Экономические и организационные основы малого и среднего бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является - показать насколько актуально предпринимательство в рыночной экономике, а также его роль и значение на сегодняшний день в Республике Казахстан.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть экономические и организационные основы бизнеса
2. Выявить экономические цели деятельности предприятия
3. Рассмотреть особенности, проблемы и принципы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства

Работа содержит 1 файл

Курсовая Аманбаевой Ботагоз.docx

— 493.00 Кб (Скачать)

По  «гарантированию» подписано 27 договоров на общую сумму 5 050,4 млн. тенге,  из них наибольшее количество в Актюбинской области – 5 проектов на сумму 785,3  млн. тенге и в г. Астане – по 3 проекта на сумму 381 млн. тенге.                         

Наибольшее  количество проектов в рамках Программы  «Дорожная карта бизнеса 2020» наблюдается  в таких отраслях, как: агропромышленный комплекс – 265 проектов, транспорт и складирование – 223 проектов, легкая промышленность и производство мебели – 160 проектов (Диаграмма 9).

Диаграмма 9. Структура проектов Программы по отраслям

В целом, структура  БВУ-кредиторов по проектам, одобренным к субсидированию в рамках Программы  характеризуется основными крупными банками страны, такими как АО «БТА» -232 проекта, АО «Банк ЦентрКредит» - 157 проектов, АО «Народный Банк Казахстана» - 152 проекта.

В общем количестве субъектов Программы, получивших государственную  поддержку в виде субсидирования, доля индивидуальных предпринимателей составила – 18%, крестьянских (фермерских) хозяйств –  4%, юридических лиц малого предпринимательства – 30(Диаграмма 10).

Диаграмма 10. Структура субсидирования субъектов   предпринимательства

Социально-экономическими эффектом реализации Программы является то, что к настоящему моменту сохранено – 132 тыс., создано более 35 тыс. рабочих мест (Диаграмма 11).

Диаграмма 11- Количество рабочих мест за 2010- 2012 годы.

Наибольшее  количество рабочих мест создано  в Мангистауской – 4358,  Восточно-Казахстанской  области – 3322, Актюбинской – 3040, Карагандинской области – 2880, г.Алматы – 2838 (Диаграмма 12).

Диаграмма 12. Структура создаваемых рабочих мест в разрезе регионов.

2.3 Меры нефинансовой поддержки субъектов МБ.

С 2011 года была начата реализация четвертого направления  «Усиление предпринимательского потенциала»  Программы «Дорожная карта бизнеса-2020».

Государственная поддержка малого и среднего бизнеса  в рамках Программы заключается  в поддержке начинающих предпринимателей (старт-ап проекты); сервисной поддержке  ведения действующего бизнеса; обучении топ-менеджмента малого и среднего бизнеса; реализации проекта «Деловые связи».

В рамках проекта Поддержка начинающих предпринимателей (старт-ап проекты) организуются двухдневные экспресс-курсы по обучению основам предпринимательства. Поддержка предоставляется преимущественно населению с предпринимательской инициативой и действующим предпринимателям.

По состоянию  на 1 января 2012 года было охвачено 219 районов, в которых количество слушателей получивших сертификаты составило 15 654 человек, из них 74% индивидуальных предпринимателей, 10% ТОО, 13% крестьянские хозяйства, 3% физические лица, не занимающиеся предпринимательской деятельности (Диаграмма 13).

Диаграмма 13. Распределение участников по регионам

Реализация  компонента «Оказание специализированных сервисных услуг» закреплена за акиматами. В рамках него представителям малого бизнеса оказываются услуги по составлению бухгалтерской и статистической отчетности, сдаче налоговой отчетности и другие.

В рамках сервисной  поддержки в каждом регионе проводился конкурсный отбор и были заключены  договора с сервисными компаниями для  оказания сервисных услуг.

В целом по республике было оказано свыше 14 000 сервисных услуг. Сервисные услуги предоставляли порядка 66 сервисных компаний.

На сегодняшний  день, сервисные услуги в полном объеме были оказаны практически  во всех регионах. С начала текущего года в регионах проводятся конкурсы на определение поставщика сервисных  услуг и подготовительные работы к оказанию сервисной поддержки в 2012 году (Диаграмма 14).

Диаграмма 14. Кол-во оказанных сервисных услуг.

Больше всего  сервисных услуг было оказано  в Западно-Казахстанской области, Акмолинской и г. Алматы. Наименьшее количество услуг было оказано в  Актюбинской и Кызылординской областях (Диаграмма 15). 

Диаграмма 15. Кол-во оказанных сервисных  услуг в разрезе регионов.

      «Обучение топ-менеджмента МБ» закреплено за АО «Назарбаев Университет». В рамках него организовано обучение для руководителей высшего и среднего звена предприятий малого бизнеса.

АО «Назарбаев Университет» совместно с Университетом  Дьюк (США) провели обучение 210 руководителей  высшего и среднего звена, которое  продлилось до сентября 2011 года (Диаграмма 16).

Диаграмма 16.Распределение квот обучения участников по регионам

Проект  «Деловые связи» реализуется в два этапа совместно с зарубежными партнерами.

На  первом этапе проводятся бизнес-тренинги на территории Казахстана, направленные на обучение современным методам  ведения бизнеса, маркетингу, установлению деловых контактов с бизнес-партнерами и другим навыкам для повышения  управленческой компетенции. В процессе обучения участники Проекта разрабатывают  бизнес-планы развития своего предприятия  под руководством иностранных и  отечественных бизнес-тренеров.

По  окончании бизнес-тренингов участники  Проекта самостоятельно дорабатывают бизнес-планы, в соответствии с полученными  консультациями, и в последующем  могут участвовать в конкурсном отборе во втором этапе Проекта, который  заключается в организации тематической бизнес-стажировки за рубежом, в том  числе для установления деловых  связей с иностранными партнерами (Диаграмма 17).

 

Диаграмма 17. Доля участников, прошедших  первый этап Проекта, в разрезе регионов.

С 2010 года Проект реализуется совместно  с Германией (GIZ), с 2012 года также реализуется  с США (USAID). Общее количество участников первого этапа Проекта за 2011 год  составило 501 человек.

Наибольшее  количество участников приходится на группы, сформированные из числа предпринимателей, представляющих отрасли: информация и  связь; здравоохранение; металлообработка, производство и ремонт машин и оборудования (Диаграмма 18).

Диаграмма 18. Численность участников в разрезе отраслевых групп.

Стажировку в Германии в рамках второго этапа Проекта «Деловые связи» на данный момент прошли 39 человек (в 2011 году 21 человек и за 1 квартал 2012 года 18 человек), из них 12 человек, прошедших обучение в АОО «Назарбаев Университет»,

Также следует  отметить, что в данный период предпринимателями  были подписаны  договора  с  немецкими  компаниями на общую сумму порядка 400 000 Евро. Было создано одно совместное казахстанско-немецкое предприятие. Необходимо  отметить, что с 2012  года внедряются новые компоненты: «Старшие сеньоры», «Бизнес-Насихат» и обучение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Предложения и рекомендации по совершенствованию организационно- экономического механизма развития малого бизнеса.

Проанализировав существующие тенденции  в развитии малого бизнеса, проблемы и сложности, негативно влияющие на перспективу развития данной отрасли, я предлагаю следующий механизм реализации мер государственной поддержки малого бизнеса, который должен включать изменения в правовом обеспечении, кредитной, инвестиционной, налоговой, производственно-инновационной политиках, в кадровом и информационном обеспечении.

Правовое обеспечение. Меры направлены на дальнейшее развитие системы нормативно-правового  обеспечения предпринимательской  деятельности, отражающего в законодательных  и нормативных актах интересы малого бизнеса, развитие положений  Закона "О государственной поддержке  малого бизнеса РК", т.е. отражение  особенностей субъектов малого бизнеса  с целью устранения их не менее  благоприятного конкурентного положения  в экономике по сравнению с  более крупными предприятиями, содействие развитию и проявлению их социально-экономических  преимуществ, формирование благоприятных  правовых условий для выхода новых  предприятий на рынок и развитие их деятельности. Действующее законодательство, направленное на поддержку и развитие малого бизнеса, имеет еще много недостатков, многие его нормы не имеют прямого действия и требуют издания различных постановлений Правительства или других нормативно-правовых актов. Кроме того, действующее законодательство Республики Казахстан имеет противоречия и несогласованности с другими законодательными актами, а там где решены эти проблемы, отсутствуют механизмы реализации отдельных его норм.

Наряду  с совершенствованием правовых условий  предусмотренных специализированными  разделами Городской программы, предлагаю мероприятия обеспечивающие создание общих условий развития и поддержки малого бизнеса в таких вопросах как упрощение действующих процедур оформления недвижимости и т.д.

Кредитно-инвестиционная политика. Проблема доступа субъектов малого бизнеса  к финансово-кредитным ресурсам неизменно занимает одно из лидирующих мест в списке проблем препятствующих развитию сектора малого бизнеса. Это обусловлено высокими процентными ставками, коротким сроком, на который выдается кредит, а также отсутствие у субъектов малого бизнеса ликвидного, с точки зрения банков, залогового обеспечения при этом особые трудности в получении кредитов испытывают начинающие предприниматели, так как банки не желают вкладывать средства в предприятия, которые не приносят стабильного дохода, а также их деятельность на первых этапах связана с риском банкротства. Также практически не используются такие формы финансовой поддержки бизнеса как факторинг, лизинг, франчайзинг и т.д. Следовательно, в целях развития бизнеса и создания предпосылок для перехода на более высокий уровень развития малого бизнеса, необходимо создание альтернативных финансовых схем и новых форм государственной поддержки малого и среднего бизнеса, внедрение современных финансовых механизмов и технологий, привлечение свободных средств иностранных инвесторов и отечественных предпринимателей для финансирования ими приоритетных для города инвестиционных проектов, взаимодействие с международными финансовыми организациями по привлечению инвестиций для поддержки малого бизнеса.

Налоговая политика. На сегодняшний  день основными мерами по усовершенствованию системы налогообложения в сфере  малого бизнеса являются:

1. пересмотр ставок и механизмов  взимания налогов в соответствии  с международными стандартами;

2. предоставление льгот по налогообложению предпринимателям;

3. легализации собственности и  активов;

4. легализация заработной платы;

5. легализация скрытой занятости  и др.

Решение данных проблем через изменение  законодательной базы путем снижения налогового бремени, выравнивания ставок налогов на имущество с физических и юридических лиц, значительного  уменьшения подоходного налога будет  способствовать более "открытой" деятельности предпринимателей.

Производственно-инновационная политика. Одной из ключевых задач развития малого бизнеса является внедрение  в экономику новых форм организации  производства, способных эффективно заменить прежние и которые должны стать основой для формирования среднего класса. В настоящее время при наличии полной законодательной базы и безусловной поддержки всеми уровнями государственной власти перспективных направлений развития малого бизнеса, при вложении государственных и привлечении зарубежных инвестиций в становление малого бизнеса эффективность развития последнего очень мала. Прежде всего, это связано с низким уровнем производственных мощностей, производственного потенциала предприятий малого бизнеса. Анализ мониторинговых данных свидетельствует о том, что существующая в настоящее время экономическая ситуация, а также формы и методы государственной поддержки являются наиболее благоприятными для развития сферы торговли и услуг. Производственные предприятия сталкиваются с множеством проблем, такими как: высокая арендная плата, сбыт готовой продукции, постоянный дефицит финансовых средств, что ограничивает возможность этих предприятий вкладывать прибыль во внедрение новых технологий, позволяющих выпускать конкурентоспособную продукцию. Специализация в границах сети производителей позволяет быстро реагировать на изменение требований к производимому продукту и объединять усилия с целью производства различного количества продукта, но которые требует вложений извне. Стратегическая цель развития малого бизнеса заключается в наращивании объемов производства в реальном секторе экономики. Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач: поощрение создания субъектами малого бизнеса инновационных и наукоемких венчурных производств; налаживание взаимовыгодных кооперированных связей с крупными и средними предприятиями на принципах франчайзинга; развитие ремесленничества и возрождение народных промыслов. Вместе с тем технический уровень малых предприятий остается в целом невысоким, а создаваемые многими из них нововведения не находят применения и не получают необходимой коммерческой реализации. Для обеспечения дальнейшего роста доли малых фирм в производственно-инновационном потенциале города до соответствующей развитой рыночной экономики (свыше половины от общего числа занятых) необходимо продолжение государственной политики стимулирования по следующим направлениям:

1. целенаправленное формирование  рынка для продукции малых  предприятий путем размещения  на них государственного заказа;

2. предоставление малым предприятиям  производственных площадей, льготная  инвестиционная поддержка, содействие  в развитии бизнес-инновационных  центров, технопарков, центров  технологической поддержки и  т.д.;

3. содействие формированию и расширению  сети лизинговых компаний;

4. проведение целенаправленной политики  по разработке и производству  малыми предприятиями новых видов  продукции на основе наукоемких  технологий.

Предоставление малым инновационным  предприятиям производственных площадей, оборудования для выполнения научно-исследовательских  работ, предоставление юридических, финансовых, маркетинговых, хозяйственных и  иных услуг, содействие в правовой и  коммерческой защите интеллектуальной собственности будет также способствовать качественному их росту.

Развитию малого бизнеса может  также послужить интеграция малых  предприятий в производственные сети более мощных экономических  структур, причем особую роль в решении  этой проблемы будет играть кооперирование связей. Организационные формы такой  интеграции самые разнообразные: лизинг, долгосрочные контакты на поставки комплектующих  под определенные финансовые гарантии и т.д. Преимуществом такого варианта промышленной организации является создание гарантированных рынков сбыта для малого бизнеса.

Реализация данных мер позволит создать условия повышения технического уровня производства и качества продукции  субъектов малого бизнеса, усиления их роли в развитии производственного  потенциала рыночной экономики.

Кадровое обеспечение. В настоящее  время накоплен значительный опыт в  области подготовки кадров для сферы  предпринимательской деятельности. Развиваются государственные и  негосударственные учебные заведения, обладающие достаточным кадровым, организационным  и интеллектуальным потенциалом  для подготовки населения в сфере  предпринимательской деятельности. Меры по поддержке малого бизнеса предполагают подготовку кадров сферы предпринимательской деятельностью, а также организаций взаимодействующих с малым и средним предпринимательством и управляющих его развитием. Главная цель - задействование всех имеющихся интеллектуальных, материальных, финансовых, организационных ресурсов для укрепления и расширения сети учебных заведений и организаций для организации квалифицированной подготовки кадров для малого и среднего бизнеса.

 

                                                                       Заключение

Информация о работе Экономические и организационные основы малого и среднего бизнеса