Исторический обзор подходов к концепции капитала

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 10:49, курсовая работа

Описание работы

За основу своей курсовой работы я решила взять вопрос «Человеческий капитал (потенциал) и его роль в современной экономике», тем самым решила раскрыть тему – что же есть «человеческий капитал» и какую роль играет в экономике стран. Как важно развитие человеческого капитала, его составляющие части и сколько денег вкладывается в его развитие.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 211.00 Кб (Скачать)
         КОНЦЕПЦИЯ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА: эволюция подходов
         Авторы  концепций
         Производственные факторы
         Аспекты классификации
         Ж.Б. Сэй

         (Трактат  политической экономики, 1986 г.)

         Труд

         Капитал

         Земля

     
         Наличие принципиальных различий между факторами  производства
         Дж.Б. Кларк

         (Распределение  богатства, 1934 г.)

         Предпринимательские способности
      
         Г. Джоунсон

         Т. Шульц

         (Johnson H. Towards a Generalized Capital Accumulation Approach to Economic development, 1990 г.)

         «Всеобъёмлющий» капитал (как синтезированный фактор)
         Различия  между факторами со временем исчезают. По мере изменения характера труда, повышения роли инфраструктурных вложений в экономическом пространстве все факторы приобретают единственную форму проявления, отражая категорию капитала.
 

         Интересные  аспекты взаимосвязи рассматриваемых  категорий приводит Т. Шульц. По его мнению, человеческие ресурсы, с одной стороны, подобны природным ресурсам, а с другой – вещественному капиталу. В первозданном виде человек, как и природные ресурсы, не приносит эффекта. Но после соответствующей «обработки» он приобретает качества капитала. По мере роста затрат на улучшение качественного состояния рабочей силы труд– как первичный фактор – постепенно превращается в человеческий капитал.

         Можно сделать следующий вывод:

         между человеческим и вещественным капиталом  нет принципиальных позиций.

         Увеличение  инвестиций в человека существенно изменило и структуру заработной платы. Большая её часть становится продуктом человеческого капитала, а не труда.Следовательно, заработную плату квалифицированного работника можно рассматривать как сочетание, в первую очередь, рентного дохода от вложения в человеческий капитал и цены живого труда работника, во вторую очередь.

         В связи с тем, что вложения в  человеческий капитал опережают  вложения в вещественный капитал, собственность  на последний (как источник дохода) оттесняется, по словам американского экономиста Дж. Кендрика, на второй план. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

         1.3 Методологические  основы концепции  человеческого капитала

         Современный мир характеризуется переходом  к принципиально новому типу общественно-экономического развития, основными факторами которого становятся знания, образование, полнота человеческой жизни. Общество вступает в фазу совершенствования производительных сил, когда все более ценится человек, его знания, умения, навыки к труду, профессионализм. Сейчас оно нуждается в развитии именно человеческих производительных сил и прилагает большие усилия в этом направлении.

         Новый тип экономического прогресса включает в себя и широкую демократизацию социально-экономической жизни, расширение нетоварного производства и нетоварных отношений (всей сферы социальных услуг, науки, образования), сужение сферы деятельности традиционной рыночной экономики, создание широкой сети общественных организаций и т.д. Наступает новая фаза развития производительных сил, не внешних по отношению к человеку, а именно человеческих производительных сил, когда в процессе производства на передний план выступают знания, ответственность, духовный и нравственный потенциал. Поэтому и критерием экономического успеха становятся возможности реализации социокультурных потребностей человека, т.е. развитие сфер жизни, связанных с развитием самого человека.

         Начало  разработки теории человеческого капитала было положено довольно давно: уже к  концу XIX века появились первые трактовки  человеческих знаний и умений как  капитала. Не удивительно, что уже в XX веке за разработку теории человеческого капитала американский экономист Гэри Беккер получил Нобелевскую премию.

         В странах Запада в 50-х годах начался  пересмотр фундаментальных положений  теории экономического роста. Это было связано с новыми условиями развития производительных сил, повышением роли невещных факторов развития общества, с особым значением субъективных факторов экономического роста в условиях инновационного, конкурентоспособного производства. Отражением изменяющихся объективных условий развития экономики этих стран явилась попытка более широкой, чем до сих пор было принято, трактовки национального богатства и национального дохода, инвестиций и накопления, результатов и источников экономического роста.

         Предпосылки к разработке теории человеческого капитала заложены в работах классиков политической экономии, которые уделяли самое серьезное внимание данной проблеме. Они положили начала научному анализу человеческих способностей к труду, их формирования, воспроизводства и эффективного функционирования.

         Последующие поколения экономистов в своих  трудах пришли к выводу, что совершенствование  способностей человека представляет собой  накопление капитала. К ним относятся  Ж.Б.Сэй, Ф.Лист, Дж.С.Уолш, Дж. Миль, И.Фишер, В.Парето и другие. К концу XIX века в экономической теории уже сформировалось направление, которое трактовало человека и его способности как капитал.

         Ж.Б.Сэй, В.Рошер, Ф.Лист под капиталом понимали приобретенные и унаследованные качества и способности человека. В противоположность им такие экономисты как Й. фон Тюнен, И.Фишер, Дж.М.Кларк и другие объявили капиталом самого человека.

         Известный английский экономист, основоположник неоклассического направления в  экономической науке А.Маршалл  допускал, что оценка капитальной  стоимости человека может быть полезна, и обсуждал подход капитализации чистых заработков к оценке человеческого капитала. Но поскольку сам человек не является рыночным товаром, то концепция человеческого капитала казалась ему нереалистичной.

         Таким образом, экономистами того времени впервые было дано теоретическое обоснование необходимости рассматривать самих индивидов или их производительные способности, как капитал. Основой этому служило то, что,

         - во-первых, производительные способности  могут накапливаться и образовывать запас;

         - во-вторых, затраты на образование  и воспитание представляют собой  реальные инвестиции;

         - в-третьих, расходы на формирование, развитие человека и его способностей  являются производительными, поскольку  увеличивают доходы, будущий продукт  и национальное богатство.

         Некоторые экономисты пытались количественно  оценить этот капитал нации и  использовать полученные оценки в практических целях. Тем не менее концепция  капитальной природы самого человека или его созидательных способностей (унаследованных и приобретенных) не получила широкого распространения до середины нашего столетия.

         Причина заключалась в том, что в то время работник, его созидательные  способности еще не играли определяющей роли в экономическом развитии. Кроме  того, доля сложной рабочей силы в общей массе занятых была незначительной. До 60-х годов XX века процесс превращения массовой рабочей силы в сложную был лишь тенденцией. В 70-е годы структурные изменения охватили экономику большинства развитых стран, и проблема качества рабочей силы приобрела особую актуальность. Все это потребовало теоретической разработки проблем формирования и воспроизводства способностей индивида с качественными параметрами, соответствующими новым требованиям.

         Следовательно, концепция человеческого капитала возродилась в результате структурных изменений в экономике и пересмотра ряда фундаментальных положений теории экономического роста. Мировое признание она получила, когда представители «чикагской школы» Т.Шульц (в 1979 г.) и Г.Беккер (в 1992 г.) были удостоены Нобелевской премии по экономике. Широкой известностью пользуются труды Дж.Минцера, Л.Туроу, М.Фишера, Дж.Кендрика, Р.Уильямся, У.Боуэна и других, чьи определения понятия человеческого капитала будут приведены ниже.

         В отечественной литературе идея человеческого капитала стала привлекать пристальное внимание с переходом России к рыночной экономике. Благодаря исследованиям таких ученых-экономистов, как А.Добрынин, С.Дятлов, Р.Капелюшников, М.Критский, С.Курганский, В.Кононов, Ю.Г.Быченко и других концепция человеческого капитала получила дальнейший импульс, ее углубление и развитие происходит на серьезной методологической основе.

         Итак, авторы понимают под человеческим капиталом  экономическую категорию, представляющую собой совокупность созидательных  способностей, личных качеств и мотивации индивидов, находящихся в их собственности, накапливаемых за счет инвестиций, используемых в национальном хозяйстве в течение определенного периода времени с целью получения ими будущего дохода и содействующих росту национального богатства.

         Таким образом, методологической основой концепции  человеческого капитала выступают следующие  принципы:

         - человеческий капитал следует  рассматривать как потенциальные  способности, которые на протяжении  определенного периода времени  создают продукты и доходы. Инвестиции, соответственно, понимаются как расходы, направленные на поддержание или увеличение этой способности;

         - увеличение накопленного человеческого  капитала, порожденное инвестициями, является главным фактором динамизма  экономического развития. Причем накопление созидательных способностей индивида связано с ростом доходов как прямой, так и обратной связью;

         - человеческий капитал неотделим  от своего носителя-человека, непосредственно  слит с живой человеческой  личностью, в то же время  человеческая личность не может быть сведена лишь к своей профессии или к образовательному уровню, или к состоянию здоровья, следовательно, здесь нужно использовать комплексный подход;

         - производительные способности человека  являются источником доходов,  выраженных не только денежной формой, но и как психологический выигрыш, моральное удовлетворение, экономия времени, повышение социального престижа;

         - подобно физическому – капитал,  воплощенный в людях, представляет  собой блага длительного пользования,  он также подвержен физическому и моральному износу. Причем этот капитал способен морально устаревать до того, как произойдет его физический износ, может менять свою ценность в зависимости от наличия или отсутствия других сопряженных производственных факторов;

         - человеческий капитал в отличие от иных форм наименее ликвиден, так как он не может быть предметом купли-продажи, использоваться в качестве залога, с трудом поддается диверсификации, инвестиции в него являются более рисковыми – практически нестрахуемыми.

         Некоторые авторы подразумевают под интеллектуальным капиталом не только научные кадры (интеллектуальную элиту), но и заводские марки, товарные знаки и даже активы, занесенные в бухгалтерские книги с указанием их исторической стоимости, которая за прошедшие годы многократно возросла. По их словам, все эти активы ныне не фигурируют в балансовых отчетах, «так как их стоимость считается нулевой».

         Другие  исследователи распространяют понятие  интеллектуального капитала и на такие факторы, как лидирующие позиции  в области использования новых технологий, непрерывное повышение квалификации персонала и даже оперативность выполнения заявок клиентов на техническое обслуживание и ремонт поставленного оборудования.

         Интеллектуальный  капитал — это корни компании, скрытые условия развития, таящиеся за видимым фасадом ее зданий и товарного ассортимента. В этом и заключается особое значение интеллектуального капитала.

Информация о работе Исторический обзор подходов к концепции капитала