Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 21:44, курсовая работа
Цель работы заключается в исследовании инвестиционная привлекательности России.
Предмет исследования: совокупность экономических отношений между субъектами рыночных отношений по вопросу привлечения и использования инвестиций.
Объект исследования: инвестиционный потенциал российской экономики.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ГОСУДАРСТВА И ИНВЕСТИЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ 4
1.1 Роль современного государства в обеспечении социальной направленности инвестиций 4
1.2 Сущность инвестиций 6
1.3 Роль государства в формировании и развитии источников инвестиций 8
2. ФАКТОРЫ И ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В РОССИИ 14
2.1 Особенности инвестиционной привлекательности экономики России на современном этапе 14
2.2 Анализ структуры и динамики иностранных инвестиций в экономику России 19
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ 27
3.1 Общие рекомендации по совершенствованию государственной системы 27
3.2 Усиление государственного воздействия на привлечение инвестиций в российскую экономику 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
Список используемых источников 31
Инвестиционная политика формируется совокупностью предпосылок и проблем привлечения иностранных инвестиций. Она вырабатывается в зависимости от экономической и промышленной политики, интеграции инвестиционной, технологической и торговой с фискальной и монетарной политикой, так как они все взаимосвязаны. Только полная и хорошо скоординированная политика стабилизирует приток иностранных инвестиций. На наш взгляд существует ряд условий, в той или иной степени влияющих на привлечение иностранных инвестиций.
К неблагоприятным относятся такие как: нестабильное финансовое положение, сильное влияние политики на экономику, фискальные приоритеты федеральных и региональных властей, ненадежность банковской системы, ограниченная доступность для реального сектора долгосрочных кредитов, слабость законодательства о защите инвестиций, бюрократические барьеры при осуществлении вложений, неразвитость рынка недвижимости, криминализация экономики. Эксперты Института немецкой экономики (г. Кельн) в 2002 г. дали интересную оценку факторам, влияющим неблагоприятно на инвестиционный климат в России, по четырехбальной системе и получили следующие данные (табл. 4.). Эти показатели актуальны и сегодня.[8]
Таблица 4. Факторы, неблагоприятно влияющие на инвестиционный климат
№ | Факторы | Баллы |
1 | Нестабильность законодательной базы | 3,12 |
2 | Чрезмерное налогообложение | 2,92 |
3 | Преступность и коррупция | 2,82 |
4 | Высокий уровень инфляции | 2,77 |
5 | Недостаточная покупательная способность населения | 2,74 |
6 | Высокие таможенные пошлины | 2,69 |
7 | Бюрократизм и некомпетентность местных властей | 2,65 |
8 | Неплатежи партнеров по бизнесу | 2,65 |
9 | Недостаточные страховые гарантии государства | 2,31 |
10 | Неразвитость инфраструктуры | 2,28 |
11 | Ограниченность услуг местных банков | 2,27 |
12 | Нехватка надежных партнеров | 1,99 |
13 | Недостаток рыночной информации | 1,84 |
14 | Кадровые проблемы | 1,79 |
15 | Монополизация рынков товаров и услуг | 1,46 |
16 | Нехватка производственных мощностей | 1,19 |
С другой стороны, емкий и насыщенный рынок, выход на рынки стран СНГ, богатые запасы природных ресурсов, квалифицированная и относительно дешевая рабочая сила, значительный научно-технический потенциал считаются благоприятными факторами для привлечения иностранных инвестиций.
Оценка рисков для инвесторов западными топ-менеджерами, работающие в России, приведена в табл. 5 (где 5- самый высокий риск, 1 -- самый низкий риск):
Таблица 5. Оценка факторов риска в России [9]
№ | Риски | Балл |
1 | Произвол бюрократии и коррумпированность | 4,3 |
2 | Неэтичная конкуренция, использование лазеек в законах, применение связей с чиновниками, черный PR | 3,8 |
3 | Риск потери собственности, возможность лишиться своих активов на формально законном основании | 3,7 |
4 | Менеджеры игнорируют права инвесторов | 2,8 |
5 | Непрозрачные финансы | 2,5 |
6 | Риск смены законодательства | 1,8 |
7 | Неэффективный менеджмент, устаревшие методы управления, недостаток знаний | 1,8 |
В настоящее время, привлекая иностранные инвестиции, государство преследует следующие цели: ликвидация инвестиционного голода в ряде отраслей, находящихся в состоянии спада; обеспечение расширенного воспроизводства; выход на внешние рынки и включение в систему международного разделения труда.
Достижение вышеперечисленных целей требует вовлечения новых технологий, усовершенствования систем организации производства и маркетинга, что проще осуществлять в условиях взаимодействия с иностранными инвесторами.
В своем исследовании мы исходим из того, что иностранные инвестиции предпочтительнее кредитов, так как они не увеличивают внешний долг и при этом:
служат дополнительным источником капитальных вложений в производство товаров и услуг, разработку технологий, передовых методов управления и др.;
способствуют получению средств для погашения внешнего долга;
обеспечивают определенную интеграцию национальной экономики в мировую благодаря производственной и научно-технической корпорации;
количество и качество инвестиций в экономику региона определяется степенью привлекательности его инвестиционного климата, что является комплексной характеристикой;
пример других стран показывает, что иностранные инвестиции при наличии продуманной программы привлечения инвестиций, благоприятно влияют на внутреннюю экономику;
существуют отрасли экономики и отдельные виды деятельности, где для иностранного капитала должны быть установлены ограничения в случаях монополизации в производство отдельных видов промышленной продукции, усиления безработицы, возникновения угрозы национальной безопасности, оказания неблагоприятного экологического воздействия;
иностранные инвестиции не способны компенсировать недостаток отечественных инвестиций и активизация иностранных инвестиций может происходить только на фоне успешной деятельности отечественных инвесторов.
В этой связи важно необходимо разработать типовые предложения, касающихся целого ряда важных сторон организации инвестиционного процесса:
дальнейшее расширение мирохозяйственных и дипломатических связей;
устранение информационной изолированности, вызывающей настороженность у иностранных инвесторов;
обозначение порядка проведения технико-экономической экспертизы проектов, требующих гарантий со стороны правительства;
предоставление иностранным инвесторам налоговых льгот;
предоставление льготных региональных кредитов для инвестиционных проектов, обеспечивающих наивысший экономический эффект;
выявление приоритетных отраслей, видов производств, экономических зон, в отношении которых вводятся наиболее льготные условия привлечения инвестиций;
проведение инвестиционных конкурсов с участием иностранных инвесторов;
разработка механизма разрешения споров по контрактам между иностранными инвесторами и российскими предприятиями на территории региона и области;
определение порядка спецификации продукции, как отечественной, так и импортной для собственных нужд предприятиям с иностранными инвестициями на соответствие международным стандартам качества и экологической безопасности;
создание консалтинговых и инжиниринговых компаний, специализированных служб на предприятиях по разработке бизнес-планов и инвестиционных проектов.[13]
Подводя
итог изложенному, можно резюмировать,
что реализация указанных направлений
будет во многом способствовать повышению
эффективности инвестиционной политики,
созданию условий, способствующих росту
инвестиционной активности, разработке
новых инструментов и технологий привлечения
иностранных инвестиций. Кроме того, первостепенное
значение для улучшения инвестиционного
климата в стране и ее регионах имеют политическая
и экономическая стабильность, грамотная
налоговая политика, гарантии иностранным
инвесторам и др.
2.2 Анализ структуры и динамики иностранных инвестиций в экономику России
В структуре иностранных инвестиций в Россию прямые инвестиции в 2007 г. составляли 20,2%, портфельные 2,4%, прочие -- 77,4%. В 2006 г. по сравнению с 2005 г. они выросли на 30,1%, в 2007 г. - на 50,4%.
За 2008г. иностранные инвестиции увеличились в 1,5 раза по сравнению с предыдущим годом и достигли 30 млрд. долларов. Прямые иностранные инвестиций составили 6,8 млрд. долларов и выросли за 2008 г. почти на 70%. Однако более 75% всех зарубежных инвестиции приходится на прочие, что характеризует структуру зарубежного капитала в России как неблагоприятную. В 2008г. прямые инвестиции составили лишь 23% от общего объема иностранных капиталовложений, что в 3 раза меньше показателя 1995 г.
В 2009 г. на прямые иностранные инвестиции приходилось 23% от общего объема прямых инвестиций в России.
2010 г. получился весьма противоречивым с точки зрения притока иностранных инвестиций в Россию. Долгое время их уровень оставался ниже показателей 2009 г., что давало основания для пессимистических прогнозов. Однако благодаря резкому росту притока капитала в последнем квартале 2010 г, его итоговый результат превзошел показатели предыдущих лет, В 2010 г. в Россию поступило 53,7 млрд. долл. иностранных инвестиций, т.е. на 32, 4% больше, чем в 2009 г., и это отрадный факт для нашей страны. Уровень 2009 г., который до этого был максимальным, в абсолютном выражении был превышен сразу на 13 млрд. долл. При этом в течение 2010 г. приток капитала был крайне неравномерным. В частности, по итогам I полугодия в страну поступило всего 16, 5 млрд. долл., а за три квартала - 26, 8 млрд. долл. Таким образом, согласно данным Росстата, за IV квартал 2010 г. в страну пришло столько же капиталов, сколько за девять предыдущих месяцев вместе взятых. Это отличается от статистики предыдущих лет, когда приток капитала был более или менее равномерным на протяжении всего года.[16]
Прямые зарубежные инвестиции в Россию в 2010 году составили $13 млрд. 072 млн. и выросли на 38,8% по сравнению с 2009 годом. В том числе взносы в капитал составили $10 млрд. 360 млн. (рост на 41,8%), кредиты, полученные от зарубежных совладельцев предприятий, - $2 млрд. 165 млн. (рост на 27,7%), лизинг - $143 млн. (рост в 6,2 раза), прочие прямые инвестиции - $404 млн. (рост на 2,0%).
Благоприятным следует признать тот факт, что темпы роста прямых инвестиций были самыми высокими. Это привело к росту их доли в притоке и накоплениях иностранного капитала.
Наиболее значительно среди видов прямых инвестиций выросли объемы лизинга. Это обстоятельство наглядно свидетельствует о повышении значения лизинга как инструмента инвестиционного сотрудничества, что является положительным фактором, поскольку до сих пор его роль была крайне незначительной по сравнению с той, какую он играет в развитых странах.
Далее, по темпам роста среди видов прямых инвестиций следуют взносы в капитал. Они традиционно являются важнейшей составной частью прямых инвестиций в РФ (80%). Отметим также, что в 2009 г. рост взносов в капитал был все-таки более существенным. В 2010 г. продолжился рост кредитов от иностранных совладельцев предприятий, а объем прочих прямых вложений остался практически неизменным. Такая тенденция наблюдалась и в 2006 году.
Портфельные иностранные инвестиции в Россию за 2010 год составили $453 млн., что на 36,3% выше уровня 2009 года. Портфельные инвестиции в 2010 г. росли быстрее среднего уровня. Из-за опережающего роста прямых капиталовложений их доля сократилась.
Абсолютным лидером по динамике, но не по объему среди видов портфельных инвестиций, стали долговые ценные бумаги. Это обстоятельство может свидетельствовать о постепенном росте доверия иностранных инвесторов к российскому рынку корпоративных долговых обязательств и стране в целом. Портфельные инвестиции в развитых странах сегодня имеют существенно большее значение, чем прямые капиталовложения. В России же они остаются крайне незначительными во многом из-за низкого уровня доверия со стороны иностранных партнеров в сочетании с невозможностью портфельных инвесторов реально влиять на политику компаний, акционерами которых они становятся. Наибольший объем в 2010 г. приходился, как и все последние годы, на прочие инвестиции.
Объем накопленных в России иностранных инвестиций по итогам 2010г. составил практически 112 млрд. долл., что на 36, 6% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года (табл.2.6). Годом ранее этот показатель был примерно на 30 млрд. долл. меньше. Данный показатель более наглядно отражает рост реального значения иностранных инвестиций в России, поэтому на динамике накопленных инвестиций остановимся подробнее.