспектов реальной действительности. С экономической точки зрения сделать выбор – значит остановиться на наилучшем из имеющихся вариантов исходя их сравнительной оценки ожидаемых выгод и издержек. Проблема выгод и издержек является едва ли не самой актуальной в хозяйственной практике как отдельных потребителей и производителей, так и экономики в целом. Меняющееся соотношение между предполагаемыми выгодами и издержками позволяет оценивать эффективность выбора и степень оптимальности принимаемых решений. Где нет выбора, экономическая теория не в состоянии объяснить поведение людей. Необходимым условием суверенитета потребителя наряду с альтернативностью выбора из множества доступных ему благ является свобода потребительского выбора. В реальной жизни такая свобода существует не всегда. Ограничения свободы выбора и их мотивы могут быть различными.

 

 

 

 

 

1. Теория потребителя

Теория потребления — одна из основополагающих дисциплин микроэкономики. Она исследует экономические решения, в особенности в области потребления частными экономическими агентами.

Теория потребления  основывается на допущении, что агент  стремится к удовлетворению всех своих материальных и нематериальных потребностей. Удовлетворение потребностей является главным смыслом экономической деятельности. Чем лучше оно удаётся агенту, тем выше польза как экономическое понятие.

Теория потребностей К. Альдерфера — одна из наиболее распространенных содержательных теорий мотивации. Эти теории описывают структуру потребностей, их содержание, связь с мотивацией человека к деятельности.

Альдерфер соглашается  с теорией Маслоу. По мнению Альдерфера, людей заботят только три потребности — потребность существовать, потребность общаться с другими и потребность своего роста и развития. Он утверждал, что эти три потребности аналогичны потребностям, выделенным Маслоу. Потребность существовать аналогична физиологической потребности. Потребность общаться с другими — потребность социального типа. Потребность роста — потребность в самореализации, в уважении.

Клейтон Альдерфер утверждал, что сегодняшние потребности могут остаться неудовлетворенными и через пять лет, и тогда можно поменять ориентиры. Будучи молодым человеком, человек может стремиться стать президентом компании. В зрелом возрасте он может уже не хотеть стать президентом, так как это отнимает слишком большую часть жизни. Это уже другой взгляд на потребности человека.

Теория Альдерфера имеет  принципиальное отличие от теории Маслоу — движение по иерархии может осуществляться как снизу вверх, так и сверху вниз в том случае, если не удовлетворяется потребность верхнего уровня. От потребности существовать вы можете перейти к потребности общения. Но ваш служебный рост может замедлиться, и вместо стремления к росту по служебной лестнице вас будут интересовать отношения с людьми.

Потребности могут быть удовлетворены не только товарами, но и услугами. В то время как товары осязаемы и реальны, услуги нематериальны. Например, лекция учителя, визит к врачу, стрижка у парикмахера – это услуги. Поэтому услуги являются очень важной категорией, поскольку могут удовлетворять множество потребностей.

Анализ потребительского выбора связан с такими базисными  понятиями, как доход, потребление, сбережения, вложения, капитал, которые  также можно отнести к терминологическим  предпосылкам данного анализа. Применительно к отдельному индивидууму они считаются микроэкономическими понятиями. Эти же понятия в контексте макроэкономического анализа имеют другое значение. Рассмотрим приведенные понятия с микроэкономических позиций.

С экономической точки  зрения поведение потребителя является рациональным, если выбранный им вариант позволяет ему получить максимум удовлетворения от приобретенного набора товаров и услуг. На основе гипотезы о рациональности поведения потребителя построена теория потребительского выбора. Термин «полезность» в качестве общей основы сопоставления потребительских благ был введен в конце XIX в. По предложению английского ученого Джереми Бентама. Под принципом пользы здесь понимают те или иные действия, отражающие стремление увеличить или уменьшить удовольствие потребителя. Согласно Бентаму, максимизация полезности является главным руководящим психологическим принципом поведения людей в их стремлении избежать страданий и достичь благополучия в жизни.

Приняв доктрину полезности, экономисты получили возможность создать теорию потребительского поведения, основанную на гипотезе о сопоставимости разнообразных благ по их полезности. Было принято, что при заданных ценах покупатель стремится так распределить свои средства на покупку благ, чтобы максимизировать ожидаемое удовлетворение (полезность) от их потребления. При этом он руководствуется личными вкусами и представлениями, или иначе, полезность имеет сугубо личностный, субъективный характер.

 

2. Эластичность спроса

Эластичность спроса позволяет измерить степень реакции покупателя на изменение цен, уровня доходов или других факторов. Рассчитывается через коэффициент эластичности.

Различают эластичность спроса по цене и перекрестную эластичность по цене 2-х товаров.

Эластичность спроса по цене

Эластичность  спроса по цене показывает на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1 %. На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:

- наличие товаров-конкурентов или товаров-заменителей (чем их больше, тем больше возможность найти замену подорожавшему товару, то есть выше эластичность);

- незаметное для покупателя изменение уровня цен;

- консерватизм покупателей во вкусах;

- фактор времени (чем больше у потребителя времени на выбор товара и обдумывание — тем выше эластичность);

- удельный вес товара в расходах потребителя (чем больше доля цены товара в расходах потребителя, тем выше эластичность).

На эластичность спроса влияют сроки  хранения и особенности производства. Совершенная эластичность спроса характерна для товаров в условиях совершенного рынка, где никто не может повлиять на его цену, следовательно, она остается неизменной. Для подавляющего большинства товаров зависимость между ценой и спросом обратная, то есть коэффициент получается отрицательным. Минус обычно принято опускать и оценка производится по модулю. Тем не менее, встречаются случаи, когда коэффициент эластичности спроса оказывается положительным — например, это характерно для товаров Гиффена.

Товары с эластичным спросом по цене:

- предметы роскоши (драгоценности, деликатесы);

- товары, стоимость которых ощутима для семейного бюджета (мебель, бытовая техника);

- легкозаменяемые товары (мясо, фрукты);

- товары с неэластичным спросом по цене:

- предметы первой необходимости (лекарства, обувь, электричество);

- товары, стоимость которых незначительна для семейного бюджета (карандаши, зубные щётки);

- труднозаменяемые товары (хлеб, электрические лампочки, бензин).

Точечная эластичность спроса по цене.

Точечная эластичность спроса по цене рассчитывается по следующей  формуле:

 

 
где верхний индекс - означает что это эластичность спроса, а нижний индекс   - говорит о том, что это эластичность спроса по цене (от английских слов Demand - спрос и Price - цена). То есть эластичность спроса по цене показывает степень изменения спроса в ответ на изменение цены на товар.

В зависимости от этих показателей различают:

 

Совершенно неэластичный спрос

 

объем спроса не меняется при изменении цены (товары первой необходимости).

Неэластичный спрос

 

когда объем спроса изменяется на меньший процент, чем цена (товары

     

Продолжение таблицы

   

повседневного спроса, товар  не имеет замены).

Единичная эластичность спроса

 

изменение цены вызывает абсолютно пропорциональное изменение  объема спроса.

Эластичный спрос

 

 

объем спроса изменяется на больший процент, чем цена (товары, не играющие важной роли для потребителя, товары, имеющие замену).

Совершенно эластичный спрос

 

объем спроса не ограничен  при падении цены ниже определенного  уровня.


 

Дуговая эластичность спроса по цене

В случаях когда изменение  цены и/или спроса значительные (более 5%) принято рассчитывать дуговую эластичность спроса:

 

 
где и - средние значения соответствующих величин. 
То есть, при изменении цены от до и объема спроса с до , среднее значение цены будет составлять , а среднее значение спроса .

3. Эластичность спроса по доходу

Эластичность спроса по доходу связана  с изменением потребностей в товарах  и услугах при росте или снижении доходов. В развитых странах рост доходов приводит к возрастанию потребностей в услугах, предметах роскоши, а в

развивающихся — в  товарах длительного пользования.

Эластичность спроса по доходу (Еd)  определяется как

процентное изменение  количества продукции, на которую предъявляется спрос, к

процентному изменению  дохода:

,

где ∆Q и QСР — приращение и средняя величина спроса, ∆I и IСР — приращение и средняя величина дохода.

Эластичность спроса по доходу на различные товары различна.

Для товаров, спрос на которые с ростом доходов падает - это товары низкого

качества — например, продовольственные недиетические  товары. На западе к ним относят цельное молоко, сливочное масло и т. п.

Для товаров качественных - чем больше товар нужен семье, тем меньше его

эластичность.

Обследования, проведенные  в разных странах, показали, что эластичность спроса по доходу зависит не только от категории товара, но и от уровня среднедушевых доходов в стране. Так, эластичность спроса по доходу на товары первой необходимости может быть очень высока при низком уровне дохода и снижаться при увеличении дохода. Эта закономерность была выявлена еще в XIX в. немецким статистиком Эрнстом Энгелем, который обнаружил, что доля расходов на питание в семейных бюджетах снижается по мере роста доходов потребителей.

Значение эластичности зависит и от уровня доходов конкретной социальной группы.

В группе с низким доходом  Еd  таких товаров, как хлеб и картофель, высока, и, следовательно, доля расходов на них в бюджете продолжает возрастать, а сами эти товары могут быть классифицированы для данной группы людей как блага высшего порядка. В группах с более высоким доходом все большую роль в бюджете начинают играть мясо, яблоки, некоторые виды овощей, а доля хлеба и картофеля начинает снижаться, хотя эти товары все еще могут рассматриваться как нормальные. Для слоев населения с еще более высоким уровнем дохода питание становится все более разнообразным и качественным, и в то же время увеличивается доля расходов на бензин, электроэнергию, товары длительного пользования, телефонные переговоры и т. д. Для этих слоев хлеб и картофель —

Информация о работе Теория потребителя. Эластичность спроса по цене и доходу на рынках конкретных товаров