Исторический обзор подходов к концепции капитала

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 10:49, курсовая работа

Описание работы

За основу своей курсовой работы я решила взять вопрос «Человеческий капитал (потенциал) и его роль в современной экономике», тем самым решила раскрыть тему – что же есть «человеческий капитал» и какую роль играет в экономике стран. Как важно развитие человеческого капитала, его составляющие части и сколько денег вкладывается в его развитие.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 211.00 Кб (Скачать)

         Существует  две группы факторов:

         Человеческий  капитал. Совокупность знаний, практических навыков и творческих способностей служащих компании, приложенная к выполнению текущих задач. Другими ее составляющими являются моральные ценности компании, культура труда и общий подход к делу. Человеческий капитал не может быть собственностью компании.

         Структурный капитал. В эту категорию входят техническое и программное обеспечение, организационная структура, патенты, торговые марки и все то, что позволяет работникам компании реализовать свой производственный потенциал — иными словами, то, что остается в офисе после ухода служащих домой. Структурный капитал также включает в себя отношения, сложившиеся между компанией и ее крупными клиентами. В отличие от человеческого капитала, структурный может быть собственностью компании, а следовательно, и объектом купли-продажи. Таким образом,

         ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ + СТРУКТУРНЫЙ КАПИТАЛ =  
    ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ.

         Что касается исследования человеческого  капитала и человеческого трудового  потенциала в России, то одним из направлений данной концепции можно  считать появление индекса развития человеческого потенциала, разработанный программой развития ООН, который отражает три главных аспекта жизни: продолжительность, знания и доход.

         Место России в мире, как и любой другой страны, определит уровень развития науки, образования, культуры. От того, как государство фактически будет финансировать создание нового человеческого капитала, приобретая право на часть будущих доходов от его использования, и определит ее будущее.

         В нашей стране уже никто не отрицает, что вложение средств в человека — наиболее выгодное и приносит наибольшие плоды. Ученые, теоретики и практики уже продумали стратегию эффективного развертывания экономической политики, направленной на человека. Теперь необходимо претворить эти многочисленные программы в жизнь, чем и занимаются в настоящее время представители различных структур нашего общества.

         В течение века экономисты и социологи  давали различные определения этому  понятию, в ходе чего сформировалась теория человеческого капитала, которая  в настоящее время является одним  из ведущих, приоритетных направлений в современной экономике. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     

         1.4 Основные положения  концепции человеческого  капитала 
     

         Концепция человеческого капитала является сегодня  одним из главных теоретических  направлений в экономической  социологии и менеджменте. За ее разработку были присуждены две Нобелевские премии в области экономики – американцам Теодору Шульцу в 1979 г. и Гэри Беккеру в 1992 г.

         Согласно  данной концепции, человеческий капитал  – это сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком  запас знаний, умений, навыков, мотиваций, способностей и здоровья, который содействует росту производительности труда и доходов данного человека. Инвестиции в человеческий капитал включают в себя в основном расходы на образование (общее и специальное, формальное и неформальное), здравоохранение (профилактика заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание, улучшение жилищных условий) и формирование у работника необходимых ценностных и этических норм (например, лояльности своей компании). Поскольку эти расходы в будущем будут многократно компенсированы доходами, их следует признать производительными, а не потребительскими.

         Оформление  теории человеческого капитала приходится на конец 50-х и начало 60-х годов  в США. На правах особого раздела  она вошла во все западные учебники по экономике. У истоков ее стояли известные американские экономисты, представители так называемой «чикагской школы», – лауреаты Нобелевской премии Теодор Шульц и Гэри Беккер, Бартон Вейсброд, Джордж Минцер, Ли Хансен. Позднее большой вклад в ее разработку внесли Марк Блауг, С. Боулс, Йорам Бен-Порэт, Ричард Лэйард, Дж. Псахаропулос, Ф. Уэлч, Б. Чизвик и другие.

         В целом эта концепция лежит  в русле неоклассического направления, но набор аналитических инструментов неоклассической школы используется ею для изучения тех социальных институтов (образование, здравоохранение и т.д.), которые оставались прежде за пределами экономического анализа.

         Центральная методологическая установка «чикагской школы» человеческого капитала –  объяснять экономические процессы на основе принципа максимизируещего поведения индивидуумов – перенесена на самые различные сферы внерыночной деятельности человека. При этом упор делается на количественном анализе. Концепция «чикагской школы» предполагает, что вложения средств в образование, здравоохранение, миграцию и другие виды деятельности производятся на рациональной основе – ради получения больших доходов в будущем.

         Эти затраты, или инвестиции, на производство человеческого капитала являются исключительно  важными для семьи и для всего общества.

         К ожидаемой отдаче от инвестиций в  человеческий капитал относятся  более высокий уровень заработков, большее удовлетворение от избранной  работы в течение жизни, а также  более высокая оценка нерыночных видов деятельности.

         К затратам на производство человеческого капитала (к инвестициям в человеческий капитал) относятся:

         1) прямые затраты, в том числе  плата за обучение и другие  расходы на образование, смену  места жительства и работы;

         2) упущенный заработок, являющийся  элементом альтернативных издержек, поскольку получение образования, смена места жительства и работы связаны с потерей доходов;

         3) моральный ущерб, так как получение  образования является трудным  и часто неприятным занятием, поиск работы утомляет и истощает  нервную систему, а миграция приводит к потере старых друзей и знакомых.

         В целом неоклассическая теория рынка  труда содержит:

         1) теорию спроса на труд, которая  включает в себя теорию предельной  производительности и связанный  с нею аппарат производственных  функций;

         2) теорию предложения труда, которая, в общем, состоит из моделей выбора между работой и досугом и моделей инвестирования в человеческий капитал.

         Под человеческим капиталом понимаются знания, навыки и способности человека, которые содействуют росту его  производительной силы. Человеческий капитал, – как определяют его большинство экономистов, – состоит из приобретенных знаний, навыков, мотиваций и энергии, которыми наделены человеческие существа и которые могут использоваться в течение определенного периода времени в целях производства товаров и услуг.

         Образование и здравоохранение – это факторы  долговременного действия. Продуктом  процесса образования является качественно  новая рабочая сила с высоким  уровнем квалификации, способная  к труду большей сложности. Охрана здоровья делает человека способным к более интенсивному и продолжительному труду. В отличие от них миграция и поиск информации выступают как факторы кратковременного действия. Если образование и охрана здоровья связаны с действительным ростом стоимости рабочей силы, то миграция и поиск информации отражают колебания цены рабочей силы вокруг стоимости. Миграция и поиск информации – это процессы распределительного порядка, тогда как образование и здравоохранение представляют собой отдельные моменты в производстве рабочей силы.

         Формальное  образование, прежде всего — высшее, является главной формой инвестиций в человеческий капитал. Причем реальный размер этого капитала определяется не столько наличием соответствующего диплома, сколько приобретенными знаниями, умениями, навыками и социальными связями.

         Гэри  Беккер первоначально занимался  именно изучением экономической  эффективности высшего образования.

         Согласно  его концепции, заработную плату  работника с определенным уровнем  подготовки можно представить как состоящую из двух основных частей. Первая — это то, что он получал бы, имея «нулевой» уровень образования. Вторая — это доход на «образовательные инвестиции», которые складываются из прямых затрат на обучение и «упущенных заработков», т.е. доходов, не полученных учащимся за время учебы. Например, определив отдачу от вложений в учебу как отношение доходов к издержкам, Беккер получил среднюю для США цифру в 12 -14% годовой прибыли.

         Таким образом, реальная ценность образования  для его непосредственного носителя и в целом для общества проявляется в том, что работник с более высоким уровнем образования имеет более высокие доходы. По мнению многих экономистов и социологов, 15-20 лет назад в нашей стране наличие вузовского диплома мало отражалось на материальном положении его обладателя.

         Человеческий  капитал (т.е. запас знаний и способностей, накопленных работником) может реализоваться  только в труде своего обладателя. Напротив, возрастание стоимости  капитала не требует от собственника каких-либо затрат труда с его стороны, но отличаясь по своему политэкономическому содержанию, формирование физического капитала и формирование человеческого капитала (рабочей силы) имеют определенное технико-экономическое сходство: и то, и другое требует отвлечения значительных средств в ущерб текущему потреблению, от обоих зависит уровень развития экономики в будущем, оба типа вложений дают длительный по своему характеру производительный эффект.

         Что же тогда означает выдвижение понятия  «человеческий капитал»? Не более чем осознание того факта, что навыки и способности людей могут быть запасом, то есть могут быть накапливаемы. Таким образом, западная политэкономия вновь открыла для себя то, что было известно еще Адаму Смиту и Давиду Рикардо и что отмечал Карл Маркс. «Воспроизводство рабочего класса, – писал он, – включает в себя накопление его искусства, передаваемого из поколения в поколение». Более того, К. Маркс подчеркивал, что с точки зрения непосредственного процесса производства развитие человеческих способностей «можно рассматривать как производство основного капитала, причем этим основным капиталом является сам человек». 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

         2. Инвестиции в человеческий  капитал 

         Инвестициями  в   человеческий   капитал   называется   любая   мера, предпринятая  для  повышения  производительности  труда.  Таким  образом,  к инвестициям в человеческий капитал относят расходы на поддержание  здоровья, на  получение  общего  и  специального  образования;  затраты,  связанные  с поиском работы, профессиональной  подготовкой  на  производстве,  миграцией, рождением и воспитанием детей, поиском экономически  значимой  информации  о ценах и заработках.

         Экономисты  выделяют три вида инвестиций в человеческий капитал:

         - расходы  на  образование,  включая  общее  и  специальное,  формальное  и

         неформальное, подготовку по месту работы;

         - расходы на здравоохранение, складывающиеся из  расходов  на  профилактику заболеваний, медицинское  обслуживание,  диетическое  питание,  улучшение жилищных условий;

         - расходы на мобильность, благодаря  которым работники мигрируют  из  мест  с относительно низкой производительностью.

         Существует  также  деление  инвестиций  в  человеческий  капитал   на

         вещественные и невещественные. К первым относятся все  затраты,  необходимые для физического  формирования  и  развития  человека  (издержки  рождения  и воспитания детей); ко вторым – накопленные затраты на  общее  образование  и специальную  подготовку,  часть  накопленных  затрат  на  здравоохранение  и перемещение рабочей силы.

         Из  всех видов инвестиций  в  человеческий  капитал  наиболее  важными

         являются  вложения  в  здоровье  и  в  образование.  Общее   и   специальное

         образование улучшают качество, повышают уровень  и  запас  знаний  человека, тем самым увеличивают объем и качество  человеческого  капитала.  Инвестиции же в высшее образование  способствуют формированию высококвалифицированных специалистов, высококвалифицированный  труд  которых  оказывает  наибольшее влияние на темпы экономического роста.

         Сегодня  одним  из  важнейших  компонентов  вложений  в  человеческий капитал во всех странах являются расходы  на  обучение  на  производстве.  В любом  обучающем  проекте  до  80%  знаний  приходится  на   самостоятельное обучение.   Особенно   это   относится   к   профессиям    специалистов    – исследователей,  учителей,  инженеров,  экспертам  по  компьютерам  и  т.д., которые призваны  непрерывно  обновлять  квалификацию  через  индивидуальное изучение литературы, использование независимых обучающих программ,  обучение на примере деятельности, опыта и оценок (мнений) других людей.

Информация о работе Исторический обзор подходов к концепции капитала