Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 11:02, курсовая работа
Экономическая сущность прав населения и социальная политика – как часть экономической теории появились в начале 20 века, когда права человека и гражданина возвысились над интересами государства, когда возникла острая необходимость реализации этих прав. Большинство людей в своей жизни подпадают под социальную защиту государства, считая это своими неотъемлемыми правами. Однако так было далеко не всегда.
Введение
1. Экономическая сущность прав человека и социальная политика
2. Социальная защита населения
3. Социальная справедливость. Система социальной защиты и ее развитие
4. Социальная защита населения в Российской Федерации: экономическая и правовая сущность
Заключение
Использованная литература
Система
социальной защиты,
или программы
предоставления пособий
лицам с низкими
доходами, — это
система программ
вэлфера, призванных
обеспечивать бедных
пособиями в размерах,
зависящих от степени
их бедности.
Как
ясно из названия, программы
системы социальной
защиты существуют для
защиты тех, кто по
той или иной причине
не зарабатывает в
условиях рыночной экономики
достаточно для поддержания
определенного уровня
жизни, нормативы которого
устанавливаются данными
программами.
Система
социальной защиты включает
АFDC, программы дополнительных
доходов из системы
социального обеспечения,
предоставление государственного
жилья и талонов на продовольствие,
а также Медикейд и некоторые
другие программы. О
том, социальная зашита
населения в США очень
успешна и речи нет.
Как же осуществляется
социальная защита в
Российской Федерации?
Этот вопрос, будет рассмотрен
в следующей главе.
4.
Социальная защита
населения в Российской
Федерации: экономическая
и правовая сущность.
Всеобщая
декларация прав человека 1948
г.[10] в ст. 22 провозгласила,
что каждый человек,
как член общества,
имеет право на
социальное обеспечение.
Это право по своему
характеру должно позволять
обеспечивать с учетом
имеющихся у общества
материальных возможностей
достойное существование
человека при наступлении
таких жизненных ситуаций,
когда он не в состоянии
получать источник дохода
в обмен на затраченный
труд. Не случайно, поэтому
ст. 25 названной декларации
связывает реализацию
права каждого человека
на достойный жизненный
уровень не только в
период, когда человек
трудится, но и в случаях
безработицы, болезни,
инвалидности, вдовства,
наступления старости
или иных случаев утраты
средств к существованию
по независящим от гражданина
обстоятельствам.
Статья 39
Конституции Российской
Федерации[11] закрепляет:
«1. Каждому гарантируется
социальное обеспечение
по возрасту, в случае
болезни, инвалидности,
потери кормильца, для
воспитания детей
и в иных случаях,
установленных законом. 2.
Государственные
пенсии и социальные
пособия устанавливаются
законом». Подобная
же нормы содержатся
в ст. 46 Конституции
Республики Татарстан:
«Граждане Республики
Татарстан имеют право
на материальное обеспечение
в старости, в случае
болезни, полной или
частичной утраты трудоспособности,
при рождении ребенка
и достижении им установленного
законом возраста, в
случае потери кормильца,
а также по другим основаниям
и в размерах предусмотренных
законами.
Содержание
данной статьи конкретизирует
конституционное
положение о том,
что Россия - социальное
государство. В котором
социальное обеспечение -
это участие общества
в содержании тех
своих членов, которые
из-за нетрудоспособности
либо некоторых других
не зависящих от них
причин не имеют достаточных
средств к существованию.
Социальное
обеспечение, как
это уже отмечалось
выше, в государственно
организованном обществе -
это область сплетения
жизненно важных интересов
граждан, отношений
собственности и
распределения, правовых
приемов и способов
их регулирования, социальной
политики государства
и социально-экономических
прав человека.
Конституция
признает право каждого
гражданина на социальное
обеспечение и
одновременно возлагает
на государство обязанность
создавать все
необходимые условия
для беспрепятственного
осуществления этого
права. Закрепление
в Конституции
гарантий социального
обеспечения является
устойчивой традицией
Российского государства
и соответствует
положениям международно-правовых
актов: Всеобщей декларации
прав человека (ст. 22
и 25); Международного
пакта об экономических,
социальных и культурных
правах (ст. 9, ч. 1 - 3 ст. 10);
Конвенции о правах
ребенка (ч. 1 ст. 26)[12].
Часть 1
ст. 39 Конституции
РФ перечисляет условия,
наступление которых
является основанием
для социального
обеспечения. Это
и определенные периоды
в жизни человека,
связанные с возрастом,
и состояние здоровья
либо трудоспособности (болезнь,
инвалидность), и
выполнение либо невозможность
дальнейшего выполнения
семейных обязанностей (воспитание
детей, потеря кормильца).
Данный перечень не
является исчерпывающим,
поскольку социальное
обеспечение может
предоставляться
и в иных случаях,
установленных законом.
К ним, в частности,
относятся пребывание
в отпусках по беременности
и родам и по
уходу за ребенком
в возрасте до полутора
лет, приобретение статуса
безработного и др.
Объективные
основания социального
обеспечения при
всем их различии воздействуют
на способность человека
к труду в направлении
ее временного или
постоянного ограничения
или полной утраты.
Именно они предопределяют
потребность определенного
числа людей в
получении от общества
источника средств к
существованию в обмен
на новый затраченный
труд; потребность в
профилактико-оздоровительных
мероприятиях для трудоспособных
членов общества с целью
нормального воспроизводства
рабочей силы и охраны
их здоровья и т.д. Любая
из этих потребностей
может быть реализована,
если она будет признана
обществом социально
значимой, то есть, закреплена
в законе. Игнорирование
обществом этих потребностей
не замедлит сказаться
на его нормальном функционировании.
Другое дело, что и степень
признания, и степень
игнорирования перечисленных
потребностей связана
с экономическим базисом
общества. Вызвано это
тем, что по своей экономической
природе социальное
обеспечение прямо или
косвенно связано с
распределительными
и перераспределительными
отношениями общества.
Нужно
отметить, что в
современном обществе
социальное обеспечение
перестало выступать
в виде доброхотства,
облагодетельствования,
предоставляемого более
обеспеченными слоями
общества его менее
обеспеченным категориям
граждан. Оно также не
может рассматриваться
в качестве права-привилегии
отдельных слоев общества.
Социальное обеспечение
как особый социальный
институт современного
государства является
показателем социальной
уверенности, социальной
гарантией достойного
развития каждого члена
общества и сохранения
источника средств к
существованию при наступлении
социальных рисков.
С учетом изложенного
социальное обеспечение
принято определять
как форму распределения
материальных благ с
целью удовлетворения
жизненно необходимых
личных потребностей (физических,
социальных, интеллектуальных)
стариков, больных, инвалидов,
детей, иждивенцев, потерявших
кормильца, безработных,
всех членов общества
в целях охраны здоровья
и нормального воспроизводства
рабочей силы за счет
специальных фондов,
создаваемых в обществе
на страховой основе
или за счет ассигнований
государства в случаях
и на условиях, установленных
в законе.
Также
в ст. 39 Конституции
РФ говорится лишь
о денежной форме
социального обеспечения -
о государственных
пенсиях и социальных
пособиях. Однако в
необходимых случаях
денежные выплаты
могут заменяться
либо дополняться
натуральными формами
социального обеспечения -
содержанием в
домах-интернатах для
престарелых и
инвалидов, в детских
домах, интернатах для
детей, лишенных попечения
родителей, социальным
обслуживанием на
дому и др.
Конституция
РФ закрепляет важное
правило о том,
что государственные
пенсии и социальные
пособия устанавливаются
законом. Наличие
соответствующих
федеральных законов
является необходимой
гарантией реализации
конституционного права
на социальное обеспечение.
Такая государственная
периодическая денежная
выплата, как трудовая
пенсия, устанавливается
в связи с трудовой и
иной общественно полезной
деятельностью и подразделяется
на несколько видов:
пенсию по старости (по
возрасту), по инвалидности,
по случаю потери кормильца
и за выслугу лет. Общий
пенсионный возраст
составляет для мужчин 60,
а для женщин - 55 лет.
Однако в связи с особыми
условиями труда и по
ряду других оснований
пенсии назначаются
и с более раннего возраста.
Нетрудоспособным гражданам,
не имеющим права на
трудовую пенсию, может
быть назначена социальная
пенсия[13].
Переход
к рынку, ухудшение
условий жизни
значительной части
населения страны,
в особенности
безработных, пенсионеров,
семей с детьми,
выявили неспособность
прежней системы
социального обеспечения
гарантировать каждому
человеку достойный
жизненный уровень.
Это потребовало
ее реформирования и
практически полного
обновления прежнего
советского законодательства
в области социального
обеспечения.
Законодательство
в настоящее время
регулирует предоставление
гражданам пенсий
по возрасту, пенсий
за выслугу лет, пенсий
по инвалидности, пенсий
по случаю потери кормильца
и социальных пенсий,
пособий по безработице,
пособий по временной
нетрудоспособности,
пособий по беременности
и родам, шесть разновидностей
пособий на детей, систему
пособий и компенсационных
выплат при наступлении
различных жизненных
ситуаций (пособия неработающим
трудоспособным гражданам,
осуществляющим уход
за инвалидом первой
группы, а также за ребенком-инвалидом
в возрасте до 16 лет,
социальное пособие
на погребение, различные
пособия и компенсационные
выплаты гражданам,
пострадавшим от радиации
и т.п., и более ста видов
льгот и услуг.
В
законодательстве, принятом
в этой области
на федеральном уровне
с 1990 г. по настоящее
время, нашли свое
правовое закрепление
следующие положения:
всеобщность социального
обеспечения, достигнутая
путем расширения
круга получателей
пенсий, пособий, услуг
и появления новых
видов социального
обеспечения в
ответ на возникновение
новых социальных
рисков (например, социальных
пенсий, пособия по
безработице, компенсационных
выплат лицам, подвергшимся
нацистским преследованиям,
ежемесячных пособий
ВИЧ-инфицированным,
пособий пострадавшим
от воздействия радиации
и т.д.); применение дифференцированного
подхода в обеспечении
различных социально-демографических
групп и слоев населения;
использование комплексных
мер по социальной защите
населения; стремление
государства зафиксировать
размер социальных выплат
с учетом минимального
потребительского бюджета;
демократизация, во
многих случаях, условий
назначения и получения
социальных выплат;
предоставление возможности
судебной защиты прав
человека в этой области[14].
Важной
положительной чертой
Российского законодательства
в этой области
является принцип
многообразия и всесторонности
социальной защиты населения.
Суть его состоит
в том, что гражданин,
имеющий право
на социальную защиту,
может получать одновременно
различные виды социального
обеспечения.
Ведущими
организационно-правовыми
формами социального
обеспечения в
настоящее время
выступают социальное
страхование и
национальная система
социального обеспечения,
финансируемая в
основном за счет налогов.
Главная особенность
нынешнего социального
страхования состоит
в том, что впервые
в нашей стране
созданы Пенсионный
фонд Российской Федерации,
Государственный
фонд занятости населения
Российской Федерации,
Фонд обязательного
медицинского страхования,
Фонд социального
страхования Российской
Федерации. Все эти
фонды являются самостоятельными
финансово-кредитными
учреждениями, денежные
средства этих фондов
не входят в состав
бюджетов других фондов
и изъятию не подлежат,
хотя и являются государственной
собственностью Российской
Федерации.
Кроме
пенсий существуют также
социальные пособия.
Социальными пособиями
именуются иные, помимо
пенсий, денежные выплаты,
предоставляемые
взамен утраченного
заработка либо в
целях социальной
поддержки при
повышенных расходах.
Не все виды социальных
пособий установлены
в настоящее время
законом, как этого
требует Конституция.
Статья 238 КЗоТ содержит
перечень видов пособий,
назначаемых за счет
средств государственного
социального страхования.
Это пособия по
временной нетрудоспособности,
по беременности и
родам, по уходу за
ребенком до достижения
им возраста полутора
лет, единовременное
пособие по случаю
рождения ребенка.
Основным
нормативным актом
на основе которого
осуществляется правовое
регулирование социальной
защиты и социального
обеспечения является
Федеральный закон от 17
июля 1999 г. N 178-ФЗ "О
государственной социальной
помощи"[15].
В
этом Федеральном
законе дается легальное
определение социального
обеспечения в
Российской Федерации.
Государственная
социальная помощь -
предоставление малоимущим
семьям или малоимущим
одиноко проживающим
гражданам за счет средств
соответствующих бюджетов
бюджетной системы Российской
Федерации социальных
пособий, субсидий, компенсаций,
жизненно необходимых
товаров.
Государственная
социальная помощь оказывается
в целях:
поддержания
уровня жизни малоимущих
семей, а также
малоимущих одиноко
проживающих граждан,
среднедушевой доход
которых ниже величины
прожиточного минимума,
установленного в
соответствующем
субъекте Российской
Федерации;
адресного
и рационального
использования бюджетных
средств.
Заключение.
Итак,
в курсовой работе
автор рассмотрел
связь экономической
сущности прав человека
и социальной защиты
населения. Какие
же следует сделать
выводы?
Международные
пакты и договора
декларируют права
человека. Это и
право на жизнь, право
на собственность, и
многое, многое другое,
в том числе
права на социальную
защиту. И зачастую
возникает ситуация,
когда государству
необходимо вмешаться
в сферу распределения
дохода путем проведения
социальной политики
для реализации прав
человека на «достойное
существование» и
других прав. И такой
сферой вмешательства
выступает социальная
защита.
Информация о работе Экономическая сущность прав человека и социальная защита населения