Экономическая природа заработной платы в условиях рыночных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 22:53, курсовая работа

Описание работы

Заработная плата как плата за труд выдвигается на первый план потому, что среди всех экономических ресурсов это наиболее дорогостоящий элемент, но и по той причине, что для большинства населения это, по существу, единственный или по крайне мере, главный источник дохода. Поэтому вопросы, связанные с заработной платой (ее величиной, формой начисления и выплаты и др.), являются одними из наиболее актуальных как для работников, так и для работодателей.

Содержание

Введение…………………………………….…………………………………….2
Глава 1. Экономическое содержание заработной платы………………………4
Заработная плата, ее содержание и роль в обществе………………………4
Функции заработной платы……………………………………………….…8
Формы и системы оплаты труда……………………………………………11
1.3.1 Тарифная система оплаты труда………………………………………….12
1.3.2 Бестарифная система оплаты труда………………………………………15
1.3.3 Смешанная системы оплаты труда……………………………………….15
Глава 2. Основные принципы организации и регулирования заработной платы………………………………………………………………………………….17
Организация оплаты труда по российскому законодательству…………………………………………………………………….17
Факторы, влияющие на заработную плату. Дифференциация заработной платы………………………………………………………………………………….20
Проблемы совершенствования оплаты труда в современных условиях…23
Заключение…………………

Работа содержит 1 файл

курсовик.docx

— 74.31 Кб (Скачать)

- Применение системы оплаты  труда на основе ETC не позволяет  учитывать особенности деятельности  отдельных категорий работников  различных отраслей бюджетной  сферы не способствует и не  создает у них заинтересованности  в повышении результативности  труда в улучшении работы организаций  и учреждений отрасли.

- В рамках действующий  системы оплаты труда на основе ETC и регулирующих ее нормативно  правовых актов по отраслям  бюджетной сферы, трудно осуществить  систематизацию надтарифных выплат  с учетом требований Трудового  кодекса Российской Федерации.

С принятием Трудового  Кодекса Российской Федерации (статья 143) Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы  стала гарантией по оплате труда  этих работников.

В качестве определяющих подходов к реформированию оплаты труда и  перехода к отраслевым системам ее построения для работников организаций  бюджетной сферы приняты:11

1. Отказ от Единой тарифной  сетки и переход к дифференцированным  условиям оплаты по отраслям  бюджетной сферы, исходя из  особенностей в содержании и  условиях труда в каждой отрасли,  объемов бюджетных ассигнований  и наличия внебюджетных средств.

2. Изменение структуры  заработной платы работников  в пользу основной тарифной  части, поскольку результаты труда  работников бюджетной сферы в  меньшей степени, чем в производственных  отраслях экономики поддаются  прямому учету, и следовательно,  главным фактором дифференциации  в оплате труда выступают сложность  и отклонение условий труда  от нормы.

3. Обеспечение гарантий  предусмотренных законодательством  минимального размера оплаты  труда, а также оплаты труда  в повышенных размерах за работу  в особых условиях.

4. Расширение прав субъектов  Российской Федерации и органов  местного самоуправления в части  принятия решений о размерах  тарифных ставок (окладов), стимулирующих  и компенсационных выплат работникам  организаций, финансируемых из  бюджетов субъектов Российской  Федерации и местных бюджетов.

В основу построения отраслевых систем оплаты труда положены следующие  принципы:

- обеспечение зависимости  величины заработной платы от  квалификации работников, сложности  выполняемых работ и условий  труда, уровня образования и  стажа по профессии по отраслям  бюджетной сферы;

- подход к тарификации  работ и работников с учетом  требований Единого тарифно-квалификационного  справочника работ и профессий  рабочих, а также Единого квалификационного  справочника по должностям руководителей,  специалистов и других служащих, сохранение единства тарифного  нормирования;

- поэтапное приближение  минимальной тарифной ставки  и минимального оклада к величине  прожиточного минимума трудоспособного  населения по регионам страны;

- систематизация и унификация  стимулирующих выплат к основной  тарифной оплате, достижение принципиально  единых подходов к их применению  в отдельных отраслях бюджетной  сферы;

- использование системы  поощрения за высокие результаты  и качество выполнения работы, основанной преимущественно на  применении индивидуальных доплат  и надбавок стимулирующего характера,  устанавливаемых к оплате по  тарифу, а также разового премирования  за особые достижения в труде;

- ориентация на использование  при формировании фондов оплаты  труда в организациях бюджетной  сферы наряду с ассигнованиями  из бюджета средств, поступающих  от разрешенной законодательством  коммерческой деятельности и  из благотворительных и спонсорских  фондов поддержки бюджетной сферы.

Переход на отраслевые принципы организации оплаты труда основывается на формировании отраслевой системы  оплаты труда, предусматривающей дифференциацию размеров оплаты труда работников в  зависимости от уровня образования, квалификации и специального стажа  работников, сложности выполняемых  работ и особенностей деятельности отдельных организаций.

Отказ от Единой тарифной сетки  и переход к отраслевым системам оплаты труда работников бюджетной  сферы позволит:

- повысить уровень оплаты  труда всем категориям и группам  работников, при этом наибольшую  прибавку получат основные наиболее  квалифицированные группы работников, которые определяют уровень работы  организаций и качество обслуживания  населения;

- повысить долю тарифов  и более четко увязать оплату  труда с квалификацией работников  и качеством труда;

- разграничить полномочия  и ответственность в оплате  труда между отраслями, между  федеральным уровнем и субъектами  Российской Федерации, что будет  способствовать более рациональному  и эффективному использованию  бюджетных средств, позволит быстрее  решить проблемы роста оплаты  труда работников бюджетных отраслей, включая минимальные ставки и  оклады;

- усилить ответственность  регионов за обеспечение роста  оплаты труда и уровня жизни  населения.

 

Заключение

 

Среди социально-экономических  задач одной из актуальных в настоящее  время является увеличение уровня заработной платы. В обществе и, что важно, во властных структурах все больше осознается невозможность решения без этого  ни одной существенной проблемы, будь то развитие экономики или подъем благосостояния.

Рост зарплаты не самоцель, а лишь средство (причем не единственное) повышения уровня личного потребления. Как известно, она входит важной составляющей в более емкую категорию  – цену рабочей силы, которая включает в себя денежную оценку всего личного потребления экономически активного населения, обусловленного заработной платой, ресурсами работодателя и государства.

Важно не только повышать размеры  заработной платы, необходимо обеспечивать рост ее покупательной способности. Повышение покупательной способности  заработной платы включает систематический  пересмотр ее номинальных размеров и ее индексирование в промежутках  между принятием решений об этом.

Основные принципы государственной  политики в области оплаты труда  работников бюджетной сферы, предусматривающие  обеспечение отраслевого подхода, формируются на основе проекта федерального закона "О системах заработной платы  работников организаций бюджетной  сферы". Законопроектом устанавливаются  правовые основы организации оплаты труда работников бюджетных организаций  в Российской Федерации, и предусматривается  разграничение полномочий между  Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

 

Литература

1. Адамчук В.В. и др. Экономика труда: учебник . Под ред. В.В. Адамчука. — М.: ЗАО «ФИНСТАТИНФОРМ», 1999.

2.  Грязное А.Я. Основы организации и оплаты труда. М. 1997+

3. Конституция РФ

4. Библиотека журнала “Трудовое право РФ” - “Заработная плата”,Москва,Инфра-М,2001г.

5. Ермишин П.Г. Основы экономической теории: (курс лекций) – М. 2000

6. Политика доходов и заработной платы: Учебник / Под ред. П.В. Савченко и Ю. П. Кокина – М., 2004.

7. Коротков Р. Стоимость рабочей силы ( теория и оценка) // Экономист. 2003, №6.

8. Дубянская Г. Заработная плата как зеркало социально-экономических преобразований в России // Вестник Московского университета. Серия Экономика. 2005, №2.

9.   Алехина О. Стимулирующий эффект систем заработной платы // Человек и труд. – 1997. - № 1. – С. 90-92.

10.   Белова В. Кризис оплаты труда: причины и пути его преодоления // Человек и труд. – 1998. - № 12. – С.51 – 55.

11.   Доходы, уровень жизни // Экономист. – 1996. - № 5. – С. 63-73

12.   Основные направления Концепции реформирования заработной платы // Человек и труд. – 1998. - № 1. – С. 70-76.

13. Никифоров А. Зарплата: отраслевой профиль // Человек и труд. – 1997. - № 9. – С. 50-51.

14. Елена Воробьева Заработная плата в 2011 году // Эксмо, 2011 г.

15. Е. В. Воробьева Заработная плата в 2010 году // Эксмо, 2010 г.

16. Б. Г. Мазманова  Оплата труда и трудовые отношения в России и за рубежом // Издательство: Дело и Сервис, 2010 г.

17. А. Н. Беляев Современные формы и системы оплаты труда // Серия: Библиотека журнала "Заработная плата. Расчеты. Учет. Налоги"// Издательство: Дело и Сервис, 2009 г.

18. Б. Г. Мазманова // Оплата труда и трудовые отношения в России и за рубежом // Издательство: Дело и Сервис, 2010 г.

19. Заработная плата в России. Эволюция и дифференциация // Издательство: ГУ ВШЭ, 2008 г.

20. Н. А. Волгин Оплата труда: производство, социальная сфера, государственная служба. Анализ, проблемы, решения // Издательство: Экзамен, 2003 г.

 

1 Ендовицкий Дмитрий Александрович (1970) – доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой экономического анализа и аудита; проректор по экономическому развитию и инновациям Воронежского государственного университета, зам. главного редактора журнала «Экономический анализ: теория и практика», автор многих книг и монографий по экономическим вопросам.

2 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.07 № 818.

3 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.07 № 802.

4 Львов Дмитрий Семенович – академик РАН, академик-секретарь Отделения экономики РАН, зав. кафедрой институциональной экономики Государственного университета управления, гл. редактор журнала «Экономическая наука современной России».

5 Российская газета. - 07.03.08

6 http://otherreferats.allbest.ru/emodel/00066769_0.html

7 Постановление Министерства  труда и социального развития  РФ от 09.02.2004 г. № 9 «Об утверждении Порядка применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих».

8 А. Н. Беляев Современные формы и системы оплаты труда / Серия: Библиотека журнала "Заработная плата. Расчеты. Учет. Налоги"/ Издательство: Дело и Сервис, 2009 г.

9 Б. Г. Мазманова / Оплата труда и трудовые отношения в России и за рубежом / Издательство: Дело и Сервис, 2010 г.

10 Заработная плата в России. Эволюция и дифференциация / Издательство: ГУ ВШЭ, 2008 г.

11 Оплата труда: производство, социальная сфера, государственная служба. Анализ, проблемы, решения / Издательство: Экзамен, 2003 г.

 

 

 


Информация о работе Экономическая природа заработной платы в условиях рыночных отношений