Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 10:49, курсовая работа
За основу своей курсовой работы я решила взять вопрос «Человеческий капитал (потенциал) и его роль в современной экономике», тем самым решила раскрыть тему – что же есть «человеческий капитал» и какую роль играет в экономике стран. Как важно развитие человеческого капитала, его составляющие части и сколько денег вкладывается в его развитие.
|
Интересные
аспекты взаимосвязи
Можно сделать следующий вывод:
между человеческим и вещественным капиталом нет принципиальных позиций.
Увеличение инвестиций в человека существенно изменило и структуру заработной платы. Большая её часть становится продуктом человеческого капитала, а не труда.Следовательно, заработную плату квалифицированного работника можно рассматривать как сочетание, в первую очередь, рентного дохода от вложения в человеческий капитал и цены живого труда работника, во вторую очередь.
В
связи с тем, что вложения в
человеческий капитал опережают
вложения в вещественный капитал, собственность
на последний (как источник дохода)
оттесняется, по словам американского
экономиста Дж. Кендрика, на второй план.
1.3 Методологические основы концепции человеческого капитала
Современный мир характеризуется переходом к принципиально новому типу общественно-экономического развития, основными факторами которого становятся знания, образование, полнота человеческой жизни. Общество вступает в фазу совершенствования производительных сил, когда все более ценится человек, его знания, умения, навыки к труду, профессионализм. Сейчас оно нуждается в развитии именно человеческих производительных сил и прилагает большие усилия в этом направлении.
Новый тип экономического прогресса включает в себя и широкую демократизацию социально-экономической жизни, расширение нетоварного производства и нетоварных отношений (всей сферы социальных услуг, науки, образования), сужение сферы деятельности традиционной рыночной экономики, создание широкой сети общественных организаций и т.д. Наступает новая фаза развития производительных сил, не внешних по отношению к человеку, а именно человеческих производительных сил, когда в процессе производства на передний план выступают знания, ответственность, духовный и нравственный потенциал. Поэтому и критерием экономического успеха становятся возможности реализации социокультурных потребностей человека, т.е. развитие сфер жизни, связанных с развитием самого человека.
Начало разработки теории человеческого капитала было положено довольно давно: уже к концу XIX века появились первые трактовки человеческих знаний и умений как капитала. Не удивительно, что уже в XX веке за разработку теории человеческого капитала американский экономист Гэри Беккер получил Нобелевскую премию.
В
странах Запада в 50-х годах начался
пересмотр фундаментальных
Предпосылки к разработке теории человеческого капитала заложены в работах классиков политической экономии, которые уделяли самое серьезное внимание данной проблеме. Они положили начала научному анализу человеческих способностей к труду, их формирования, воспроизводства и эффективного функционирования.
Последующие поколения экономистов в своих трудах пришли к выводу, что совершенствование способностей человека представляет собой накопление капитала. К ним относятся Ж.Б.Сэй, Ф.Лист, Дж.С.Уолш, Дж. Миль, И.Фишер, В.Парето и другие. К концу XIX века в экономической теории уже сформировалось направление, которое трактовало человека и его способности как капитал.
Ж.Б.Сэй, В.Рошер, Ф.Лист под капиталом понимали приобретенные и унаследованные качества и способности человека. В противоположность им такие экономисты как Й. фон Тюнен, И.Фишер, Дж.М.Кларк и другие объявили капиталом самого человека.
Известный английский экономист, основоположник неоклассического направления в экономической науке А.Маршалл допускал, что оценка капитальной стоимости человека может быть полезна, и обсуждал подход капитализации чистых заработков к оценке человеческого капитала. Но поскольку сам человек не является рыночным товаром, то концепция человеческого капитала казалась ему нереалистичной.
Таким образом, экономистами того времени впервые было дано теоретическое обоснование необходимости рассматривать самих индивидов или их производительные способности, как капитал. Основой этому служило то, что,
-
во-первых, производительные способности
могут накапливаться и
-
во-вторых, затраты на образование
и воспитание представляют
-
в-третьих, расходы на
Некоторые
экономисты пытались количественно
оценить этот капитал нации и
использовать полученные оценки в практических
целях. Тем не менее концепция
капитальной природы самого человека
или его созидательных
Причина заключалась в том, что в то время работник, его созидательные способности еще не играли определяющей роли в экономическом развитии. Кроме того, доля сложной рабочей силы в общей массе занятых была незначительной. До 60-х годов XX века процесс превращения массовой рабочей силы в сложную был лишь тенденцией. В 70-е годы структурные изменения охватили экономику большинства развитых стран, и проблема качества рабочей силы приобрела особую актуальность. Все это потребовало теоретической разработки проблем формирования и воспроизводства способностей индивида с качественными параметрами, соответствующими новым требованиям.
Следовательно,
концепция человеческого
В отечественной литературе идея человеческого капитала стала привлекать пристальное внимание с переходом России к рыночной экономике. Благодаря исследованиям таких ученых-экономистов, как А.Добрынин, С.Дятлов, Р.Капелюшников, М.Критский, С.Курганский, В.Кононов, Ю.Г.Быченко и других концепция человеческого капитала получила дальнейший импульс, ее углубление и развитие происходит на серьезной методологической основе.
Итак, авторы понимают под человеческим капиталом экономическую категорию, представляющую собой совокупность созидательных способностей, личных качеств и мотивации индивидов, находящихся в их собственности, накапливаемых за счет инвестиций, используемых в национальном хозяйстве в течение определенного периода времени с целью получения ими будущего дохода и содействующих росту национального богатства.
Таким образом, методологической основой концепции человеческого капитала выступают следующие принципы:
-
человеческий капитал следует
рассматривать как
-
увеличение накопленного
-
человеческий капитал
-
производительные способности
-
подобно физическому – капитал,
- человеческий капитал в отличие от иных форм наименее ликвиден, так как он не может быть предметом купли-продажи, использоваться в качестве залога, с трудом поддается диверсификации, инвестиции в него являются более рисковыми – практически нестрахуемыми.
Некоторые авторы подразумевают под интеллектуальным капиталом не только научные кадры (интеллектуальную элиту), но и заводские марки, товарные знаки и даже активы, занесенные в бухгалтерские книги с указанием их исторической стоимости, которая за прошедшие годы многократно возросла. По их словам, все эти активы ныне не фигурируют в балансовых отчетах, «так как их стоимость считается нулевой».
Другие исследователи распространяют понятие интеллектуального капитала и на такие факторы, как лидирующие позиции в области использования новых технологий, непрерывное повышение квалификации персонала и даже оперативность выполнения заявок клиентов на техническое обслуживание и ремонт поставленного оборудования.
Интеллектуальный капитал — это корни компании, скрытые условия развития, таящиеся за видимым фасадом ее зданий и товарного ассортимента. В этом и заключается особое значение интеллектуального капитала.
Информация о работе Исторический обзор подходов к концепции капитала