Инвестиционный потенциал региона

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 10:14, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – оценить инвестиционную привлекательность отдельных отраслей экономики Тюменской области и всего региона в целом.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
1. Дать понятие и критерии инвестиционной привлекательности отрасли.
2. Провести обзор методик оценки инвестиционной привлекательности.

Работа содержит 1 файл

Тюменская обл..docx

— 345.88 Кб (Скачать)

К относительным показателям структуры  относятся следующие:

– структура занятости по отраслям промышленности;

– структура прибыли по отраслям промышленности;

– структура выручки по отраслям промышленности.

Индексные показатели включают:

– индекс физического объема производства;

– индекс прибыли;

– индекс рентабельности и т.д.

Вычислив необходимые значения и сравнив их между собой можно  сделать выводы об инвестиционной привлекательности  той или иной отрасли промышленности.

Кандидат экономических наук, старший  менеджер аудиторско-консультационной фирмы ЮНИКОН Серпилин А. в своей статье «Основные подходы к разработке и внедрению стратегии развития предприятия» оценку привлекательности отрасли предлагает проводить по следующему алгоритму.

Прежде всего, необходимо получение  ответов на следующие вопросы:

1. Каковы основные экономические  показатели, характеризующие отрасль?

Отрасли в значительной степени  отличаются друг от друга по таким  характеристикам, как: размеры рынка, масштабы конкуренции, темпы роста  рынка, число фирм-покупателей и их относительные размеры, сложность вхождения в отрасль и выхода из нее, степень вертикальной интеграции продавцов, темпы технологических изменений, размеры экономии на масштабах производства и эффект кривой опыта, степень стандартизации или дифференциации продукции фирм-конкурентов, доходность.

2. Какие конкурентные силы действуют  в отрасли и какова степень  их влияния?

Уровень конкуренции определяется пятью силами: соперничеством между  продавцами внутри отрасли, наличием привлекательных  товаров-субститутов, возможностью вхождения  в отрасль новых конкурентов, влиянием поставщиков и способностью потребителей диктовать свои условия. Задачей анализа конкуренции  в отрасли является оценка каждой силы, определение того, насколько  слабо или сильно ее давление и  затем продумывание конкурентной стратегии, на которую следует ориентироваться  компании с учетом существующих в  отрасли «правил» конкуренции и  которая направлена на то, чтобы: а) изолировать фирму насколько  возможно от воздействия пяти сил  конкуренции; б) использовать «правила»  конкуренции в отрасли на благо  фирмы; в) завоевать конкурентное преимущество.

3. Что вызывает изменение в  структуре конкурентных сил отрасли,  и какое влияние эти факторы  окажут в будущем?

Условия в отрасли и уровень  конкуренции изменятся, поскольку  определенные силы находятся в движении и способствуют или прямо приводят к переменам. Наиболее часто встречающимися движущими силами являются изменения  в долгосрочных тенденциях экономического роста отрасли, изменения в составе  потребителей, внедрение новых продуктов, выход на рынок или уход с него крупных фирм, глобализация, изменение  структуры затрат и производительности, переход потребительских предпочтений к стандартным продуктам от дифференцированных, влияние изменений в законодательстве и в политике правительства, изменение общественных ценностей и образа жизни, уменьшение неопределенности и степени риска. Правильный анализ движущих сил и их влияния на ситуацию в отрасли – предпосылка для грамотной разработки стратегии.

4. У каких компаний наиболее  сильные или на инновационные  стратегии для повышения долгосрочной конкурентоспособности и обеспечения прибыльности. Иногда отрасль, в целом непривлекательная, может оказаться привлекательной для имеющей хорошие позиции фирмы, обладающей необходимыми ресурсами и мастерством для того, чтобы отобрать бизнес у слабых конкурентов.

Ответы на перечисленные вопросы  формируют основу для понимания  среды, в которой действует предприятие, и создают базу для разработки стратегии его развития, соответствующей  общей ситуации и современным  отраслевым тенденциям. Следует отметить, что качественный и глубокий анализ привлекательности отрасли служит важным аргументом в переговорах  с банками, потенциальными портфельными и стратегическими инвесторами, поскольку владельцам свободных  ресурсов необходимо иметь ориентиры  для оптимизации своих вложений.

В рамках рассматриваемого анализа  используется набор приемов и  методических подходов, который позволяет  максимально объективно оценить  изменяющиеся условия и определить характер и уровень конкурентной борьбы в отрасли. Алгоритм его проведения состоит из двух этапов и включает оценку уровня интенсивности конкуренции  и стадии ее развития.

Ключевое место в данном анализе  отводится изучению конкурентной борьбы – первый этап.

Вторым этапом является определение  стадии развития отрасли. Для этого  используются показатели, характеризующие  темпы роста, ее потенциал, эволюцию продуктов и технологии.

На базе сопоставления поэтапных  результатов оценивается уровень  инвестиционной привлекательности  отрасли.

Оценив стадию развития анализируемой  отрасли, специалист по стратегическому  планированию может воспользоваться  базой стандартных характеристик  и получить квалифицированные «подсказки». В частности, для зрелой отрасли  характерны:

– низкая доходность. Замедляющийся рост, возросшая конкуренция, периодически возникающий избыток производственных мощностей оказывают негативное влияние на размер прибыли;

– падение темпов роста. Оно порождает острую конкуренцию за долю на рынке. Большое распространение приобретает ценовая конкуренция;

– сильное влияние конкуренции на издержки. Ужесточаясь, она вынуждает фирмы сокращать издержки на единицу продукции. Примером может служить использование более дешевых компонентов, ликвидация малоэффективных и дорогостоящих звеньев в цепочке ценностей, увеличение загрузки производственных мощностей, реорганизация внутрифирменного управления;

– усиление международной конкуренции.

При анализе внешней среды большое  значение придается прогнозированию  изменений конъюнктуры спроса и  предложения на внутренних и внешних  рынках и оценке тенденций развития отрасли на средне- и долгосрочную перспективу.

Необходимо также отметить, что  каждая отрасль специфична и может  оцениваться по разным показателям. Наиболее важными показателями, отражающими  динамику развития промышленности, являются:

– индекс промышленного производства, который характеризует совокупные изменения производства всех видов продукции и отражает изменение создаваемой в процессе промышленного производства стоимости в результате изменения только физического объема производимой продукции;

– объем промышленного производства в целом по промышленности и ее отдельным отраслям определяется в стоимостном выражении как сумма данных об объеме промышленной продукции, работ и услуг промышленного характера, произведенных юридическими лицами и их обособленными подразделениями независимо от формы собственности.

1.2 Методы оценки инвестиционной  привлекательности

 

Анализ инвестиционной привлекательности  региона и анализ инвестиционной привлекательности отрасли экономики  неразрывно связаны между собой: инвестиционная привлекательность  территории может обеспечиваться только инвестиционной привлекательностью отраслей экономики, размещенных на данной территории; с другой стороны, инвестиционная привлекательность  отраслей промышленности составляет инвестиционный климат территории.

В связи с этим анализ инвестиционной привлекательности будем проводить  по нижеследующий схеме:

 

 

 

Рис. 1.4. Схема анализа инвестиционной привлекательности

 

Отдельно рассмотрим методологии  оценки инвестиционной привлекательности  регионов и отраслей экономики.

Эффективное обоснование стратегических инвестиций учитывает не только индивидуальные показатели динамики результатов хозяйственной деятельности и финансового состояния предприятия – объекта инвестиций, но и отраслевую и региональную специфику, в особенности при долгосрочном периоде окупаемости. Равным же образом, если портфельный инвестор формирует собственный портфель ценных бумаг, полагаясь только на конъюнктуру «голубых фишек», он как бы «следует за рынком» вместо того, чтобы «предвосхищать» его тенденции. В конечном итоге, как показывает многолетний опыт, «последователь» всегда проигрывает «лидеру». Таким образом, не только в реальном инвестировании, но и в обосновании покупки ценных бумаг методологический подход к анализу состояния отрасли является одним из ключевых факторов успеха – портфельные вложения, основывающиеся на чисто эмпирическом мониторинге рынка, в конце концов заканчиваются весьма печально для инвестора.

Можно выделить две основные методологические проблемы оценки инвестиционной привлекательности отрасли:

а) проблема формализации. Любая оценка, по определению, должна в конечном итоге выражаться в числовом выражении, иначе смысл этой оценки будет равен нулю. Особенно это актуально для сравнительного анализа инвестиционной привлекательности данной отрасли с другими отраслями. Чтобы проводить сравнение, нужны определенные, количественно выраженные критерии, унифицированные для отраслей – объектов сравнительного анализа;

б) проблема спецификации методологических подходов исходя из:

– типа инвестиций, – вида инвестиций, – срока инвестиционного периода инвестиций).

Фактор спецификации методологических подходов является особенностью именно отраслевого анализа. Если, допустим, методология финансово-экономической  оценки отдельно взятого инвестиционного  проекта или методология оценки финансового состояния отдельного предприятия по большому счету являются стандартными, то для случая оценки инвестиционной привлекательности отрасли дело обстоит несколько иначе. Тип и вид инвестиций, срок инвестиционного периода настолько существенно влияют на методику оценки, что здесь даже не совсем корректно говорить о методологии, а скорее об общих методологических подходах к оценке отрасли, которые специфицируются в каждом конкретном случае. Иначе говоря, анализ инвестиционной привлекательности отрасли носит ситуационный характер, т.е. в зависимости от «исходных параметров».

Алгоритм проведения анализа инвестиционной привлекательности отрасли включает в себя два этапа: оценку уровня интенсивности конкуренции и оценку стадии ее развития. Ключевое место в анализе инвестиционной привлекательности отрасли отводится изучению конкурентной борьбы, определению ее источников и оценке конкурентных сил. Для этих целей используется модель движущих сил конкуренции, автором которой является профессор Гарвардской школы бизнеса М. Портер. В соответствии с этой моделью, на уровень интенсивности конкуренции в отрасли влияют такие факторы, как угроза входа в отрасль новых производителей, внутриотраслевая конкуренция, давление на производителя со стороны покупателей, давление на производителя со стороны поставщиков сырья и материалов, угроза со стороны продуктов-заменителей, макросреда и государственная политика. Оценка влияния каждой движущей силы на общий уровень интенсивности конкуренции в отрасли проводится на основе балльно-экспертной шкалы.

Информация о работе Инвестиционный потенциал региона