Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 21:44, курсовая работа
Цель работы заключается в исследовании инвестиционная привлекательности России.
Предмет исследования: совокупность экономических отношений между субъектами рыночных отношений по вопросу привлечения и использования инвестиций.
Объект исследования: инвестиционный потенциал российской экономики.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ГОСУДАРСТВА И ИНВЕСТИЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ 4
1.1 Роль современного государства в обеспечении социальной направленности инвестиций 4
1.2 Сущность инвестиций 6
1.3 Роль государства в формировании и развитии источников инвестиций 8
2. ФАКТОРЫ И ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В РОССИИ 14
2.1 Особенности инвестиционной привлекательности экономики России на современном этапе 14
2.2 Анализ структуры и динамики иностранных инвестиций в экономику России 19
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ 27
3.1 Общие рекомендации по совершенствованию государственной системы 27
3.2 Усиление государственного воздействия на привлечение инвестиций в российскую экономику 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
Список используемых источников 31
Однако и содействие мелкому местному бизнесу тоже не может быть решением проблемы отсталых регионов: мелким фирмам требуется венчурный капитал, доступ к информации, квалифицированная рабочая сила, потенциальные заказчики в лице крупных частных фирм - всего этого в отсталых регионах не хватает. Поэтому для развития малого бизнеса требуется огромная помощь государства, и то она может лишь ускорить ротацию компаний при нулевом эффекте в итоге для экономики района. Таким образом, задача государства - добиваться сбалансированного развития крупного, среднего и мелкого бизнеса в проблемных регионах. Выборочное обследование инвестиционной активности промышленных организаций проведенное Госкомстатом, позволило выявить факторы, ограничивающие их инвестиционную деятельность.
Таблица
2. Факторы, ограничивающие инвестиционную
деятельность (в процентах)
Факторы | Годы | |||
2008 | 2009 | 2010 | 2010г. к 2008 г. увеличение(+) уменьшение (-) | |
Недостаток собственных финансовых средств | 41 | 53 | 68 | +27 |
Высокий процент коммерческого кредита | 47 | 35 | 31 | -16 |
Сложный механизм получения кредитов для реализации инвестиционных проектов | 39 | 31 | 24 | -15 |
Инвестиционные риски | 35 | 33 | 27 | -8 |
Неопределенность экономической ситуации в стране | 49 | 35 | 29 | -20 |
Несовершенная нормативно-правовая база, регулирующая инвестиционные процессы | 36 | 30 | 22 | -14 |
Как видно из таблицы 2, такие факторы как несовершенство нормативно-правовой базы и неопределенность экономической ситуации достаточно устойчивы по годам и относится к так называемым внеэкономическим факторам. Среди экономических факторов выделяется недостаточное наличие собственных финансовых средств, в частности прибыли, фактор, связанный с кредитом. Речь идет, во-первых, о сложностях с его получением (особенно долгосрочном) и о высокой процентной ставке коммерческого кредита. Интерес представляет и социально-психологический подход к динамике инвестиций Я. Корнай, который писал: "Динамика инвестиционной политики определяется двумя моделями механизмов управления: управление, ориентирующееся на нормы и на границы терпения. Центр изменяет политику в тех случаях, когда инвестиционная сфера значительно отклоняется от нормы или наталкивается на одну из границ терпения". Границы терпения зависят от различных факторов: от того, кого отягощают негативные последствия событий, какова способность к терпению, какова та потеря, которая может быть воспринята безропотно; какова готовность и способность протестовать. Границы определяют общественно-политическим климатом.
Развитые страны в процессе создания капитальной базы экономики широко используют кредиты. В России большую часть инвестиций получают за счет собственных средств предприятия. Это связано с высоким уровнем кредитных ставок. Ставки в свою очередь связаны с наличием денег. Российские банки в большинстве не обладают крупными активами, их увеличение означает укрепление капитальной базы банков пенсионными и страховыми деньгами, а также такими активами как земля, жилье, недра (только российская недвижимость оценивается в 500 млрд. долл., не считая земли).
В заключение отметим, что основные причины снижения доходности реального сектора, кризиса его финансовой системы, блокирования процесса накопления, общеизвестны. Все они органически связаны с политикой проведения экономических реформ. Экономическая политика правительства очень последовательно и перманентно способствовала отвлечению финансовых ресурсов из реального сектора в сферу обращения, в основном в финансовый сектор, в торговлю, общественное питание и ТЭК. Данная ориентация экономической политики выдерживалась на всех основных этапах экономических реформ, обеспечивая первоначальное накопление капитала узкому кругу доверенных лиц. Здесь следует подчеркнуть, что прибыль выступает одним из важнейших источников инвестиционного финансирования, но при этом многое, если не все определяет уровень рентабельности и объем получаемой прибыли. По имеющимся данным "чтобы предприятие могло превращать в капиталовложения, образуемые из прибыли, хотя бы 10% своего валового продукта, его валовая прибыль должна составить примерно 20% от величины этого продукта. Такой уровень рентабельности следует считать минимально необходимым для инвестиционного самообеспечения.
Сложившийся инвестиционный климат в России свидетельствует о несостоятельности заложенной в основу реформ гипотезы саморегулирования инвестиционного рынка. Принятие в этой сфере рыночного механизма дало результаты, резко отличающиеся от ожидаемых итогов.
Бюджетные средства выступают неотъемлемым элементом структуры источников финансирования инвестиций и в условиях рыночной экономики, что обуславливается объективной необходимостью выполнения государством определенных хозяйственных функций в качестве одного из субъектов общественного воспроизводства.
Инвестиционная экономическая политика государства должна быть социально ориентирована, т.е. должны быть созданы институты социально ориентированных экономических взаимодействий при привлечении и распределении инвестиций. К таким институтам следует отнести инструменты государственного регулирования инвестиционных процессов: установление налоговых льгот, освобождение от таможенных пошлин; установление специальных налоговых режимов; создание правовой базы по использованию инструментов привлечения капитала (кредиты, залоги, лизинг и др.).
Необходима взаимосвязь институциальной системы государства с его социальной детерминантой, т.е. решения триединой задачи:
Формировать социально-ориентированные государственные социальные устройства.
Мобилизация интеллектуального капитала всех ветвей власти для создания соответствующих институтов.
Обеспечить
процессуальную дееспособность институциональных
устройств и институтов.
2.
ФАКТОРЫ И ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОГО
КЛИМАТА В РОССИИ
2.1 Особенности инвестиционной привлекательности экономики России на современном этапе
Категория «инвестиционный климат» определяется наличием условий инвестирования, влияющих на предпочтение инвесторов при выборе того или иного объекта инвестирования. Эта категория включает в себя показатели политической (включая законодательство), экономической и социальной среды, оказывающие влияние на эффективность инвестиций, которые, в конечном счете, предопределяют степень риска капиталовложений и возможность их эффективного использования. От существующего в стране инвестиционного климата зависит, насколько готовы иностранные инвесторы вложить свои инвестиции в экономику страны.
Инвестиционный климат характеризует ряд параметров: экономические условия (спад, подъем, стагнация), таможенный режим, национальное законодательство, валютная политика, темпы экономического роста, темпы инфляции, стабильность валютного курса, уровень внешней задолженности и др.[3]
На наш взгляд основными показателями благоприятного инвестиционного климата являются: безэмиссионное финансирование бюджета, снижение инфляции, преодоление спада в ряде отраслей промышленного производства, положительное сальдо внешней торговли и высокая деловая активность в стране, наличие важнейших рыночных институтов, предоставление гарантий частным инвесторам, ценовое регулирование производства и спроса.
Заметим, что инвестиционный климат зависит от объективных возможностей и конкретных условии деятельности, или, говоря другими словами, инвестиционного потенциала и инвестиционного риска.
Инвестиционная привлекательность включает в себя инвестиционный потенциал и инвестиционный риск и характеризуется взаимодействием этих категорий. «Инвестиционная привлекательность региона -- это совокупность различных объективных признаков, свойств, средств, возможностей региона, обуславливающих потенциальный платежеспособный спрос на инвестиции».
В 2006 году агентством PBN Company проведен независимый опрос иностранных инвесторов об инвестиционной привлекательности России, который показал следующий результаты: судебная реформа - 3%, благоприятный налоговый режим - 17%, административные реформы - 23%, дешевая электроэнергия и сырье, технологический и научный потенциал - 31%, общая политическая стабильность - 40%, макроэкономическая стабильность - 46%, высокое качество и низкая стоимость рабочей силы - 55%,ускорение темпов роста российской экономики - 77%.[16]
При определении инвестиционного потенциала важно учитывать основные макроэкономические характеристики, насыщенность территории факторами производства, потребительский спрос населения и другие показатели.
Как показывают эмпирические исследования, для инвестора наиболее значимыми являются потребительский потенциал и законодательный риск, в то время как экологический риск и ресурсный потенциал наименее значимы при выборе места инвестирования.
Инвестиционный климат в целом по стране неодинаков, но он может быть благоприятным в условиях эффективной координации действий всех участников инвестиционного процесса, где наряду с инвесторами участвуют организации, представленные в табл. 3.[6]
Таблица 3. Участники инвестиционного процесса
№ п/п | Участники инвестиционного процесса |
11 | Правительство РФ: Министерство финансов, Министерство экономики, отраслевые министерства |
22 | Специализированные инвестиционные государственные организации: Российская финансовая корпорация, ГОСИНКОР, иные правительственные организации |
33 | Правительство области: Областные инвестиционные компании, Областные лизинговые компании, Центр содействия предпринимательству, Областные инвестиционные программы, Областной комитет по Управлению Госимуществом |
44 | Банки и другие кредитные организации: Российские коммерческие банки, Правительство области, иностранные банки, иностранные Фонды, иностранные банковские объединения, банки стран СНГ, иные кредитные учреждения |
55 | Иностранные инвесторы: частные компании, иностранные кредитные организации, программы иностранных правительств |
66 | Частные российские инвесторы: приватизированные и частные предприятия, финансово-промышленные группы, институциональные инвесторы, физические лица |
77 | Реципиент инвестиций: юридическое лицо |
88 | Привлекаемые структуры: иностранные и российские консалтинговые компании, центры сертификации предприятий и продукции, научные и проектные организации, юридические фирмы, поставщики, изготовители, строители |
Такое большое число участников инвестиционного процесса связано с целым рядом этапов, без выполнения которых невозможно достижение цели, то есть привлечение иностранных инвестиций.
Инвестиции выступают решающим фактором и условием регионального развития. Субъекты, испытывающие дефицит инвестиций, заинтересованы в их постоянном поступлении для восполнения инвестиционного недостатка. Наиболее привлекательными являются промышленно развитые и богатые природными ресурсами регионы.