Инвестиционная политика Республики Беларусь 2009 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 00:31, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – оценка перспектив изменений инвестиционного климата в Беларуси и его активизации на основе существующих тенденций его развития и инвестиционной политики государства, в которой также необходимо выявить наиболее слабые стороны и указать необходимые меры для их устранения.

Поставленные задачи: проведение исследования инвестиционного климата Беларуси при последовательном рассмотрении всех факторов, влияющих на его изменение, и попытка дать оценку его текущего состояния.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………4

1 Инвестиции, инвестиционная деятельность, инвестиционная политика: понятие, сущность………………………………………………………………...6

Понятие и сущность инвестиций, формы инвестиций..................................6
Инвестиционная деятельность, ее формы………………………….. ………..8
Сущность и содержание инвестиционной политики Республики Беларусь...9
2 Основные направления инвестиционной политики и участие государства в ее формировании и реализации………………………………………………………11

2.1 Основные направления и программа инвестиционной политики Республики Беларусь на текущий год…………………………………………………………..11

2.2 Государственное регулирование инвестиционной деятельности…………...14

3 Особенности инвестиционной политики Республики Беларусь 2009 года, опыт ведущих стран в преодолении инвестиционного кризиса………………………19

3.1 Особенности инвестиционной политики Республики Беларусь и тенденции развития……………………………………………………………………………..19

3.2 Особенности инвестиционной политики Республики Беларусь и тенденции развития……………………………………………………………………………..23

Заключение………………………………………………………………………....26

Список использованных источников…………………………………………….28

Приложение

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 306.50 Кб (Скачать)

   В целях достижения быстрого  экономического роста  в нашей  республике необходимо, чтобы проведение  промышленной политики направлялось  на получение максимальной отдачи  от трудоемких производств, а  по мере накопления финансовых ресурсов развивались капиталоемкие и наукоемкие производства. Промышленная политика должна содействовать развитию предприятий, самостоятельно зарабатывающих прибыль. Ввиду больших начальных затрат и длительного производственного цикла на предприятиях, обеспечивающих “прорыв” в развитии экономики, получение долгосрочных и стабильных доходов, государству нужно обеспечить (через сеть государственных банков и финансовых институтов) льготное кредитование именно таких предприятий.

Опыт  Японии четко показывает, что обеспечение максимально быстрого  роста в приоритетных отраслях экономики, разработки и внедрения достижений научно-технического прогресса возможно лишь при невысоком уровне ссудного процента. Поскольку в условиях недостаточного накопления финансовых ресурсов в трансформирующейся экономике свободное рыночное определение процента приводит к его установлению на очень высоком уровне, а кредиты для нуждающихся в них предприятий становятся недосягаемыми.

Кредиты выдаются под достаточно высокий процент, а рентабельность реального сектора экономики не превышает 15%. Следовательно, это значит, что подход к процентной политике в банковской системе требует коренного изменения. Получается, что размер ссудного процента, зависящий в первую очередь  от ставки рефинансирования, устанавливаемой центральным банком, диктует условия для  развития  реального сектора. При этом известен  тот  факт,  что  приращение  капитала  не  может происходить в сфере денежного оборота.  Основу  приращения  капитала  должны составлять сделки, касающиеся реально существующих товаров и  услуг.  Деньги сами  по  себе  не  могут  приносить  новые деньги, а капитал должен использоваться в производительных целях. Поэтому именно уровень прибыльности,  формирующийся  в  производственном  секторе  в  процессе  его развития, определяет ставку дохода в банковской системе, а не наоборот. Таким образом, в денежно-кредитной сфере также следует провести изменения, направленные на поддержку промышленной политики. Необходимо, чтобы не банки задавали темп развития реальной экономике, а производственный сектор начал создавать благоприятный для себя инвестиционный климат. Уровень рентабельности народного хозяйства должен определять размер ссудного процента. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                      
 
 
 
 
 

            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

В данной курсовой работе даны определения таким  понятиям как инвестиции, инвестиционная деятельность и инвестиционная политика, а также я указала на необходимость  государственного регулирования инвестиционной деятельности, попыталась определить приоритеты инвестиционной политики на современном этапе, выявить ее наиболее слабые стороны и указать необходимые меры для их устранения.

В ходе данной курсовой работы мы выяснили, что:

1. Инвестиции - вложение капитала во все формы и объекты экономической деятельности с целью получения прибыли или достижения иного полезного эффекта (социального, экологического).

Инвестиции  играют ключевую роль в рыночной экономике: обеспечивают создание и обновление основных фондов различных отраслей экономики, ее структурную перестройку; повышение  конкурентоспособности производимых товаров и укрепление экспортного потенциала предприятий; удовлетворение социальных потребностей народа; улучшение экологии; укрепление  обороноспособности страны.

Инвестиции  классифицируются по следующим признакам: по объекту вложения, по характеру  участия в инвестировании, по периоду  вложения, исходя из форм собственности  инвесторов.

2. Инвестиционная  деятельность- вложение инвестиций  юридическими, физическими лицами и государством в производство продукции или их иное использование с целью получения прибыли или дохода, а также для достижения иного результата.

Выделяют  следующие объекты инвестиционной деятельности: недвижимое имущество, ценные бумаги, интеллектуальную собственность. Инвестиционная деятельность может осуществляться в следующих формах: создание юридического лица, приобретение имущества или имущественных прав, концессии. Именно концессии могут стать привлекательной формой внешнего финансирования государственных предприятий нашей республики в условиях недостаточности внутренних источников.

3. Правильно  организованная инвестиционная  политика должна обеспечить эффективное  использование инвестиций, рациональную  структуру экономики и национальную безопасность.

Основным  разработчиком и координатором  государственной инвестиционной  политики, ответственным за ее реализацию, является Департамент по делам инвестиций Министерства экономики Республики Беларусь.

Главная цель инвестиционной политики – преодоление инвестиционного кризиса, активизация инвестиционной деятельности.

4. Не  менее  важной  стороной  воздействия   и  развития экономики является  инвестиционная политика государства.  От того  на  сколько грамотно  и правильно пользуется  правительство   набором  всех  инструментов, зависит успешное развитие экономики.

Все без  исключения государства заинтересованы в привлечении средств  в  свою

экономику. Поэтому государство регулирует, направляет и стимулирует инвестиционные процессы в стране.

 Государственное  регулирование может осуществляться  прямым и экономическим методами. Не умаляя значения прямого участия государства в инвестиционной деятельности, основными, на мой взгляд, являются именно экономические методы регулирования, обеспечивающие создание благоприятных условий для привлечения частных инвестиций и роста инвестиционной активности.

5. Инвестиционной  политики  Республики Беларусь  на текущий год строится на  основных направлений социально-экономического  развития Республики Беларусь  до 2010 года и Программы социально-экономического  развития Республики Беларусь  на 2006-2010 годы.

6. Оценка  современного состояния инвестиционной  деятельности, цели и задачи социально-экономического развития страны определяют основные задачи и направления инвестиционной политики Республики Беларусь на долгосрочный период:

  • повышение инвестиционного рейтинга Беларуси путем улучшения инвестиционного климата и снижения инвестиционных рисков;
  • выделение и концентрация инвестиционных ресурсов на реализацию приоритетных направлений структурной перестройки экономики;
  • разработка и внедрение эффективного механизма инвестирования в экономику страны посредством дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы и приведения ее в соответствие с международными стандартами;
  • усиление роли амортизационных отчислений в инвестиционном процессе;
  • расширение системы лизинговых операций, которые позволяют решать проблемы модернизации и технического перевооружения производства (особенно в сфере малого предпринимательства) без значительного стартового капитала;
  • стимулирование роста объемов прямых иностранных инвестиций и долгосрочных кредитов;
  • развитие инвестиционного сотрудничества со странами СНГ, в первую очередь с Россией, и другими зарубежными государствами.

7.    На мой взгляд, необходимо учитывать  опыт  зарубежных стран, находившихся  в сходной с Беларусью ситуации, не забывая при  этом  адаптировать  его  к  конкретной  ситуации  как страны, так и мировой экономики в целом.

Экономика страны находится именно на той стадии, когда постоянный спад в инвестиционной сфере стал одной из самых негативных тенденций, которая грозит полным экономическим крахом. В этой связи осуществление комплекса мероприятий  по интенсификации инвестиционной деятельности является чрезвычайно актуальным.

  
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Инвестиционный  кодекс Республики Беларусь от 22.06.2001г. №37-З. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. –2001. - №62. –С.78
  2. Финансы и кредит: учеб. Пособие / Л.Г. Колпина, Г.И. Кравцова, В.Л. Тарасевич; под общ. ред. Л.Г .Колпиной - Минск : Книжный дом. Мисанта, 2005. - 336с.
  3. А.Н.Тур, М.И.Плотницкий. Цели, задачи, приоритеты в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы/ А.Н.Тур. -  Минск: Мисанта,2007. – 120 с.
 

4.       Закон Республики Беларусь от 19 декабря 1991 г. № 1319-XII «О налоге на добавленную стоимость».

5.       www.invest.Belarus.by.

6.     Головачев А.С. Экономика предприятия ч.2.- Минск: «Вышэйшая школа», 2008. – 441 с.

7.     www.finance.by.

8.     «Право Беларуси» №5, 2004г, с.13

9.      «Советская Белоруссия» №197, 2009

10.     «Недвижимость Беларуси» от 21.09.2009 г.

11.   Лыч,  Г.М. Инвестиционная политика Беларуси (анализ, проблемы, предложения): пособие / Г.М. Лыч. - Минск.: БГЭУ, 2005 - 159 с.

12.    Экономическая  теория. Учебник / Под ред. И.П.Николаевой. – Минск: ПРОСПЕКТ, 2000. – 448 с.

13.   Курс  экономической теории; учебник для высших учебных заведений. - Минск 2003. – 74 с.

14. www.neg.by

15. Инвестиции  и строительство в Республике  Беларусь: Стат. Сб. Минск: Минстат РБ, 2009. - 274 с. 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                            
 
 
 
 

                                            ПРИЛОЖЕНИЕ А 

        Таблица А.1 Основные показатели инвестиционной политики 

Показатель 1995г. 2000г. 2005 г. 2009 г.
1 2 3 4 5
Темпы роста (снижения) инвестиций

в основной капитал  за пятилетия

 
38,5
134,0  
121,0
117,6
Функциональная  структура инвестиций в основной капитал (в фактически

действовавших ценах)

 
 
100,0
100,0  
 
100,0
100,0
В том числе:

производственные

 
58,8
57,6  
63,8
63,5
непроизводственные 41,2 42,4 36,2 36,5
Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования 100,0 100,0 100,0 100,0
В том числе:        
республиканский и местные бюджеты                   25,9 20,3 19,7 20,1
собственные средства предприятий  

и организаций, включая кредиты  

49,5 51,4 60,7 65,5
население, включая кредиты 18 17,7 14,1 7,47
иностранные инвесторы 6,6 4,6 5,5 6,93

Информация о работе Инвестиционная политика Республики Беларусь 2009 года