Инвестиционный потенциал региона

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 10:14, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – оценить инвестиционную привлекательность отдельных отраслей экономики Тюменской области и всего региона в целом.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
1. Дать понятие и критерии инвестиционной привлекательности отрасли.
2. Провести обзор методик оценки инвестиционной привлекательности.

Работа содержит 1 файл

Тюменская обл..docx

— 345.88 Кб (Скачать)

Таким образом, комплексная методика позволяет сделать вывод о том, что Тюменская область имеет благоприятный инвестиционный климат.

В таблице 3.12 представлен сводный сравнительный результат сопоставления методик.

 

 

Таблица 3.12. Сравнительная таблица методик оценки инвестиционного климата Тюменской области

№ п\п

Наименование методики

Результаты

1

Официальная

Тюменская область имеет благоприятный  инвестиционный климат и опережает  ряд областей

2

Рейтинговая

Тюменская область имеет благоприятный  инвестиционный климат и опережает  ряд областей

3

Комплексная

Тюменская область имеет благоприятный  инвестиционный климат и опережает  ряд областей

 

Как видно из табл. 2.12, все  три методики дали практически одинаковые результаты, что свидетельствует  о благоприятных дальнейших перспективах развития области.

Однако следует отметить, что в области есть ряд недостатков, а потому в следующем параграфе  мной предложен ряд мероприятий  для дальнейшего развития и укрепления инвестиционного потенциала и климата  области в перспективе.

3.3 Выводы и рекомендации по улучшению  инвестиционного климата экономики  Тюменской области

 

Пути развития инвестиционной деятельности в области, с моей точки  зрения, можно рассматривать в двух направлениях. С одной стороны, перспективы инвестирования зависят от инвестиционной политики, проводимой субъектами федераций. С другой стороны, выбор путей развития можно рассматривать как выбор направлений приложения капитала.

Еще в сентябре 1991 г. был подписан на перспективу Указ Президента «О развитии Тюменской области», предусматривающий разработку и проведение в жизнь комплексной программы. Для ее реализации были созданы Администрация программы и ее исполнительная дирекция. Созданная в соответствии с Указом Президента России администрация программы развития Тюменской области и исполнительная дирекция работают над созданием системы льгот и стимулов для потенциальных инвесторов в экономику области. Исполнительная дирекция программы развития области подготовила перечень примерно из 500 перспективных проектов – некоторые из них уже реализуются, на другие – готовится предварительная документация.

В Бостоне был проведен первый международный инвестиционный симпозиум. Делегация Тюменской области в составе председателя областной Думы, директора координатора Программы развития председателя регионального союза предпринимателей посетила Бостон и приняла участие в международном экономическом симпозиуме. Главной задачей было представить Тюменский регион, показать его привлекательность для инвестиций, рассказать, что в этом направлении делается областной Думой, администрацией области.

Вообще органы власти Тюменской  области проводят инвестиционную политику, которая на мой взгляд, должна стать  основой повышения инвестиционной активности в регионе.

Реализация государственной  инвестиционной политики в отдельных  субъектах федерации идет по пути принятия региональных инвестиционных программ, имеющих структуру и  принципы, аналогичные федеральной  концепции. Инвестиционная программа  представляет собой совокупность инвестиционных проектов, выбранных на конкурсной основе, и позволяет сконцентрировать на решении неотложных задач средства как частных инвесторов, так и  местных бюджетов. Это дает дополнительные гарантии инвесторам, делая территорию более привлекательной для инвестирования. Государственная поддержка может  осуществляться посредствам предоставления бюджетных ссуд, товарных кредитов или участия в учреждении хозяйствующих единиц, льготного налогообложения.

На мой взгляд, одним из источников внутренних инвестиций предполагается привлечение средств населения. По данным некоторых авторов на руках у населения находится до 60 млрд. долларов, которые являются «мертвым грузом», неработающими деньгами. Необходимо создать такие условия, при которых бы произошло привлечение именно этих денег, из средств населения, что явилось бы значимым фактором для инвестиционной деятельности государства. Однако. Это можно лишь достичь путем повышения доверия государству среди населения.

Как мне кажется, проблема льготного налогообложения инвесторов занимает важное место в инвестиционной политике. Возможности повышения инвестиционной активности связывают с налогами. Ведь эффективность налоговых льгот для инвесторов недостаточна. Более того, в 2000–2005 гг. система налогообложения стала еще жестче: отмены льготы на реинвестируемую прибыль, принята прогрессивная система налогообложения. Еще в 2000 г. после уплаты налогов в распоряжении предприятий нефтяной промышленности области оставалось 30% прибыли, тогда как по России в целом – 43%; сейчас это соотношение еще более ухудшилось. Вопросы участия нефтегазодобывающих компаний в социально-экономическом развитии региона являются крайне важными и затрагивают не только интересы Тюменской области и входящих в ее состав Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов, но и других субъектов РФ. За период 2000–2005 годы финансирование капитальных вложений по объектам непроизводственного значения в Тюменскую область сократилось почти в 5 раз в сопоставимых ценах. На 2006 год Министерство ставит задачу остановки процесса падения инвестиций по объектам непроизводственного значения Тюменской области, в процессе совместной работы найти способ для дальнейшего увеличения капитальных вложений на нужды социальной сферы. Основными нефтяными и газовыми компаниями намечается направить в 2006 году на финансирование капитальных вложений в социальную сферу за счет всех источников финансирования 3,8 млрд. рублей или 102% к уровню 2004 года.

Перспективным, с моей точки зрения, считается следующий подход. В лицензионных соглашениях о пользовании недрами может оговариваться, что заказы на оборудование, необходимое для освоения месторождений полезных ископаемых, будут размещаться на машиностроительных предприятиях региона. Так в законе Тюменской области «О предоставлении налоговых льгот», принятом областной Думой в августе 1997 г. есть специальное условие предоставления льгот на уплату платежей за пользование недрами. Эти платежи уменьшаются на 5% компаниям, занимающимся разработкой, добычей и переработкой нефти и газа, которые заказывают необходимое для этого оборудование машиностроительным предприятиям Тюменской области.

Стоит вопрос о развитии минерально-сырьевой базы добычи в  южных районах Тюменской области, где развита инфраструктура и  сосредоточены значительные ресурсы  населения. Однако отчисления на воспроизводство  минерально-сырьевой базы от добычи углеводородного  сырья в этих районах незначительные. Распределение средств от части  добычи углеводородного сырья на территории Ханты-Мансийского и  Ямало-Ненецкого округов в эти  районы позволило бы создать базы добычи на обжитых южных территориях  Западной Сибири.

На мой взгляд, важным направлением активизации инвестиционной деятельности предприятий, на мой взгляд, является политика реструктуризации задолженности предприятий перед региональным бюджетом. Так, администрация Ханты-Мансийского автономного округа использует особую форму поддержки инвестиционной деятельности предприятий нефтяной промышленности от уплаты долгов по налогам при условии гарантий реализации инвестиционных проектов по обновлению и реконструкции.

Как мне кажется, в условиях высокой лабильности капитала региональная инвестиционная политика должна быть исправлена не столько на формирование благоприятного инвестиционного климата в регионе в целом, сколько на разработку приоритетов в поддержке тех отраслей, где при минимальных затратах достигается максимальный эффект в обеспечении условий устойчивого регионального развития.

Пристального внимания, на мой взгляд, в будущем заслуживает агропромышленный комплекс Тюменской области, что связано, прежде всего, с решением задач по продовольственному обеспечению населения. Для этого мной предлагается:

  • сохранение всем категориям хозяйств дотаций на зерно;
  • в связи с предполагаемым поэтапным отказам от дотаций и субвенций в сельское хозяйство из федерального бюджета, сохранение на региональном уровне выплат на племенное животноводство и семеноводство, а также на мероприятия по повышению плодородия почв;
  • выделение бюджетных ссуд перерабатывающим предприятиям, осуществляющим закупки сельскохозяйственного сырья, в том числе у населения;
  • расширение предоставления лизинговых услуг сельским товаропроизводителям.

Приоритетными направлениями  развития строительной отрасли в Тюменской области на перспективу, на мой взгляд, являются:

  • обустройство действующих и новых мест нефтегазодобычи;
  • строительство инфраструктурных объектов, нефте- и газопроводов, дорог;
  • ввод в действие природоохранных объектов и очистных сооружений;
  • развитие жилищного строительства, доведя к 2006 году объемы ввода жилья до 2,2–2,4 млн. кв. м общей площади и сооружение объектов социальной сферы.

Отраслевую структуру  инвестиций, на мой взгляд, и впредь будет определять нефтегазодобывающий комплекс. По имеющимся прогнозам к 2006 г. в инвестиционной сфере ожидается оживление, и масштабы строительства достигнут уровня 1990 года.

С моей точки зрения, можно  определить такие перспективные сферы приложения капитала в области, как разработка месторождений торфа и залежей сапропеля. Большие возможности открываются в химической переработке торфа и получении из него фенола, резала, помолака невозможно быстрое развитие современной полимерной химии. А сапропель является ценным удобрением.

Особенностями предстоящего на ближайшие годы экономического развития и процессов инвестирования в Тюменской области, на мой взгляд, будут являться:

  1. преобладания отраслей топливно-энергетического комплекса;
  2. постепенное повышение доли перерабатывающего сектора экономики, в том числе переработка углеводородного сырья;
  3. сохранение относительно высокого интереса иностранных инвесторов к освоению природных ресурсов региона;
  4. наличие большого количества свободных земельных участков, пригодных для промышленного освоения, и крупных водных ресурсов;
  5. наличие резервов мощностей по производству электроэнергии и благоприятных перспектив по созданию новых мощностей использованием в качестве топлива природного и попутного нефтяного газа;
  6. более высокая по сравнению с европейской частью страны и другими регионами стоимость рабочей силы из-за наличия территориальных коэффициентов, северных надбавок и вследствие сложившихся стандартов оплаты труда;
  7. относительно высокая стоимость используемых в строительстве основных материальных ресурсов;
  8. повышенный платежеспособный спрос на потребительские товары и услуги;
  9. возможность появления в северных районах области значительного избыточного населения в связи с особенностями развития нефтегазовой промышленности;
  10. географическое положение региона, находящегося на стыке европейской и азиатской частей страны.

По имеющимся прогнозам предполагается, что Тюменская область сохранит на ближайшую перспективу статус одного из регионов с наиболее высокой инвестиционной активностью.

Из проведенного мной анализа вытекает, что в качестве основных направлений повышения эффективности инвестиционной деятельности, в настоящее время и в ближайшей перспективе на территории Тюменской области, можно назвать:

  • улучшение воспроизводственной структуры капиталовложений, повышение удельного веса затрат на техническое перевооружение и реконструкцию действующих предприятий за счет уменьшения удельного веса нового строительства в производственной сфере;
  • усовершенствование технологической структуры капитальных вложений, увеличение в их составе удельного веса оборудования и сокращение, соответственно, строительно-монтажных работ;
  • изменение отраслевой структуры капитальных вложений с точки зрения значительного повышения жизненного уровня населения, в пользу отраслей, которые вырабатывают продукты питания и предметы личного потребления, сфера обслуживания;
  • приоритетное обеспечение капитальными вложениями прогрессивных направлений научно-технического прогресса, которые способствуют снижению ресурсоемкости производства и повышению качества продукции;
  • увеличение объемов капитальных вложений на строительство комфортного жилья и других объектов общественного пользования и медицинского обеспечения;
  • сбалансированность инвестиционного цикла.

Внедрение предложенных мной мероприятий в ближайшей перспективе в Тюменской области будет способствовать росту инвестиционной привлекательности региона и укреплению инвестиционного климата. Укрепление инвестиционного климата в Тюменской области будет способствовать привлечению дополнительных источников инвестиций, как отечественных, так и зарубежных.

 

 

Заключение

 

В результате проделанной  работы была дана оценка инвестиционной привлекательности Тюменской области.

В результате выполнения работы была достигнута ее основная цель и  решены все задачи, поставленные во введении. В заключении сделаем несколько  общих выводов по работе.

В работе было дано понятие  и критерии инвестиционной привлекательности.

Под инвестиционной привлекательностью будем понимать совокупность критериев, побуждающих инвестора относиться с предпочтением к вложению капитала в данную отрасль. Критериями выступают  валовые показатели, относительные показатели

Информация о работе Инвестиционный потенциал региона