Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 10:49, курсовая работа
За основу своей курсовой работы я решила взять вопрос «Человеческий капитал (потенциал) и его роль в современной экономике», тем самым решила раскрыть тему – что же есть «человеческий капитал» и какую роль играет в экономике стран. Как важно развитие человеческого капитала, его составляющие части и сколько денег вкладывается в его развитие.
Введение
За основу своей курсовой работы я решила взять вопрос «Человеческий капитал (потенциал) и его роль в современной экономике», тем самым решила раскрыть тему – что же есть «человеческий капитал» и какую роль играет в экономике стран. Как важно развитие человеческого капитала, его составляющие части и сколько денег вкладывается в его развитие.
Человеческий капитал играет очень важную роль в экономике страны. Переход на инновационный путь развития невозможен без задействования человеческого капитала. За счет развития человеческого капитала можно увеличить конкурентоспособность страны, повысить эффективность производства, так же его развитие способствует экономическому росту страны. Актуальность этой темы бесспорна, так как.: экономический рост страны в большей степени определяется наличием в ней квалифицированной рабочей силы, он невозможен без творческого потенциала, так называемых нематериальных форм богатства: знаний, навыков, умений. И наибольшее внимание государство сосредотачивает именно на достижении наибольшей отдачи от человеческого капитала, потому что он повлечет за собой увеличение уровня благосостояния страны.
Человеческий капитал является уникальным экономическим ресурсом субъектов предпринимательской деятельности, увеличивающимся по мере инвестиций в него. Ведь человеческий капитал растет по мере вложений в повышение качественного образовательного уровня сотрудников, разработку и реализацию программ обучения персонала. Знания, приложенные к решению практических задач бизнеса, способствуют повышению его конкурентоспособности.
Человеческий капитал представляет собой своеобразный интеллектуальный запас, который накапливается и может стать источником высоких доходов в будущем. Формирование человеческого капитала требует от самого человека и общества в целом значительных затрат. Поэтому возникает проблема оценки экономической эффективности инвестиций в человеческий капитал. Данная проблема является чрезвычайно актуальной и пока еще мало исследованной, что в значительной мере обусловлено трудностями получения количественных и качественных оценок экономической эффективности инвестиций в человеческий капитал.
Перспективы мировой экономики в XXI в. определяются характером перехода стран к новому этапу развития производительных сил: от индустриальной стадии, где доминировало крупное механизированное машинное производство, к постиндустриальной, где будут превалировать сфера услуг, наука, образование и т.д. Производство материальных благ, безусловно, сохранит свою значимость, но его экономическая эффективность будет определяться в первую очередь использованием высококвалифицированных кадров, новых знаний, технологий и методов управления.
Таким образом, на передний план выдвигается способ производства и передачи знаний и, собственно, сам человек – его интеллектуальный потенциал.
Поэтому
все большая часть
Несмотря на безусловную востребованность теории человеческого капитала, разрабатывается она в основном американскими и английскими учеными. Вклад российских экономистов в ее развитие пока достаточно скромен.
Парадокс сегодняшней ситуации заключается также в том, что наблюдается явное несоответствие между возможностями экономического роста (огромным природно-ресурсным потенциалом России, высоким интеллектом общества, уникальным геополитическим положением) и реальным состоянием ее национальной экономики.
Теория человеческого капитала имеет очень старые теоретические и методологические корни, тем не менее, она является одним из современных и очень актуальных направлений развития неоклассической теории. Все вышеперечисленные факторы и обусловили актуальность нашего исследования.
Цель работы – рассмотреть и проанализировать человеческий капитал и его роль в современной экономике.
В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:
– изучить методологические основы концепции человеческого капитала;
– рассмотреть основные положения концепции человеческого капитала;
– проанализировать инвестиции в человеческий капитал;
Методы исследования:
– обработка, анализ научных источников;
– анализ научной литературы, учебников и пособий по исследуемой проблеме.
Объект исследования – человеческий капитал
Предмет
исследования – человеческий капитал
и его роль в современной экономике
1.1
Капитал как экономическое
понятие: вариации подходов
Сложность категории «капитал» вызвана значительной мере тем, что в ней воплощено множество важнейших составляющих, отражающих сердцевину, «энергетический комплекс» рыночной экономики. Вполне понятно, что примерно 300 лет функционирования сложнейшей рыночной системы рассматриваемая категория понималась и трактовалась экономистами по-разному. Общая тенденция подхода к данному понятию заметна в движении от обобщённой характеристики к более детальному анализу.
Факт многоаспектности категории «капитал» побудил А. Маршала рассматривать её на уровне микро- и макроэкономики. Это дало основание использовать ещё один близкий подход: находить в данном понятии широкий (общепонятный) и узкий (производственный) аспекты.
Понимание капитала с позиции более узкого (производственного) подхода сопряжено с отражением данного понятия в виде определённой статьи в балансовой отчёте предприятия.
Совокупность
различных структурных
|
Обратимся
далее к более подробному анализу
отдельных составляющих. В частности,
интерес представляет относительно новое
понятие «человеческий капитал».
1.2
Человеческий капитал.
Общие (основные)
положения
Концепция человеческого капитала берёт начало в 60-х годов ХХ века. У её истоков стояли известные американские учёные «чикагской школы» Г. Беккер, Т. Шульц, Дж. Минцер (получившая широкое признание работа Г. Беккера «Человеческий капитал» вышла в свет в 1962 году). Концепция данной школы исходит из той установки, что вложение в образование, здравоохранение, миграцию и другие виды деятельности производятся на рациональной основе – ради получения растущих доходов в будущем. В связи с этим такое направление инвестиций служит основой формирования нового типа капитала, воплощённого в высоком квалификационном уровне человека.
Под человеческим капиталом понимаются знания, навыки и способности человека, которые содействуют росту его производительной силы. «Человеческий капитал состоит из приобретённых знаний, навыков, мотивации и энергии, которыми наделены человеческие существа и которые могут использоваться в течение определённого периода времени в целях производства товаров и услуг. Он есть форма капитала, потому что является источником будущих заработков, или будущих удовлетворений, или того и другого вместе. Он человеческий, потому что является составной частью человека» (Bower H.R. Investment in Learning. – San Francisco, 1978. – P. 362).
Производительные качества и характеристики работников были признаны особой формой капитала на том основании, что их развитие требует значительных затрат времени и материальных ресурсов и что, они подобно физическому капиталу, обеспечивают своему владельцу более высокий доход. «В последние десятилетия идея о том, что капитал состоит из одних физических активов, была подорвана, – отмечал в 70-е года американский экономист Т. Шульц. – На её месте постепенно утвердился более всеобъемлющий взгляд, согласно которому капиталом является любой актив – физический или человеческий, обладающий способностью генерировать поток будущих доходов (Schulz T.W. Human Capital: Policy Issues and Research Opportunities. – In: Human resources. – N.Y., 1975 – P.5)
Существование любой формы капитала предполагает целевую функцию возрастания прибыльности. В связи с этим необходим соответствующий показатель рентабельности, исчисляемый отношением доходов от данного капитала к его стоимости (так называемая норма отдачи). По мысли экономистов-неоклассиков данная величина – аналог «нормы прибыли», используемой по отношению к физическому капиталу.
Что
же является составными компонентами
стоимости человеческого
Интерес вызывает разработанный Г. Беккером вопрос об эффективности высшего образования. Степень данной результативности отражает рентабельность вложений в образование человека, которая, в свою очередь, исчисляется путём сопоставления выгод и издержек (издержки – затраты в денежной форме, обусловленные расходованием разных видов экономических ресурсов в процессе производства и обращении продукции) образования.
Выгоды, или доход, от высшего образования в экономической науке определяется как разность в пожизненных заработках между теми, кто окончил колледж, и теми, кто этого сделать не сумел. В составе же издержек образования главным элементом являются «потерянные заработки», т.е. доходы, недополученные студентами за годы учёбы (своего рода «альтернативные заработки») или просто, и как плюс, расходы на оплату учёбы. По существу, потерянные суммы измеряют ценность человеческого капитала.
Формирование новой теории изменило позицию многих политиков по отношению к затратам на образование. Инвестиции в данную форму начали рассматриваться как источник экономического роста, не мене важный, чем традиционные капиталовложения.
Концепция человеческого капитала оказала влияние на теорию производственных факторов. В частности, сложилась позиция о так называемом всеобъемлющем капитале, согласно которой капиталом можно обозначить всё то, что в течение известного времени приносить доход. В связи с этим капиталом можно обозначить не только капитальные блага предприятия, но и фактор «труд». (Труд – целесообразная деятельность людей).
Так,
по мнению американского экономиста
Г. Джонса, теория трёх факторов производства
больше соответствует ранним этапам промышленного
развития. Именно тогда прослеживалось
отчётливое разграничение между средствами
производства и малоквалифицированным
трудом. Различие между заработной платой,
прибылью, рентой отражало в тот период
деление общества на классы. С прогрессом
техники, с возрастанием важности квалификации
и научных знаний работников традиционное различие
между трудом(как первичным фактором)
и капиталом (как вторичным фактором)
в значительной степениисчезло. Капитал
в ходе эволюции принял различные формы,
став многоликим.
Информация о работе Исторический обзор подходов к концепции капитала