Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 10:49, курсовая работа
За основу своей курсовой работы я решила взять вопрос «Человеческий капитал (потенциал) и его роль в современной экономике», тем самым решила раскрыть тему – что же есть «человеческий капитал» и какую роль играет в экономике стран. Как важно развитие человеческого капитала, его составляющие части и сколько денег вкладывается в его развитие.
Существует две группы факторов:
Человеческий капитал. Совокупность знаний, практических навыков и творческих способностей служащих компании, приложенная к выполнению текущих задач. Другими ее составляющими являются моральные ценности компании, культура труда и общий подход к делу. Человеческий капитал не может быть собственностью компании.
Структурный капитал. В эту категорию входят техническое и программное обеспечение, организационная структура, патенты, торговые марки и все то, что позволяет работникам компании реализовать свой производственный потенциал — иными словами, то, что остается в офисе после ухода служащих домой. Структурный капитал также включает в себя отношения, сложившиеся между компанией и ее крупными клиентами. В отличие от человеческого капитала, структурный может быть собственностью компании, а следовательно, и объектом купли-продажи. Таким образом,
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ
КАПИТАЛ + СТРУКТУРНЫЙ
КАПИТАЛ =
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ.
Что
касается исследования человеческого
капитала и человеческого трудового
потенциала в России, то одним из
направлений данной концепции можно
считать появление индекса
Место России в мире, как и любой другой страны, определит уровень развития науки, образования, культуры. От того, как государство фактически будет финансировать создание нового человеческого капитала, приобретая право на часть будущих доходов от его использования, и определит ее будущее.
В нашей стране уже никто не отрицает, что вложение средств в человека — наиболее выгодное и приносит наибольшие плоды. Ученые, теоретики и практики уже продумали стратегию эффективного развертывания экономической политики, направленной на человека. Теперь необходимо претворить эти многочисленные программы в жизнь, чем и занимаются в настоящее время представители различных структур нашего общества.
В
течение века экономисты и социологи
давали различные определения этому
понятию, в ходе чего сформировалась
теория человеческого капитала, которая
в настоящее время является одним
из ведущих, приоритетных направлений
в современной экономике.
1.4
Основные положения
концепции человеческого
капитала
Концепция человеческого капитала является сегодня одним из главных теоретических направлений в экономической социологии и менеджменте. За ее разработку были присуждены две Нобелевские премии в области экономики – американцам Теодору Шульцу в 1979 г. и Гэри Беккеру в 1992 г.
Согласно данной концепции, человеческий капитал – это сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком запас знаний, умений, навыков, мотиваций, способностей и здоровья, который содействует росту производительности труда и доходов данного человека. Инвестиции в человеческий капитал включают в себя в основном расходы на образование (общее и специальное, формальное и неформальное), здравоохранение (профилактика заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание, улучшение жилищных условий) и формирование у работника необходимых ценностных и этических норм (например, лояльности своей компании). Поскольку эти расходы в будущем будут многократно компенсированы доходами, их следует признать производительными, а не потребительскими.
Оформление теории человеческого капитала приходится на конец 50-х и начало 60-х годов в США. На правах особого раздела она вошла во все западные учебники по экономике. У истоков ее стояли известные американские экономисты, представители так называемой «чикагской школы», – лауреаты Нобелевской премии Теодор Шульц и Гэри Беккер, Бартон Вейсброд, Джордж Минцер, Ли Хансен. Позднее большой вклад в ее разработку внесли Марк Блауг, С. Боулс, Йорам Бен-Порэт, Ричард Лэйард, Дж. Псахаропулос, Ф. Уэлч, Б. Чизвик и другие.
В
целом эта концепция лежит
в русле неоклассического направления,
но набор аналитических
Центральная
методологическая установка «чикагской
школы» человеческого капитала –
объяснять экономические
Эти затраты, или инвестиции, на производство человеческого капитала являются исключительно важными для семьи и для всего общества.
К
ожидаемой отдаче от инвестиций в
человеческий капитал относятся
более высокий уровень
К затратам на производство человеческого капитала (к инвестициям в человеческий капитал) относятся:
1) прямые затраты, в том числе плата за обучение и другие расходы на образование, смену места жительства и работы;
2)
упущенный заработок,
3)
моральный ущерб, так как
В целом неоклассическая теория рынка труда содержит:
1)
теорию спроса на труд, которая
включает в себя теорию
2) теорию предложения труда, которая, в общем, состоит из моделей выбора между работой и досугом и моделей инвестирования в человеческий капитал.
Под человеческим капиталом понимаются знания, навыки и способности человека, которые содействуют росту его производительной силы. Человеческий капитал, – как определяют его большинство экономистов, – состоит из приобретенных знаний, навыков, мотиваций и энергии, которыми наделены человеческие существа и которые могут использоваться в течение определенного периода времени в целях производства товаров и услуг.
Образование
и здравоохранение – это
Формальное образование, прежде всего — высшее, является главной формой инвестиций в человеческий капитал. Причем реальный размер этого капитала определяется не столько наличием соответствующего диплома, сколько приобретенными знаниями, умениями, навыками и социальными связями.
Гэри
Беккер первоначально занимался
именно изучением экономической
эффективности высшего
Согласно его концепции, заработную плату работника с определенным уровнем подготовки можно представить как состоящую из двух основных частей. Первая — это то, что он получал бы, имея «нулевой» уровень образования. Вторая — это доход на «образовательные инвестиции», которые складываются из прямых затрат на обучение и «упущенных заработков», т.е. доходов, не полученных учащимся за время учебы. Например, определив отдачу от вложений в учебу как отношение доходов к издержкам, Беккер получил среднюю для США цифру в 12 -14% годовой прибыли.
Таким образом, реальная ценность образования для его непосредственного носителя и в целом для общества проявляется в том, что работник с более высоким уровнем образования имеет более высокие доходы. По мнению многих экономистов и социологов, 15-20 лет назад в нашей стране наличие вузовского диплома мало отражалось на материальном положении его обладателя.
Человеческий капитал (т.е. запас знаний и способностей, накопленных работником) может реализоваться только в труде своего обладателя. Напротив, возрастание стоимости капитала не требует от собственника каких-либо затрат труда с его стороны, но отличаясь по своему политэкономическому содержанию, формирование физического капитала и формирование человеческого капитала (рабочей силы) имеют определенное технико-экономическое сходство: и то, и другое требует отвлечения значительных средств в ущерб текущему потреблению, от обоих зависит уровень развития экономики в будущем, оба типа вложений дают длительный по своему характеру производительный эффект.
Что
же тогда означает выдвижение понятия
«человеческий капитал»? Не более чем
осознание того факта, что навыки и способности
людей могут быть запасом, то есть могут
быть накапливаемы. Таким образом, западная
политэкономия вновь открыла для себя
то, что было известно еще Адаму Смиту
и Давиду Рикардо и что отмечал Карл Маркс.
«Воспроизводство рабочего класса, –
писал он, – включает в себя накопление
его искусства, передаваемого из поколения
в поколение». Более того, К. Маркс подчеркивал,
что с точки зрения непосредственного
процесса производства развитие человеческих
способностей «можно рассматривать как
производство основного капитала, причем
этим основным капиталом является сам
человек».
2.
Инвестиции в человеческий
капитал
Инвестициями в человеческий капитал называется любая мера, предпринятая для повышения производительности труда. Таким образом, к инвестициям в человеческий капитал относят расходы на поддержание здоровья, на получение общего и специального образования; затраты, связанные с поиском работы, профессиональной подготовкой на производстве, миграцией, рождением и воспитанием детей, поиском экономически значимой информации о ценах и заработках.
Экономисты выделяют три вида инвестиций в человеческий капитал:
- расходы на образование, включая общее и специальное, формальное и
неформальное, подготовку по месту работы;
- расходы на здравоохранение, складывающиеся из расходов на профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание, улучшение жилищных условий;
-
расходы на мобильность,
Существует также деление инвестиций в человеческий капитал на
вещественные и невещественные. К первым относятся все затраты, необходимые для физического формирования и развития человека (издержки рождения и воспитания детей); ко вторым – накопленные затраты на общее образование и специальную подготовку, часть накопленных затрат на здравоохранение и перемещение рабочей силы.
Из всех видов инвестиций в человеческий капитал наиболее важными
являются вложения в здоровье и в образование. Общее и специальное
образование улучшают качество, повышают уровень и запас знаний человека, тем самым увеличивают объем и качество человеческого капитала. Инвестиции же в высшее образование способствуют формированию высококвалифицированных специалистов, высококвалифицированный труд которых оказывает наибольшее влияние на темпы экономического роста.
Сегодня одним из важнейших компонентов вложений в человеческий капитал во всех странах являются расходы на обучение на производстве. В любом обучающем проекте до 80% знаний приходится на самостоятельное обучение. Особенно это относится к профессиям специалистов – исследователей, учителей, инженеров, экспертам по компьютерам и т.д., которые призваны непрерывно обновлять квалификацию через индивидуальное изучение литературы, использование независимых обучающих программ, обучение на примере деятельности, опыта и оценок (мнений) других людей.
Информация о работе Исторический обзор подходов к концепции капитала