Экономическая теория

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 11:01, контрольная работа

Описание работы

Закон убывающей доходности — экономический закон, гласящий, что сверх определённых значений факторов производства (земля, труд, капитал) увеличение одного из этих факторов не обеспечивает эквивалентный прирост дохода, то есть доход растёт медленнее, чем фактор.
Закон убывающей доходности определяет взаимосвязи между затратами в производстве и выпуском продукции. Иначе говоря, закон убывающей доходности отражает связь между выпуском дополнительной продукции и изменением одного фактора производства при неизменном объёме других факторов.

Содержание

Задание 1. Закон убывающей доходности: сущность, условия действия, практическое применение.
Задание 2. В таблице 1 приведены данные о величине предельного продукта в денежном выражении ( MRP L ) для отдельной фирмы.
Задание 3. Что такое явные и вмененные издержки фирмы? В чем различие между бухгалтерской и экономической прибылью?
Задание 4. Заполните таблицу спроса на труд для фирмы, нанимающей труд в условиях совершенной конкуренции и реализующей продукцию на конкурентом рынке.
Задание 5.Рынок совершенной конкуренции и его характерные черты.
Задание 6. Определить реальную ставку процента, при условии, что уровень инфляции составляет 7 %, а номинальная ставка процента 14 %.
Задание 7. Внешние эффекты (экстерналии) и методы их регулирования.
Задание 8.

Работа содержит 1 файл

экономическая теория.docx

— 76.86 Кб (Скачать)

     Рыночная  конкуренция, то есть наличие большого числа независимых продавцов  и покупателей, обладающих свободой войти или покинуть рынок, ограничивает разрушительную и сохраняет созидательную  силу личного интереса, личной выгоды. Тем самым конкуренция выступает  как главная регулирующая система  в рыночной экономике. Чем выше конкуренция, тем лучше потребителям – гражданам  страны. Условия, в которых протекает  рыночная конкуренция, как и ряд  других процессов, обычно называют рыночной структурой. Она характеризуется  рядом черт: числом и размером фирм, типом предлагаемого продукта, степенью контроля над ценами, условиями входа  в отрасль и выхода из нее, доступностью информации. Понятие «рыночная структура» шире категории «рынок». Оно фактически охватывает многие моменты рыночной организации всего национального  хозяйства, и его нельзя сводить  к рынку в его обыкновенной трактовке. Несмотря на многообразие рыночных структур, обычно выделяют следующие  четыре их типа (модели рынка): совершенная  конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.

     Совершенная конкуренция позволяет построить  некую идеальную модель функционирования экономики, но обнаружить совпадение всех необходимых условий, как мы поняли, возможно, лишь в очень редких случаях. Поэтому большинство рынков работает именно в условиях несовершенной  конкуренции.

     В условиях рыночной структуры чистой конкуренции размеры доли фирмы  в объеме выпуска и продажах товаров  не превышают 1%. При монополистической  конкуренции на фирму приходится от 1 до 10% продаж на рынке в течение  года. Если на фирму приходится свыше 10% объема продаж, то она действует  в структуре олигополии. Порог  опасной монополизации соответствует 60-64% объема продаж на 1 фирму.

Задание 6. Определить реальную ставку процента, при условии, что уровень инфляции составляет 7 %, а номинальная ставка процента 14 %.

Реальный процент = номинальный процент - процент уровня инфляции

следовательно:

14-7=7%

Ответ: реальная ставка процента составляет 7 %. 

Задание 7. Внешние эффекты (экстерналии) и методы их регулирования.

     В современной экономической теории под внешними эффектами (экстерналиями, от англ. external - внешний) понимается не отраженное в ценах воздействие определенной деятельности на благосостояние третьих лиц, не являющихся субъектами этой деятельности.

     Попытка исследования внешних эффектов впервые  была предпринята в рамках экономической  теории благосостояния, возникновение  которой относится к началу XX века и связано с именами В. Парето и А. Пигу.

     Неспособность рынка устранять внешние эффекты (экстерналии, эффекты перелива) —  предмет теоретических дискуссий. Сточки зрения интересов общества, появление внешних эффектов ведет  к подрыву эффективной работы рыночной экономики, которая часто  производит либо слишком много, либо слишком мало некоторых благ. В  случае положительных внешних эффектов возникает ситуация, когда чья-то деятельность приносит выгоду субъектам, которые за эту выгоду не платили. Это означает, что социальная выгода от блата превышает его частную  выгоду. При наличии положительного внешнего эффекта экономическое  благо будет продаваться и покупаться в меньшем объеме, т. е. имеет место недопроизводство товаров и услуг. Отрицательные внешние эффекты возникают, если отдельным субъектам навязываются некомпенсируемые издержки. И социальные издержки, т. е. издержки всего общества для производства данного блага, превышают частные издержки, т.е. издержки тех, кто его производит. При наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем, по сравнению с эффективным, объеме, т. е. имеет место перепроизводство товаров и услуг. Для того чтобы сократить перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффекта - ми и восполнить недопроизводство товаров и услуг с положи- тельными внешними эффектами, необходимо государственное вмешательство. Как было выяснено выше, непосредственно государством и регулируются внешние эффекты либо с помощью налогов, штрафов, мер запретительного характера (отрицательные внешние эффекты), либо за счет субсидий, дотаций (положительные внешние эффекты). Однако большая часть проблем, связанных с внешними эффектами, может быть урегулирована без вмешательства государства при следующих условиях: государство четко определяет права собственности на экономические ресурсы (право контролировать экономические ресурсы, распределять возникающие при их эксплуатации выгоды и потери); число участников рыночной сделки должно быть невелико; транзакционные издержки (связанные со сбором информации, определением партнеров по сделке, с заключением контрактов, с определением прав собственности и их защитой) должны быть пренебрежительно малы.

     Если  эти условия соблюдаются, то внешние  эффекты не требуют государственного вмешательства. Здесь срабатывает  принцип, получивший название теоремы  Рональда Коуза: если права собственности четко определены, число участников сделки невелико, транзакционные издержки близки к нулю, то проблема внешних эффектов может быть решена без участия государства на основе добровольного соглашения сторон путем переговоров. В таких обстоятельствах роль государства должна сводиться к поощрению соглашения между заинтересованными лицами и группами. Задача государства состоит в том, чтобы четко распределить и защитить права собственности рыночных агентов. Право собственности позволяет установить цену побочного результата и сведает тем самым альтернативные издержки для обеих сторон. Предположим, что две компании — рыболовецкая и мясокомбинат — ориентированы в своей деятельности на использование одного и того же водоема. Первая — для ловли рыбы, вторая — для выбросов органических отходов. Эти варианты использования водоема исключают друг друга. Как же в этом случае будет решаться проблема внешних эффектов по теореме Коуза? Если права собственности на использование водоема принадлежат рыболовецкой компании, то у мясокомбината возникают альтернативные издержки, связанные с необходимостью новых способов утилизации отходов, если собственник запретит использовать водоем. С другой стороны, рыболовецкая компания тоже сталкивается с альтернативными издержками — в случае запрета доступа мясокомбината к использованию водоема она лишается дополнительных доходов в виде выплачиваемых мясокомбинатом компенсаций за его загрязнение. Если же права собственности принадлежат мясокомбинату, то альтернативные издержки возникают вновь и у обеих сторон. Рыболовецкая компания может арендовать у мясокомбината водоем на выгодных для него условиях, но с оговоркой о прекращении сбросов. Другая альтернатива у этой компании — осуществлять рыбную ловлю в загрязненном водоеме, жертвуя качеством и объемами производства своего продукта. У мясокомбината возникают издержки упущенной выгоды, связанные с потерей арендной платы, выплачиваемой рыболовецкой компанией, в случае если он продолжает использовать водоем для сброса отходов. Таким образом, у обеих сторон есть стимул договориться о приемлемом для них решении.

     Итак, четкое распределение прав Собственности  среди хозяйствующих субъектов  должно приводить к тому, что любые  внешние эффекты превратятся  во внутренние. Внешние же эффекты проявятся только там, где права собственности размыты (например, при использовании таких ресурсов как воздух, ресурсы мирового океана и т. п.). Если права собственности четко определены, то предполагается, что рынок способен сам, без участия государства,   устранить внешние эффекты: заинтересованные стороны смогут самостоятельно прийти к наиболее рациональному решению, поскольку экстерналии носят не односторонний, а обоюдный характер. И обе стороны — источник и получатель экстерналии — могут прийти к взаимоприемлемой договоренности о том, как распределить между собой дополнительные издержки или выгоды (в случае положительных эффектов перелива). Однако на практике такие договоренности возможны крайне редко. Допустим, химическая компания загрязняет атмосферу выбросами вредных веществ, при этом отрицательные экстерналии возникают в отношении населения ближайших населенных пунктов. Теоретически соглашение между ними возможны, в реальности же требуется государственное вмешательство, которое запретило бы вредные выбросы и наложило бы штраф на компании. Подобные примеры показывают, что в большинстве случаев рынок внешние эффекты устранить не может. 
 
 
 
 

Задание 8.

Объем

продукции,

шт. *

     Цена, руб.      TFC      TVC
     0      -      45      0
     5      80      45      20
     15      72      45      30
     30      64      45      40
     50      56      45      50
     75      48      45      60
     95      36      45      70
     110      24      45      80
     120      16      45      90
     125      8      45      100

     а) Рассчитайте для каждого объема производства:

          - валовые издержки (TC);

          - предельные издержки (MC);

          - средние общие (валовые) издержки (ATC);

          - средние постоянные издержки (AFC);

          - средние переменные издержки (AVC).

         Заполните таблицу

                        
 
 

       Таблица – Динамика издержек  фирмы

Объем продукции, шт. TFC TVC TC MC ATC AFC AVC
     0 45 0 45 - - - -
     5 45 20 65 20 13 9 4
     15 45 30 75 10 5 3 2
     30 45 40 85 10 2,83 1,5 1,33
     50 45 50 95 10 1,9 0,9 1
     75 45 60 105 10 1,4 0,6 0,8
     95 45 70 115 10 1,21 0,47 0,74
     110 45 80 125 10 1,14 0,41 0,73
     120 45 90 135 10 1,13 0,38 0,75
     125 45 100 145 10 1,16 0,36 0,8

     Расчеты для заполнения таблицы велись по следующим формулам: 
 
 
 
 

     б) Изобразите на одном графике кривые средних постоянных, средних переменных, средних общих и предельных издержек, обозначив объем продукции на оси  х, издержки – на оси  у. Проанализируйте поведение издержек.

     

     Судя  по графику предельные издержки не зависят от объема производства, при увеличении объема свыше 5 штук. Средние постоянные издержки при увеличении объема выпуска изделий уменьшаются и стремятся к нулю. Средние переменные и общие издержки сперва уменьшаются при увеличении объема выпуска изделий, но при выпуске свыше 120 изделий начинают снова увеличиваться.

     в) Рассчитайте для каждого объема продукции:

          - валовый доход (TR);

          - предельный доход  (MR);

          - прибыль (убытки).

         Заполните таблицу. 
 
 
 
 

     Таблица  – Расчет прибыли от реализации

Объем

продукции,

штук

Цена за единицу, руб. Валовой

доход, руб.

Предельный

доход, руб.

Валовые

издержки,

руб.

Прибыль(+),

убытки (-),

руб.

0 - - - 45 -45
5 80 400 80 65 335
15 72 1080 72 75 1005
30 64 1920 64 85 1835
50 56 2800 56 95 2705
75 48 3600 48 105 3495
95 36 3420 36 115 3305
110 24 2640 24 125 2515
120 16 1920 16 135 1785
125 8 1000 8 145 855

Информация о работе Экономическая теория