Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:58, курсовая работа
Целью данной работы является - показать насколько актуально предпринимательство в рыночной экономике, а также его роль и значение на сегодняшний день в Республике Казахстан.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть экономические и организационные основы бизнеса
2. Выявить экономические цели деятельности предприятия
3. Рассмотреть особенности, проблемы и принципы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства
Диаграмма 1. Динамика активных и зарегистрированных субъектов МБ
Количество активных субъектов МБ по состоянию на 1 января составляет 843 126 единиц, их доля от общего количества зарегистрированных субъектов МБ составляет 61,3%. Это говорит о том, что остальные 38,7% неактивны, либо находятся на стадии банкротства.
По состоянию на 1 января 2012 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года количество активных субъектов МБ увеличилось на 24,4%.
Структура активных субъектов МБ по организационно-правовым формам.
В структуре активных субъектов МБ по организационно-правовым формам преобладают субъекты, осуществляющие деятельность в форме физического лица – это индивидуальные предприниматели, количество которых по состоянию на 1 января 2012 года составляет 589 640 единиц или 69,9 % от общего количества активных субъектов МСБ по Республике (843 126). Количество КФХ составило 181 292 или 21,5%. Доля юридических лиц малого предпринимательства составляет 7,6% (64 407) (Диаграмма 2).
Диаграмма 2. Структура активных субъектов МБ по организационно-правовым формам
Наибольшее количество активных субъектов МБ сосредоточено в Южно-Казахстанской – 135 893 (16% от общего количества активных МБ), Алматинской – 111 293 (13,2%) областях и г.Алматы – 96 552 (11,5%), в том числе, если значительная часть активных ИП и КХ приходится на Южно-Казахстанскую (63 076 и 66 829 соответственно) и Алматинскую области (56 288 и 51 124 соответственно), то количество МБ приходится на города Алматы (16 251 и 2 058 соответственно) и Астаны (6 345 и 746 соответственно).
Наименьшее количество активных субъектов МБ сосредоточено в Кызылординской – 21 888 (2,6%) и Северо-Казахстанской – 25 123 (2,9%) областях.
Численность занятых в МСБ.
Анализ численности
занятых в малом
Диаграмма 3. Численность занятых в МСБ
Численность занятых в МСБ по состоянию на 1 января 2012 года по республике составляет 2 664 306 человек, в том числе юридических лиц малого предпринимательства 738 894 человек, индивидуальных предпринимателей 877 448 человек, крестьянских хозяйств 390 037 человек.
Доля занятых в МБ от экономически активного населения (8 774 638 человек) составляет 30,4%.
По состоянию на 1 января 2012 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года численность занятых в МБ увеличилось на 7,5%.
В региональном разрезе можно отметить наибольшую численность занятых:
в субъектах малого предпринимательства в г.Алматы (139 130 человек), Южно-Казахстанской (70 320 человек) и Восточно-Казахстанской (68 420 человек) областях;
индивидуальных предпринимателей в г. Алматы (117 144 человек), Восточно-Казахстанской (92 805 человек), Южно-Казахстанской (75 761 человек), Алматинской (73 945 человек) областях;
в крестьянских хозяйствах в Южно-Казахстанской (135 263 человек), Алматинской (104 705 человек) и Жамбылской (46 266 человек) областях.
Выпуск продукции субъектами МБ.
Выпуск продукции субъектами МБ в январе-марте 2012 года составил 1 374 932 млн. тенге. Доля активных субъектов среднего предпринимательства составляет 0,9% от общего количества активных субъектов МСБ по Республике, но выпуск продукции данными субъектами составляет более 50%, это больше, чем остальные вместе взятые. А именно выпущено продукции: субъектами среднего предпринимательства на сумму 789 999 млн. тенге (57,5%), субъектами малого предпринимательства на сумму 375 098 млн. тенге (27,3%), индивидуальными предпринимателями – 189 991 млн. тенге (13,8%), крестьянскими хозяйствами – 19 844 млн. тенге (1,4%) Диаграмма 4. Выпуск продукции субъектами МБ
По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года выпуск продукции (в сопоставимых ценах) увеличился на 3,7%.
Динамика
выпуска продукции всеми
В региональном разрезе можно отметить города Алматы и Астаны, на долю которых выпуск продукции всеми субъектами МБ приходится 25% и 13% соответственно от общего количества выпускаемой продукции по Республике. В данных регионах выпуск продукции всеми субъектами МБ в январе-марте 2012 года составил 343 003 млн. и 178 718 млн. тенге соответственно.
Отраслевая структура малого бизнеса характеризуется преобладанием сферы торговли и услуг, в то время как промышленность, сельское хозяйство, транспорт и связь в большинстве случаев являются уделом крупного бизнеса.
Доля субъектов малого предпринимательства в общем объеме производства продукции (работ, услуг) по отдельным отраслям экономики приведена на Диаграмме 5.
Источник: "Социально-экономическое развитие Республики Казахстан (краткий статистический справочник)", Агентство РК по статистике, январь 2011 год.
Диаграмма 5. Доля СМП в общем объеме производствав 2011 г.
Сравнительно небольшая доля СМП в сфере услуг объясняется тем, что она включает в себя коммунальные услуги, которые как правило, предоставляются крупными предприятиями. В тоже время доля малых предприятий в сфере оказания услуг населению (рестораны, стоматологические клиники, прачечные, парикмахерские и пр.) значительно выше и достигает 70 – 80%.
Отраслевая
структура непосредственно
Источник: "Мониторингмалого бизнеса (Серия 18. Бизнес регистры)", Агентство РК по статистике, январь 2011 год
Диаграмма 6. Отраслевая структура малого бизнеса
В региональном разрезе малый бизнес преимущественно сконцентрирован в г. Алматы, Астана, Южно-Казахстанской, Алматинской и Восточно-Казахстанской областях (Диаграмма 7).
Диаграмма 7. Количество действующих СМП по регионам в 2011 г., в тыс.ед.
Наиболее
очевидной причиной подобного соотношения
(т.е. практически повсеместного
преобладания индивидуального
Однако, в городе Алматы наблюдается противоположная картина. Здесь функционирует наибольшее количество предприятий малого бизнеса, зарегистрированных в форме юридических лиц (30% от всех действующих предприятий малого бизнеса). Возможно, объяснение этому следует искать в постепенно формирующейся культуре потребления в мегаполисе, когда более высокий уровень достатка и существующая конкуренция между производителями позволяет потребителю выбирать товары и услуги, ориентируясь в первую очередь на качество, а не на низкую стоимость. Как правило, продукция предприятий – юридических лиц подлежит стандартизации, сертификации и подвергается как более тщательному внешнему контролю со стороны государства, так и внутрифирменному контролю, что гарантирует более высокое качество. В других областях, опираясь на данные статистики по среднедушевому доходу можно предположить, что потребитель вынужден отдавать предпочтение более доступной по цене продукции, производимой индивидуальными предпринимателями.
Помимо этого преобладание в других регионах предприятий малого бизнеса, зарегистрированных в форме индивидуальных предпринимателей, можно объяснить сложившейся экономической структурой производства в отдельных регионах. Так, например, Южно- и Восточно-Казахстанская области имеют четко выраженную сельскохозяйственную специализацию. При этом согласно действующему законодательству, все крестьянские хозяйства подлежат регистрации в форме индивидуальных предпринимателей, чем и объясняется их высокая доля в общем количестве малых предприятий, действующих в этих регионах.
Однако диаграмма 6 не в полной мере отражает реальную картину с развитием малого бизнеса, сложившуюся в регионах. Как известно одним из основных условий для развития малого бизнеса является наличие рынков сбыта. А так как, в Казахстане малые предприятия, в большинстве своем, нацелены на удовлетворение потребностей населения, то и рынки сбыта определяются количеством людей, проживающих в том или ином регионе и их платежеспособностью.
В региональном разрезе наибольший удельный вес в общем доходе от реализации продукции (товаров, услуг) в первом полугодии т.г. приходится на предприятия малого бизнеса г. Алматы (37,5%), г. Астаны - 8,8%, Восточно-Казахстанской области - 8,7%, на остальные области приходится от 2,1 до 6,1% общего объема дохода. В таблице 1 приведены показатели дохода по регионам Казахстана.
Таблица 1. Распределение регионов по доходу от реализации продукции (товаров, услуг) за первое полугодие 2012 г. продукции (товаров, услуг).
Регионы |
Области, города |
Удельный вес в общем доходе, в % |
1 |
2 |
3 |
Итого по РК |
100,0 | |
Центральный |
Акмолинская, Карагандинская |
8,1 |
Западный |
Актюбинская, Атырауская, Западно- Казахстанская, Мангистауская |
11,6 |
Восточный |
Алматинская, Восточно- Казахстанская |
14,0 |
Северный |
Костанайская, Павлодарская, Северо- Казахстанская |
13,3 |
Южный |
Жамбылская, Кызылординская, Южно- Казахстанская |
6,7 |
г. Астана |
г. Астана |
8,8 |
г. Алматы |
г. Алматы |
37,5 |
Одинаковая
структура малых предприятий
по видам деятельности на первое полугодие
2012 года в 5 областях Алматинской, Восточно-Казахстанской,
Жамбылской, Карагандинской и Павлодарской.
Те же четыре вида деятельности, но поменялись
местами «Строительство» и «
В 4 наиболее доходных вида деятельности малых предприятий так же входят:
-
«Транспорт и связь» - в Актюбинской
, Кызылординской и
- «Производство и распределение электроэнергии, газа, воды» - в Акмолинской области (4 место).
Таблица 2. Итоговый (интегральный) рейтинг регионов РК по уровню развития малого бизнеса по методике О. Сабдена.
Регионы- лидеры |
Регионы- лидеры |
Регины- аутсайдеры |
1 место- г. Алматы |
6 место- СКО |
11 место- ВКО |
2 место- г. Астана |
7 место- Актюбинская область |
12 место- Жамбылская область |
3 место- Акмолинская область |
8 место- Атырауская область |
13 место- Павлодарская область |
4 место- ЗКО |
9 место- Костанайская область |
14 место- Кызылординская область |
5 место- Алматинская область |
10 место- Мангистауская область |
15 место- ЮКО |
2.2 Меры финансовой поддержки субъектов МБ.
Комитетом развития предпринимательства совместно с Фондом развития предпринимательства «Даму» ведется реализация Программы «Дорожная карта бизнеса 2020» (далее - Программа), целью которой является обеспечение устойчивого и сбалансированного роста регионального предпринимательства в несырьевых секторах экономики, а также сохранение действующих и создание новых постоянных рабочих мест.
В ходе реализации
Программы с 2010 года по трем направлениям
к субсидированию было одобрено 1112
проектов на общую сумму 350 456,9 млн. тенге
(Диаграмма 8).
Диаграмма 8. Субсидирование в разрезе регионов
К регионам с наибольшим количеством одобренных проектов к субсидированию в рамках трех направлений Программы можно отнести: Карагандинскую, Актюбинскую, Павлодарскую, Алматинскую области и г.Алматы, на их долю приходится около 47,2 % проектов (525 проектов).
В Павлодарской области одобрено к субсидированию 125 проектов (11,2%) на общую сумму 33 032,3 млн. тенге. В Карагандинской области одобрено к субсидированию 124 проекта (11,1%) на общую сумму 36 077,8 млн. тенге. В Актюбинской области одобрено к субсидированию 103 проектов (9,8%) на общую сумму 19 448,1 млн. тенге. В г.Алматы одобрено к субсидированию 90 проектов (8 %) на общую сумму 47 424,2 млн. тенге. В Алматинской области одобрено к субсидированию 83 проекта (7,8 %) на общую сумму 45 614,5 млн. тенге.
Информация о работе Экономические и организационные основы малого и среднего бизнеса