Экономическая сущность прав человека и социальная защита населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 11:02, курсовая работа

Описание работы

Экономическая сущность прав населения и социальная политика – как часть экономической теории появились в начале 20 века, когда права человека и гражданина возвысились над интересами государства, когда возникла острая необходимость реализации этих прав. Большинство людей в своей жизни подпадают под социальную защиту государства, считая это своими неотъемлемыми правами. Однако так было далеко не всегда.

Содержание

Введение


1. Экономическая сущность прав человека и социальная политика

2. Социальная защита населения

3. Социальная справедливость. Система социальной защиты и ее развитие

4. Социальная защита населения в Российской Федерации: экономическая и правовая сущность

Заключение

Использованная литература

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по экономической теории на тему.docx

— 42.66 Кб (Скачать)

Система социальной защиты, или программы  предоставления пособий  лицам с низкими  доходами, — это  система программ вэлфера, призванных обеспечивать бедных пособиями в размерах, зависящих от степени их бедности. 

Как ясно из названия, программы  системы социальной защиты существуют для  защиты тех, кто по той или иной причине  не зарабатывает в  условиях рыночной экономики  достаточно для поддержания  определенного уровня жизни, нормативы которого устанавливаются данными программами. 

Система социальной защиты включает АFDC, программы дополнительных доходов из системы социального обеспечения, предоставление государственного жилья и талонов на продовольствие, а также Медикейд и некоторые другие программы. О том, социальная зашита населения в США очень успешна и речи нет. Как же осуществляется социальная защита в Российской Федерации? Этот вопрос, будет рассмотрен в следующей главе. 
 
 
 

4. Социальная защита  населения в Российской  Федерации: экономическая  и правовая сущность. 
 
 

Всеобщая  декларация прав человека 1948 г.[10] в ст. 22 провозгласила, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение. Это право по своему характеру должно позволять обеспечивать с учетом имеющихся у общества материальных возможностей достойное существование человека при наступлении таких жизненных ситуаций, когда он не в состоянии получать источник дохода в обмен на затраченный труд. Не случайно, поэтому ст. 25 названной декларации связывает реализацию права каждого человека на достойный жизненный уровень не только в период, когда человек трудится, но и в случаях безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иных случаев утраты средств к существованию по независящим от гражданина обстоятельствам. 

Статья 39 Конституции Российской Федерации[11] закрепляет: «1. Каждому гарантируется  социальное обеспечение  по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для  воспитания детей  и в иных случаях, установленных законом. 2. Государственные  пенсии и социальные пособия устанавливаются  законом». Подобная же нормы содержатся в ст. 46 Конституции Республики Татарстан: «Граждане Республики Татарстан имеют право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, при рождении ребенка и достижении им установленного законом возраста, в случае потери кормильца, а также по другим основаниям и в размерах предусмотренных законами. 

Содержание  данной статьи конкретизирует конституционное  положение о том, что Россия - социальное государство. В котором  социальное обеспечение - это участие общества в содержании тех  своих членов, которые  из-за нетрудоспособности либо некоторых других не зависящих от них причин не имеют достаточных средств к существованию. 

Социальное  обеспечение, как  это уже отмечалось выше, в государственно организованном обществе - это область сплетения  жизненно важных интересов  граждан, отношений  собственности и  распределения, правовых приемов и способов их регулирования, социальной политики государства  и социально-экономических  прав человека. 

Конституция признает право каждого  гражданина на социальное обеспечение и  одновременно возлагает  на государство обязанность  создавать все  необходимые условия  для беспрепятственного осуществления этого  права. Закрепление  в Конституции  гарантий социального  обеспечения является устойчивой традицией  Российского государства  и соответствует  положениям международно-правовых актов: Всеобщей декларации прав человека (ст. 22 и 25); Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (ст. 9, ч. 1 - 3 ст. 10); Конвенции о правах ребенка (ч. 1 ст. 26)[12]. 

Часть 1 ст. 39 Конституции  РФ перечисляет условия, наступление которых  является основанием для социального  обеспечения. Это  и определенные периоды  в жизни человека, связанные с возрастом, и состояние здоровья либо трудоспособности (болезнь, инвалидность), и  выполнение либо невозможность  дальнейшего выполнения семейных обязанностей (воспитание детей, потеря кормильца). Данный перечень не является исчерпывающим, поскольку социальное обеспечение может  предоставляться  и в иных случаях, установленных законом. К ним, в частности, относятся пребывание в отпусках по беременности и родам и по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет, приобретение статуса  безработного и др. 

Объективные основания социального  обеспечения при  всем их различии воздействуют на способность человека к труду в направлении  ее временного или  постоянного ограничения  или полной утраты. Именно они предопределяют потребность определенного  числа людей в получении от общества источника средств к существованию в обмен на новый затраченный труд; потребность в профилактико-оздоровительных мероприятиях для трудоспособных членов общества с целью нормального воспроизводства рабочей силы и охраны их здоровья и т.д. Любая из этих потребностей может быть реализована, если она будет признана обществом социально значимой, то есть, закреплена в законе. Игнорирование обществом этих потребностей не замедлит сказаться на его нормальном функционировании. Другое дело, что и степень признания, и степень игнорирования перечисленных потребностей связана с экономическим базисом общества. Вызвано это тем, что по своей экономической природе социальное обеспечение прямо или косвенно связано с распределительными и перераспределительными отношениями общества. 

Нужно отметить, что в  современном обществе социальное обеспечение  перестало выступать  в виде доброхотства, облагодетельствования, предоставляемого более обеспеченными слоями общества его менее обеспеченным категориям граждан. Оно также не может рассматриваться в качестве права-привилегии отдельных слоев общества. Социальное обеспечение как особый социальный институт современного государства является показателем социальной уверенности, социальной гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков. С учетом изложенного социальное обеспечение принято определять как форму распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, инвалидов, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе или за счет ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных в законе. 

Также в ст. 39 Конституции  РФ говорится лишь о денежной форме  социального обеспечения - о государственных  пенсиях и социальных пособиях. Однако в  необходимых случаях  денежные выплаты  могут заменяться либо дополняться  натуральными формами  социального обеспечения - содержанием в  домах-интернатах для  престарелых и  инвалидов, в детских  домах, интернатах для  детей, лишенных попечения  родителей, социальным обслуживанием на дому и др. 

Конституция РФ закрепляет важное правило о том, что государственные  пенсии и социальные пособия устанавливаются  законом. Наличие  соответствующих  федеральных законов  является необходимой  гарантией реализации конституционного права на социальное обеспечение. Такая государственная периодическая денежная выплата, как трудовая пенсия, устанавливается в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью и подразделяется на несколько видов: пенсию по старости (по возрасту), по инвалидности, по случаю потери кормильца и за выслугу лет. Общий пенсионный возраст составляет для мужчин 60, а для женщин - 55 лет. Однако в связи с особыми условиями труда и по ряду других оснований пенсии назначаются и с более раннего возраста. Нетрудоспособным гражданам, не имеющим права на трудовую пенсию, может быть назначена социальная пенсия[13]. 

Переход к рынку, ухудшение  условий жизни  значительной части  населения страны, в особенности  безработных, пенсионеров, семей с детьми, выявили неспособность  прежней системы  социального обеспечения  гарантировать каждому  человеку достойный  жизненный уровень. Это потребовало  ее реформирования и  практически полного  обновления прежнего советского законодательства в области социального  обеспечения. 

Законодательство  в настоящее время  регулирует предоставление гражданам пенсий по возрасту, пенсий за выслугу лет, пенсий по инвалидности, пенсий по случаю потери кормильца  и социальных пенсий, пособий по безработице, пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам, шесть разновидностей пособий на детей, систему пособий и компенсационных выплат при наступлении различных жизненных ситуаций (пособия неработающим трудоспособным гражданам, осуществляющим уход за инвалидом первой группы, а также за ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, социальное пособие на погребение, различные пособия и компенсационные выплаты гражданам, пострадавшим от радиации и т.п., и более ста видов льгот и услуг. 

В законодательстве, принятом в этой области  на федеральном уровне с 1990 г. по настоящее  время, нашли свое правовое закрепление  следующие положения: всеобщность социального  обеспечения, достигнутая  путем расширения круга получателей  пенсий, пособий, услуг  и появления новых  видов социального  обеспечения в  ответ на возникновение  новых социальных рисков (например, социальных пенсий, пособия по безработице, компенсационных  выплат лицам, подвергшимся нацистским преследованиям, ежемесячных пособий  ВИЧ-инфицированным, пособий пострадавшим от воздействия радиации и т.д.); применение дифференцированного подхода в обеспечении различных социально-демографических групп и слоев населения; использование комплексных мер по социальной защите населения; стремление государства зафиксировать размер социальных выплат с учетом минимального потребительского бюджета; демократизация, во многих случаях, условий назначения и получения социальных выплат; предоставление возможности судебной защиты прав человека в этой области[14]. 

Важной  положительной чертой Российского законодательства в этой области  является принцип  многообразия и всесторонности социальной защиты населения. Суть его состоит  в том, что гражданин, имеющий право  на социальную защиту, может получать одновременно различные виды социального  обеспечения. 

Ведущими  организационно-правовыми  формами социального  обеспечения в  настоящее время  выступают социальное страхование и  национальная система  социального обеспечения, финансируемая в  основном за счет налогов. Главная особенность  нынешнего социального  страхования состоит  в том, что впервые  в нашей стране созданы Пенсионный фонд Российской Федерации, Государственный  фонд занятости населения  Российской Федерации, Фонд обязательного  медицинского страхования, Фонд социального  страхования Российской Федерации. Все эти  фонды являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями, денежные средства этих фондов не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат, хотя и являются государственной собственностью Российской Федерации. 

Кроме пенсий существуют также  социальные пособия. Социальными пособиями  именуются иные, помимо пенсий, денежные выплаты, предоставляемые  взамен утраченного  заработка либо в  целях социальной поддержки при  повышенных расходах. Не все виды социальных пособий установлены  в настоящее время  законом, как этого  требует Конституция. Статья 238 КЗоТ содержит перечень видов пособий, назначаемых за счет средств государственного социального страхования. Это пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и  родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, единовременное пособие по случаю рождения ребенка. 

Основным  нормативным актом на основе которого осуществляется правовое регулирование социальной защиты и социального обеспечения является Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи"[15]. 

В этом Федеральном  законе дается легальное  определение социального  обеспечения в  Российской Федерации. Государственная  социальная помощь - предоставление малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации социальных пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров. 

Государственная социальная помощь оказывается  в целях: 

поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также  малоимущих одиноко  проживающих граждан, среднедушевой доход  которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в  соответствующем  субъекте Российской Федерации; 

адресного и рационального  использования бюджетных  средств. 
 

Заключение. 
 
 

Итак, в курсовой работе автор рассмотрел связь экономической  сущности прав человека и социальной защиты населения. Какие  же следует сделать  выводы? 

Международные пакты и договора декларируют права  человека. Это и  право на жизнь, право  на собственность, и  многое, многое другое, в том числе  права на социальную защиту. И зачастую возникает ситуация, когда государству  необходимо вмешаться  в сферу распределения  дохода путем проведения социальной политики для реализации прав человека на «достойное существование» и  других прав. И такой  сферой вмешательства  выступает социальная защита. 

Информация о работе Экономическая сущность прав человека и социальная защита населения