Инвестиционный потенциал региона

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 10:14, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – оценить инвестиционную привлекательность отдельных отраслей экономики Тюменской области и всего региона в целом.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
1. Дать понятие и критерии инвестиционной привлекательности отрасли.
2. Провести обзор методик оценки инвестиционной привлекательности.

Работа содержит 1 файл

Тюменская обл..docx

— 345.88 Кб (Скачать)

В январе-апреле 2005 года естественный прирост населения составил 5,4 тыс. человек, миграционный прирост – 6,7 тыс. человек. Число родившихся на 1000 населения составило 12,4, умерших – 9,9. На конец апреля 2005 года каждый второй житель области относился к категории экономически активного населения, из них 89% было занято в различных отраслях экономики. В мае 2005 года в организациях области работало 1313,6 тыс. человек. Кроме того, для работы в этих организациях на условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера привлекалось 59,7 тыс. человек. Число замещенных рабочих мест в организациях составило 1373,3 тыс. человек. На конец мая 2005 года в органах государственной службы занятости области состояло на учете 33,7 тыс. незанятых трудовой деятельностью граждан, из них 30,8 тыс. человек имели статус безработного, или 1,72% от экономически активного населения.

Потребность организаций в работниках, заявленная в службу занятости, на конец  мая 2005 г. составила 24,1 тыс. человек. Нагрузка незанятого населения на одну заявленную вакансию равнялась 1,4 человек.

Рассматривается, что по объему произведенной промышленной продукции область занимает 1 место среди регионов Уральского федерального округа и в целом по России. Главные промышленные центры сосредоточены в городах: Тюмени, Сургуте, Нижневартовске, Тобольске, Новом Уренгое, Надыме, Ноябрьске, Нефтеюганске, Когалыме, Ишиме.

На начало 2005 года в отрасли действовало 4 тыс. организаций, со среднесписочной  численностью 365 тыс. человек.

Объем промышленного производства за январь-май 2005 года составил 476 млрд. рублей, в расчете на душу населения  – 147 тыс. рублей. Вклад тюменских производителей в общий объем выпуска страны за 5 месяцев т.г. составил 9,6%.

На мой взгляд, основа экономики региона – нефтегазодобывающий комплекс, на долю которого в январе-мае 2005 г. приходилось 80% объема промышленного производства области. Значительная часть нефти, газового конденсата и газа страны добывается в области. За 5 месяцев т.г. добыто 187,4 млн. тонн нефти и газового конденсата, 393 млрд. м3 – газа естественного. Наращивается добыча нефти на юге области, за январь-май 2005 года ее объем составил 608 тыс. тонн нефти, что на 25% выше уровня предыдущего года.

 

Таблица 2.5. Трудовой потенциал Тюменской области, 2002–2004 годы

Показатель

2002

2003

2004

Добыча нефти, млн. тонн

954

994

1023

Добыча газа, млрд. м3

857

871

904

Доля нефтехимической промышленности

83%

81%

79%

 

Рис. 2.7. Динамика добычи нефти и газа в Тюменской области за 2002–2004 годы

 

Как можно видеть из рисунка 2.7, имеет место положительная динамика добычи двух главных видов сырья в Тюменской области за 2002–2004 годы. Эти данные необходимо сопоставить с уменьшающейся долей нефтегазодобывающей промышленности в общем объеме промышленного производства Тюменской области.

 

Рис. 2.8. Доля нефтегазодобывающей промышленности в общем объеме промышленного производства Тюменской области за 2002–2004 годах, %

 

Отрицательная динамика, изображенная на рис. 2.8, говорит о развитии других отраслей промышленности в Тюменской области.

На мой взгляд, в регионе развита нефтеперерабатывающая промышленность, обеспечивающая легким углеводородным сырьем нефтехимический комплекс страны. В химической и нефтехимической промышленности осуществляется выпуск бутадиена, синтетических смол, пластических масс, полиэтиленовых труб, полимерной пленки.

В области производится около трети  объемов сжиженного бытового газа страны. На севере развивается комплекс по выпуску моторного топлива, эксплуатируются  мини-заводы по выработке моторного  масла для местного рынка.

Пользуется спросом продукция  машиностроительных заводов: нефтепромысловое, буровое, геологоразведочное, нефтеперерабатывающее  оборудование, тракторные прицепы, деревообрабатывающие станки, бетоносмесители, аккумуляторы и средства автоматики, медицинское  оборудование и запасные части к  нему, медицинские иглы и шприцы однократного применения.

В промышленности строительных материалов осуществляется выпуск сборных железобетонных конструкций и изделий, деталей  для крупнопанельного домостроения, кирпича, стеновых блоков, экологически чистых изоляционных материалов, керамической черепицы и облицовочных плиток.

Как мне кажется, важную роль в развитии области играет лесная и деревообрабатывающая отрасль. Изготавливается широкий ассортимент мебели, древесностружечных плит, фанеры клееной, деревянных домов, теплоизоляционных, отделочных и других материалов и изделий из древесины. За 5 месяцев т.г. производство деловой древесины составило 1606 тыс. пл. м3, пиломатериалов – 509 тыс. м3, вывозка древесины – 1905 тыс. пл. м3.

Социально-ориентированные отрасли  представлены легкой и пищевой промышленностью. Осуществляется выпуск шерстяных тканей, пряжи, изделий из меха, рыболовных сетей, кожаной и валяной обуви, швейных изделий.

Организациями пищевой промышленности производится широкий ассортимент  мясных, рыбных и молочных продуктов, хлеба и хлебобулочных, кондитерских изделий, консервированной и другой продукции.

Приведем динамику объемов промышленного  производства по наиболее развитым отраслям промышленности Тюменской области  за 2002–2004 годы.

 

Таблица 2.6. Объемы производства наиболее развитых отраслей промышленности Тюменской области в 2002–2004 годах, млрд. руб.

Отрасль промышленности

2002

2003

2004

нефтегазодобывающая

5478

5899

6547

нефтеперерабатывающая

2456

3214

3551

химическая и нефтехимическая

547

651

741

лесная и деревообрабатывающая

145

154

157

машиностроительная

89

91

95

строительных материалов

71

72

74

 

Как можно видеть из таблицы 2.6, наблюдается рост объемов производства в отраслях промышленности нефтехимического комплекса Тюменской области.

Кроме того, за последние 3 года наблюдался рос объемов производства и в  других отраслях промышленности.

 

 

 

Рис. 2.9. Динамика объемов производства в отраслях промышленности нефтехимического комплекса Тюменской области, млрд. руб.

 

Рис. 2.10. Динамика объемов производства некоторых отраслей промышленности Тюменской области, млрд. руб.

 

Как видно, в области создан мощный строительный комплекс. За январь-май 2005 года введены в действие 119 км линий электропередачи напряжением 35 кВ и выше, трансформаторные понизительные подстанции напряжением 35 кВ и выше мощностью 111 тыс. кВА, 1282 нефтяных скважины, мощности по производству 2,7 тонн в сутки хлебобулочных изделий и 5 тонн в смену колбасных изделий, 36 км магистральных нефтепроводов и 107 км газопроводов, 157 км автомобильных дорог с твердым покрытием, 3 моста протяженностью 188 погонных метра и другие объекты производственного и социального назначения.

Объем работ, выполненных по договорам  строительного подряда в январе-мае 2005 года, составил 75,2 млрд. рублей и  остается самым высоким среди  регионов Уральского федерального округа.

Для области характерно интенсивное  жилищное строительство. В январе-мае 2005 года введено в эксплуатацию 406 тыс. м2 общей площади жилых домов. Почти треть жилья построена населением за свой счет и с помощью кредитов. По вводу жилья на 1000 жителей область находится на I месте в числе регионов Уральского федерального округа.

Область отличается суровыми природно-климатическими условиями, 90% территории отнесено к районам Крайнего Севера. Лишь 3% территории области занимают сельскохозяйственные угодья. Более благоприятные климатические условия юга позволяют выращивать зерно, картофель, овощи, грубые и сочные корма. Животноводы занимаются разведением крупного рогатого скота, свиней, овец, коз, лошадей, птицы. Здесь производится около 90% сельскохозяйственной продукции области.

Сельскохозяйственные организации  автономных округов специализируются на производстве молока, яиц, овощей защищенного  грунта. Развиты традиционные для  коренных народов севера промыслы – оленеводство и рыболовство.

Валовая продукция сельского хозяйства  в январе-мае 2005 года составила 11,6 млрд. рублей. На долю сельскохозяйственных организаций в общем объеме производства сельхозпродукции приходилось 46%, крестьянских хозяйств – 4%, населения – 50%.

На душу населения в январе-мае  2005 г. произведено 21 кг мяса, 131 кг молока, 250 штук яиц. По производству яиц на душу населения область занимает лидирующее положение среди регионов Уральского федерального округа.

В области активно используются все основные виды транспорта. В  структуре грузооборота значительную долю составляет трубопроводный транспорт. Создана одна из самых разветвленных сетей трубопроводов в России.

Значительное развитие получил  железнодорожный транспорт. Железная дорога связывает Транссибирскую магистраль через Тюмень и Тобольск с основными  центрами добычи нефти и газа в  автономных округах.

Наиболее быстро развивается автомобильный  транспорт. Интенсивно растет парк транспортных средств. Построены и функционируют  магистральные автодороги круглогодичного  действия, связывающие областной  центр и промышленные центры Среднего Приобья.

Для многих районов области большую  значимость продолжает иметь речной транспорт. В большинстве промышленных центров, расположенных на речных магистралях, действуют крупные речные порты.

Развит авиационный транспорт. Осуществляется пассажирское авиасообщение  со многими городами России и стран  СНГ. Ряд аэропортов, в том числе  в гг. Тюмени, Нижневартовске, Салехарде, Радужном и Когалыме, производят таможенный и пограничный контроль и открыты  для международного сообщения.

За январь-май 2005 года всеми видами транспорта перевезено 680 млн. тонн грузов, грузооборот составил 627 млрд. ткм.

Транспортом общего пользования перевезено 392 млн. человек. В структуре пассажирооборота на долю железнодорожного транспорта приходилось 41%, автомобильного – 30 и воздушного – 29%.

Информация о работе Инвестиционный потенциал региона