Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 10:14, дипломная работа
Цель дипломной работы – оценить инвестиционную привлекательность отдельных отраслей экономики Тюменской области и всего региона в целом.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
1. Дать понятие и критерии инвестиционной привлекательности отрасли.
2. Провести обзор методик оценки инвестиционной привлекательности.
Внешнеторговые операции осуществляются с фирмами многих стран. В десятку основных стран-контрагентов области входят Германия, Польша, Нидерланды, Белоруссия, Украина, Венгрия, Литва, Словакия, Виргинские острова. Наиболее стабильные торговые партнеры – Украина, Германия и Польша, их суммарная доля во внешнеторговом обороте составляет 44%.
Так, по данным 2004 года, внешнеторговый оборот юга Тюменской области и Франции составил 4,8 млн. долларов США, экспортные поставки отсутствуют. Негусто, конечно. Причем основная доля импорта приходится на геодезические приборы и крупный рогатый скот. Из Франции тюменцы импортируют также вычислительные машины, информационные носители, фенолы, пульты и панели электрические, контрольно-измерительные приборы, насосы, подшипники, полимеры, кислоты карболовые, алюминий и изделия из него. Известны и основные партнеры Франции по югу Тюменской области. Это в первую очередь ООО «Российско-германское СП «Запсибгазомикрон», ОАО «Тюменский завод медицинского оборудования и инструментов», ОАО «Тюменнефтегеофизика», ОАО «Запсибгаз-пром», «Запсибрургаз-инжиниринг», ОАО «Автодор», «Тюменский бройлер», «Тюменская зерноуборочная компания». К сегодняшнему дню в Тюменской области накоплено 7,14 млн. рублей французских инвестиций. В прошлом году их поступило 1,03 млн. рублей. Можно отметить, что вложения в региональную экономику поступают как в виде прямых инвестиций, так и в виде взносов в уставной капитал организаций. По состоянию на конец 2004 года в Государственный реестр Тюменской области было внесено всего два предприятия с участием французского капитала.
Основную долю в экспорте составила продукция топливно-энергетического комплекса. В составе импорта 76% занимали машины и оборудование.
О высоком экспортном потенциале
Тюменской области говорит
Тюменская часть делегации встретилась с руководством компании «Мицуи».
Как пояснили в департаменте внешних связей и торговли администрации области, целью встречи было подписание «протокола о намерениях», который отражает интерес «Мицуи» к возможным инвестициям, в частности, в Тобольский нефтехимический комплекс. Стоит отметить, что до настоящего времени экономические связи Тюменской области с Японией были незначительны: торговый оборот составлял порядка 25 млн. долларов. В основном это прямые поставки товаров японских компаний на региональный рынок.
– Презентация инвестиционных возможностей региона сломала традиционное мнение японских бизнесменов о Тюменской области как о сырьевом придатке, – отметил губернатор Сергей Собянин. Тобольский нефтехимический комплекс заинтересовал и компанию «Мицубиси», с руководством которой встретились тюменский губернатор и его первый заместитель Павел Митрофанов.
Во время встречи с губернатором префектуры Фукусима, заместителем председателя Национального совета губернаторов Японии г-ном Сато Эйсаку были рассмотрены вопросы, касающиеся прямого межрегионального взаимодействия. В частности, речь шла о сотрудничестве с Тюменской областью в сфере лесоперерабатывающей промышленности.
Второе событие – это визит губернатора Тюменской области С. Собянина в Великобританию, который состоялся с 16 по 19 февраля с.г. в рамках Международной нефтяной недели. В ходе которого намечено максимально расширить контакты делегации с представителями элиты нефтяного бизнеса международных экономических организаций и правительственных кругов Великобритании. Основные направления диалога были определены достаточно четко: это машиностроение и проектирование в сфере ТЭК, управление проектами и инжиниринг в сфере строительства, а также насосное оборудование и бурение. Встречи же губернатора области с представителями департамента торговли и инвестиций правительства Великобритании явились убедительным доказательством того, что Тюменский регион имеет огромный потенциал для реализации крупных международных проектов.
И, наконец, китайские инвесторы заинтересованы в лесном потенциале Тюменской области. Такое заявление сделал глава делегации провинции Хэйлунцзян Линь Хунсюй 24 апреля 2005 года в ходе заседания круглого стола по подведению итогов визита административных и деловых кругов этой китайской провинции в областной центр. Он заметил, сообщает ИА «Тюменская линия», что в рамках поездки китайские бизнесмены посетили лесные и деревообрабатывающие предприятия области и смогли наладить деловые контакты с их руководителями. «Мы уже второй раз в вашем городе и он очень изменился внешне, из этого мы делаем вывод, что экономический потенциал Тюменской области весьма успешно развивается. Мы благодарим администрацию области за помощь, оказанную во время визита, и надеемся на сотрудничество», – подчеркнул он. Директор областного департамента стратегического развития Владимир Сысоев, в свою очередь, рассказал, что провинция Хэйлунцзян и администрация Тюменской области подписали рамочный протокол о намерениях сотрудничества, а тюменские деревообрабатывающие предприятия приняли участие в Международной выставке в Харбине.
На мой взгляд, одними из определяющих показателей уровня благосостояния государства являются объем и структура инвестиций в национальную экономику. Руководствуясь этим критерием, Россию трудно отнести к развитым странам. Несмотря на значительное количество выпущенных к настоящему моменту документов, далеко не все аспекты инвестиционной деятельности нашли отражение в нормативных актах – пока лишь намечены основные направления инвестиционной политики государства.
Согласно Законам РСФСР от 26 июня 1991 г. «Об инвестиционной деятельности в РСФСР», от 4 июля 1991 г. «Об иностранных инвестициях в РСФСР» и Федеральному закону от 25 февраля 1999 г. «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» инвестициями являются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, ценные бумаги, технологии, оборудование, лицензии, кредиты, имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли и достижения положительного социального эффекта.
Защита инвестиций
гарантируется законом
С выходом Указа Президента РФ от 17 сентября 1994 г. №1928 определилось новое направление в государственной инвестиционной политике – финансовое участие государства в частных инвестиционных проектах. Указом предусматривается ежегодное выделение капитальных вложений на финансирование высокоэффективных инвестиционных проектов при условии размещения этих средств на конкурсных началах. Право на участие в конкурсе имеют проекты, по которым инвестор вкладывает не менее 80% собственных и заемных средств, включая иностранные инвестиции, при этом собственные средства инвестора должны составлять не менее 20%. Частные инвесторы приобретают право собственности на созданные объекты и производства в соответствии с долей вложенных средств.
На территории Тюменской области основным регулирующим законодательным актом является Закон «Об инвестиционной деятельности в Тюменской области». Данный закон определяет правовые и экономические основы государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории области.
Согласно Закону, субъектами инвестиционной деятельности признаются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов инвестиционной деятельности и другие лица.
Объектами инвестиционной деятельности на территории Тюменской области признаются вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды, оборотные средства, ценные бумаги, целевые денежные вклады и так далее.
Согласно этому же Закону, инвестиционная программа Тюменской области состоит из трех блоков:
1. Социальный – целевые программы и отдельные инвестиционные проекты, направленные на достижение положительного социального эффекта, целью которых не является извлечение прибыли.
2. Коммерческий – целевые программы и отдельные инвестиционные проекты, целью которых является извлечение прибыли.
3. Инновационный – целевые программы и отдельные инвестиционные проекты, имеющие целью разработку и внедрение новых технологий, обеспечивающих ускоренное развитие производственной, социальной и финансовой сфер экономики области.
Государственной
поддержкой в Тюменской области
пользуются инвестиционные проекты, предполагающие
размещение инвестиционных средств
в следующие направления
– целевые программы, входящие в инвестиционную программу Тюменской области и реализуемые в Тюменской области;
– сферы экономики области, определяемые как приоритетные направления инвестиционной деятельности;
– поддержка товаропроизводителей и субъектов малого предпринимательства в Тюменской области.
Законодательство Тюменской области сформировало благоприятную инвестиционную инфраструктуру всего региона Кратко опишем сложившиеся тенденции инвестиционной структуры сначала в целом по Уральскому федеральному округу, а затем по Тюменской области.
В отношении Уральского федерального округа изучение инвестиционной структуры особенно важно, учитывая его вклад в общероссийские показатели. В настоящее время доля федерального округа – 23% российских инвестиций в основной капитал и около 14% всех иностранных вложений в Россию.
По степени инвестиционной активности субъекты Федерации, входящие в Уральский федеральный округ существенно дифференцированы. Инвестиционная структура различается между отраслями экономики и регионами, значительно сильнее, чем это наблюдалось в советский период или в настоящее время в экономиках развитых стран.
Хотя региональные особенности инвестиционной структуры сформировались под влиянием экономико-географических особенностей территории и исторически сложившегося потенциала развития территории их своеобразие во многом связано с формированием нового экономического пространства и принципиально новой модели экономического развития последних 12 лет.
По степени инвестиционной активности регионы располагаются в приведенном выше порядке.
Рис. 3.1. Распределение инвестиций в основной капитал по субъектам Федерации, входящим в УрФО по итогам января – августа 2005 года, млн. руб.
Как видно из рис. 3.1, наибольшую долю в инвестиционной структуре занимают Ханты – Мансийский АО и Ямало-Ненецкий АО, Тюменская область занимает долю – 4%, наименьшую долю занимает Курганская область.
Если представители первых двух групп это регионы с уровнем развития выше среднего, с экспортоориентированной и ресурсодобывающей направленностью, то в последних двух субъектах экономическая структура в больше степени ориентирована на внутренний рынок.
В числе регионов с высоким уровнем инвестиционной активности устойчиво присутствуют основные регионы нефте- и газодобычи, нефтепереработки – Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий автономные округа, уступающие по объему инвестиций в основной капитал среди субъектов Российской Федерации лишь г. Москве. При этом если на Ямале и в Ханты-Мансийском автономном округе роль бюджетного финансирования незначительна, то в Москве доля средств московского бюджета составляет более половины всех инвестиций в основной капитал. Соотношение инвестиционных расходов бюджетов этих автономных округов и внебюджетных источников финансирования инвестиций в основной капитал в этих регионах составляет 1 к 17.
Эти субъекты Федерации лидеры по объему инвестиций не только в абсолютных цифрах, но и в расчете на душу населения. По объему инвестиций на душу населения Ханты-Мансийский автономный округ в 5 раз, а Ямало-Ненецкий – в 15 раз превышают среднероссийский уровень. В 1999–2003 годах благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура и рост доходов от экспорта явился мощным фактором повышения инвестиционной активности в этих регионах. В 2002 г. со сравнению с 1998 годом инвестиции в Ханты-Мансийском автономном округе увеличились с 5,6 раза, а в Ямало-Ненецком – в 7,3 раза. Характерным для этих регионов является сохранение высокой доли промышленности в инвестиционных расходах. В Ханты-Мансийском автономном округе доля промышленности составляет более 70% инвестиций региона и в Ямало-Ненецком, соответственно, – более 60,0% несмотря на то, что автономные округа нельзя отнести к индустриально развитым территориям, однако интенсивное освоение разведанных запасов углеводородного сырья и рост инвестиций в топливную промышленность предопределил высокую инвестиционную привлекательность рейтинг этих территорий.