Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 14:47, курсовая работа
Целью курсовой работы - является исследование экономического роста.
Основные задачи решаемые в данной работе следующие:
1. Изложить: понятие и типы экономического роста;
2. Обобщить факторы и показатели экономического роста;
3. Выявить проблемы и перспективы экономического роста в России и ХМАО.
Введение……………………………………………………….………….….3
Глава 1. Сущность, цели и показатели экономического роста
1.1. Понятие и показатели экономического роста………………....4
1.2. Типы экономического роста. ...………………………………..7
1.3. Факторы экономического роста. Показатели эффективности их использования……………………………………………………………………..9
Глава 2. Экономический рост: проблемы, темпы и качество, динамика последних лет
2.1. Критерии «нулевого роста»: особенности и проблемы экономического роста в РФ………………………………………………………15
Глава 3. Экономический рост: динамика последних лет в РФ и ХМАО –Югре………………………………………………………………………………...22
Заключение…………………………………………………………………..32
Список литературы………………………….………………..……….…….35
Приложение
Прирост ВВП в 2008г. в сравнении с 2007г. в сопоставимых условиях составил 666 млрд.руб., а на потребление должны направить примерно 3 трлн.руб. Если принять структуру использования ВВП в пределах сложившихся соотношений (в 2007 г. на конечное потребление направлено 76,5% и на валовое - 22,8%), то для обеспечения такого роста денежных доходов населения валовые накопления (а это близко к показателю инвестиций, хотя их отождествлять и нельзя) надо было бы снизить примерно на 60%. У нас же инвестиции в основной капитал сократились лишь на 6,1%. Отсюда еще один вопрос: за счет каких ресурсов обеспечен рост денежных доходов и инвестиций?
Еще одна особенность российской экономики состоит в том, что прирост розничного товарооборота исходя из сопоставимых условий и цен 2008г. составил 1364 млрд.руб., а прирост производства потребительских товаров - лишь 352 млрд.руб. При этом часть товарных ресурсов была направлена на экспорт, который увеличился на 2,3%. К тому же импорт товаров снизился на 7,3%. Это говорит о том, что от внешнеэкономической деятельности российский рынок дополнительных ресурсов не получил. Выходит, что оборот товаров резко возрос, т.е. они перепродавались по несколько раз, хотя в общем объеме товарооборота на долю продовольственных товаров пришлось в истекшем году 64% против 61% в 2006г. А продовольствие, как известно, товар одноразового использования. Поэтому вопрос о том, за счет каких ресурсов этот рост достигнут, остается без ответа.
Промышленность, ведущая отрасль экономики, на долю которой приходится 27,7% объема ВВП, раскрыла свой потенциал также только в ноябре - декабре. Если за 10 месяцев 2008г. прирост производства был 4,4%, то в ноябре - 9,4%, в декабре - 11,5%. И в целом по году получился достойный результат - 5,4%. Наиболее высокий прирост достигнут в пищевой промышленности - 11,3%, машиностроении и металлообработке -- 11,2%, черной металлургии - 6,5%. Электроэнергетика и легкая промышленность снизили объемы производства по сравнению с 2007г. соответственно на 1,3% и 0,04%. В целом по промышленности снизили объемы производства 29% общего числа предприятий.
Но главная проблема российской промышленности не в снижении объемов выпуска продукции, а в низкой эффективности ее реализации. Запасы готовых изделий в текущих ценах за истекший год выросли в 1,9 раза и достигли на 1 января т.г. 782,2 млрд.руб., что составило 66,7% к среднемесячному объему производства. Наиболее сложное положение с реализацией сложилось на предприятиях легкой промышленности, где остатки на начало 2008 г. равны 114,4% среднемесячного производства, и в машиностроении и металлообработке, где продукции осталось в объеме 109,4% к среднемесячному выпуску. Невостребованными оказались металлорежущие станки (на январь т.г. запасы составили 162,5% к среднемесячному выпуску), кузнечно-прессовые машины (331,1%), тракторы (185,9%), мотоциклы (233,1%), радиоприемные устройства (131,8%), бытовые часы (137,9%), шерстяные и льняные ткани (соответственно 302,1% и 202,4%), чулочно-носочные изделия (200,7% к среднемесячному объему производства). Возросли нереализованные остатки и другой продукции[1].
Невольно напрашивается вопрос: зачем выпускать продукцию, если ее на складах и так с избытком (1,5--2 месячных объема производства)? И второе: откуда берутся ресурсы - материальные и финансовые - которые затем консервируются? Очевидно, ответы можно получить лишь в отраслевых министерствах, концернах да местных исполнительных органах, которые требуют от руководителей предприятий обеспечить темпы роста любой ценой и вопреки экономической целесообразности. Именно отсюда во многом вытекают результаты нашей хозяйственной деятельности.
Казалось бы, давно пора понять простую истину, которой руководствуется весь мир: главное не произвести продукцию, а выгодно ее реализовать, получить максимальный доход. У нас же объемы производства промышленной продукции увеличились, а прибыль предприятий с учетом роста цен снизилась. За январь - ноябрь 2008г. (годовые данные пока отсутствуют) промышленными предприятиями получено 1,2 трлн.руб. прибыли. По номиналу рост ее составил 1,2 раза при росте цен производителей промышленной продукции в 1,8 раза. То есть реальная прибыль, скорректированная на индекс роста цен, снизилась более чем на 30%. На 1 декабря 2007г. 31,3% общего числа промышленных предприятий оказались убыточными (в 2006г. таких субъектов хозяйствования было 20,3%). Сумма убытков в целом по промышленности за 11 месяцев равна 115,6 млрд.руб., в т.ч. в легкой промышленности - 22,7 млрд., машиностроении и металлообработке - 22,6 млрд., промышленности строительных материалов -- 21,2 млрд.руб.
Платежеспособность промышленных предприятий, определяемая отношением денежных средств на счетах предприятий к просроченной кредиторской задолженности, на 1 декабря 2008г. составила 12% против 14,8% на начало года, в т.ч. в электроэнергетике - 0,5%, тракторном и сельхозмашиностроении - 6,2%, станкостроении - 8,5%, промышленности строительных материалов - 9,1%. В целом просроченная кредиторская задолженность промышленных предприятий по сравнению с началом года увеличилась на 643,6 млрд.руб., или в 1,5 раза, и составила на 1 декабря 2007г.1,8 трлн.руб. Такие итоги хозяйствования назвать приемлемыми никак нельзя.
Глава 3. Экономический рост: динамика последних лет в РФ и ХМАО -Югре
Структура экономического роста свидетельствует об отсутствии даже признаков реструктуризации экономики и оживления обрабатывающих отраслей. Доминирование конъюнктурной составляющей (мировой цены нефти), с одной стороны, обесценивает его как объективный показатель развития экономики, а с другой - ограничивает возможности текущего пользования его благами.
Причины низких темпов развития отраслей экономики и ухудшения качественных показателей объясняет анализ показателей эффективности. Сводная (обобщающая) эффективность формируется движением трех базовых ее элементов: производительность труда (использование живого труда), фондоотдача или рентабельность активов (использование прошлого труда), рентабельность продукции (расход ресурсов производства всех видов).
В нашей стране показатель производительности труда после перехода к рыночным отношениям исключен из хозяйственного практики, статистической отчетности, программ развития всех уровней. Между тем в процессе поэтому управление им является приводным ремнем максимального использования всего комплекса ресурсов производства, обнаружения и реализации резервов и сведения до минимума потерь. К тому же уровень производительности труда служит объективной мерой его оплаты. Нельзя потребить больше того, что произведешь.
Оплата труда, превышающая рост производительности, возможна лишь за счет использования прибыли. В этом случае уменьшаются накопления и инвестиционная активность предприятий, а в конечном итоге - перспективы дальнейшего повышения благосостояния работников.
Производительность общественного труда (по экономике в ВВП) в 2009 г. составила 97,6%[1].
Положение с производительностью труда только в топливной промышленности и цветной металлургии можно связывать с ухудшающимися горногеологическими условиями. Обстановка во всех других отраслях, включая и машиностроение, пока не поддается однозначной трактовке.
Уровень производительности труда зависит от его технической вооруженности. В наших условиях, когда нет недостатка в рабочих местах (напротив, их избыток), образованных и квалифицированных кадрах, неудовлетворительная производительность труда может являться только следствием физического и морального износа материально-технической базы.
Многие годы Россия во главу своего развития ставила институциональное переустройство, связанное с переходом к новому способу производства: от советской к рыночной экономике. До настоящего времени ни о чем ином, как о расчетах по внешним и внутренним долгам государства, думать не приходилось. Но теперь свободный капитал (более 130 млрд. долл.), достаточный для начала масштабного продвижения по пути инновационного обновления всей материально-технической базы экономики, имеется. Следовательно, появились предпосылки для решения социально-экономических проблем и создания базы для их решения в будущем.
Однако нынешняя экономическая политика основывается на дальнейшей либерализации экономических отношений. Благоприятная экономическая среда по сути такой политики должна стимулировать силы рынка к ускоренному экономическому росту. Такой подход не дает ответа на вопросы: в каком году будет достигнуто удвоение ВВП, что будет представлять собой какая-либо отрасль в перспективе, что произойдет раньше: реабилитация материально-технической базы или развал экономики? Проводимая политика развития экономики практически полностью исключает участие государства в этом процессе. В условиях финансовой неустойчивости предприятий, слабости финансовой системы, гипертрофированного развития добывающей промышленности и крайней отсталости обрабатывающих отраслей необходимо существенно усилить роль государственного регулирования в той мере, которая допустима и при необходимости применялась или применяется в других странах с рыночной экономикой. При этом наибольшие акценты должны быть сделаны на усилении бюджетного (прямого) регулирования и, в частности, на усиление государственной инвестиционной политики, а также управлении собственностью. Бюджетные ресурсы могут и должны целенаправленно сбалансировать развитие отраслей и секторов экономики, ускорить темпы экономического и социального развития страны.
Переход на оптимальную траекторию социально-экономического развития страны должен определяться долгосрочной (15 лет) стратегией. Правительство ограничивается среднесрочными (на несколько лет) программами. Реальное управление сводится к годовому планированию, являющемуся основой разработки и принятия бюджета на очередной год.
Бюджет на 2009г. в долларовом эквиваленте будет 176,4 млрд. долл., т. е. на 59% больше, чем в 2008 г. Однако если в нынешнем году ожидается рост ВВП на 5,9-6%, то в будущем - только 5,8%[1]. Ситуация совершенно парадоксальная. С другой стороны, цены за баррель нефти перевалили уже за 60 долл. (в бюджете - 40 долл.). Это означает дальнейшее увеличение части экономического роста, образуемой сверхдоходами от продажи нефти. В условиях ожидаемого в этом году снижения общего экономического роста с 7,1 до 6% составляющая реального развития отраслей (вторая часть экономического роста) может оказаться отрицательной величиной, означающей спад производства. Бюджет растет на 59%, а рост ВВП замедляется.
Итак, если общая социально-экономическая стратегия государства формулируется как повышение материального и духовного уровня жизни народа, то на данном этапе, по нашему мнению, в сфере производства она трансформируется в стратегическую установку форсированной коренной реконструкции материально-технической базы народного хозяйства и связана с максимальным объемом ресурсов, необходимых для ее реализации. Временной горизонт действия стратегической установки не может быть больше 15 лет. Затяжка сроков привела бы к скоплению больших объемов вновь устаревшего оборудования, что сделало бы бессмысленным изначальный замысел обеспечить отрасли достойной нынешнего времени материально-технической базой. Это грандиозное мероприятие, требующее концентрации на его реализацию колоссальных ресурсов, может иметь шанс быть реализованным только один раз. В случае успеха процесс воспроизводства и инновационного обновления основных фондов с соблюдением экономически обоснованных параметров войдет в русло самофинансирования. "Сопутствующими" явлениями этого естественного процесса станут высокая и перманентно возрастающая производительность и оплата труда, высокая рентабельность активов и продукции, конкурентоспособность отечественных товаров, независимость от экспорта нефти и газа. Социальный эффект, ради чего все предпринимается, должен проявить себя уже в первые 2-3 года реализации стратегии и быстро нарастать в ходе ее осуществления.
При выделении этапов реализации стратегии нами также принимаются за основу не институциональные достижения, а процесс инновационной реконструкции материально-технической базы отраслей народного хозяйства, в котором главным ограничением выступают посильные масштабы финансирования этапов, приоритетная очередность которых определяется их эффективностью.
Капиталоемкость полного инновационного обновления основных фондов в секторах народного хозяйства определяется их стоимостью. На начало 2009 г. основные фонды по полной учетной стоимости (млрд. руб.) в секторах экономики составляли: в промышленности - 7222, сельском хозяйстве - 1184, строительстве - 396, лесном хозяйстве - 15, транспорте - 7877, связи - 391, торговле и общественном питании - 352, жилищном хозяйстве - 5622. Наиболее весомы размеры основных фондов в промышленности, на транспорте, в сельском и жилищном хозяйстве. Решению проблем обновления жилищного и коммунального хозяйства уже положено начало реформированием источников финансирования их содержания и обновления (перевод на самоокупаемость) за счет полной оплаты стоимости населением. Активы торговли и общественного питания, связи на порядок меньше, чем в промышленности и на транспорте, и к тому же успешно обновляются за счет иностранных инвесторов, представляя для них пока наибольшую привлекательность. Не в пример другим отраслям связь в последнее десятилетие развивается самостоятельно на инновационной основе.
Но при этом сферы образования, науки, культуры, здравоохранения и другие лишь отчасти зависят от состояния материально-технической базы, но остро нуждаются в кардинальном улучшении финансирования текущих нужд (повышение зарплаты, стипендий и т. д.), которое полностью зависит от состояния бюджета, т. е. находится в полной зависимости от успехов обозначенной стратегии развития народного хозяйства. Таким образом, в зону непосредственного действия стратегии попадают промышленность, транспорт и сельское хозяйство, а также жестко сопряженные с ними производства других отраслей.
Общий объем инвестиций, обеспечивающий реализацию стратегии, составляет 6300 млрд. руб. (225 млрд. долл.), в том числе: в промышленность (оборудование) - 75 млрд.; в сельское хозяйство (парк машин и техники, обеспечение агрохимическими средствами производства, частично кормопроизводство, животноводство) - 75 млрд.; в транспорт (подвижной состав и лимитирующая часть путевого хозяйства) - 75 млрд. долл.
Промышленность является ведущим сектором народного хозяйства, поставляющим средства производства всем отраслям, а промышленные и продовольственные товары населению. Первоочередность инновационного перевооружения активной части ее основных фондов требует приблизительно третью часть инвестиций и продолжительности действия стратегии (пять лет). Это составит первый этап реализации стратегии. Второй и третий этапы сроком десять лет должны включать инновационную реконструкцию транспорта и сельского хозяйства с аналогичным объемом инвестирования. Если техническое перевооружение промышленности (первый этап) придется осуществить преимущественно на базе новейшего импортного оборудования, то транспорта и сельского хозяйства - в основном с использованием отечественного оборудования и машин. Реконструкция основных фондов на первых двух этапах, хотя инновационная по существу, будет вынужденно осуществлена на основе импортируемых идей, материализованных в новые технику и технологию. Процесс создания отечественной инновационной системы должен начинаться параллельно с реконструкцией промышленности по мере ее инновационного (импортного) перевооружения на первом этапе и будет продолжаться нарастающими темпами до завершения пятнадцатилетия. Таким образом, основной задачей третьего этапа будут становление и отладка отечественной инновационной системы, а также устранение "недоделок" реконструкции по первым двум этапам. Роль институциональных факторов на завершающем этапе значительно возрастет.
Информация о работе Экономический рост: проблемы, темпы и качество, динамика последних лет