Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 16:09, курсовая работа
Своего высшего развития классическая буржуазная политическая экономия достигла в трудах британских ученых Адама Смита и Давида Рикардо, поскольку Великобритания была в тот период самой передовой в экономическом отношении страной. Она обладала относительно высокоразвитым сельским хозяйством и быстро растущей промышленностью, вела активную внешнюю торговлю. Капиталистические отношения получили в Англии большое развитие: здесь выделились основные классы буржуазного общества: рабочий класс, буржуазия и землевладельцы. Буржуазия была заинтересована в научном анализе капиталистического способа производства. Таким образом, во второй половине XVIII в. в Великобритании сложились благоприятные условия для взлета экономической мысли, каким было творчество шотландского экономиста и философа А. Смита. Свои взгляды он изложил в книге ”Исследование о природе и богатстве народов”, изданной в 1776 году.
Введение........................................................................................................3
1. Стоимость по Смиту................................................................................5
2. Социально-экономические предпосылки появления и развития
теории стоимости Смита..............................................................................7
3. Биография Адама Смита..........................................................................10
4. Особенности методологии Смита...........................................................12
5. Основной труд А. Смита “Исследование о природе и
причинах богатства народов”......................................................................14
Заключение....................................................................................................21
Литература………………………………
Смит утверждал: «Труд является единственным всеобщим, равно как и единственно точным мерилом стоимости».10 Стоимость по Смиту, определяется затраченным трудом, и не одного конкретного человека, а средним необходимым для данного уровня развития производительных сил. Смит отмечал равнозначность всех видов производительного труда, участвующих в создании стоимости.
Рассматривая проблему ценообразования и сущности цены, Смит выдвинул два положения.
Первое гласит: цена товара определяется затраченным на него трудом. Но данное положение, по его мнению, применимо лишь на первых ступенях развития общества. И Смит выдвигает второе положение, согласно которому стоимость, а значит и цена складывается из затрат труда, прибыли, процента на капитал, земельной ренты, т.е. определяется издержками производства.
«Например, в цене хлеба одна её доля идет на оплату ренты землевладельца, вторая – на заработную плату или содержание рабочих… и третья доля является прибылью фермера».11 Окончательного выбора между этими двумя концепциями Смит не сделал, его последователи, сторонники и противники могли придерживаться и первой, и второй концепции.
производство
Два положения Смита об образовании стоимости товара12
На рисунке первое положение Смита изображено синей стрелкой с надписью «Труд»; здесь труд выступает в качестве создателя стоимости. В процессе последнего распределения образуемый трудом доход разделяется на заработную плату, прибыль и ренту. Суть второго положения Смита выражена красными стрелками с надписями «Капитал» и «Земля». Второй тезис гласит, что наряду с трудом в образовании продукта и доходов участвуют капитал и земля. Они выступают теперь как факторы, участвующие в образовании стоимости капитал создает доход в форме прибыли, земли в форме ренты.
В этом случае формула «естественной» цены товара представляет сумму доходов:
Е=З+П+Р,
Где Е- естественная цена товара, З- заработная плата, П- прибыль, Р- рента.
Затраты капитала сводятся Смитом к сумме доходов, и в формулу цены товара в качестве одного из слагаемых не включается.
Вторая трактовка связана с попыткой Смита перейти от анализа простого товарного производства рассмотрению товарно-капиталистического производства, в котором истинным источником стоимости перестает быть живой труд.
Раньше
средства труда принадлежали работнику.
В обществе, предшествовавшем накоплению
капиталов и обращению земли
в частную собственность, соотношении
между количеством труда, необходимом
для приобретения разных предметов,
было, по-видимому, единственным основанием,
которое могло служить
В дальнейшем по мере накопления капиталов положение меняется, стоимость товаров распадается на части, одна из которых – заработная плата, другая – прибыль на капитал.
«При
таком положении вещей
Биография Адама Смита.
Адам Смит (Smith) (1723-90 г.г.), шотландский экономист и философ, один из крупнейших представителей классической политэкономии. В ''Исследовании о природе и причинах богатства народов'' (1776 г.) обобщил столетнее развитие этого направления экономической мысли, рассмотрел теорию стоимости и распределения доходов, капитал и его накопление, экономическую историю Западной Европы, взгляды на экономическую политику, финансы государства. Подходил к экономике как к системе, в которой действуют объективные законы, поддающиеся познанию. При жизни Смита книга выдержала 5 английских и несколько зарубежных изданий и переводов.
Адам Смит (крещен 5 апреля 1723 г., Керколди, Шотландия — 17 июля 1790 г., Эдинбург), создал теорию трудовой стоимости и обосновал необходимость возможного освобождения рыночной экономики от государственного вмешательства.
Родился в семье таможенного чиновника. Несколько лет учился в школе, затем поступил в университет Глазго (1737 г.) на факультет моральной философии. В 1740 г. получил степень магистра искусств и частную стипендию для продолжения учебы в Оксфорде, где до 1746 г. изучал философию и литературу.
В 1748-50 г.г. Смит читал публичные лекции по литературе и естественному праву в Эдинбурге. С 1751 г. профессор логики в университете Глазго, с 1752 г. — профессор моральной философии. В 1755 г. опубликовал свои первые статьи в журнале ''Эдинбургское обозрение'' (''Edinbourgh Review''). В 1759 г. выпустил в свет философский труд по этике ''Теория нравственных чувств'', принесший ему международную известность. В 1762 г. Смит получил ученую степень доктора юридических наук.
В 1764 г. он оставил преподавание и отправился на континент в качестве наставника юного герцога Баклю. В 1764-66 г.г. посетил Тулузу, Женеву, Париж, встречался с Вольтером, Гельвецием, Гольбахом, Дидро, д'Аламбером, физиократами. По возвращении на родину жил в Керколди (до 1773 г.), а затем в Лондоне, полностью посвятил себя работе над фундаментальным трудом ''Исследование о природе и причинах богатства народов'', первое издание которого вышло в 1776 г.
С 1778 г. Смит занимал должность таможенного чиновника в Эдинбурге, где и провел последние годы своей жизни.
Величие
А . Смита как ученого состоит
в его экономических прогнозах
и фундаментальных теоретико-
Центральное
место в методологии
Сущность «экономического человека»: «собаки друг с другом сознательно костью не меняются» - «разделение труда является результатом определенной склонности человеческой природы к торговле и обмену» - «он («экономический человек») скорее достигнет своей цели, если обратится к их эгоизму (других людей) и сумеет показать им, что в их собственных интересах сделать для них то, что он требует от них. Всякий, предлагающий, другому сделку какого-либо рода, предлагает сделать именно это. Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно, - таков смысл всякого подобного предложения ... Не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов. Мы обращаемся не к их гуманности, а к их эгоизму и никогда не говорим им о наших нуждах, а об их выгодах». «Экономический человек» А. Смита - эгоист, стремящийся к личному обогащению путем производства и реализации качественного товара или услуги.
Сущность «невидимой руки» по Смиту заключалась в том, что каждый челове имеет в виду свою собственную выгоду, а не выгоды общества, как и во многих других случаях , он невидимой рукой направляется к цели, которая изначально не входила в его планы, преследуя свои собственные интересы, человек служит интересам общества. Смысл «невидимой руки» заключается в пропаганде таких общественных условий и правил, при которых благодаря свободной конкуренции предпринимателей и через их частные интересы рыночная экономика будет наилучшим образом решать общественные задачи и приведет к гармонии личную и коллективную волю с максимально возможной выгодой для всех и каждого.
Таким
образом, главным в методологии
Смита является «очевидная и простая
система естественной свободы», которая
благодаря «невидимой руке» всегда
автоматически
Государству остаются, как пишет А. Смит:
Лейтмотив методологии исследований А. Смита - «в каждом цивилизованном обществе» действуют всесильные и неотвратимые экономические законы. Главное условие действия экономических законов - свободная конкуренция. Только она лишает участников рынка власти над ценой. Чем больше продавцов - тем менее вероятность монополистов, которые, по его словам, поддерживая постоянный недостаток продуктов на рынке, никогда не удовлетворяют полностью действительный спрос, продают свои товары намного дороже естественной цены и повышают свои доходы.
А. Смит осуждает законы об ученичестве, цеховые постановления, законы о бедных, полагая, что именно эти законы ограничивают рынок труда, масштабы конкуренции, мобильность рабочей силы Он убежден, что как только представители одного ремесла и вида торговли собираются вместе, то следствием этих встреч, как правило, является заговор против публики - соглашением о повышении цен.
«Первейший источник богатства» нации, по мнению А. Смита - сельскохозяйственное производство, а затем промышленное. Что касается торговли, то он расставил приоритеты в ее структуре: внутренняя, внешняя, транзитная.
Главная
задача науки по Смиту, заключалась
в том, что каждая страна должна сокращать
внешнюю торговлю и развивать внутреннюю
торговлю, т.к. политическая экономия страны
состоит в увеличении её богатства и могущества.
Основной труд А. Смита “Исследование о природе и причинах богатства народов”.
В 1773-1776 гг. А. Смит написал свое главное произведение “Исследование о природе и причинах богатства народов”. В нем он обобщил столетнее развитие классической школы политической экономии. Он обосновал представление о товарном производстве и обмене как о сфере человеческой деятельности, которая развивается по объективным законам, а потому не нуждается в государственном регулировании.
При разработке учения о рыночной цене А. Смит глубоко раскрыл ее зависимость главным образом от производства, от условии предложения товаров на рынке. Однако он не исследовал воздействие спроса покупателей на цену.
Труд
А. Смита состоит из пяти частей:
теория стоимости и распределение
доходов; капитал и его накопление;
очерк экономической истории
Западной Европы; критика меркантилизма
и изложение взглядов на экономическую
политику; финансы государства. Наибольший
теоретический интерес
О разделении труда
Величайший прогресс в развитии производительной силы труда и значительная доля искусства, умения и сообразительности, с какими он направляется и прилагается, явились, по-видимому, следствием разделения труда. Значение разделения труда для хозяйственной жизни общества в целом легче всего уяснить себе, если ознакомиться с тем, как оно действует в каком-либо отдельном производстве.
Для примера возьмем... производство булавок... При организации, которую имеет теперь это производство, не только оно само в целом представляет собой особую профессию, но и подразделяется на ряд специальностей, из которых каждая в свою очередь является отдельным специальным занятием. Один рабочий тянет проволоку, другой выпрямляет ее, третий обрезает, четвертой заостряет конец, пятый обтачивает один конец для насаживания головки; изготовление самой головки требует двух или трех самостоятельных операций; насадка ее составляет особую операцию, полировка булавки - другую; самостоятельной операцией является даже завертывание готовых булавок в пакетики. Мне пришлось видеть одну небольшую мануфактуру такого рода, где было занято только десять рабочих... эти десять человек вырабатывали свыше 48 000 булавок в день. Следовательно, ...один рабочий вырабатывал более 4 000 булавок в день. Но если бы все они работали в одиночку и независимо друг от друга и не были приучены к этой специальной работе, то, несомненно, ни один из них не смог бы сработать двадцати, а, может быть, даже и одной булавки в день.