Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 11:02, курсовая работа
Экономическая сущность прав населения и социальная политика – как часть экономической теории появились в начале 20 века, когда права человека и гражданина возвысились над интересами государства, когда возникла острая необходимость реализации этих прав. Большинство людей в своей жизни подпадают под социальную защиту государства, считая это своими неотъемлемыми правами. Однако так было далеко не всегда.
Введение
1. Экономическая сущность прав человека и социальная политика
2. Социальная защита населения
3. Социальная справедливость. Система социальной защиты и ее развитие
4. Социальная защита населения в Российской Федерации: экономическая и правовая сущность
Заключение
Использованная литература
Необходимо
помнить, что так
называемый принцип
распределения по
труду с течением
времени создает
базу для осуществления
распределения по
принципу, определяемому
как «по накопленному
имуществу. Отношение
к этой форме распределения
среди населения
нашей страны неоднозначно.
Права наследования
во всех цивилизованных
странах рассматриваются
как естественные
права человека. Такой
путь формирования доходов,
собственности защищается
государством и не
должен вызывать отрицательной
реакции со стороны
общества. Негативное
отношение населения
связано с незаконными
формами формирования
или накопления капитала,
собственности, что
наиболее характерно
для начального этапа
становления рыночного
хозяйства. В странах,
где основными
принципами формирования
доходов выступали
трудовой характер их
получения и уравнительный
подход, законные формы
источников доходов
имеют узкое толкование;
возможности быстрого
роста доходов, собственности
были ограничены. Отсюда
и резко отрицательное
отношение населения
к собственности
и капиталу больших
размеров и быстро
растущих. Становление
рыночной системы хозяйствования
и формирование на этой
основе слоя собственников
неизбежно усилит влияние
принципа распределения
по накопленному имуществу.
При этом формирование
совокупных доходов
населения будет способствовать
росту дифференциации
доходов и социальному
расслоению общества,
образованию слоя не
только богатых, но и
бедных, что потребует
активного государственного
вмешательства для преодоления
социальной напряженности.
Разрешение
такой острой социальной
проблемы как бедность
есть одно из направлений
деятельности государства
и связано с
поддержкой на уровне
хотя бы прожиточного
минимума тех» кто
не смог обеспечить
себе лучшую жизнь, а
также сокращением (экономическими
средствами) числа
лиц, живущих за чертой
бедности. В противном
случае рост численности
бедняков чреват социальными
взрывами и нестабильностью
в жизни общества
Сокращение численности
бедняков — одна
из основных задач
социальной политики
государства в
странах рыночной
экономики.
Необходимо
также отметить, что
различия в уровне
потребления могут
зависеть и от факторов,
не относящихся к
внутренним свойствам
труда и его
качества у самого
работника. Прежде всего,
к таким факторам
относятся: размер семьи,
соотношение количества
работающих и иждивенцев
в семье, состояние здоровья,
географические и климатические
условия и т.д.
Основополагающая
целевая функция
перераспределения
национального дохода
государства состоит
в том, чтобы уменьшить
эти различия и
обеспечить более
благоприятные для
всех членов общества
условия материальной
жизни. Формой реализации
такой цели выступает
распределение продуктов
и услуг, трансфертные
выплаты, а также
государственные
программы по стабилизации
доходов. Государственные
программы стабилизации
доходов имеют
место в различных
странах. Но порядок
их формирование различен.
Одна
часть средств
таких программ формируется
через государственный
бюджет и используется
централизованно Другая
часть средств образуется
за счет прибыли на самих
предприятиях и фондах (в
бывших странах «государственного
социализма» около 70%
средств таких программ
формировалось за счет
государственного бюджета
и только 25-30% средств
— за счет прибылей
предприятий).
По
каналам государственных
программ помощи удовлетворяются
потребности в
воспитании юных членов
общества, содержании
престарелых и нетрудоспособных
обеспечении получения
образования, сохранения
здоровья. Степень удовлетворения
этих потребностей определяется
сложившимся в данных
условиях уровнем экономического
развития и ценностными
установками, сложившимися
в обществе.
Распределение
средств по линии
программ помощи осуществляется
по трем направлениям[6].
Первое
направление характеризуется
тем, что часть
поступлений, получаемых
населением, находится
в зависимости
от труда, но при этом
принимаются во внимание
и размеры удовлетворенных
потребностей.
Второе
направление характеризуется
тем, что проводимые
выплаты не имеют
связи с трудом
данного работника,
а в расчет берется
размер потребностей
на удовлетворение которых
эти выплаты направляются.
Эти выплаты охватывают
пособия на детей многодетным
работникам, одиноким
матерям, на специализированное
лечение, дотации государства
на содержание детей
в детских учреждениях,
в школах-интернатах.
Размер такой дотации
зависит от количества
детей и уровня доходов
родителей.
Особенность
третьего направления
определяется тем, что
основная их часть, выступающая
в форме льгот
и услуг, поступает
населению непосредственно
в натуральной
форме через соответствующие
учреждения непроизводственной
сферы. Эта часть
распределяемых средств
формирует своего
рода «дополнительные»
доходы: они не проходят
через бюджет семьи
и ими нельзя распоряжаться
по ее усмотрению. Такие
доходы распределяются
без учета меры
индивидуального
труда и целиком
определяются интересами
и возможностями
общества на данный
конкретный исторический
момент. Потребителем
части государственной
помощи выступают
не все трудящиеся
вообще, а только
те, которые имеют
в этом потребность
и только в меру
этой потребности. Например,
за бесплатной медицинской
помощью в большей
степени обращаются
те, кто чаще и
серьезнее болеет
и не может оплачивать
медицинские услуги,
услугами школьных учреждений
— тот, у кого больше
детей в школьном
возрасте.
Другими
словами, выплаты
по линии программ
помощи Призваны смягчить
различия в уровне
доходов, вызванные
не различиями в труде,
а причинами, стоящими
вне самого процесса
труда, а также
способствовать удовлетворению
ряда потребностей,
наиболее важных с
точки зрения задач
формирования способностей
к труду, развития
личности, достижения
более высокого общеобразовательного
и культурного уровней,
доступного здравоохранения,
пенсионного обеспечения.
Но поскольку эта форма
распределения затрагивает
интересы общества в
целом и каждого его
члена в отдельности,
то государственная
политика в этой области
должна быть особенно
активной.
Чрезмерно
активное вмешательство
государства в
перераспределительные
процессы, выравнивание
доходов ведет к снижению
деловой активности
в обществе и сокращению
эффективности производства
в целом. С другой стороны,
сокращение роли государства
в регулировании доходов
населения ведет к росту
дифференциации доходов,
социальной напряженности,
обострению социальных
конфликтов и в итоге
к падению производства,
снижению его эффективности.
Достижение оптимальных
масштабов вмешательства
государства в регулирование
социальных отношений
в обществе связано
с разрешением противоречия
между эффективностью
и социальной справедливостью.
При всей однотипности
экономических законов
в странах с рыночной
организацией хозяйства
экономические процессы
в них развиваются на
базе специфических
для каждой страны духовных,
нравственных устоев
общества, национальных
традиций, исторических
особенностей, формирующих
особые мотивы хозяйственного
поведения. Так, чрезвычайно
высокие ставки налогов,
взимаемых с доходов
частных лиц и прибылей
корпораций в Швеции,
являются неприемлемыми
для США, их введение
могло бы привести американскую
экономику к катастрофе[7].
Как же определить оптимальные
нормы выплат, налоговых
ставок, объемов доходов?
Сама
экономическая наука,
оставаясь в рамках
своего предмета, занимается
исследованием глубины
степени дифференциации
доходов населения и
ее воздействия на поведение
людей. Однако определение
приемлемых уровней
этой дифференциации
в обществе лежит за
пределами возможностей
науки, ибо формируются
они под воздействием
не только экономических,
но и политических, социальных,
исторических, национальных»
этических и др. норм
жизни общества. Поэтому
то, что приемлемо с
точки зрения экономической
науки (в рамках позитивного
анализа), не всегда
соответствует этическим
нормам данного общества
и наоборот. Отсутствие
единства взглядов среди
экономистов и ученых
других специальностей
на определение понятия
социальной справедливости,
принципов ее реализации
служит тому доказательством.
Их разнообразие представлено
в виде таблицы. Существуют
четыре взгляда на "справедливость":
1.
Эгалитарный -
все члены общества
получают равные блага.
2.
Роулсианский - максимизируется
полезность наименее
обеспеченных лиц.
3.
Утилитарный - максимизируется
общая полезность
всех членов общества.
4.
Рыночный - Справедливость
устанавливается рынком.
Эгалитарный
принцип означает,
что в обществе
отсутствует неравенство
в распределении
доходов.
Второй
принцип связан с
именем Джона Роулса,
современного американского
философа. По его мнению,
справедливой считается
такая дифференциация
доходов, при которой
относительное экономическое
неравенство допустимо
лишь тогда, когда оно
способствует достижению
более высокого абсолютного
уровня жизни беднейшими
членами общества.
Третий
принцип уходит своими
корнями в учение
Иеремии Бентама,
английского экономиста,
основоположника
доктрины утилитаризма.
И. Бентам полагал, что
главной задачей
государства является
обеспечение наибольшего
счастья для возможно
большего количества
членов общества. Но,
однако, И. Бентам исходил
из того, что функции
полезности у разных
людей неодинаковы.
Иначе выражаясь, способность
к наслаждению в результате
обладания каким-то
количеством благ у
разных людей различны.
Получать большую долю
общественного богатства
должен тот, кто способен
в большей степени получить
полезность. Таким образом,
общая полезность максимизируется
не в случае равного
распределения богатства,
между членами общества,
а в результате пропорционального
(в соответствии с различными
функциями полезности)
его распределения.
И,
наконец, рыночное распределение
доходов предполагает
соответствие дохода
каждого владельца
фактора производства
предельному продукту,
полученного от данного
фактора. Таким образом,
в этом случае допустимо
значительное неравенство
в распределении
доходов.
Выбор
принципов социальной
справедливости в
перераспределении
доходов определяется
в каждом обществе
по-своему, исходя из
духовных устоев каждого
из них, выработанных
национальных стандартов,
формировавшихся
на протяжении всего
предшествующего
исторического развития
данной страны. Так,
например, российское
общество, формировавшееся
под воздействием
сложных исторических
событий, суровых
климатических условий,
природных особенностей
страны и впитавшее
в себя принципы эгалитаризма,
выступающего под видом
коллективного начала,
в значительной своей
части не приемлет философию
индивидуализма, и рыночные
принципы справедливости
и на первых этапах перехода
к рынку зачастую будет
их отторгать. Для реализации
экономических реформ,
обновления общества
необходим поиск компромисса,
отвечающего национальным
особенностям, духовному
настрою общества и
увязанному с экономической
ситуацией в стране.
Уровень
экономического развития
страны определяет уровень
и масштабы потребления,
а, значит, во многом
и условия формирования
потребностей людей.
При
этом необходимо отметить,
что система социальной
защиты не определяется
только поддержкой малообеспеченных
слоев населения
или тех, кто не
включен в общественное
производство (учащиеся,
пенсионеры, инвалиды).
Она включает в
себя защиту и лиц,
участвующих в
общественном производстве
и прежде всего
людей, работающих по
найму. Осуществляется
и через регламентирование
в законодательной
форме труда (продолжительность
рабочей недели, продолжительность
и порядок предоставления
отпусков, охраны труда
и др.) и его
оплаты (установление
минимальных ставок
заработной платы
и др.), а также
определение прав
работников при приеме
на работу и увольнении.
Эта сторона системы
социальной защиты также
определяется уровнем
экономического развития
страны, соотношением
политических сил и
уровнем общественного
самосознания.
Проблемы
неравенства в
распределении доходов
и социальная политика
государства вновь
стали предметом
оживленных теоретических
дискуссий в конце 70-х
— начале 80-х гг.,
в период неоконсервативного
сдвига в государственном
регулировании («рейганомика»,
«тэтчеризм»). Суть проблемы
заключается в следующем.
Каковы пределы вмешательства
государства в перераспределительные
процессы? Не уменьшается
ли эффективность функционирования
экономики в целом из-за
растущих масштабов
трансфертных выплат
— ведь их источником
являются налоги? Не
подрывают ли все более
прогрессивные налоговые
ставки стимулы к: предпринимательству?
Не способствуют ли
многие социальные программы
росту слоя социальных
иждивенцев? П. Хейне
американский экономист,
замечает: действительно,
люди, имеющие яхты,
богаты; люди, роющиеся
в мусорных ящиках, бедны.
Но если будут введены
новые правила, согласно
которым каждый владелец
яхты будет облагаться
ежегодным налогом 10
тыс. долл. в специальный
фонд "помоечников",
и если каждый из «помоечников»
получит право на получение
из этого фонда ежегодного
пособия в 2000 долл., то,
скорее всего, произойдет
следующее: число владельцев
зарегистрированных
яхт сократится, а число
лиц, называющих себя
«помоечниками», удивительно
быстро возрастет[8].
В
качестве небольшого
примера, вкратце
расскажу о системе
социальной защиты в
США: на вэлферные платежи
приходится более трети
всех расходов правительства
Соединенных Штатов
Америки или 12% ВНП страны.
Вэлверные платежи являются
наиболее динамичным
компонентом государственных
расходов. Их быстрый
рост привел к тому,
что за 25 лет отношение
суммы вэлферных платежей
ВНП, составлявшее в
1960 г. менее 6%, удвоились[9].
Информация о работе Экономическая сущность прав человека и социальная защита населения