Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:58, курсовая работа
Целью данной работы является - показать насколько актуально предпринимательство в рыночной экономике, а также его роль и значение на сегодняшний день в Республике Казахстан.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть экономические и организационные основы бизнеса
2. Выявить экономические цели деятельности предприятия
3. Рассмотреть особенности, проблемы и принципы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства
По
«гарантированию» подписано 27 договоров
на общую сумму 5 050,4 млн. тенге, из них наибольшее количество в Актюбинской
области – 5 проектов на сумму 785,3 млн.
тенге и в г. Астане – по 3 проекта на сумму
381 млн. тенге.
Наибольшее количество проектов в рамках Программы «Дорожная карта бизнеса 2020» наблюдается в таких отраслях, как: агропромышленный комплекс – 265 проектов, транспорт и складирование – 223 проектов, легкая промышленность и производство мебели – 160 проектов (Диаграмма 9).
Диаграмма 9. Структура проектов Программы по отраслям
В целом, структура
БВУ-кредиторов по проектам, одобренным
к субсидированию в рамках Программы
характеризуется основными
В общем количестве субъектов Программы, получивших государственную поддержку в виде субсидирования, доля индивидуальных предпринимателей составила – 18%, крестьянских (фермерских) хозяйств – 4%, юридических лиц малого предпринимательства – 30(Диаграмма 10).
Диаграмма 10. Структура субсидирования субъектов предпринимательства
Социально-экономическими эффектом реализации Программы является то, что к настоящему моменту сохранено – 132 тыс., создано более 35 тыс. рабочих мест (Диаграмма 11).
Диаграмма 11- Количество рабочих мест за 2010- 2012 годы.
Наибольшее количество рабочих мест создано в Мангистауской – 4358, Восточно-Казахстанской области – 3322, Актюбинской – 3040, Карагандинской области – 2880, г.Алматы – 2838 (Диаграмма 12).
Диаграмма 12. Структура создаваемых рабочих мест в разрезе регионов.
2.3 Меры нефинансовой поддержки субъектов МБ.
С 2011 года была
начата реализация четвертого направления
«Усиление предпринимательского потенциала»
Программы «Дорожная карта
Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в рамках Программы заключается в поддержке начинающих предпринимателей (старт-ап проекты); сервисной поддержке ведения действующего бизнеса; обучении топ-менеджмента малого и среднего бизнеса; реализации проекта «Деловые связи».
В рамках проекта Поддержка начинающих предпринимателей (старт-ап проекты) организуются двухдневные экспресс-курсы по обучению основам предпринимательства. Поддержка предоставляется преимущественно населению с предпринимательской инициативой и действующим предпринимателям.
По состоянию на 1 января 2012 года было охвачено 219 районов, в которых количество слушателей получивших сертификаты составило 15 654 человек, из них 74% индивидуальных предпринимателей, 10% ТОО, 13% крестьянские хозяйства, 3% физические лица, не занимающиеся предпринимательской деятельности (Диаграмма 13).
Диаграмма 13. Распределение участников по регионам
Реализация компонента «Оказание специализированных сервисных услуг» закреплена за акиматами. В рамках него представителям малого бизнеса оказываются услуги по составлению бухгалтерской и статистической отчетности, сдаче налоговой отчетности и другие.
В рамках сервисной поддержки в каждом регионе проводился конкурсный отбор и были заключены договора с сервисными компаниями для оказания сервисных услуг.
В целом по республике было оказано свыше 14 000 сервисных услуг. Сервисные услуги предоставляли порядка 66 сервисных компаний.
На сегодняшний день, сервисные услуги в полном объеме были оказаны практически во всех регионах. С начала текущего года в регионах проводятся конкурсы на определение поставщика сервисных услуг и подготовительные работы к оказанию сервисной поддержки в 2012 году (Диаграмма 14).
Диаграмма 14. Кол-во оказанных сервисных услуг.
Больше всего
сервисных услуг было оказано
в Западно-Казахстанской
Диаграмма 15. Кол-во оказанных сервисных услуг в разрезе регионов.
«Обучение топ-менеджмента МБ» закреплено за АО «Назарбаев Университет». В рамках него организовано обучение для руководителей высшего и среднего звена предприятий малого бизнеса.
АО «Назарбаев Университет» совместно с Университетом Дьюк (США) провели обучение 210 руководителей высшего и среднего звена, которое продлилось до сентября 2011 года (Диаграмма 16).
Диаграмма 16.Распределение квот обучения участников по регионам
Проект «Деловые связи» реализуется в два этапа совместно с зарубежными партнерами.
На
первом этапе проводятся бизнес-тренинги
на территории Казахстана, направленные
на обучение современным методам
ведения бизнеса, маркетингу, установлению
деловых контактов с бизнес-
По
окончании бизнес-тренингов
Диаграмма 17. Доля участников, прошедших первый этап Проекта, в разрезе регионов.
С 2010 года Проект реализуется совместно с Германией (GIZ), с 2012 года также реализуется с США (USAID). Общее количество участников первого этапа Проекта за 2011 год составило 501 человек.
Наибольшее количество участников приходится на группы, сформированные из числа предпринимателей, представляющих отрасли: информация и связь; здравоохранение; металлообработка, производство и ремонт машин и оборудования (Диаграмма 18).
Диаграмма 18. Численность участников в разрезе отраслевых групп.
Стажировку в Германии в рамках второго этапа Проекта «Деловые связи» на данный момент прошли 39 человек (в 2011 году 21 человек и за 1 квартал 2012 года 18 человек), из них 12 человек, прошедших обучение в АОО «Назарбаев Университет»,
Также следует отметить, что в данный период предпринимателями были подписаны договора с немецкими компаниями на общую сумму порядка 400 000 Евро. Было создано одно совместное казахстанско-немецкое предприятие. Необходимо отметить, что с 2012 года внедряются новые компоненты: «Старшие сеньоры», «Бизнес-Насихат» и обучение.
Глава 3. Предложения и рекомендации
по совершенствованию
Проанализировав существующие тенденции в развитии малого бизнеса, проблемы и сложности, негативно влияющие на перспективу развития данной отрасли, я предлагаю следующий механизм реализации мер государственной поддержки малого бизнеса, который должен включать изменения в правовом обеспечении, кредитной, инвестиционной, налоговой, производственно-инновационной политиках, в кадровом и информационном обеспечении.
Правовое обеспечение. Меры направлены
на дальнейшее развитие системы нормативно-правового
обеспечения
Наряду
с совершенствованием правовых условий
предусмотренных
Кредитно-инвестиционная политика. Проблема доступа субъектов малого бизнеса к финансово-кредитным ресурсам неизменно занимает одно из лидирующих мест в списке проблем препятствующих развитию сектора малого бизнеса. Это обусловлено высокими процентными ставками, коротким сроком, на который выдается кредит, а также отсутствие у субъектов малого бизнеса ликвидного, с точки зрения банков, залогового обеспечения при этом особые трудности в получении кредитов испытывают начинающие предприниматели, так как банки не желают вкладывать средства в предприятия, которые не приносят стабильного дохода, а также их деятельность на первых этапах связана с риском банкротства. Также практически не используются такие формы финансовой поддержки бизнеса как факторинг, лизинг, франчайзинг и т.д. Следовательно, в целях развития бизнеса и создания предпосылок для перехода на более высокий уровень развития малого бизнеса, необходимо создание альтернативных финансовых схем и новых форм государственной поддержки малого и среднего бизнеса, внедрение современных финансовых механизмов и технологий, привлечение свободных средств иностранных инвесторов и отечественных предпринимателей для финансирования ими приоритетных для города инвестиционных проектов, взаимодействие с международными финансовыми организациями по привлечению инвестиций для поддержки малого бизнеса.
Налоговая политика. На сегодняшний
день основными мерами по усовершенствованию
системы налогообложения в
1.
пересмотр ставок и механизмов
взимания налогов в
2.
предоставление льгот по
3. легализации собственности и активов;
4. легализация заработной платы;
5. легализация скрытой занятости и др.
Решение данных проблем через изменение законодательной базы путем снижения налогового бремени, выравнивания ставок налогов на имущество с физических и юридических лиц, значительного уменьшения подоходного налога будет способствовать более "открытой" деятельности предпринимателей.
Производственно-инновационная
1.
целенаправленное формирование
рынка для продукции малых
предприятий путем размещения
на них государственного
2. предоставление малым
3.
содействие формированию и
4.
проведение целенаправленной
Предоставление малым
Развитию малого бизнеса может также послужить интеграция малых предприятий в производственные сети более мощных экономических структур, причем особую роль в решении этой проблемы будет играть кооперирование связей. Организационные формы такой интеграции самые разнообразные: лизинг, долгосрочные контакты на поставки комплектующих под определенные финансовые гарантии и т.д. Преимуществом такого варианта промышленной организации является создание гарантированных рынков сбыта для малого бизнеса.
Реализация данных мер позволит
создать условия повышения
Кадровое обеспечение. В настоящее
время накоплен значительный опыт в
области подготовки кадров для сферы
предпринимательской
Информация о работе Экономические и организационные основы малого и среднего бизнеса