Излишки потребителя и производителя, эластичность

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 07:49, курсовая работа

Описание работы

Теория предельной полезности утверждает, что при покупке известного количества единиц товара далеко не всегда происходит эквивалентный (т.е. равноценный) обмен. Более того, довольно часто потребитель оказывается в выигрыше! Этот выигрыш называется «потребительской рентой», или «излишком» потребителя. Какова же его природа? Дело в том, что покупатель приобретает товар определенного вида в таком количестве, что предельная полезность последней покупаемой единицы, выраженная в денежной форме, равна цене товара. Однако предельная полезность каждой предшествовавшей единицы больше, чем последующей. Получается, что полезность каждой единицы покупки (за исключением последней) больше той цены, которую покупатель за нее платит, и поэтому в целом, производя покупку, он оказывается в выигрыше.
Спрос - это форма выражения потребности. Это платежеспособная потребность, т.е. сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за нужные им товары .

Содержание

Введение

Глава 1. Излишки потребителя
1.1. Понятие излишек потребителя
1.2. Сумма излишек потребителя
1.3. Жюль Дюпюи – первооткрыватель потребительского излишка
1.4. Рынок труда в условиях совершенной конкуренции
1.5. Выигрыш потребителя и производителя

Глава 2. Альтернативная теория эффективности производства и потребления. Практическое приложение кейнсианской теории
2.1. Регулирование спроса посредством дискреционной фискальной политики
2.2. Воздействие на экономику недискреционными фискальными методами
2.3. Достоинства и недостатки кейнсианского подхода


Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Излишки потребителя и производителя, эластичность.doc

— 677.00 Кб (Скачать)

      Сокращение  числа товаропроизводителей в дальнейшем может вызвать постепенное повышение цен из-за сокращения количества поступающей на рынок продукции и положить начало формированию несовершенной конкуренции. А в условиях несовершенной конкуренции, как правило, цена завышенная.

      Повышение цен предложения, напротив, вовлекает в производственную деятельность все возрастающее число товаропроизводителей, которые ранее не могли в ней участвовать из-за своих высоких издержек производства. Это вовлечение приведет к повышению общего уровня издержек производства, снижению его эффективности.

      Равновесная цена и фактор времени

      Для понимания равновесной цены большое  значение имеет фактор времени. И для покупателей, и для продавцов важно знать, какой характер носит установившееся равновесие: мгновенный, краткосрочный или долгосрочный. В зависимости от длительности периода либо не будут предприниматься никакие усилия, либо будут задействованы временные факторы производства, либо будут осуществляться крупномасштабные мероприятия по преобразованию производства с целью расширения предложения.

      Для мгновенного равновесия характерно фиксированное, неизменяющееся количество предлагаемого товара, так как производство не в состоянии моментально реагировать на изменившуюся рыночную ситуацию.

      Краткосрочное равновесие обусловлено возможностью увеличения производства и предложения на основе использования временно деиствуюнжх факторов, без наращивания количества оборудования, расширения производственных мощностей. К таким временным факторам относятся сверхурочные работы, работа в выходные и праздничные дни, увеличение сменности работы4. Это свидетельствует о задействовании фактора труда.

      Долгосрочное  равновесие обусловлено использованием факторов долговременного характера. Как правило, в этом случае речь идет об инвестициях, связанных с обновлением, модернизацией производства, избавлением от изношенного и устаревшего оборудования, созданием новых или дополнительных производственных мощностей. В данном случае речь идет о задействовании такого фактора, как капитал, прежде всего основного капитала, который затрачивается на приобретение средств производства.

      2.3 Эластичность спроса  и предложения

 

      Для анализа состояния рынка того или иного товара немаловажное значение имеет знание реакции спроса на повышение или понижение пены. Причем в данном случае речь идет не просто об общем принципе взаимодействия спроса и цены, а о количественном измерении чувствительности спроса к изменению цен5. Таким показателем является эластичность спроса по цене, показывающая, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1% и при неизменности прочих факторов, влияющих на объем спроса. Данный показатель для краткости довольно часто называют просто эластичностью спроса. Но при этом все сознают, что имеется в виду реакция спроса на изменение цен (рис. 9).

      В общем виде данный показатель можно выразить следующей формулой: 

        

      где Эс — эластичность спроса по цене; - изменение спроса, %; — изменение цены, %.

      Для определения соответственно числителя  и знаменателя вышеуказанной формулы следует воспользоваться следующими формулами их вычисления: 

        

      где Qб — первоначальный, или базовый объем спроса; QН„ — новый объем спроса; Цб первоначальная, или базовая цена; ЦН„ — новая цена спроса. 

      

      Рис. 9. Эластичность спроса

 

       Наравне с эластичностью спроса, которая выражает реакцию покупателей  на изменение цен на товары и услуги, проявляет себя и эластичность предложения, которая характеризует относительные изменения между ценой и предложением товаров к реализации. Коэффициент эластичности предложения выражает собой изменение производства и предложения товаров при увеличении или уменьшении цены товара на 1%. Если при увеличении (уменьшении) цены на 1% его предложение соответственно увеличилось тоже на 1%, то такая эластичность предложения называется единичной6. Наклон кривых предложения дает определенное представление о степени эластичности предложения по цене товара. Чем положе кривая предложения товара, тем большей эластичностью оно обладает. Чем круче кривая предложения, тем меньшей эластичностью обладает предложение того или иного товара.

      Эластичность  предложения товара зависит от многих факторов: дифференциации индивидуальных затрат на разных предприятиях, степени загрузки производственных мощностей, наличия свободной рабочей силы, быстроты перелива капитала из одной отрасли в другую.

      Предложение, поскольку оно связано с изменением производственного процесса, медленнее адаптируется к изменению цены, чем спрос. Поэтому при оценке эластичности предложения необходимо различать три периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный. В краткосрочном периоде предприятию не удастся добиться каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции. В этом случае предложение является неэластичным. В среднесрочном периоде предприятие может расширить или сохранить производство на базе существующих производственных мощностей, но не может ввести новые мощности. При этом эластичность предложения повышается. В долгосрочном периоде предприятие располагает достаточным временем для расширения или сокращения своих производственных мощностей. Кроме того, может иметь место создание новых предприятий. Эластичность предложения в этом случае будет больше, чем в двух предыдущих7.

      Особого внимания заслуживает налоговая  политика государства, и прежде всего в области косвенных налогов. Косвенные налоги включаются в цену товаров и изымаются в бюджет после реализации последних. В зависимости от эластичности спроса и предложения на отдельные виды товаров и услуг налоговое бремя будет расселяться по-разному между производителями и потребителями продукции.

      Рассмотрим  случай распределения налогового бремени  при эластичном и неэластичном спросе на продукцию. На рис. 10 показано, как изменятся цена и объем продаж после введения налога.

      Предложение до введения налога характеризуется линией П, после введения налога — П', т.е. линия предложения сместилась влево вверх на величину налога. Равновесное состояние переместилось из точки К в точку N, что указывает как на повышение цены, так и на сокращение объема продукции. Однако производитель не может установить цену выше равновесной, так как в условиях конкуренции он будет вытеснен с рынка. Единственное, что он может сделать, это поднять цену до равновесного уровня.

      Если  спрос эластичен, потери производителя будут выше, бремя налога ляжет в основном на него.

      На  рис. 10а выделенный прямоугольник показывает величину налога. Его часть ниже штриховой линии — потери производителя в результате введения налога.

      Потери  покупателя составляют верхнюю часть  от штриховой линии этого прямоугольника. Кроме того, производитель будет вынужден сократить производство с Qк до QN, потеряв часть покупателей своей продукции за счет более высокой цены на нее.

 

      

      Рис. 10. Распределение налогового бремени между производителями и потребителями в зависимости от эластичности спроса

        

      

      Рис. 11. Распределение налогового бремени между производителями и потребителями в зависимости от эластичности предложения

        

      Если  спрос неэластичен (рис. 10, б), налоговое бремя ляжет преимущественно на потребителя. На графике об этом свидетельствует то, что большая часть прямоугольника находится выше штриховой линии. Кроме того, абсолютный размер налога также будет выше при неэластичном спросе. Именно поэтому государство облагает акцизными и другими косвенными налогами товары, спрос на которые неэластичен. На рис. 5 заштрихованные треугольники выделяют стоимость продукции, которая была бы произведена и куплена, если бы государство не ввело налог. Это те потенциальные потребители, которые хотели бы, но не могут купить товар, и те потенциальные производители, которые хотели бы, но не могут произвести его в результате налогового пресса. Это прямое следствие установленного налога и представляет собой потери для общества8. Причем эти потери будут тем больше, чем выше эластичность спроса на данный товар.

      Рассмотрим  теперь зависимость распределения  налогового бремени от эластичности предложения. Эта ситуация отражена на рис. 11 для случаев до и после введения налога. Обратимся опять к выделенным четырехугольникам. При эластичном предложении (рис. 11а) налоговое бремя ложится в основном на потребителя, рост цены и сокращение объема производства будут значительными, сумма налога будет относительно меньше, чем при неэластичном предложении, потери общества выше. При неэластичном предложении (рис. 11, б) наблюдается обратная картина: основное налоговое бремя несет товаропроизводитель.

 

       Заключение 

      Понятие излишка потребителя связано  с рациональностью поведения  покупателя на рынке данного товара. Излишек потребителя — весьма полезная характеристика потребления. В целом прирост излишка потребителя характеризует изменение его благосостояния. Спрос — это потребности, обеспеченные платежеспособностью покупателей. Согласно закону спроса повышение цены вызывает сокращение спроса, а повышение спроса ведет к росту цен. Поэтому функциональная зависимость между ценой (независимая переменная) и спросом (зависимая переменная) имеет обратный характер.

      Эластичность  спроса выражает реакцию спроса (покупателей) на изменение цены. Эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится спрос при изменении цены товара на 1%. Коэффициент эластичности спроса может быть равным единице (единичная эластичность), больше единицы (высокая эластичность) меньше единицы (низкая эластичность). Кроме того, различают эластичность спроса по доходу и перекрестную. Перекрестная эластичность выражает степень чувствительности спроса на определенный товар при изменении цены на другой.

      Предложение — это товары, поступившие на рынок. Зависимость между иеной и предложением прямая: чем выше цены на рынке, тем больше будет предложено данного товара. В этом проявляется экономический интерес товаропроизводителя и суть закона предложения.

      Равновесная цена указывает на равенство спроса и предложения товара на рынке, т.е. цена спроса равна цене предложения. На графике — это цена, соответствующая точке пересечения кривых спроса и предложения.

      С помощью модели спроса и предложения  можно предсказывать последствия  различных программ регулирования  рыночных цен и расходы на них.

 

       Список литературы 

  1. Hypeeв P.M. Основы экономической теории: Макроэкономика: Учеб. для вузов. — М.: Высш. шк., 2002.
  2. Журнал. Вопросы экономики. 2003. №5. с. 12.
  3. Журнал. Эксперт. 2002. №4. С. 15.
  4. Иохин В.Я. Экономическая теория. М.: Юрист, 2003.
  5. Канторович Л.В., Горстко A.С. Оптимальные решения в экономике. — М., 1999.
  6. Курс экономической теории: Под ред. д.э.н., проф. Сидорович; МГУ им. М.В. Ломоносова. М.: Дело и Сервис, 2002.
  7. Общая экономическая теория (политэкономия). Учебник. Под общей ред. акад. В.И.Видяпина, акад. Г.П. Журавлевой. — М., ПРОМО-МЕДИА, 2001.
  8. Основы экономической теории. Учебное пособие. Под ред. В.Д. Камаева. — М., Изд. МГТУ, 2002.
  9. Россия в цифрах 2002:  Краткий статистический сборник. - М.: Госкомстат России,  2003.
  10. Самуэльсон П. Экономика. М.: ПО «Алгон», 2002.
  11. Социальная сфера России: Статистический сборник. - М.: Госкомстат России, 2002.
  12. Цены в России: Статистический сборник. - М.: Госкомстат России, 2003.

Информация о работе Излишки потребителя и производителя, эластичность