Экономические и организационные основы малого и среднего бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является - показать насколько актуально предпринимательство в рыночной экономике, а также его роль и значение на сегодняшний день в Республике Казахстан.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть экономические и организационные основы бизнеса
2. Выявить экономические цели деятельности предприятия
3. Рассмотреть особенности, проблемы и принципы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства

Работа содержит 1 файл

Курсовая Аманбаевой Ботагоз.docx

— 493.00 Кб (Скачать)

Диаграмма 1. Динамика активных и зарегистрированных субъектов МБ

Количество  активных субъектов МБ по состоянию на 1 января составляет 843 126 единиц, их доля от общего количества зарегистрированных субъектов МБ составляет 61,3%. Это говорит о том, что остальные 38,7% неактивны, либо находятся на стадии банкротства.

По состоянию  на 1 января 2012 года по сравнению с аналогичным периодом  предыдущего года количество активных субъектов МБ увеличилось на 24,4%.

Структура активных субъектов МБ по организационно-правовым формам.

В структуре активных субъектов МБ по организационно-правовым формам преобладают субъекты, осуществляющие деятельность в форме физического лица – это индивидуальные предприниматели, количество которых по состоянию на 1 января 2012 года составляет 589 640 единиц или 69,9 % от общего количества активных субъектов МСБ по Республике (843 126). Количество КФХ составило 181 292 или 21,5%. Доля юридических лиц малого предпринимательства составляет 7,6% (64 407) (Диаграмма 2).

 Диаграмма 2. Структура активных субъектов МБ по организационно-правовым формам

        Наибольшее количество активных субъектов МБ сосредоточено в Южно-Казахстанской – 135 893 (16% от общего количества активных МБ), Алматинской – 111 293 (13,2%) областях и г.Алматы – 96 552 (11,5%), в том числе, если значительная часть активных ИП и КХ приходится на Южно-Казахстанскую (63 076 и 66 829 соответственно) и Алматинскую области (56 288 и 51 124 соответственно), то количество МБ приходится на города Алматы (16 251 и 2 058 соответственно) и Астаны (6 345 и 746 соответственно).

Наименьшее  количество активных субъектов МБ сосредоточено в Кызылординской – 21 888 (2,6%) и Северо-Казахстанской – 25 123 (2,9%) областях.

Численность занятых в МСБ.

Анализ численности  занятых в малом предпринимательстве  показывает также положительный  рост количества занятых с 1 610 054 человек в 2005 году до 1 882 340 человек в 2011 году, в том числе, если положительная тенденция роста численности занятых наблюдается в субъектах малого предпринимательства с 533 777 человек в 2005 году до 746 240 человек в 2010 году, то количество занятых в крестьянских хозяйствах снизилось с 504 655 человек в 2005 году до 425 541 человек в 2011 году (Диаграмма 3). 

Диаграмма 3. Численность занятых в МСБ

Численность занятых в МСБ по состоянию на 1 января 2012 года по республике составляет 2 664 306 человек,  в том числе юридических лиц малого предпринимательства 738 894 человек, индивидуальных предпринимателей 877 448 человек, крестьянских хозяйств  390 037 человек.

Доля занятых  в МБ от экономически активного населения (8 774 638 человек) составляет 30,4%.

По состоянию  на 1 января 2012 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года численность занятых в МБ увеличилось на 7,5%.

В региональном разрезе можно отметить наибольшую численность занятых:

в субъектах малого предпринимательства в г.Алматы (139 130 человек), Южно-Казахстанской (70 320 человек) и Восточно-Казахстанской (68 420 человек) областях;

        индивидуальных предпринимателей в г. Алматы (117 144 человек), Восточно-Казахстанской (92 805 человек), Южно-Казахстанской (75 761 человек), Алматинской (73 945 человек) областях;

в крестьянских хозяйствах в Южно-Казахстанской (135 263 человек), Алматинской (104 705 человек) и Жамбылской (46 266 человек) областях.

Выпуск продукции субъектами МБ.

Выпуск продукции  субъектами МБ в январе-марте 2012 года составил 1 374 932 млн. тенге. Доля активных субъектов среднего предпринимательства составляет 0,9% от общего количества активных субъектов МСБ по Республике, но выпуск продукции данными субъектами составляет более 50%, это больше, чем остальные вместе взятые. А именно выпущено продукции: субъектами среднего предпринимательства на сумму 789 999 млн. тенге (57,5%), субъектами малого предпринимательства на сумму 375 098 млн. тенге (27,3%), индивидуальными предпринимателями – 189 991 млн. тенге (13,8%), крестьянскими хозяйствами – 19 844 млн. тенге (1,4%) Диаграмма 4. Выпуск продукции субъектами МБ

По сравнению  с аналогичным периодом предыдущего  года выпуск продукции (в сопоставимых ценах) увеличился на 3,7%.

Динамика  выпуска продукции всеми субъектами малого предпринимательства показывает положительную тенденцию роста в 2 раза с 2006 года по 2011 год. Если в 2006 году выпуск продукции составлял 1 234 583 млн. тенге, то уже в 2011 году данный показатель составил 2 514 278 млн. тенге.

В региональном разрезе можно отметить города Алматы и Астаны, на долю которых выпуск продукции всеми субъектами МБ приходится 25% и 13% соответственно от общего количества выпускаемой продукции по Республике. В данных регионах выпуск продукции всеми субъектами МБ в январе-марте 2012 года составил 343 003 млн. и 178 718 млн. тенге соответственно.

Отраслевая  структура малого бизнеса характеризуется  преобладанием сферы торговли и  услуг, в то время как промышленность, сельское хозяйство, транспорт и  связь в большинстве случаев  являются уделом крупного бизнеса.

Доля субъектов  малого предпринимательства в общем  объеме производства продукции (работ, услуг) по отдельным отраслям экономики приведена на Диаграмме 5.

Источник: "Социально-экономическое  развитие Республики Казахстан (краткий  статистический справочник)", Агентство РК по статистике, январь 2011 год.

Диаграмма 5. Доля СМП в общем объеме производствав 2011 г.

Сравнительно  небольшая доля СМП в сфере  услуг объясняется тем, что она  включает в себя коммунальные услуги, которые как правило, предоставляются  крупными предприятиями. В тоже время  доля малых предприятий в сфере  оказания услуг населению (рестораны, стоматологические клиники, прачечные, парикмахерские и пр.) значительно  выше и достигает 70 – 80%.

Отраслевая  структура непосредственно внутри сектора малого бизнеса представлена на Диаграмме 6 .

Источник: "Мониторингмалого бизнеса (Серия 18. Бизнес регистры)", Агентство РК по статистике, январь 2011 год

Диаграмма 6. Отраслевая структура малого бизнеса

В региональном разрезе малый бизнес преимущественно  сконцентрирован в г. Алматы, Астана, Южно-Казахстанской, Алматинской и  Восточно-Казахстанской областях (Диаграмма 7).

Источник: "Мониторингмалого бизнеса (Серия 18. Бизнес регистры)", Агентство  РК по статистике, январь 2011 год

Диаграмма 7. Количество действующих СМП по регионам в 2011 г., в тыс.ед.

Наиболее  очевидной причиной подобного соотношения (т.е. практически повсеместного  преобладания индивидуального предпринимательства, включая крестьянские хозяйства, также  относящиеся к категории индивидуального  предпринимательства) можно считать  особенности отечественного законодательства, предусматривающего льготный режим  регистрации и налогообложения  для индивидуальных предпринимателей.

Однако, в городе Алматы наблюдается  противоположная картина. Здесь  функционирует наибольшее количество предприятий малого бизнеса, зарегистрированных в форме юридических лиц (30% от всех действующих предприятий малого бизнеса). Возможно, объяснение этому  следует искать в постепенно формирующейся  культуре потребления в мегаполисе, когда более высокий уровень достатка и существующая конкуренция между производителями позволяет потребителю выбирать товары и услуги, ориентируясь в первую очередь на качество, а не на низкую стоимость. Как правило, продукция предприятий – юридических лиц подлежит стандартизации, сертификации и подвергается как более тщательному внешнему контролю со стороны государства, так и внутрифирменному контролю, что гарантирует более высокое качество. В других областях, опираясь на данные статистики по среднедушевому доходу можно предположить, что потребитель вынужден отдавать предпочтение более доступной по цене продукции, производимой индивидуальными предпринимателями.

Помимо этого  преобладание в других регионах предприятий  малого бизнеса, зарегистрированных в  форме индивидуальных предпринимателей, можно объяснить сложившейся  экономической структурой производства в отдельных регионах. Так, например, Южно- и Восточно-Казахстанская области имеют четко выраженную сельскохозяйственную специализацию. При этом согласно действующему законодательству, все крестьянские хозяйства подлежат регистрации в форме индивидуальных предпринимателей, чем и объясняется их высокая доля в общем количестве малых предприятий, действующих в этих регионах.

Однако диаграмма 6 не в полной мере отражает реальную картину с развитием малого бизнеса, сложившуюся в регионах. Как известно одним из основных условий для развития малого бизнеса является наличие рынков сбыта. А так как, в Казахстане малые предприятия, в большинстве своем, нацелены на удовлетворение потребностей населения, то и рынки сбыта определяются количеством людей, проживающих в том или ином регионе и их платежеспособностью.

В региональном разрезе наибольший удельный вес  в общем доходе от реализации продукции (товаров, услуг) в первом полугодии  т.г. приходится на предприятия малого бизнеса г. Алматы (37,5%), г. Астаны - 8,8%, Восточно-Казахстанской области - 8,7%, на остальные области приходится от 2,1 до 6,1% общего объема дохода. В таблице 1 приведены показатели дохода по регионам Казахстана.

Таблица 1. Распределение регионов по доходу от реализации продукции (товаров, услуг) за первое полугодие 2012 г. продукции (товаров, услуг).

 

 

Регионы

Области, города

Удельный вес в общем доходе, в %

1

2

3

Итого по РК

 

100,0

Центральный

Акмолинская, Карагандинская

8,1

Западный

Актюбинская, Атырауская, Западно- Казахстанская, Мангистауская

11,6

Восточный

Алматинская, Восточно- Казахстанская

14,0

Северный

Костанайская, Павлодарская, Северо- Казахстанская

13,3

Южный

Жамбылская, Кызылординская, Южно- Казахстанская

6,7

г. Астана

г. Астана

8,8

г. Алматы

г. Алматы

37,5


 

Одинаковая  структура малых предприятий  по видам деятельности на первое полугодие 2012 года в 5 областях Алматинской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской, Карагандинской и Павлодарской. Те же четыре вида деятельности, но поменялись местами «Строительство» и «Промышленность» - в Западно-Казахстанской области, в г. Алматы - «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям» - второй по доходам  вид деятельности и только затем  следуют «Строительство» и «Промышленность». «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» второй по объемам доходов вид деятельности в Северо-Казахстанской и третий — в Костанайской области.

В 4 наиболее доходных вида деятельности малых предприятий так же входят:

- «Транспорт и связь» - в Актюбинской  , Кызылординской и Мангистауской  (во всех случаях - 4 место);

- «Производство и распределение  электроэнергии, газа, воды» - в Акмолинской  области (4 место).

Таблица 2. Итоговый (интегральный) рейтинг регионов РК по уровню развития малого бизнеса по методике О. Сабдена.

Регионы- лидеры

Регионы- лидеры

Регины- аутсайдеры

1 место- г. Алматы

6 место- СКО

11 место- ВКО

2 место- г. Астана

7 место- Актюбинская область

12 место- Жамбылская область

3 место- Акмолинская область

8 место- Атырауская область

13 место- Павлодарская область

4 место- ЗКО

9 место- Костанайская область

14 место- Кызылординская область

5 место- Алматинская область

10 место- Мангистауская область

15 место- ЮКО


 

2.2 Меры финансовой поддержки субъектов МБ.

Комитетом развития предпринимательства совместно  с Фондом развития предпринимательства «Даму» ведется реализация Программы «Дорожная карта бизнеса 2020» (далее - Программа), целью которой является обеспечение устойчивого и сбалансированного роста регионального предпринимательства в несырьевых секторах экономики, а также сохранение действующих и создание новых постоянных рабочих мест.

В ходе реализации Программы с 2010 года по трем направлениям  
к субсидированию было одобрено 1112  проектов на общую сумму 350 456,9  млн. тенге (Диаграмма 8).

  • по 1 направлению одобрено 842 предприятия на общую сумму кредитов  155 159,5 млн. тенге, подписано 520 договоров субсидирования;
  • по 2 направлению – 189 предприятий на общую сумму кредитов 143 221,4 млн. тенге, подписано 129 договоров субсидирования;
  • по 3 направлению – 81 предприятие на общую сумму кредитов 52 076,0 млн. тенге, подписано 47 договоров субсидирования.

 

 Диаграмма 8. Субсидирование в разрезе регионов

К регионам с наибольшим количеством одобренных проектов к субсидированию в рамках трех направлений Программы можно  отнести: Карагандинскую, Актюбинскую, Павлодарскую, Алматинскую области и г.Алматы, на их долю приходится около 47,2 % проектов (525 проектов).

В Павлодарской области одобрено к субсидированию 125 проектов  (11,2%) на общую сумму 33 032,3 млн. тенге. В Карагандинской области одобрено к субсидированию 124 проекта (11,1%) на общую сумму 36 077,8  млн. тенге. В Актюбинской области одобрено к субсидированию 103 проектов (9,8%) на общую сумму 19 448,1 млн. тенге. В г.Алматы одобрено к субсидированию 90 проектов (8 %) на общую сумму 47 424,2  млн. тенге. В Алматинской области одобрено к субсидированию 83 проекта (7,8 %) на общую сумму 45 614,5  млн. тенге.

Информация о работе Экономические и организационные основы малого и среднего бизнеса