Экономические и организационные основы малого и среднего бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является - показать насколько актуально предпринимательство в рыночной экономике, а также его роль и значение на сегодняшний день в Республике Казахстан.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть экономические и организационные основы бизнеса
2. Выявить экономические цели деятельности предприятия
3. Рассмотреть особенности, проблемы и принципы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства

Работа содержит 1 файл

Курсовая Аманбаевой Ботагоз.docx

— 493.00 Кб (Скачать)

                                                    Введение

В последние  годы в Казахстане получило динамичное развитие предпринимательство, которое  представляет собой инициативную, самостоятельную, осуществляемую от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность  деятельность физических лиц, направленных на получение прибыли. Предпринимательство  в сегодняшнем Казахстане, хотя и  испытывает значительные трудности, - уже свершившийся факт. Оно защищено законом и будет развиваться. Актуальность выбранной темы очевидна, ибо рыночной экономики без предпринимательства  не бывает. И хотя оно у нас  находится в зачаточном состоянии, сомнений в том, что бизнес будет  ведущей сферой общественного производства, нет. Интерес к бизнесу естествен  и оправдан. На наших глазах создаётся  новая экономическая основа общества, появляются люди, стремящиеся сделать  собственное дело, желающие не приспосабливаться  к новым условиям, а жить в них, проявлять инициативу, выражать себя в свободной трудовой деятельности. Этому способствует демократизация общества и хозяйственной деятельности. Переход к рыночной экономике  требует радикальных преобразований структуры производства, направленных на преодоление монополизма и  развития конкуренции. Решение этой задачи невозможно, как подтверждает мировой опыт, без развития предпринимательства, основанного на различных формах собственности. Сегодня многие стали  понимать, что именно предпринимательство  двигает развитие производства, рынка, а значит, и общества в целом. Страна процветает благодаря предпринимателям, а предприниматели - благодаря поддержке  своих государств.

В римском  праве «предпринимательство» рассматривалось  как занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая. Под предпринимателем понимался арендатор, человек, ведущий  общественное строительство. В средние  века понятие «предприниматель»  употреблялось в нескольких смыслах. Прежде всего, к ним относили лиц, занимавшихся внешней торговлей. Один из первых примеров такого предпринимательства  дает Марко Поло, путешественник, стоявший у истоков развития торговли между Европой и Китаем. Отправляясь в путешествие торговец (предприниматель) подписывал контракт с купцом (банком) на продажу товаров. Хотя во время такого путешествия на долю предпринимателя выпадали различные физические и моральные испытания по его окончании он был вынужден 75% своей прибыли отдавать купцу (банку). К предпринимателям также относили организаторов парадов, балаганов и представлений. Кроме того, это понятие использовалось применительно к руководителям крупных производственных и строительных проектов. Глава такого проекта ничем ни рисковал - он всего лишь руководил всеми работами по его организации, используя предоставленные ему финансовые, материальные и торговые ресурсы.

Понятие «предпринимательского  риска» получает свое развитие в 17 веке, когда предпринимателем стали называть человека, заключившего с государством контракт на выполнение работ или  на поставку определенной продукции. Поскольку  стоимость контракта была ранее  оговорена, размеры прибылей или  убытков определяла удачливость  самих предпринимателей.

В экономической  литературе понятие «предприниматель»  впервые появилось во Всеобщем словаре  коммерции, изданном в Париже в 1723г., где под ним понимался человек, берущий на себя «обязательство по производству или строительству  объекта».

В качестве научного термина понятие «предприниматель»  появилось в работах известного английского экономиста начала 18 века Ричарда Кантильона. Он разработал первую концепцию предпринимательства, а под предпринимателем понимал  человека, действующего в условиях риска, в связи с тем, что торговцы, фермеры, ремесленники и прочие мелкие собственники покупают по определенной цене, а продают по неизвестной.

Француз К. Бодо пошел дальше Р. Кантильона. Он отмечает, что предприниматель должен обладать определенным интеллектом, т. е. различной  информацией и знаниями. Другой французский  экономист Тюрго считал, что предприниматель  должен обладать не только определенной информацией, но и капиталом. Он отмечал, что капитал служит основой всей экономики, прибыль - цель успеха предпринимателя, основа развития производства. А. Маршалл и его последователи большое внимание уделяли организаторской функции предпринимателя и считали, что не каждый желающий может быть предпринимателем, выделяя предпринимательские способности.

Любая нация  гордится плодами деятельности своих  предпринимателей. Но любая нация  и каждый ее отдельный представитель  гордятся и своей причастностью  к воплощению какой-либо конкретной предпринимательской идеи. Предпринимательство  как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального  и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную  почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.

В Республике Казахстан интенсивно создаются  все предпосылки развития предпринимательской  деятельности, в частности, осуществлена большая работа по приватизации собственности, благодаря которой создается  прочная экономическая основа для  развития предпринимательства. В Республике Казахстан применяются широкомасштабные меры по государственной поддержке  предпринимательства, малого и среднего бизнеса.

Я хочу отразить в своей работе сущность предпринимательства, его преимущества и недостатки, современное  состояние и тенденции развития.

Актуальность  курсовой работы заключается в том, что осуществляемые, в нашей стране экономические реформы при всей их непоследовательности и противоречивости явились условием становления и  развития малого предпринимательства, которое решает основные функции, присущие вообще предпринимательской деятельности. Как показывает опыт развитых стран, малое предпринимательство играет весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический  рост, на ускорение научно - технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, т. е. Решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты. Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом. Наши ежегодные планы должны соответствовать долгосрочным приоритетам. Более того, система мониторинга должна давать ответ на вопрос - насколько мы продвинулись в достижении поставленных целей. Поэтому нам необходима система стратегического планирования и стратегического контроля, подотчетности и ответственности. Главное условие нашего устойчивого движения вперед - это сплоченность нашего общества в достижении поставленных целей, консолидация всех слоев и групп населения вокруг стратегии, направленной на решение общих задач. Это станет реальным, если в ней мы будем способны правильно учитывать потребности общества и различных групп населения, верно определять приоритеты и обеспечивать их реализацию. Это надо делать в сотрудничестве государства с отдельными группами населения и частным сектором. (Послание Президента «Казахстан - 2030»)

Целью данной работы является - показать насколько  актуально предпринимательство  в рыночной экономике, а также  его роль и значение на сегодняшний  день в Республике Казахстан.

Задачи курсовой работы:

1. Рассмотреть  экономические и организационные  основы бизнеса

2. Выявить  экономические цели деятельности  предприятия

3. Рассмотреть  особенности, проблемы и принципы  государственной поддержки малого  и среднего предпринимательства

Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

 

Глава 1. Экономические и  организационные основы малого и  среднего бизнеса

1.1Сущность, функции и роль предпринимательства

По мере того, как развивалось производство, люди сталкивались с теми или иными  экономическими проблемами. История  предпринимательства начинается уже  со средних веков. Уже в то время  купцы, торговцы, ремесленники представляли собой начинающих предпринимателей. История развития предпринимательства  является одновременно историей развития отношений обмена, общественного  разделения труда и в целом  рыночных отношений. Все эти проблемы неразрывно связаны, более того, одна становится условием развития другой, развитие одной означает развитие других. Предпринимательство (бизнес) характеризует  деловые отношения между людьми, а конкретнее, между участниками  дела. Человек, который занимается каким-то делом, является деловым человеком, бизнесменом. Под делом понимается не всякое дело, чем может заниматься человек, а его экономическая  деятельность. Бизнес представляет собой  хозяйственную деятельность, при  которой производятся материальные блага и оказываются услуги. Бизнесмен  при осуществлении дела преследует чисто эгоистический интерес - получение  прибыли. Мы с уверенностью можем  сказать, что бизнес есть экономическая  деятельность человека, нацеленная на получение прибыли, выгоды посредством  производства материальных благ или  услуг. Одной из наиболее существенных черт рыночной системы является предпринимательство. Предприниматели постоянно генерируют новые идеи в производстве, обслуживании населения, создают новые товары. Они концентрируют энергию других и направляют ее на реализацию общей  цели.

Предприниматели - это люди в деловом мире, умеющие  увидеть коммерческие возможности, способные получить необходимый  капитал, знающие, как провести соответствующую  операцию и готовые идти на риск, принимая на себя ответственность как  за успех, так и за провал. Предпринимательство - это любое самостоятельное дело, приносящее доход. Предпринимательство реализуется в конкретной социально-экономической среде на макроуровне, и оно не может не учитывать ее, поскольку и исходит из этой среды, и приспосабливается к ней. В конечном итоге предпринимательство является продуктом этой среды.

Экономическая активность представляет собой форму  участия индивида в общественном производстве и способ получения  финансовых средств для обеспечения  жизнедеятельности его самого и  членов его семьи. Такой формой участия  индивида в общественном производстве является одна общественная функциональная обязанность или их комбинация, когда  он выступает в качестве:

* собственника  каких-либо объектов, недвижимости  и т. д., приносящих ему постоянный  и гарантированный доход (собственник  предприятия или дома, сдаваемого  в аренду, и т. д.);

* наемного  работника, продающего свою рабочую  силу (токарь на заводе, учитель  в школе и т. д.);

* индивидуального  производителя ("свободный"  художник, живущий на доходы от  реализации своих произведений, или водитель, использующий автомобиль  в качестве такси и живущий  на доходы от такой деятельности, и т. д.);

* государственного  или муниципального служащего;

* менеджера  (управляющий чужим предприятием);

* пенсионера (пассивная форма участия в  общественном производстве как  следствие прошлой активности);

* учащегося  или студента (как подготовительный  этап к участию в будущем  общественном производстве в  какой-либо конкретной форме);

* безработного (как вынужденная форма неучастия  или приостановки участия в  общественном производстве);

* занятого  оборонно-охранной деятельностью  (армия, милиция, госбезопасность);

* вовлеченного  в экономически преступную деятельность (рэкет, воровство и др.).

Основным  субъектом предпринимательской  активности выступает предприниматель. Однако предприниматель- не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом, а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника. И потребитель и государство также относятся к категории субъектов предпринимательской активности, как и наемный работник (если, конечно, предприниматель работает не в одиночку), и партнеры по бизнесу (если производство не носит изолированного от общественных связей характера). Во взаимоотношениях предпринимателя и потребителя предприниматель относится к категории активного субъекта, а потребителю свойственна прежде всего пассивная роль. При анализе стороны этих взаимоотношений потребитель выполняет роль индикатора предпринимательского процесса. Это понятно, поэтому все то, что составляет предмет деятельности предпринимателя, имеет право на реализацию только в случае позитивной (положительной) экспертной оценки потребителя. Такая оценка осуществляется потребителем и выступает как готовность последнего приобрести тот или иной товар. Предприниматель, при планировании и организации своей деятельности никоим образом не может игнорировать настроения, желания, интересы, ожидания, оценки потребителя. Таким образом, целью предпринимателя выступает необходимость "завоевать' потребителя, создать круг собственных потребителей.

Основными средствами воздействия предпринимателя на потребителя выступают следующие  факторы:

* новизна  товара и его соответствие  интересу потребителя;

Информация о работе Экономические и организационные основы малого и среднего бизнеса