Излишки потребителя и производителя, эластичность

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 07:49, курсовая работа

Описание работы

Теория предельной полезности утверждает, что при покупке известного количества единиц товара далеко не всегда происходит эквивалентный (т.е. равноценный) обмен. Более того, довольно часто потребитель оказывается в выигрыше! Этот выигрыш называется «потребительской рентой», или «излишком» потребителя. Какова же его природа? Дело в том, что покупатель приобретает товар определенного вида в таком количестве, что предельная полезность последней покупаемой единицы, выраженная в денежной форме, равна цене товара. Однако предельная полезность каждой предшествовавшей единицы больше, чем последующей. Получается, что полезность каждой единицы покупки (за исключением последней) больше той цены, которую покупатель за нее платит, и поэтому в целом, производя покупку, он оказывается в выигрыше.
Спрос - это форма выражения потребности. Это платежеспособная потребность, т.е. сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за нужные им товары .

Содержание

Введение

Глава 1. Излишки потребителя
1.1. Понятие излишек потребителя
1.2. Сумма излишек потребителя
1.3. Жюль Дюпюи – первооткрыватель потребительского излишка
1.4. Рынок труда в условиях совершенной конкуренции
1.5. Выигрыш потребителя и производителя

Глава 2. Альтернативная теория эффективности производства и потребления. Практическое приложение кейнсианской теории
2.1. Регулирование спроса посредством дискреционной фискальной политики
2.2. Воздействие на экономику недискреционными фискальными методами
2.3. Достоинства и недостатки кейнсианского подхода


Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Излишки потребителя и производителя, эластичность.doc

— 677.00 Кб (Скачать)

      Дюпюи объясняет также суть и значение ценовой дискриминации, проводимой при определенных условиях монополией. «Один и тот же товар, представленный в разных магазинах в разных формах, очень часто продается по разным ценам богатым, зажиточным и беднякам. Вино качественное, высокого качества, супер высокого качества, экстра, взятое из одной бочки и отличающееся только этикеткой, продается по очень разным ценам. Почему так происходит? Дело в том, что одна и та же вещь имеет разную цену в глазах разных потребителей. Если бы существовала только одна средняя цена, то это было бы потерей для тех, кто лишился бы данного продукта, так как они не стали бы его покупать за эту цену, и потерей для продавца, так как была бы оплачена слишком малая часть от полезности предоставленной услуги. Мы вовсе не собираемся оправдывать все хитрости торговли, но их следует изучать, так как они основаны на точном знании человеческого сердца; во многих случаях они содержат больше справедливости, чем можно было бы ожидать и даже дают хорошие примеры для подражания».

      Хорошо  понимает Дюпюи и недостатки своего аналитического инструмента. «Некоторые могут возразить, что расчет, формулу  которого мы привели в данной статье, основывается на данных, которые ни одна статистика не может представить, что, таким образом, мы никогда не сможем выразить точной цифрой полезность, создаваемую какой-либо машиной, дорогой, каким-либо видом труда, или величину полезности, потерянной вследствие установления налога или пошлины».

      Ответ Дюпюи на замечания такого рода хорошо раскрывает значение экономической теории: «Как правило, политической экономии не хватает данных для того, чтобы полностью решить проблему, но этот недостаток делает только еще более необходимым знание общих правил и принципов, которые служат основанием для решения проблемы. Только они позволяют на основании известных данных узнать неизвестное, указать, чего не хватает для решения вопроса, а следовательно, предоставить средства для того, чтобы искать и найти это, если возможно, а если нет, то найти этому замену. Политическая экономия подобна геометрии, которая хотя и основывается на квадратах, треугольниках, кругах, т. е. правильных фигурах, учит, однако, измерять площади поверхностей, очерченных извилистыми контурами ручья или тропинки, где известно только несколько точек. Достаточно ли известных точек? Каких точек не хватает? Как их найти? Какова будет степень приближенности, если мы будем вынуждены обойтись без этих точек? Вот вопросы, которые требуют более глубоких знаний геометрии, чем те, где все элементы расчета представлены с высокой точностью.

      То  же самое и в политической экономии: чем менее полны и точны  данные, которыми мы располагаем, тем  необходимее опираться на строгие  принципы элементов науки, чтобы  увереннее действовать на практике, в конкретной ситуации».

 

       II. Взаимодействие спроса и предложение. Эластичность

      2.1 Предложение

 

      В механизме рыночного равновесия существенную роль играет предложение. Предложение — это не вообще произведенные блага, а только те из них, которые поступают на рынок с целью их продажи по ценам, удовлетворяющим товаропроизводителей. Как и в случае спроса, определяющим стимулом являются цены. Однако если для роста спроса в качестве стимула выступает понижение цен, то для предложения, напротив, сигналом к расширению производства любого товара и, следовательно, его предложения является повышение цен. Чем выше будут цены на определенный товар, тем большую заинтересованность будут проявлять производители в увеличении его выпуска.

      Особое  место в формировании цены предложения занимают издержки производства. Остановимся на процессе формирования цен предложения и выявлении функциональной зависимости изменения предложения от динамики цен при неизменности прочих условий, а также на обратной зависимости: изменении цен под влиянием сокращения или расширения предложения товаров.

      Кривая  предложения

      Если  на оси ординат отложить цены, а  на оси абсцисс — количество продукции, предлагаемой товаропроизводителями, то графически можно выразить функциональную зависимость изменения предложения от динамики цен (рис. 6). 

 

      

      Рис. 6. Кривая предложения 

      Любая точка кривой предложения показывает, какую цену надо заплатить за единицу  предлагаемого товара, чтобы данное его количество было предложено рынку.

      Восходящий  характер кривой предложения отражает действие закона предложения, который заключается в том, что для подавляющей части благ, чем выше будет цена на них, тем большее количество соответствующих благ будет произведено и предложено на рынке. Это обусловлено тем, что выручка, получаемая от реализации товара по более высокой цене, содержит большую долю прибыли, так как издержки производства на его выпуск остались неизменными. Разность между выручкой от реализации товара и его издержками и есть не что иное, как прибыль.

      Вогнутый  характер кривой предложения демонстрирует процесс, в котором первоначальное повышение цены на товар провоцирует вовлечение в него все большего количества предприятий, что обусловливает определенный всплеск предложения данного товара. Дальнейшее повышение цены в конечном счете приведет к насыщению предложения, ибо резервы расширения производства постепенно исчерпываются и количество предлагаемого товара относительно стабилизируется. В отношении характера расположения кривой предложения среди экономистов остаются разногласия. Одни из них считают, что она хотя и замедленно, непостоянно смещается вверх вправо. Другие полагают, что она затем трансформируется в вертикальную прямую и дальнейшее изменение (повышение) цены остается без внимания, ибо существуют определенные, ограниченные ресурсы и ограничения в совершенствовании производства.

      Обратная  функциональная зависимость между  предложением и ценой, т.е. когда  независимой переменной выступает  предложение, а зависимой — цена, выражена на. рис. 7 посредством смещения кривой предложения в плоскости осей координат (кривые П' и П"). Смещение кривой предложения вправо означает расширение предложения товара, влево — сокращение его предложения. К тому же это указывает на влияние неценовых факторов на предложение данного товара.

      Предложение и величина предложения

      В данном случае важно само провоцирование изменения ситуации на рынке со стороны предложения, вне зависимости от факторов, оказавших воздействие на него. При этом также не следует смешивать предложение с величиной предложения. Первое выражает собой направление, положение кривой, тогда как величины предложения представляют собой геометрическое место точек вдоль кривой предложения. Речь идет о том, чтобы отличить скольжение, перемещение по кривой от ее смещения. Если цена изменяется, а другие факторы, влияющие на предложение, остаются неизменными, то предложение товара не меняется, тогда как происходит изменение количества предлагаемого товара под воздействием ценового фактора (например, движение по кривой предложения П' от точки А к точке Б). Можно сказать, что предложение выражает функциональную зависимость между ценой и величиной предложения, тогда как величина предложения — это количественная определенность Объем предложения изменяется под влиянием изменения цены на товар; функция предложения изменяется тогда, когда изменяются факторы, которые раньше принимались за постоянные. 

 

       2.2 Взаимодействие  спроса и предложения.  Равновесие 

      Рассмотрим  взаимодействие спроса и предложения. Проведя анализ спроса и предложения, мы определили понятия «цена спроса» и «цена предложения» и факторы, которые воздействуют на их формирование. Понимание этих двух важных вопросов позволяет перейти к рассмотрению баланса интересов продавцов и покупателей, который находит свое проявление в равновесной цене. Совместив на графике (рис. 6) кривые спроса и предложения, получим точку рыночного равновесия, что можно записать следующим образом: 

        

      где С — спрос; П предложение; Цк — цена товара на данный момент; Qк — количество реализуемого товара.

      На  графике точке К соответствует  цена равновесия — Цк. Пересечение кривых спроса и предложения свидетельствует о том, что диаметрально противоположные ценовые интересы покупателей и продавцов данного товара совпали. По цене Цк покупатели готовы купить количество товара Qк, а продавцы готовы произвести и продать по этой цене данное количество товара.

      Таким образом, цена формируется в результате сбалансированности интересов продавцов  и покупателей. Однако совершенно очевидно, что сам уровень цен на соответствующее благо в свою очередь предопределяет масштабы спроса и предложения.

      Из  сказанного можно сделать вывод  о действии такой модели ценообразования, которая устанавливает функциональную зависимость между ценой, с одной стороны, и спросом и предложением — с другой. Эта функциональная зависимость спроса или предложения от изменения цены выражается кривой цен спроса (С) и кривой цен предложения (П). Если на оси ординат откладывать цены, а на оси абсцисс количество спрашиваемого и предлагаемого товара, то кривая С выражает зависимость изменения спроса от динамики цен, а кривая П— зависимость изменения предложения от динамики цен. Спрос находится в обратной, а предложение — в прямой зависимости от изменения цен, о чем свидетельствуют кривые С и П. 

      

      Рис. 7. Кривые спроса и предложения. Равновесная цена 

      Точка равновесия К равновесная цена (Цк) достигается путем постепенного сближения интересов продавцов и покупателей в результате движения по спирали, изображенной на рис. 8.

      В частности, при цене, равной Ц1,2, покупатели готовы купить данное благо в количестве Q1, тогда как производители готовы произнести его в количестве, равном Q2. При цене Ц3,4 положение продавцов и покупателей становится диаметрально противоположным предшествующему состоянию рынка: продавцы готовы произвести товара только в количестве Q4, тогда как покупатели готовы приобрести этого товара в количестве Q3, и так далее по спирали. Но с каждым витком ценовые интересы все больше и больше сближаются, пока не наступит их равновесие в точке К, которой соответствует цена равновесия Цк при объеме спроса и предложения, равном Qк.

      Равновесная цена указывает на равенство спроса и предложения. Причем в кривых спроса и предложения независимой переменной выступает цена, тогда как зависимыми переменными являются спрос и предложение. Функциональная зависимость цены от спроса и предложения выражается смещением кривых спроса и предложения на плоскости в рамках осей координат2. 

      

      Рис. 8. Процесс становления равновесной цены 

      Если  обратиться к уровню цен, выраженному  ценой Ц1,2, то разрыв между точками 1 и 2 будет означать перепроизводство товаров, равное разности (Q2,3 — Q1). При цене, равной Ц3, напротив, возникает недопроизводство, дефицит товара, выраженный разностью (Q2,3-Q4,5). В первом случае речь идет о перенасыщенном, во втором — о дефицитном товарном рынке.

      Равновесная цена и эффективность

      Подчеркивая важность принципа сбалансированности между спросом и предложением, выраженной в равновесной цене, было бы неправильно ограничить анализ процесса ценообразования только данными рыночными категориями. Очевидно, требуется остановиться на тех моментах, которые позволяют объяснить сам эндогенный процесс формирования спроса и предложения, который, как мы уже знаем, проявляется в формировании цен спроса и цен предложения.

      Цена  предложения — это минимальная  цена, ниже которой рыночные цены опуститься не могут, так как производство товаров станет нерентабельным, т.е. неэффективным3. Чем ниже цены, тем меньшее количество товаров поступит на рынок, так как у многих товаропроизводителей при низких ценах издержки окажутся выше рыночных цен. Но в этом случае на рынке остаются наиболее эффективные и жизнеспособные предприятия.

Информация о работе Излишки потребителя и производителя, эластичность